Урок стилистики в 10 классе
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Селезнева Елена Александровна

Цели урока:

1.     Познавательный аспект: повторить и обобщить изученное, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы знаний разного типа.

2.     Развивающий аспект: развивать речь,  внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умения работать со временем.

3.     Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК СТИЛИСТИКИ В 10 КЛАССЕ

Тема урока: Стилистика текста. Как анализировать текст?

(слайд 1)

Цели урока:

  1. Познавательный аспект: повторить и обобщить изученное, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы знаний разного типа.
  2. Развивающий аспект: развивать речь,  внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умения работать со временем.
  3. Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование: рабочее место урока, презентация (Приложение 1), текст (Приложение 2), медиапроектор или интерактивная доска для демонстрации слайдов, компьютерные тесты, электронный словарь на сайте http:/www.gramota.ru/.

ОК1(слайд 2).

ТЕКСТ

~ Ткань, сплетение, соединение.

~ Стилистика текста изучает разнообразные типы текстов и их стилистические

особенности, способы развёртывания текста, речевые нормы, индивидуальные

стили.

ОК2 (слайд 3).

 ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ТЕКСТА

  1. Что представляет собой текст? Какова его композиция?
  2. Как разделён текст на абзацы?
  3. От какого лица написан текст?
  4. Выражена ли авторская позиция?
  5. Определите тип речи.
  6. Какие виды связи встречаются в тексте?
  7. К какому функциональному стилю относится текст?
  1. Какие изобразительно-выразительные средства и фигуры речи использованы в тексте? С какой целью?
  1. Каковы особенности текста, связанные с индивидуальным стилем автора?

Слайд 4(фото Тендрякова).

1. Перед вами текст (на столе у каждого учащегося) из статьи В. Тендрякова (Приложение 2, слайд 6). Что вам известно об этом авторе? (Слайд 5(о писателе)).

(1) Щемит сердце, хоть кричи... (2)Сева - наш сын, единственный сын в благополучной семье. (3)Я держу в руках фотографию, которую сделал когда-то на нашей даче: там ему двенадцать, у него светлые волосы, аккуратная чёлка, открытый ясный взгляд. (4)Милый, ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник. (5)Нам было так хорошо вместе в то лето!

(6)Но для подростка наставало такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной. (7)Каждая, даже самая идеальная! (8)В её рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. (9)Становление человека неизбежно создаёт этот неисключительный кризис, у одних он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. (Ю)Сева стал пропадать из дома...

(11)Он отпустил волосы, наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный домашний вид. (12)В какой-то женской кофте с бубенчиками, в потёртых, с бахромой внизу джинсах, с неопрятными жиденькими косицами, падающими на плечи, - странная, однако, забота о собственной внешности: стараться не нравиться другим, походить на огородное пугало. (13)Наш сын...

(14)Вряд ли он ждал, что мы станем умиляться, но наши недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным. (15)Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный   взгляд,   горькая   ухмылка   на   моём   лице,   просьба

матери вынести мусорное ведро - всё воспринималось как посягательство на его достоинство. (1б)И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы - праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку новой пластинки?

(17)Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. (18)«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». (19)Эти слова произнёс Гесиод ещё в VII веке до нашей эры. (20)Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не становилось.

        (По В. Тендрякову)

2. Дома вы познакомились с текстом. Я просила вас найти ответы на некоторые вопросы по тексту. Можно ли говорить о реминисценции в этом тексте?

3. Определите тему текста (Взаимоотношение родителей и детей)

ОКЗ (слайд 7).

ТЕМА 1 .Предмет повествования, круг жизненных явлений, осмысляемых автором.

2. Круг событий, служащий для постановки философских, социальных, этических, идеологических проблем.

4. Какие вопросы задаёт читателю В. Тендряков? Какие аргументы приводит?

5. Работа с опорным конспектом.

Какие проблемы подняты в этом тексте? Какие вопросы, связанные с ним

задаёт автор?

