Статья "Уроки творчества"
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Сумрова Татьяна Дмитриевна

Статья адресована учителям русского языка и литературы 5- 6 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. В данной работе представлен ряд заданий и упражнений, способствующих развитию творческого воображения учеников, обогащению их речевых способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_tvorchestva.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

                             «Уроки творчества»

 (развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка).

Автор - Сумрова Т.Д. , учитель русского языка и литературы. Санкт- Петербург, лицей №273.

 Статья адресована учителям русского языка и литературы 5- 6 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. В данной работе представлен ряд заданий и упражнений, способствующих развитию творческого воображения учеников, обогащению их речевых способностей.

Л.С. Выготский говорил: «Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста». Творчество -  самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие. Но люди приучаются с детства не верить себе, а в результате развитие тормозится,  и дети не ощущают в себе присутствия этой гениальности. И главная  задача учителя – не убить, а освободить творческие силы в ребенке.

       С чего же можно начать эту работу  в среднем звене? Вот некоторые из методических советов к урокам творчества. С точки зрения психологической творческая деятельность ребёнка необычайно сложна, возникает она не сразу, а очень медленно и постепенно, на каждой возрастной ступени имеет  свое выражение и формы. Но основой творческой деятельности является воображение. Именно этому и могут быть посвящены  первые занятия, объединенные общим названием «Я  представляю». Речь идет о том, чтобы в сознании, в представлении пишущего ребенка возникали предметы и лица, картины и сюжеты, о которых он пытается написать. Чем шире, многостороннее,  разнообразнее поток ассоциаций, который возникает у ребят, когда они пишут сочинение, тем интереснее оно будет по содержанию и по языку.

Развивая способности детей к воображению, попробуем провести их через систему работ, где они будут пытаться создавать «новые образы», пользуясь родным языком, возможностями и богатством русской речи. Вот пример задания на развитие воссоздающего воображения; предлагаю ученикам: закройте  глаза и представьте, что вы идете по лесу и видите прекрасный цветок. Попробуйте нарисовать цветок, а затем опишите его устно и письменно. А теперь представьте необычную ситуацию-  растущий в лесу цветок увидел подходящего к нему человека. Попробуйте описать человека глазами цветка. Необычность данного положения сначала может удивить, затем заинтересовать,  и в результате появляются сочинения-миниатюры. Одно из них:

 «И снова обычное тихое утро. Я раскрыл свои нежные лепестки, умылся капельками росы и огляделся вокруг. Ах! Как красиво! Кругом сочные зеленые травы, могучие деревья. А я – маленький неизвестный цветок. Но я не огорчаюсь, ведь быть цветком так приятно – дарить всем красоту и аромат. Но! Вдруг зашуршала трава, расступилась. Подходят ко мне две черные блестящие колонны. Потянулись ко мне какие-то длинные щупальца. Что это? Зачем? Ой! Как больно кто-то сжал мой хрупкий стебелёк. Я почувствовал неземные боли. Вот так и погибают исчезающие виды растений. И еще одна негуманная жертва».

Так возникают своеобразные «Картины – фантазии», когда  дети описывают  словами картину, которой нет, которую видят только они в своем воображении.  Если написанное будет свежо и  выразительно, слова могут воплотиться в рисунок.

 Предлагаю несколько  тем сочинений-миниатюр: «Мир глазами животного», «Мир глазами птицы», «Я человек-невидимка».

Для написания сочинений на подобные темы необходимы тексты-образцы, такие, чтоб в них можно было увидеть описание самого психологического процесса, нас интересующего. Вот пример такого текста, с которым можно поработать – это отрывок из рассказа английского писателя Филиппа Ридли «Левиафан».

 «Я – большая рыбина в прозрачном океане. Вокруг меня, в лазурных водах, переливаясь и сверкая, как алмазная россыпь, плавают меньшие рыбы. Это мой дом, мой мир: мне никто не  грозит, никто не страшен, и все меня любят. Мимо проплывают акулы и дельфины, изгибаются киты, дышит и исходит пузырьками коралл…»

Сначала требуется работа с текстом, осмысление учащимися его содержания, образных средств. В конце беседы можно предложить написать миниатюру  «Кем Я себя представляю».  Вот  отрывки из таких миниатюр: «С раннего детства я представляю себя красивой пятнистой кошкой. И это очень помогает мне  в жизни. Например, обычная школьная перемена. Девчонки пытаются догнать мальчишку, обидевшего их, но у них не получается. Тут вступаю в бой я, легко и плавно, одним точным прыжком бросаюсь ему на плечо, от  души вонзая свои острые когти в его мягкое тело. Я -  защитница слабых.  Гуляю сама по себе, но в то же время люблю домашнее тепло и уют. И как любой котёнок не прочь, чтобы меня положили себе под бок и приласкали».

«Вот уже давно я чувствую себя хитрой и проворной лисой. Но как не странно, мне это нравится. Только иногда становится страшно. Кажется, что вот-вот все раскроют мои коварные планы и схватят меня на месте преступления. Поэтому-то я и должна успеть предугадать все уловки охотников и  быть начеку».

