Элективный курс для учащихся 10 классов. "Абсолютная грамотность".
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме

Мирошник Наталья Михайловна

Материал курса предназначен для учащихся 10 классов при подготовке к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnye_kursy_po_russkomu_yazyku_dlya10-11klassov.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Нижнекамск

        Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

                                                                                                         

                                           

Программа элективного курса по русскому языку для 10 класса

Абсолютная грамотность

35 часов

Мирошник Натальи Михайловны,

учителя русского языка и литературы 1 квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»

        

Нижнекамск, 2013 год

Программа элективного курса по русскому языку

 для учащихся 10-го класса "Абсолютная грамотность"

Пояснительная записка

           Программа рассчитана на 35 часов для учащихся 10-х классов общеобразовательных школ.       

Цель курса:

  • обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-9 классов,
  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

Курс ориентирован на  подготовку к ЕГЭ по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

             Требования к уровню освоения содержания курса

       На занятиях элективного курса "Абсолютная грамотность" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих

 компьютерных программ и др.

     В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

  1. справочно - ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц,
  2. памяток, работа с литературой)

2.  тренировочный (тестовые задания)

3. игровой (шарады, кроссворды)

4. контролирующий (диктанты, тесты)

Содержание обучения

1.Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.

Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.

2. Орфограммы в корнях:

- гласные, проверяемые ударением;

- гласные, непроверяемые ударением;

- чередующиеся гласные;

- правописание согласных в корне;

- О, Ё после шипящих в корне.

Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.

3. Правописание приставок:

- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)

- изменяющиеся на письме приставки:

а) фонетический принцип орфографии

б) написание приставок, зависящее от значения.

Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.

4. Орфограммы в суффиксах:

- О, Ё после шипящих в суффиксах

- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

-буквы ч, щ в суффиксах существительных

- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.

5. Орфограммы в окончаниях

- О, Ё после шипящих в окончаниях слов

- падежные и родовые окончания

- правописание личных окончаний глаголов

Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание

6. Правописание сложных слов

- сложные слова с соединительной гласной

- сложные слова без соединительной гласной

- сложные существительные. Слитное написание.

- сложные существительные. Дефисное написание

- сложные прилагательные. Слитное написание.

- сложные прилагательные. Дефисное написание

Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов

7. Правописание предлогов

- правописание непроизводных предлогов

- правописание производных предлогов

- раздельное написание предлогов

- слитное написание предлогов

Цель: отработать правильность написания предлогов

8. Правописание союзов:

- слитное написание союзов

- раздельное написание союзов

Цель: отработать навыки правильности написания союзов

9. Правописание частиц

- слитное и дефисное написание частиц

- разграничение не и ни

- правописание не и ни с разными частями речи

Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни

10. Правописание числительных

- мягкий знак на конце и в середине числительных

Цель: отработать правильность написания числительных

11. Принципы и правила переносов

Цель: повторить принципы и правила переносов

Итоговая работа

- тест

Тематический план курса (35 часов)

№ п/п

Название тем курса

Количество часов

План

Факт

Форма занятий

Опознавательные признаки орфограмм.

3

Лекция с составлением таблиц-памяток

1

Опознавательные признаки орфограмм.

1

2

Самостоятельные части речи в русском языке

1

3

Служебные части речи в русском языке

1

Орфограммы в корнях

3

 Семинары-практикумы. Тестирование по темам

 4

Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные

 1

 

 5

Правописание согласных в корне слова.

 1

6

О, Ё после шипящих в корне

1

Правописание приставок

2

Лекция. Практи-

ческое приме-

нение правил

 7

Правописание приставок.

1

 

8

Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящих от значения

1

Орфограммы в суффиксах

5

Лекции с составлением алгоритмов по темам

 9

О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

 1

 

10

Буквы ч, щ в суффиксах существительных

1

11

Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

1

 12

Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

 1

 

 13

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

 1

 

Орфограммы в окончаниях

3

Семинары - практикумы

 14

О, Ё после шипящих в окончаниях слов

 1

 

 15

Падежные и родовые окончания

 1

 

16

Правописание личных окончаний глаголов

1

Правописание сложных слов

3

Лекция учителя. Тренировочные задания

 17

Соединительная гласная в сложных словах

 1

 

 18

Слитное и дефисное написание сложных существительных.

 1

 

19

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

1

Правописание предлогов

2

Семинары-практикумы

20 

Правописание производных и непроизводных предлогов.

 1

 

21

Слитное и раздельное написание предлогов

1

Правописание союзов

3

 Компьютерное тестирование

 22

Простые и составные союзы, их правописание.

 1

 

23

Слитное и раздельное написание

союзов

1

24

Отличие союзов от местоимений и наречий.

1

Правописание частиц

3

 

Семинары -практикумы

 25

Слитное и дефисное написание частиц.

 1

 

26

 Разграничение не и ни.

1

27

Правописание не и ни с разными частями речи

1

Правописание числительных

2

Семинары -практикумы

28

Правописание числительных

1

 29

Мягкий знак на конце и в середине числительных

 1

 

Принципы и правила переносов

2

Тренировочные задания

30

Принципы и правила переносов

31

Принципы и правила переносов

Итоговая работа

4

 Тренировочные задания

32

Тренировочные задания

33

Тренировочные задания

34

Тренировочные задания

35

Подведение итогов.

Литература для учителя

  1. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
  2. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.
  3. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
  4. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 11класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 2005
  5. Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 2000.
  6. Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.
  7. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа элективного курса по русскому языку "Пиши грамотно"

Данная образовательная программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школ 5-го класса...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса

Курс ориентирован на  подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку)

Рабочая учебная программа элективного курса  «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку)    для обучающихся 8 класса...

Программа элективного курса по русскому языку "Абсолютная грамотность" для обучающихся 9 классов

Элективный курс предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма. Вопросы, рассматриваемые ...