ОК4(слайд 8).

ПРОБЛЕМА - сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.

Слайд 9-10

Таблица №1

Вопросы

Авторские аргументы

1 абзац.

Конфликт отцов и детей неизбежен?

2-3 абзац.

Почему так важно для каждого чело

века найти свою дорогу в жизни?

4 абзац.

Ждал ли подросток в этот период понимания от родителей?

5 абзац.

Должны ли родители помогать детям в этот трудный период?

Щемит сердце, хоть кричи... Нам было так хорошо вместе в это лето!

а) В рамках семьи становится тесно.

б)        Внешний мир манит к себе.

в)        Опека родителей угнетает.

г)        Хочется свободы и самостоятельности.

д)        Странная забота о собственной внешности.

а)        Вряд ли он ждал...

б)        И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительные проблемы.

Переходный возраст- это трудное время не только для подростка, но и для родителей, от которых требуются терпение и понимание.

6. Сформулируйте проблемы.

ОК5(слайд 11). 

СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ПРОБЛЕМЫ

  1. В вопросно-ответной форме.
  2. В виде предложения-тезиса, требующего пояснения.
  3. В виде номинации (названия) темы.
  4. С использованием лексических и синтаксических средств выразительности: лексического повтора, ключевых повторяющихся выражений (однотемной лексики), риторических вопросов, градации и др..
  5. В виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста.

Слайд 12-13.

  1. Заполните таблицу №2.

1. В виде предложения- тезиса.

В. П. Тендряков, известный писатель и публицист, рассматривает проблему взаимоотношения отцов и детей.

2. В вопросно-ответной форме.

Всегда ли конфликт отцов и детей неизбежен? Есть ли рецепты поведения в этой ситуации? Почему так важно для каждого человека найти свою дорогу в жизни?

3. В виде номинации темы.

Отцы и дети.

4.С применением лексических и синтаксических средств: лексического повтора, однотемной лексики, градации...

Проблема конфликта отцов и детей, проблема поиска себя, собственной индивидуальности в подростковом возрасте - эти ключевые понятия, отражающие сферу современной жизни, стали предметом размышлений известного писателя XX века В. П. Тендрякова.

5. В виде предложения -цитаты, отражающего основную мысль текста.

«Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера».

Слайд 14.

  1. Соедините несколько вариантов формулировки проблемы, чтобы получился развёрнутый тезис-зачин.
  2. Прокомментируйте проблемы, поднятые автором текста, любым способом (аналитический пересказ или свободный комментарий).

ОК6 (слайд 15). КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ

Комментировать - значит пояснять, толковать, делать примечания

1.        Я иду вслед за автором (аналитический пересказ текста).

2.        Свободный комментарий, основанный на откликах, ассоциациях читателя.

ПАМЯТКА (слайд 16)

  • Не пересказывать весь текст,
  • Не комментировать несформулированную проблему,

- Не увлекаться чрезмерным цитированием текста.

10. Определите позицию автора.

ОК7 слайд 17).

ПОЗИЦИЯ АВТОРА - это его точка зрения. Отношение автора к проблеме может быть либо сугубо индивидуальным, либо диалогичным.

Говоря о взаимоотношениях читателя и автора, Л. Н. Толстой писал: «Когда мы знакомимся с творчеством писателя, перед нами встают вопросы: «А ну-ка, что ты за человек? Что нового можешь сказать мне о жизни?» Вот так и мы , читая текст, должны спросить автора: что ты за человек, каков твой духовный мир, как ты оцениваешь этот мир и какова твоя позиция?

11. Аргументация собственного мнения (необходимо выразить своё отношение к проблеме(ам), поставленной(ым) автором текста, согласившись или не согласившись с ним.

