Учебно-методическое пособие. "Краткий словарь лингвистических терминов"
учебно-методическое пособие по русскому языку (5 класс) по теме

Сумрова Татьяна Дмитриевна

Данный словарь предназначен для учителей русского языка и для учащихся 5-7 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovar_lingvistich.terminov.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Сумрова Татьяна Дмитриевна

ГБОУ лицей № 273

Колпинский район  г.Санкт- Петербурга

Традиционный  словарь

Русский язык  «Краткий  словарь лингвистических терминов  для школьников».

                        Аннотация.

Данный словарь предназначен для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы. Наряду с другими пособиями  этот словарь поможет  ученикам  закрепить теоретические сведения по русскому языку, развить  у них лингвистическое мышление, разобраться в трудных вопросах  языкознания. К словарю рекомендуется обращаться при изучении соответствующего материала.  Первая часть данного  пособия  содержит 3 раздела:  фонетика, орфоэпия, графика.

ЧАСТЬ 1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА.

А

Аббревиатура  (итал. abbreviatura от лат. brevis — краткий) - слово, образованное из названий начальных букв или из начальных звуков слов, входящих в исходное словосочетание.

Абза́ц  (нем. Absatz — раздел, часть текста) — отрезок письменной речи, состоящий из нескольких предложений.

А́збука (от назв. первых двух букв кириллич. алфавита "азъ" и "буки") — система графических знаков для передачи звучания славянской речи.  Азбука создана  в середине  9 века  братьями  Кириллом  и Мефодием.

Аканье -  совпадение в безударном слоге <а> и <о> в одном звуке.   Практически  это означает, что ударному  [о] в безударном слоге соответствует [а] или звук,  близкий к [а]. Это свойственно литературному языку  и южно - русским говорам.

Акустический  (от греч. akustikos — слуховой) - относящийся к слуховому восприятию. Акустическая сторона звуков речи.

Акцент (лат. accentus — ударение)-  1. То же, что ударение.  2. Своеобразное произношение, свойственное  говорящему не на своем родном языке и заключающееся в непроизвольной замене звуков чужого языка звуками языка родного. Говорить с акцентом.

Акцентировать -  ставить ударение, а также знак ударения в слове, произносить слово с подчеркнутым ударением.

Акцентология  -  раздел языкознания, изучающий вопросы ударения (природу, типы, функции).

Аллитерация   (от лат. ad - к - при и littera - буква)  – повторение  однородных  согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность.  Например, "Шипенье пенистых  бокалов и пунша пламень голубой"    (А. С. Пушкин).

Алфавит (от названий первых двух букв греч. азбуки alpha и beta — в среднегреческом произношении “вита”) - совокупность графических знаков (букв), расположенных в принятом для данного языка (или языков) порядке. Русский алфавит. Латинский алфавит. Современный русский алфавит состоит из 33 букв.

Алфавитное письмо  - то же, что звуковое письмо.

Апостроф  (греч. apostrophes — обращенный в сторону или назад)-  надстрочный знак в виде запятой, употребляемый:  а) для отделения служебных слов (частиц) в иноязычных собственных именах: о'Брайен,  д'Астье; б) для указания  мягкости  согласного звука в фонетической транскрипции: [б'ит' ]

Артикль (франц. article, от лат. агticulus) - служебное слово которое сопровождает существительное (чаще предшествует ему), являясь показателем грамматических категорий определённости или неопределённости, рода, числа и некоторых других значений (в т. ч. синтаксических). Артикли  употребляют в германских, романских, греческом, венгерском и многих других языках.  Препозитивный   артикль  перед существительным. Постпозитивный  артикль после существительного. Например, франц. le peuple, рум. poporul — народ.

Артикуляция (лат. articulatio от articulare — членораздельно выговаривать) -  работа органов речи, направленная на производство звуков.

Ассимиляция  (лат. assimilatio — слияние, усвоение) — фонетический  процесс, состоящий в уподоблении звуков друг другу в пределах одного слова или словосочетания.

Ассонанс   (франц. assonance - созвучие) - созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), особенно в неточной рифме ("огромность - опомнюсь",   "грусть  - озарюсь" )

Б

Беглые гласные -  гласные о и е современного русского языка, чередующиеся с нулем звука при формообразовании и словообразовании. Сон/сна. День/дня. Беглые гласные объясняются тем, что в древнерусском языке на их месте были не [о] и [е],  а  так называемые глухие [ъ] и [ь], которые в известный период  развития языка в сильной позиции становились соответственно [о] и [е], а в слабой — исчезали: сънъ > сон, а съна > сна.

