Мастер-класс «ИКТ на уроках русского языка и литературы»
статья по русскому языку на тему

Каждый урок требует чего - то нового, интересного. Важная задача учителя увлечь детей за собой. Поэтому в моей работе мне помогают слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".

Уважаемые коллеги, приглашаю вас к участию в  мастер – классе с использованием ИКТ - технологий (информационно – коммуникационных технологий). Я хочу представить этапы современного урока, в котором гармонично сочетаются различные формы работы с применением ИКТ, суть которой сводится к одному – эффективному получению знаний учащимися.  Буду вам признательна за активное участие, отклики и пожелания. В ходе проведения мастер – класса будут представлены только фрагменты, отражающие применение ИКТ  (информационно-коммуникационных технологий) в процессе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_ikt.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                          НикитаеваН.Ф.- учитель

                                                 русского языка и литературы

МБОУ «Дмитриевогорская СОШ»

                                       Меленковского района

Мастер-класс «ИКТ на уроках русского языка и литературы»

В современной школе учитель всё чаще пробует себя в качестве «творца». Готовит авторские уроки - мультимедийные презентации, тестеры, информационно- дидактические игры. И первые успехи в их разработке, как правило, вызывают, чуть ли не детский  восторг. Использование современных технологий помогает достичь высоких результатов в преподавании своего предмета.

Каждый урок требует чего - то нового, интересного. Важная задача учителя увлечь детей за собой. Поэтому в моей работе мне помогают слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".

Уважаемые коллеги, приглашаю вас к участию в  мастер – классе с использованием ИКТ - технологий (информационно – коммуникационных технологий). Я хочу представить этапы современного урока, в котором гармонично сочетаются различные формы работы с применением ИКТ, суть которой сводится к одному – эффективному получению знаний учащимися.  Буду вам признательна за активное участие, отклики и пожелания. В ходе проведения мастер – класса будут представлены только фрагменты, отражающие применение ИКТ  (информационно-коммуникационных технологий) в процессе урока.

Я постараюсь построить работу так, чтобы вы ближе познакомились с новыми ИКТ – технологиями, получили практические советы и подсказки, как эффективно использовать необходимые дидактические материалы к урокам.

Показ презентации, 1 слайд.

Древняя мудрость гласит: "Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".


Слайд 2. Применение ИКТ на уроках усиливает:

 - положительную мотивацию обучения;

- активизирует познавательную деятельность обучающихся;

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;  способствует повышению качества образования.  
  • Делает  урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
  • Сокращает  время для контроля и проверки знаний учащихся;
  • обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Слайд 3.Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  •   На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).
  • Обеспечивает наглядность.
  • Привлекает большое количество дидактического материала.
  • Повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза.
  • Обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания).

Слайд 4. Основной целью применения ИКТ является:

  • развитие мышления
  • формирование приемов мыслительной деятельности.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого я использую различные методы и приемы:

  1. метод анализа
  2. метод сравнения
  3. метод обобщения
  4. метод классификации
  5. формулировка понятий
  6. внутренний план действий

Слайд 5. При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:

  1. мультимедийные курсы
  2. презентации к урокам
  3. логические игры
  4. тестовые оболочки
  5. ресурсы Интернет
  6. электронные энциклопедии.

Я в своей работе постоянно обращаюсь к книге «Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе». Она дополнена диском, который помогает выйти на различные электронные ресурсы, но необходим Интернет. (Реклама книги, выход в Интернет, выполнение заданий).

В своей работе я постоянно обращаюсь к разным сайтам, которые предлагаю вашему вниманию.(Приложение 1).

Слайд 6. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний
  • продвигает ребенка в общем развитии
  • помогает преодолеть трудности
  • вносит радость в жизнь ребенка
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Но необходимо помнить о требованиях, предъявляемых к учителю, работающему с применением ИКТ 

Слайд 7. Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ 

  1. Владеть основами работы на компьютере.
  2. Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
  3. Владеть основами работы в  сети Интернет.
  4. Знать требования к оформлению презентаций.

(напоминаю РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ: 1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации! 2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок. 3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов. 4) Анимация возможна два раза в течение 5 минут .5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.). 

А также мы должны соблюдать этапы подготовки  к уроку.

Слайд 8. При подготовке к уроку мы должны соблюдать этапы.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К УРОКУ:

       диагностика

       прогнозирование

       планирование

ДИАГНОСТИКА:

        характер учебного материала

        структура урока

        временные затраты в учебном процессе

        возможности, интересы и способности учащихся и т. д.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ:

        оценка различных вариантов проведения урока

        выбор наиболее оптимального

ПЛАНИРОВАНИЕ:

        создание методической структуры урока

        выбор оптимального для проведения урока форм организации учебной деятельности учащихся, средств обучении и т. д.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА:

        подготовка учащихся к усвоению новых знаний

        усвоение новых знаний

        закрепление новых знаний

        подведение итогов урока

        домашнее задание.