ОК8 (слайд 18). ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

  1. Соблюдайте фактологическую точность в приводимых примерах;
  2. Указывайте точные даты, правильные названия произведений и их авторов, имена героев произведений, исторических лиц;
  3. Приводите верные факты биографии, не искажайте исторические и культурные реалии.
  4. Не допускайте этических ошибок: высокомерного или циничного отношения к автору текста;

5.Не проявляйте речевую агрессию, не высказывайте свою недоброжелательность, негативные эмоции: грубость, насмешку, употребление сниженной лексики.

12. Выполните тест по тексту.

Тест

В-1. В предложении 15 найти слово, образованное бессуффиксным способом.

В- 2. Из предложения 12 выписать все местоимения.

В-3. Из предложения 11 выписать словосочетание со связью примыкание.

В-4. Среди предложений 11-13 найти предложение с однородными сказуемыми.

В-5. Из предложений 6-10 найти то, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения.

В-6. Среди предложений 10-16 найти предложение с обособленным определением.

В-7. Определите, какой частью речи является слово ЛЮБАЯ в предложении 15.

В-8. Рецензия. «Проблема, которую столь остро воспринимает герой В. Тендрякова, относится к числу вечных проблем человечества. Ярким доказательством этого служит____________ (предложение 18). Переживания отца помогают передать такие лексические средства, как ________________(«выводила...из себя») и _______(«горькая ухмылка»), и такое синтаксическое средство выразительности, как_____________________(предложение 5, 7»).

(Олицетворение, градация, сравнение, умолчание, асиндетон, анафора, эллипсис, риторические восклицания, эпитеты, фразеологизм)

13. Напишите сочинение по данному тексту.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок стилистики в 10 классе

Слайд 2

Ткань, сплетение, соединение. Стилистика текста изучает разнообразные типы текстов и их стилистические особенности, способы развёртывания текста, речевые нормы, индивидуальные стили. ТЕКСТ

Слайд 3

ОК2. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ТЕКСТА Что представляет собой текст? Какова его композиция? Как разделён текст на абзацы? От какого лица написан текст? Выражена ли авторская позиция? Определите тип речи. Какие виды связи встречаются в тексте? К какому функциональному стилю относится текст? Какие изобразительно-выразительные средства и фигуры речи использованы в тексте? С какой целью? Каковы особенности текста, связанные с индивидуальным стилем автора?

Слайд 5

В. Ф. Тендряков родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская Вологодской области. Война для него началась наутро после школьного выпускного вечера, и он, семнадцатилетний, ушёл на фронт. Воевать ему довелось недолго, но в пору войны самую тяжёлую. В 1943 году под Харьковом он был тяжело ранен и демобилизован. «На гражданке» пошёл преподавать в школу военное дело. В 1945 году Тендряков стал студентом Московского института кинематографии, а через год перешёл в Литературный институт имени М. Горького, который окончил в 1951 году. С этих пор начал работать в литературе. Сначала журналистом. Темы и сюжеты его очерков, а затем рассказов и повестей связаны с опытом прежней жизни писателя. Произведения В. Тендрякова почти всегда вызывали острые споры. Писатель, как правило, не предлагал однозначных ответов. Особое место в его творчестве занимали произведения, посвященные школе, проблемам подрастающего поколения. Трудные вопросы задаёт своим героям Тендряков. Но если они не всегда могут ответить на них, то мы, читатели, сделать это обязаны. Мы обязаны

Слайд 6

1 Щемит сердце, хоть кричи... (2)Сева - наш сын, единственный сын в благополучной семье. (3)Я держу в руках фотографию, которую сделал когда-то на нашей даче: там ему двенадцать, у него светлые волосы, аккуратная чёлка, открытый ясный взгляд. (4)Милый, ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник. (5)Нам было так хорошо вместе в то лето! (6)Но для подростка наставало такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной. (7)Каждая, даже самая идеальная! (8)В её рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. (9)Становление человека неизбежно создаёт этот неисключительный кризис, у одних он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. (Ю)Сева стал пропадать из дома... (11)Он отпустил волосы, наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный домашний вид. (12)В какой-то женской кофте с бубенчиками, в потёртых, с бахромой внизу джинсах, с неопрятными жиденькими косицами, падающими на плечи, - странная, однако, забота о собственной внешности: стараться не нравиться другим, походить на огородное пугало. (13)Наш сын... (14)Вряд ли он ждал, что мы станем умиляться, но наши недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным. (15)Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро - всё воспринималось как посягательство на его достоинство. (1б)И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы - праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку новой пластинки? (17)Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. (18)«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». (19)Эти слова произнёс Гесиод ещё в VII веке до нашей эры. (20)Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не станови­лось. (По В. Тендрякову)