Безударный  гласный  звук -  гласный, не несущий на себе ударения и характеризующийся по сравнению с ударным гласным меньшей напряженностью органов речи и меньшей четкостью артикуляции.

Благозвучие  — одно из качеств художественной речи, которое состоит в красоте и естественности её звучания. Различные формы использования и усиления звучания слова придают художественной речи большую выразительность, усиленную эмоциональную окраску.

Большая буква - то же, что прописная буква.

Буква – графический знак в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения на письме звуков  и их разновидностей.

Бу́квица или инициа́л (лат. initiālis — «начальный»)  — крупная, отличная от прочих начальная буква главы или статьи. Буквицы часто украшались миниатюрами, орнаментами и изображениями, обычно выполненными в технике гравюры.

В

Вензель (от польск. wezel - узел) – 1.Начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор. 2. Изображение начальных букв названий учреждений, учебных заведений и т.п. на форменной одежде, на документах и т.п.

Виньетка (фр. vignette) — украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста. Виньетка представляет собой небольшую орнаментальную или сюжетную композицию, которая предваряет текст наподобие заставки или завершает его, выполняя функцию концовки. Кроме того, виньетки могут быть использованы и в самом тексте в качестве украшения угловых частей страницы.

Внутренняя речь – речь, непроизносимая;  речь “про себя”, обращенная субъектом к самому себе.

Вокализм (от лат. vocalis— голосовой) - система гласных звуков языка, их свойства и отношения.

Высота тона (звука) -  качество звука, зависящее от частоты колебаний голосовых связок в единицу времени: чем больше колебаний приходится на единицу времени ,  тем выше звук; чем меньше колебаний приходится на единицу времени, тем ниже звук.

Г

Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

Глухие согласные - согласные звуки, образуемые при помощи одного шума, без участия голоса: [к], [к'], [п], [п'], [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'1, [х], [х'], [ц], [ч], [ш], [ш'] (щ).

Голос - звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха.

Голосовые связки -  два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек ее (по направлению от кадыка назад) почти горизонтально. Голосовые связки эластичны, могут укорачиваться и растягиваться, раздвигаться на разную ширину раствора, могут быть расслабленными и напряженными.

Гортань - верхняя часть дыхательного горла, состоящая из нескольких подвижных хрящей, к которым прикреплены голосовые связки.

Графика (греч. graphike - от grapho - пишу) -  1.Вид изобразительного искусства, основой которого является рисунок с использованием контурных линий, штрихов, тонов и пятен в контрасте с белой, цветной или черной поверхностью бумаги.  2. Произведения такого вида искусства (рисунки или печатные художественные изображения - гравюры, литографии и т.п.).  3. Совокупность средств  какой-либо  письменности; начертания букв, знаков.

Губные согласные- согласные, образуемые полным или неполным сближением нижней губы с верхней губой или верхними зубами: [п], [п'], [б], [б'], [ф], [ф']; [в], [в'], [м], [м'].

Д

Диссимиляция (лат. dissimilatio — расподобление) -  замена одного из двух одинаковых или сходных звуков другим, менее сходным.  Диссимиляция-явление редкое в литературном языке, встречается она обычно в речи ненормированной. « Колидор» (вместо  коридор), «транвай»  (вместо трамвай) — в просторечии.

 Долгий согласный – 1. Внепарные долгие мягкие шипящие [ш'] и [ж']. Щи, дрожжи. 2. Двойные щелевые на стыке морфем и слов. Рассада [с], из зоба [з].  3. Долгие согласные не на стыке морфем в словах иноязычного      происхождения. Ванна [н], касса [с], гамма [м].  ( все фонемы со знаком долготы).

Дрожащие согласные (вибранты) -  согласные звуки, при образовании которых смычка последовательно и периодически размыкается и опять смыкается, а активные органы речи дрожат (вибрируют). Разного рода [р].

Е

Ёканье -  произношение в некоторых говорах [е] вместо [ие] в первом предударном слоге после мягких согласных. [н'есу] (орфографическое несу), [т'ену] (орфографическое тяну).