 Одним  из интересных  видов творческих работ  являются    сочинения-этюды с использованием музыки.   Используя  музыку как фон  урока,  прошу  учеников передать на письме услышанное. Этот вид работ дает учащимся творческое умение воплощать музыкальное содержание в слове и находить адекватные ему изобразительно-выразительные средства языка. Вот пример одного из этюдов: «В классе звучит музыка. Она очень быстрая. Похоже, кто-то бежит. В ней много движения. Веселая, озорная, в некоторых местах встревоженная. Она похожа на снежный ком, который летит с горы и становится больше и больше. Вдруг в мелодии появляется суета, она ускоряется и резко заканчивается на самых высоких нотах».

Изучая тему «Фонетика», можно провести ряд занятий, объединенных названием «Вокруг звуков речи». Нужно показать учащимся основу ритмической  организации стиха – то есть чередование ударных и безударных слогов в поэтической речи. Рассмотреть звукозапись как изобразительное средство. Звуковые совпадения и подобия – как основу рифмы, аллитерацию как средство выразительности речи. Вот некоторые из упражнений к этим занятиям:

1) Составление предложений или небольших текстов с элементами звукозаписи: передать звон бегущего ручейка, уловить звуки дождя, услышать музыку листопада,  грохот грома, описать свои любимые звуки.

2) Игра в рифмы на основе звуковых подобий (придумать рифму, сочинить четверостишие)

Под окном – вечерком                  пир - ….                                         кот - ….                       Царица - девица                            лукошко - ….                                белая - ….                  Гости - …                                      дубы - …                                       хохочет-…

Но основной объект изучения на уроках русского языка – слово.  Творческими упражнениями, связанными с изучением раздела «Лексика», могут быть  шуточные миниатюры на основе обыгрывания многозначности слова, омонимии, синонимии. Конструирование предложений-описаний с использованием переносного значения слова. В качестве образца могут быть  примеры из различных произведений. Например, стихотворение  И.Токмаковой  построено на основе многозначности:

В чудной стране

В одной стране, в чуднóй стране,

Где не бывать  тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,   в чуднóй стране...

Ты почему не веришь мне?

После анализа стихотворения можно предложить  ребятам   придумать свою чудную страну. Аналогичной работой является составление  шарад, анаграмм, метаграмм:

С К в полях меня найдете,                                                 Я в пруду живу, жирею,

С Г романсы запоете,                                                         Переставьте буквы - вмиг

С В  в косички заплетете (колос, голос, волос).           Превращусь я и в аллеи, и в лужайки, и в цветник  

                                                                                                        (карп, парк).  

Не менее интересными являются описания-загадки, в которых предлагается описать внешность всем известного человека, не называя его имени, так чтобы можно было узнать, кого пишущие имеют в виду или описать известную улицу, не называя её, кустарник, дерево и т.п.

«Кто же из вас не знает этот кустарник? Он небольшой и колючий. Растет по речным поймам, на заливных лугах, по опушкам леса, вырубкам и оврагам. Одним словом, неприхотлив.  И в горах произрастает во множестве. В его плодах много разных лекарственных веществ».  (Речь идет о шиповнике).

Итогом по теме «Лексика» могут быть   сочинения  на тему «Самое любимое слово». Привожу примеры некоторых из них: «Мое любимое слово – солнце, оно греет нашу землю, согревает людей. Солнце – наш друг. Пока будет светить солнце, на земле будет мир».

«Мама – это родное слово для любого человека на земном шаре. На всех языках оно звучит нежно и красиво».

Сочинения-миниатюры могут быть связаны с материалом любого раздела школьного курса русского языка. Например, лингвистическая миниатюра «Страна Глаголия»:

 «В одной большой стране Глаголии жило множество глаголов, каждый из них имел свое наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в разговоре всегда встречалась многообещающая частица бы, из-за которой они прослыли болтунами и обещалками. Их обещания всерьез не воспринимались, и все над  ними подшучивали: «Если бы да кабы,  все ходили на головах». Глаголы повелительного наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и с тросточкой. Они очень любили приказывать другим жителям Глаголии: «Принеси! Унеси! Сделай!»

Надо верить в творческие возможности каждого ученика, помогать расти всем, а не только способным. Ведь любой ребенок способен придумать загадку, описать животное. Мыслить образами может каждый. Раскрытие сил каждого ученика и есть задача учителя русского языка и литературы. И как тут не вспомнить Виктора Петровича Астафьева: «Хочу, чтоб загорелись ребята  интересом к слову,… прочувствовали, продумывали. Чтоб не складывали свои школьные сочинения из штампованных наборов деталей…, а писали пусть и коряво, но зато по-своему».

                           

                 

                                    Использованная литература:

1.А.Е.Брусина. «Опыты словесного творчества». Санкт – Петербург. 1994г. СПГУПМ.

2.А.В.Нехаев. «Виды творческих работ в 5-6 классах». Сб.» О творческих работах в средней школе».  Москва. Просвещение.1962г.

3.Л.А.Шкатова. «Подумай и ответь». Москва. Просвещение.1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

«ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСТВА ЕГО ВОСПИТАННИКОВ»

Учреждения  дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – здесь собственный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве....

интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"

интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.

Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...

Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".

Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы  в старших классах....

Творчество Виктора Михайловича Васнецова. Урок ИЗО 6 класс по теме "Реальность и фантазия в творчестве художника"

Презентация познакомит учащихся со сказочно- былинным жанром в живописи на основе картин В.М. Васнецова....