Из опыта работы. Конспект урока по русскому языку по теме "Причастие"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Панарина Галина Ивановна

причастие как часть речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_6_klasse_po_teme_prichastie.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по русскому языку

в 6 классе по теме:

ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Учитель русского языка и литературы-

Панарина Галина Ивановна

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

- Ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

-Составление связного устного рассказа на лингвистическую тему; обогащение синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий.

ПОПУТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ:

Грамматические признаки прилагательных и глагола.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

1.Компьютер и проектор.

2.Раздаточные карточки по теме урока.

3.Тесты для первичного контроля.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

1.Число.

2.Тема урока.

3.Слева- слова В.И.Даля.

ТЕМА УРОКА:

                        ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

                       

«Причастие-«часть речи, причастная(т.е. близкая)

 глаголу, в образе прилагательного».

 (В.Даль)

1.ОРГ,МОМЕНТ.

2.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА,

Учитель: На прошлом уроке мы завершили повторение имени прилагательного и глагола.

Сегодня мы познакомимся с новым понятием ПРИЧАСТИЕ.

(Для объяснения использую воздушный  шар)

- У меня в руках шар.

-Назовите признаки шара:

Ученмки:

по форме - круглый;

по величине - большой;

по материалу - резиновый, гладкий…

по назначению - праздничный.

Учитель: Какие части речи мы использовали для этого?

Ученики:  Прилагательные.

Учитель: Что можно сказать об этих именах прилагательных, какие признаки предмета - постоянные или временные- они называют?

Ученики:Постоянные

Учитель: Произведем (поиграем) с этим шариком некоторые действия.

-Какие признаки приобретает шар? Шар какой?

 Ученики:Летящий, падающий, упавший, пойманный, катящийся, прыгающий…

Учитель: Это признаки шара  по действию: падающий - падает(наст.вр.); летевший- летел(прош.вр.)

-Какие признаки мы называем- постоянные или временные?

Ученики:Временные.

Учитель:А вот в будущем времени можно сказать - шар падает(Какой шар будет завтра?) Мы не можем назвать будущий признак.

-Почему

 Ученики:Временный признак в будущем времени быть не может.

                           

                                 (На экране появляется таблица)

                                                   

                                                               шар        

                       Какой?

                     Какой?

Круглый

красный

большой

Резиновый

Гладкий

Праздничный

          

            ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Падающий (от падать- сам падает)

Летящий (от лететь – сам летит)

Прыгающий (от прыгать- сам               прыгает)

Упавший(от упасть-сам упал)

Пойманный (кто-то поймал)

                

             

 ПРИЧАСТИЯ

Учитель: Обратите внимание, что прилагательные мы можем заменить симнонимом (антонимом)- прилагательным(красный- малиновый), причастие мы можем заменить сочетанием «местоим.+ глагол», от которого образовано данное причастие (летящий- который летит).

Учитель: Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным?

СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.

                 (На экране появляется таблица)

           Признаки прилагательного, глагола, причастия…

            ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

                     ГЛАГОЛ

Обозначает признак предмета

Обозначает действие предмета

                                                        ПРИЧАСТИЕ

                                  Обозначает признак предмета по действию

ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

        ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА

1.Какой?

2.Род.

3.Число.

4.Изменяется по падежам

5.Имеет полную и краткую форму.

6.Согласуется с существительным.

7.В предложении - определение и сказуемое

1.Что делать? и др.

2.Лицо.

3.Число.

4.Род.

5.Возвратность.

6.Время.

7.Пеходность.

8.Вид.

9.Наклонение.

10.В предложении -сказуемое.

                                               ПРИЗНАКИ ПРИЧАСТИЯ

 1.Какой? Что делающий?                                

 2.Род.                                                                    

 3.Падеж.                                                            

 4.Полная и краткая формы.                          

5.Число.                                                            

6.Согласуется с существительным.  

7.Возвратность

 8.Вид.

9.Время(наст.и прош.)

10.Дейстствит. и страдат.

 11.В предложении-определением

Учитель: СДЕЛАЕМ ВЫВОД:

 Какую часть речи поясняет прилагательное? А причастие?

Ученики: Имя существительное

Учитель: Как изменяются прилагательные? Причастия?

Ученики: Одинаково, по числам, падежам.

Учитель :  Таким образом,  причастия совмещают  признаки двух частей речи. Вот почему  некоторые ученые называют  причастия самостоятельной частью речи. большинство же лингвистов  считают, что  причастие - это  особая форма глагола, которая имеет признаки  глагола (время, вид, возвратность и др.) и признаки прилагательного (изменяется  по родам, числам и падежам).

 Что бы находить  быстро причастия , нужно знать  те суффиксы . при помощи  которых  они образуются от глаголов. Причастия  образуются  от глаголов с помощью  специальных суффиксов: -ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-);-ем-, (-ом-), -им-;-вш-,-ш-; -енн-, -нн-, -т-. Причастия отличаются от  прилагательных не только  наличием  признаков глагола (вид. время, возвратная форма и др), но и своим значением  Сравните словосочетания : синее небо - синеющее небо ;красное лицо-краснеющее лицо ; молодая женщина- помолодевшая  женщина. Имена  прилагательные обозначают  постоянные признаки предмета (синее,красное, молодая), причастия  же выражают такие признаки , которые  развиваются во времени (синеющее, краснеющее, помолодевшая). Такие признаки  предмета  создаются действием . на которое показывает причастие своей глагольной основой. Например : синеющий - это такой который синеет. Причастие не только обозначило признак, но и  выразило действие.

 Слово, от   которого зависит причастие в словосочетаниях  типа «существительное +причастие», где существительное является главным, называется  определяемым.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ: (Ученик у доски)

Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.

-Какими частями речи выражены определения?

-Прочитаем эпиграф к нашему уроку и объясним смысл.

-Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие?

-Какие признаки глагола имеет причастие?

3.ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:

Учитель:Откройте учебник на стр.164, прочитаем пар 34.

-А теперь составьте рассказ о причастии по данному плану( План проецируется на экран)

 НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ЗАДАНИЯ:

1- «Третье лишнее»

2-Подберите к прилагательным и причастиям, подходящие по смыслу существительные .Выделите суффиксы прилагательных и причастий.)

Учитель: Прочитайте отрывок из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин» (Текст на экране):

Вспомним с нами отступавших,

Помолившихся за нас.

Воевавших год иль час,

Павших, без вести иль час,

Провожавших, вновь пропавших,

Нам попить воды подавших,

Помолившихся за нас.

-Найдите причастия и определите их роль в данном отрывке.

4.ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.(Тесты)

5.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

упр.№ 386+ проверка тестов.

6.ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ ТЕСТА И УРОКА.

7.Д/З

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в формировании и развитии творческих способностей и речевой культуры школьников. ( Из опыта работы Зимфиры Переведенцевой , учителя русского языка и литературы)

Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиямОсобую актуальность приобретают методы деятельностной орга...

Из опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы, английского языка и истории КГУ «Коржинкольская СШ» ОО акимата Федоровского района январь 2013 года.

Из опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы, английского языка и истории КГУ «Коржинкольская СШ» ОО акимата Федоровского района январь 2013 года....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Из опыта работы над сочинением по русскому языку (ЕГЭ, 27 задание) с помощью макета.

Предлагаю один из возможных вариантов работы над сочинением  по русскому языку (27 задание ЕГЭ).  В своей работе столкнулась с ситуацией, когда ученики при написании работы не выдерживают по...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...