 Ер -  название буквы “ъ”; твердый знак.

Еры -  название буквы “ы.”

Ерь  -название буквы “ь”; мягкий знак.

З

Заглавная, или прописная буква — буква, которая увеличена в размере в сравнении со строчными буквами.

Заглавное, или заголовочное слово, или основное  слово, — слово, разъясняемое в словарной статье и являющееся ее заглавием.

Закрытый слог- слог, который заканчивается на согласный звук. В русском языке тоже есть закрытые  слоги. Слово "стол" представляет собой закрытый слог, так как оканчивается на согласный звук.

Заставка, заставица (старо - слав. ставити) — в искусстве оформления книги — небольшая, миниатюрная графическая композиция, открывающая текст. В древнерусских первопечатных книгах связана с инициалом — заглавной буквицей.

Затранскрибировать - значит, написать транскрипцию. Она пишется в квадратных скобках, [Б'илэiэт]. Мягкость звука обозначается знаком  '  (апостроф). Буква "Й" - j.

Звонкие согласные - это звуки, которые состоят из шума и голоса. При их произношении воздушная струя не только преодолевает преграду в полости рта, но и колеблет голосовые связки. Звонкими являются следующие звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. Звонким является также звук  [ж’], встречающийся в речи отдельных людей в словах дрожжи, вожжи и некоторых других.

Звук речи - элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук — это часть слога, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию. Гласный звук. Согласный звук.

Звукопись - звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания. Например, повтор звуков [ш], [п] и [н] в известных стихах А.С. Пушкина «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой».

Звукоподражательные слова - слова, по своему звуковому оформлению являющиеся воспроизведением рефлективных восклицаний людей;  звуков и  криков, издаваемых животными, птицами, звуков явлений природы, звуков, издаваемых предметами, и т. д. По внешнему виду некоторые звукоподражательные слова сближаются с междометиями, однако отличаются от них, так как не выражают ни чувств, ни волеизъявлений. Используются как экспрессивно-стилистическое средство отображения действительности, например, «мяу-мяу», « гав – гав» , «ква-ква», « ку-ку», « тик-так».

Зубные согласные - согласные, образуемые прижиманием кончика языка вместе с самой передней частью к задней стороне передних верхних зубов. По активному органу относятся к переднеязычным. Смычные зубные [т], [т'], [д], [д']. Щелевые зубные [с], [с'], [з], [з']. Зубной носовой [н], [н']. Зубной боковой [л], [л'].

И

Инициал (лат. initialis — "начальный") — 1. Начальные буквы имени и фамилии, имени и отчества или имени, отчества и фамилии. 2. Первые прописные буквы текста, главы и т.п. (обычно увеличенного размера), иногда украшенные орнаментом, рисунком и т.п. Инициалы появились в поздней античности. Их писали красной краской,  отсюда выражение "с красной строки".

Иероглифы (от греч. hieroglyphoi — священные письмена) - фигурные знаки, известные с 4-го тысячелетия до нашей эры в древнеегипетском письме, где они служили для обозначения целых слов (понятий) или отдельных слогов и звуков речи. Первоначально их название обозначало “священные высеченные на камне письмена”.

Иканье -  неразличение <и> —<э> в безударных слогах. Практически это означает произношение в некоторых говорах [и] вместо [ие] в первом предударном слоге после мягких согласных.  Например, [н'ису] (орфографическое несу), [т'ину] (орфографическое тяну).

Интона́ция  (лат. intonō «громко произношу») - система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании (словосочетании).

Й

Йот -  среднеязычный звонкий щелевой согласный,  примыкающий к последующему гласному, с которым он образует йотированный звук.  Яблоко  [j + а],  ель [j + э],  район [j + о], вью [в'j + у].

Йота -  буква греческого алфавита, обозначающая звук [и].

Йотация -  появление звука [j] перед гласным звуком в начале слова или между гласными. Старославянское оунъ > древнерусское юнъ.

Йотированные (йотованные) гласные -  гласные, имеющие перед собой звук [j]. Е [j + э], е [j + о], ю [j + у], я [j + а].

К

Какофония (греч. kakopbonia — дурное звучание) -  неблагозвучие, режущее слух сочетание звуков. Нередко какофония в речи создается назойливым повторением одних и тех же звуков, их скоплением в предложении. Например, «Какая река так широка, как Ока?»