Слайд 7

ОК З. ТЕМА 1 .Предмет повествования, круг жизненных явлений, осмысляемых автором. 2. Круг событий, служащий для постановки философских, социальных, этических, идеологических проблем.

Слайд 8

ОК4. ПРОБЛЕМА - сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.

Слайд 9

Вопросы 1 абзац. Конфликт отцов и детей неизбежен 2-3 абзац . Почему так важно для каждого человека найти свою дорогу в жизни? 4 абзац. Ждал ли подросток в этот период понимания от родителей? 5 абзац. Должны ли родители помогать детям в этот трудный период?

Слайд 10

Авторские аргументы Щемит сердце, хоть кричи... Нам было так хорошо вместе в это лето! а) В рамках семьи становится тесно. б) Внешний мир манит к себе. в) Опека родителей угнетает. г) Хочется свободы и самостоятельности. д) Странная забота о собственной внешности. а) Вряд ли он ждал... б) И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительные проблемы. Переходный возраст- это трудное время не толь­ко для подростка, но и для родителей, от которых требуются терпение и понимание.

Слайд 11

ОК5. СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ПРОБЛЕМЫ В вопросно-ответной форме. В виде предложения-тезиса, требующего пояснения. В виде номинации (названия) темы. С использованием лексических и синтаксических средств выразительности: лексического повтора, ключевых повторяющихся выражений (однотемной лексики), риторических вопросов, градации и др.. В виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста.

Слайд 12

1 В виде предложения - тезиса. 2 В вопросно-ответной форме. 3 В виде номинации темы. 4 С применением лексических и синтаксических средств: лексического повтора, однотемной лексики, градации… В виде предложения- цитаты, отражающего основную мысль текста

Слайд 13

-В. П. Тендряков, известный писатель и публицист, рассматривает проблему взаимоотношения отцов и детей. .Всегда ли конфликт отцов и детей неизбежен? Есть ли рецепты поведения в этой ситуации?Почему так важно для каждого человека найти свою дорогу в жизни? Отцы и дети Проблема конфликта отцов и детей, проблема поиска себя, собственной индивидуальности в подростковом возрасте - эти ключевые понятия, отражающие сферу современной жизни, стали предметом размышлений известного писателя XX века В. П. Тендрякова. «Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера»

Слайд 14

1 В виде предложения - тезиса. 2 В вопросно-ответной форме. 3 В виде номинации темы. 4 С применением лексических и синтаксических средств: лексического повтора, однотемной лексики, градации… 5 В виде предложения- цитаты, отражающего основную мысль текста В. П. Тендряков, известный писатель и публицист, рассматривает проблему взаимоотношения отцов и детей. .Всегда ли конфликт отцов и детей неизбежен? Есть ли рецепты поведения в этой ситуации? Почему так важно для каждого человека найти свою дорогу в жизни? Отцы и дети Проблема конфликта отцов и детей, проблема поиска себя, собственной индивидуальности в подростковом возрасте - эти ключевые понятия, отражающие сферу современной жизни, стали предметом размышлений известного писателя XX века В. П. Тендрякова. «Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера»

Слайд 15

ОК6. КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ Комментировать - значит пояснять, толковать, делать примечания 1. Я иду вслед за автором (аналитический пересказ текста). 2. Свободный комментарий, основанный на откликах, ассоциациях читателя.

