План урока
план-конспект занятия по русскому языку на тему

Чудакова Нина Николаевна

Сочинение-описание по картине В.Д. Поленова «Московский дворик»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА:

Сочинение-описание по картине В.Д. Поленова «Московский дворик»

ЦЕЛИ:

  1. познакомить с жизнью и творчеством В.Д.Поленова ,подготовить учащихся к сочинению –описанию по картине «Московский дворик».

  1. развитие речи, образного и логического мышления, кругозора учащихся

  1. воспитание художественного вкуса, любви к родному слову и к литературе

ОБОРУДОВАНИЕ:

УЧЕБНИК, ЦВЕТНЫЕ МЕЛКИ, ЗАГОТОВКИ НА ДОСКЕ, МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ УСТАНОВКА, ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ В ПРОГРАММЕ Power Point УЧЕБНИК ПОД РЕДАКЦИЕЙ Р.Н.Бунеева 5 класс Москва издательство БАЛАСС 2012 год  

ХОД УРОКА:

Основное содержание урока

Предметные и метапредметные результаты

  1. Орг . момент.

 Регулятивные: самостоятельно составлять план решения учебной проблемы. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Личностные: умение вести диалог с учителем и одноклассниками, совершенствовать собственную речь. Коммуникативные: оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание, владеть монологической и диалогической формами речи, задавать вопросы и отвечать.

  1. Проверка готовности к уроку

  1. Вступительное слово учителя о живописи как виде изобразительно искусства, жанрах живописи, о творчестве В.Д. Поленова, об истории создания картины «Московский дворик» (слайды 1-3).

Василий Дмитриевич Поленов принадлежал к тем редким натурам, которые, подобно магниту, объединяют вокруг себя всех, сплачивают людей не силой и волей, а мягкостью и доброжелательством. Он был высокого роста, красивый, деятельный, спокойно рассудительный, вокруг него всегда царила дружелюбная атмосфера. В 1872 году от Академии художества В.Д. Поленов получил  заграничную командировку на шесть лет. Он путешествовал по Европе, в Германии основательно изучал произведения немецких художников, особенное впечатление (которое он сравнил с «опьянением опиумом») произвели на него романтические полотна А. Бёклина с их «одухотворением» пейзажа и возрождением культа античности.

Затем В.Д. Поленов переехал в Италию, изучил музеи Рима, Флоренции, Неаполя и Венеции, копировал некоторые произведения мастеров Возрождения, в то же время и сам писал с натуры. Колорит его заграничных произведений хоть и был богат и разнообразен, но  настоящим русским художником он стал тогда, когда на его картины пролился живой, вибрирующий свет « открытого воздуха».

После возвращения в Россию В.Д. Поленов поселился в Москве. С окончанием заграничного путешествия художник получил большую творческую свободу. Это отразилось на его живописи. Отличительным качеством новых работ В.Д. Поленова стало появление в них света и воздуха, которые так поразили критиков и ценителей искусства в картинах: «Бабушкин сад», «Лето», в «Московский дворик». Именно В.Д. Поленову суждено было стать на русской почве «мастером интимного пейзажа».

Этюд к картине «Московский дворик» художник писал из окон своей московской квартиры (на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков). Этой картиной В.Д. Поленов дебютировал на Выставке художников в 1878 году. Посылая ее в Петербург, он писал И.Н. Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». Однако именно эта «картинка» принесла В.Д. Поленову известность и славу.

Слад1-4 Что изображено на картине? Как иначе можно назвать художника? Как иначе назвать картину? Какое место изображено на картине? Какое время года? Почему видно, что это начало лета? Какие постройки вы здесь видите?

  1. Рассматривание репродукции, формирование общего впечатления от картины. Работа над вступлением к сочинению (слайд 4).

На картине изображен московский двор в начале лета. Это уголок старой Москвы — с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее почти провинциальным укладом жизни. Мы видим утро ясного солнечного дня. Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю. Дворик постепенно оживает: торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито роются в земле у сарая куры, затеяли возню в зеленой траве ребятишки. Пригревшись на солнце, мирно ожидает своего хозяина запряженная в телегу лошадь. Девочка в белой кофте и длинной юбке внимательно рассматривает цветок, который держит в руках. Неподалеку горько плачет маленькая девчушка. Все дышит любовью художника к людям и к жизни: белоголовые ребятишки, корявые березы, пушистый ковер молодой травы, покосившиеся хозяйственные постройки, сверкающие белизной нарядные особнячки, стройные храмы, кружевные колокольни, блестящие в лучах солнца купола церквей. И над всем — бездонное голубое небо. Художник использует всевозможные оттенки зеленого и голубого цветов и этим добивается легкости, воздушности, плавности переходов. Есть в этой картине что-то близкое и родное каждому. Для многих людей «Московский дворик» В. Д. Поленова — одна из любимейших картин.

Cлайд4 .Кого из людей вы видите на полотне? Что закрывает особнячок от любопытных взглядов?