Слайд 9. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

Предлагаю Вам одну из презентаций своего урока по теме «Дополнение»

Это была теория, а теперь предлагаю обратиться к практике. Я думаю, что многие пользуются денотатным графом. Напомню, что Денотатный граф (от лат. denote – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ вычленения существенных признаков ключевого понятия.

Предлагаю  поработать в группах и вычленить существенные признаки ключевого понятия ИКТ, используя следующие глаголы. Вам необходимо подобрать какие-то выражения  о преимуществах применения ИКТ на уроках. Итак…..

ИКТ

Создают  благоприятные условия для образования, воспитания

Формируют ……….

Объединяют……….

Позволяют…………

Воспитывают………

Обучают……………

Молодцы!

В наше время сложно отыскать школу, в которой нет компьютерного класса, мультимедийного проектора и интерактивной доски. Творческие и ищущие учителя активно осваивают технологические новинки и находят им место на своих уроках.

Предлагаю Вашему вниманию  видеоролик о том, как я использую ИД. (Просмотр)

Совсем недавно в нашей школе появилась система «Опроса и тестирования», которая пришлась по душе многим педагогам нашей школы. И я хочу предложить её вашему вниманию. (Педагоги работают пультами, отвечают на вопросы теста. Все ответы заносятся в «Банк данных», автоматически сортируются. Педагог с помощью пульта управления показывает результаты, ставит оценки.) Молодцы!

Рефлексия.

А теперь время провести рефлексию нашей совместно проделанной работе. Шкатулка мудрых мыслей.

Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся. Продолжите,  оказавшуюся у Вас мудрую мысль:

1.Мне было интересно………

2.ИКТ-уроки способствуют……..

3.Я задумался (ась)………..

4.Я считаю нужным……..

5. Я вижу перспективу….

6.Меня заинтересовало….

7.Для меня было важным….

Приложение 1.                                                                                          

 

С каждым годом труд учителя становится все сложнее. Изменяется содержание учебных дисциплин, появляются новые средства и методы обучения. Во многих случаях повышение сложности труда учителя связано с всевозрастающим потоком информации, который мы, педагоги, должны учитывать в своей работе. Использование образовательных электронных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, на мой взгляд, приводит к автоматизации такой деятельности и сокращению нагрузки, возложенной на учителя, положительно влияет на эффективность системы  обучения школьников, позволяет своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать целесообразные и обоснованные меры по повышению уровня  обученности  учащихся, целенаправленно совершенствовать свое методическое мастерство. База интернет – ресурсов велика. В ней можно потеряться. Поэтому я хочу рассказать о тех сайтах, которые использую в своей работе.

  1. Газета «Литература», http://lit.|September.ru .  Содержит разработки уроков, методические  рекомендации к урокам, статьи.
  2. Газета «Русский язык» http://rus.|September.ru.  Содержит разработки уроков, методические  рекомендации к урокам, статьи.
  3. Владимирский образовательный портал http://www.edu.wladimir.ru. Данный региональный образовательный портал содержит официальные документы, методические разработки, сведения о проводимых в сети конкурсах и проектах для школьников и учителей. Сервисы портала предлагают учителям различные образовательные ресурсы, информацию о сетевых конференциях, организуют методическую поддержку, общение учителей в форумах.
  4. Информацию об условиях проведения и результатах конкурсов и олимпиад среди школьников и педагогов, а также материалы, которые можно использовать для подготовки ребят к олимпиадам и конкурсам содержит сайт: Олимпиады для школьников: информационный сайт http://www.olimpiada.ru;
  5. Олимпиада для школьников http://olimpiadas.mccmc.ru; Использование данного сайта упрощает подготовку к урокам и их проведению, способствует повышению качества работы педагога по организации самостоятельной деятельности учащихся.
  6. Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»; http://www.megabook.ru;
  7. Русский Биографический Словарь; http://www.rulex.ru/
  8. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля; http://vidahl.agava.ru;

Использование во внеклассной деятельности ресурсов Сети интернет позволяет мне, как руководителю кружка «Царственное слово», привлекать современные научные данные, использовать мультимедийные возможности для организации содержательных маршрутов по интересам, помогает работать с одаренными и слабоуспевающими учащимися.

        9.            Ораторское искусство: учебно – театральная студия Ларисы Соловьевой;       http://www.speak-up.ru ;

        10.            Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»;

                            http://www.rm.kirov.ru;

Эти сайты помогают мне в работе. А какие Вам, уважаемые коллеги? Поделитесь.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы"

  В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить детей учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в ...

Мастер-класс "Профориентационная работа на уроках русского языка и литературы"

Предлагаемый мастер-класс знакомит с  методами и приемами работы на уроках русского языка и литературы с целью профориентации учащихся...

Мастер-класс «Словарная работа на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс «Словарная работа на уроках русского языка и литературы»...

Презентация. Мастер-класс «Словарная работа на уроках русского языка и литературы»

Презентация. Мастер-класс «Словарная работа на уроках русского языка и литературы»...

Мастер-класс "Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы"

Материал предлагает  направления работы для привития  интереса к чтению. Ведь смысловое чтение возможно только тогда, когда есть любовь к книге.  Особое внимание уделяется роли личного ...