Слайд 16

ПАМЯТКА Не пересказывать весь текст. Не комментировать несформулированную проблему. Не увлекаться чрезмерным цитированием текста.

Слайд 17

ОК 7. ПОЗИЦИЯ АВТОРА - это его точка зрения. Отношение автора к проблеме может быть либо сугубо индивидуальным, либо диалогичным.

Слайд 18

Л. Н. Толстой писал: «Когда мы знакомимся с творчеством писателя, перед нами встают вопросы: «А ну-ка, что ты за человек? Что нового можешь сказать мне о жизни?» Вот так и мы , читая текст, должны спросить автора: что ты за человек, каков твой духовный мир, как ты оцениваешь этот мир и какова твоя позиция?

Слайд 19

ОК 8. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Соблюдайте фактологическую точность в приводимых примерах. Указывайте точные даты, правильные названия произведений и их авторов, имена героев произведений, исторических лиц. Приводите верные факты биографии, не искажайте исторические и культурные реалии. Не допускайте этических ошибок: высокомерного или циничного отношения к автору текста. 5.Не проявляйте речевую агрессию, не высказывайте свою недоброжелательность, негативные эмоции: грубость, насмешку, употребление сниженной лексики.



Предварительный просмотр:

(1) Щемит сердце, хоть кричи... (2)Сева - наш сын, единственный сын в благополучной семье. (3)Я держу в руках фотографию, которую сделал когда-то на нашей даче: там ему двенадцать, у него светлые волосы, аккуратная чёлка, открытый ясный взгляд. (4)Милый, ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник. (5)Нам было так хорошо вместе в то лето!

(6)Но для подростка наставало такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной. (7)Каждая, даже самая идеальная! (8)В её рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. (9)Становление человека неизбежно создаёт этот неисключительный кризис, у одних он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. (Ю)Сева стал пропадать из дома...

(11)Он отпустил волосы, наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный домашний вид. (12)В какой-то женской кофте с бубенчиками, в потёртых, с бахромой внизу джинсах, с неопрятными жиденькими косицами, падающими на плечи, - странная, однако, забота о собственной внешности: стараться не нравиться другим, походить на огородное пугало. (13)Наш сын...

(14)Вряд ли он ждал, что мы станем умиляться, но наши недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным. (15)Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный   взгляд,   горькая   ухмылка   на   моём   лице,   просьба

матери вынести мусорное ведро - всё воспринималось как посягательство на его достоинство. (1б)И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы - праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку новой пластинки?

(17)Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. (18)«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». (19)Эти слова произнёс Гесиод ещё в VII веке до нашей эры. (20)Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не становилось.

                                                                                              (По В. Тендрякову)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективногокурса "Основы стилистики" 10 класс

Элективный курс "Основы стилистики" расчитан на 79 часов для учащихся 10 классов. В этой программе рассматриваются основные аспекты изучения текста, его анализа. Для закрепления материала используются...

Элективный курс "Практическая стилистика" 10 класс

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 34 часа.Стилистика – наука разветвленная и многосторонняя. Область её теории и практического применения охватывает в...

Рабочая программа предпрофильного курса "Грамматическая стилистика"(9 класс)

Программа «Грамматическая стилистика» рассчитана на один учебный год(34 часа). Цель курса: знакомство с объектом языкознания, его терминологическим аппаратом и повышение интереса к языку. Задачи курса...

Рабочая программа по стилистике. 7 класс

Рабочая программа по стилистике для 7 класса содержит пояснительную записку, список использованной литературы и  авторское тематическое планирование. Эта программа является продолжением программ,...

Рабочая программа по стилистике. 9 класс

Данная авторская рабочая программа  для 9 класса завершает курс  "Стилистика", предназначенный для классов с углубленным изучением литературы. Курс рассчитан на 5 лет ( с 5-го по 9-ый классы...

Программа внеурочной деятельности "Стилистика" 10 класс

Рабочая программа расчитана на 34 часа для учащихся с тяжелыми нарушениями речи....