  1. Работа над основной частью сочинения: анализ названия картины, её деталей, заполнение индивидуальных таблиц учащихся.

Словарная работа

Слайды 5-17из Какие постройки вы здесь видите? Кого из людей вы видите на полотне? Что загораживает особнячок от любопытных взглядов?  Что изображено на заднем плане?

  1. Работа над заключительной частью сочинения: беседа об общем впечатлении от картины.

Слайд 18 – вопросы

  1. Написание сочинения.

Слайд 19

Сочинение–описание по картине В.Д.Поленова

«Московский дворик».

Василий Дмитриевич Поленов – замечательный художник – пейзажист. «Московский дворик» - лучшее полотно мастера. Впервые картина была выставлена в Третьяковской галерее. На картине изображен московский дворик в начале лета. Мы видим утро ясного солнечного дня. Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю .На картине изображена белокаменная церковь с колокольней, белый купеческий особнячок, полуразрушенный сарай с выросшим на крыше деревом и колодец .Торопливо направляется  к колодцу женщина, затеяли возню на зеленой траве ребятишки, мирно ожидает своего хозяина запряженная лошадь, маленькая девочка внимательно рассматривает цветочки. Картина создает прекрасное настроение, покой и умиротворение .Есть в этой картине что-то родное и близкое каждому!

Рябчикова Наталья

Поленов - замечательный художник .Родился в 1844., а умер в 1924, когда ему было 83 года. .За время жизни создал много шедевров .Самые знаменитые его работы-«Московский дворик», «Бабушкин сад»,  «Заросший пруд».Я буду описывать картину «Московский дворик».

«Московский дворик» - лучшее полотно мастера! Вот что изображено на этой картине: на ясном небе распростерлись кучевые облака, похожие на барашков из ваты .Стоит пятиугольная церквушка, а рядом с ней- шатровая колокольня. Купеческий особнячок находится в уголке дворика, к нему пристроен сарай с колодцем. На крыше сарая выросло деревце .На зеленой травке играет белоголовая ребятня. Неподалеку от нее идет женщина с коромыслом, а мимо ребятишек бежит понурая лошадка - за забором купеческая Москва.

Мне очень понравилась эта картина. Кисть Поленова волшебна, так как произведение дарит прекрасное настроение!

Лапенко Александра.

В.Д.Поленов - замечательный художник ,именно он написал картину «Московский дворик.»

«Московский дворик» - лучшее полотно мастера. На нем изображена  пятикупольная  церковь с белокаменной шатровой колокольней. В стороне – белый купеческий особнячок ,одну сторону которого перекрывает большой сад. Около особнячка идет женщина с коромыслом, а недалеко играет белоголовая ребятня .На зеленой травке стоит лошадка, запряженная в сани .Девочка, повязанная белым платочком, перебирает свежие цветы .За забором – процветающая Москва.

Поленов написал замечательную картину! Кажется,  что у художника волшебная кисть.

Петрова Валерия

План написания сочинения.

1. Поленов - замечательный  художник – пейзажист.

2. «Московский дворик» - лучшее полотно мастера.

А) Белокаменная церковь с колокольней.

Б) Белый особнячок

В) Длинный сарай и колодец, женщина с коромыслом.

Г) Понурая лошадка.

Д) Белоголовая ребятня.

Е) За забором – купеческая Москва.

3. Прекрасное настроение, покой и умиротворение. Волшебная кисть художника.

ЛИТЕРАТУРА:

1. «КТО есть в мире КТО» ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО «СЛОВО».

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЭКСМО МОСКВА 2007 СТР.887.

2. Р.Н.БУНЕЕВА И ДР. УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 6 КЛАССА 2012 МОСКВА ИЗАТЕЛЬСТВО      БАЛАСС

3.МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 6 КЛАССА МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО БАЛАСС 2012Г.

4. РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие растений. Урок биологии в 6 классе. (план урока)

Урок биологии в 6 классе по изучению многообразия растений....

План урока "Свойство углов треугольника" (1 урок). 5класс

На уроке в 5 классе для освоения новой темы используется проблемная ситуация через выполнение практических заданий.(УМК под редакцией И.И.Зубаревой  и  А.Г. Мордковича)...

ПЛАН УРОКА (Экономическая социализация 10 класс) Тема урока: Умение вести переговоры

Курс преподавание "Экономической социализации" в основной школе -интегрированный курс, информационно насыщенный мультипредметными связями,включающими и жизненный опыт старших школьников и ранее приобр...

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

План урока русского языка в 8 классе с казахским языком обучения. Тема урока:"Сложные прилагательные"

Урок построен на основе групповых форм организации учебной деятельности, с применением критериального оценивания...

план урока по теме "Умножение" 5 класс, урок №2

План содержит технологическую карту по ФГОС, конспект урока и презентацию....

План конспект урока. Требования к плану урока.

План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б...