Каллиграфия (греч. kalligraphia — красивый почерк) -  искусство писать четким и красивым почерком.

Кириллица - одна из первых двух азбук старославянского письма (второй была глаголица), получившая свое название от имени Кирилл, принятого византийским миссионером Константином Философом при его пострижении в монахи. Кириллица отличалась от глаголицы более простой и четкой формой букв. На основе кириллицы был создан современный русский алфавит.

Контекст (лат. contextus — тесная связь, соединение) - 1. Законченный, в смысловом отношении отрезок письменной речи (текста), дающий возможность точно установить значение отдельного входящего в него слова или предложения. 2. Условия употребления данной языковой единицы в речи (языковое окружение, а в широком смысле также ситуация речевого общения).

Красная строка — отступ перед абзацем. «Начать с красной строки» — в переносном смысле означает начать всё сначала.

Культура речи -  1. Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху  и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей.  2. Нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений.

Курсив (от лат. cursiva litera — скоропись)  - рисунок типографского шрифта, близкий к рукописному,  используемый для выделения части печатного текста из остального текста, набранного прямым шрифтом. Курсив светлый. Курсив полужирный.

Л

Лигатура (средневековолат.— ligatura от лат. ligare —связывать) -  буква, образованная из соединения элементов двух букв.

Лингви́стика  (языкозна́ние,  языкове́дение;  от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.

Литера (латин. littera) -  1. Буква (устар. и канц.).   2. Металлический брусочек с выпуклым изображением буквы или иного печатного знака, употребляемый в типографском наборе. 3. Свидетельство для льготного проезда по железной дороге, обозначенное условной буквой (офиц., ж.-д.). Воинская литера.

Литературное  произношение - произношение, которое соответствует всем современным правилам фонетики и лингвистики, художественное чтение без ошибок.

Литературный язык -  нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т. д.

Логическое ударение  -  выделение в произношении одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки. Например:

Я сегодня, поеду в институт (не кто-либо другой, а именно я).

Я сегодня поеду в институт (не в другой день, а именно сегодня).

Я сегодня поеду в институт (обязательно использую один из видов транспорта).

Я сегодня поеду в институт  (не в другое место, а именно в институт).

Логотип  (от греч. logos — "слово" и typos — "отпечаток")  — в широком значении — графический символ,   оригинальное начертание полного или сокращённого наименования организации или товара. Логотип является словесной частью товарного знака.  Термин «логотип» появился в начале XIX века в типографике и был синонимом термина «лигатура».

М

Межзубные согласные -  согласные, образуемые кончиком языка и краем верхних зубов (в английском языке  на письме  изображаемые через th).

Мелодика речи -  см. интонация.

Мелодическое ударение -  то же, что музыкальное ударение (см. ударение).

Метатеза (от греч. metathesis —перестановка) - перестановка звуков или слогов в составе слова.  Например, « тарелка» - « талерка», « ладонь» - « долонь».

Монограмма  (от греч. monos — "один" и gramma — "буква, запись, знак") — разновидность сокращения, знак, заменяющий полную надпись или подпись какого-либо лица.

Мягкий согласный -  согласный, при произношении  которого  язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове "перерыв" при произношении первого согласного звука [р'] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].  Например, в слове "река" слышится мягкий согласный зыук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [р']. Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’]. Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.

Н

Непарные согласные – это  согласные, лишенные соотносительности по глухости-звонкости. 1.Непарные звонкие согласные: [л, л`], [м, м`], [н, н`], [р, р`], [j];непарные глухие согласные: [х, x`], [ц], [ч], [щ].  2. Согласные, лишенные соотносительности по твердости-мягкости. Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц]; непарные мягкие согласные: [ч], [ш], [j].

Неполногласие – это наличие в пределах одной морфемы сочетаний -ра-, -ла-, -ре-, -ле- в старославянском языке и в современных южнославянских языках. Неполногласные сочетания в русском языке имеются в славянизмах. Врата (ср.: ворота), глава (ср.: голова), среда (ср.: середина), пленить (ср.: полонить). См. полногласие.

Непроизносимые согласные - согласные буквы, лишенные в определенных сочетаниях звукового значения (термин условный, так как буквы вообще не произносятся, а непроизносимых звуков не бывает). К числу непроизносимых согласных относятся:

1) т, в сочетаниях стн (горестный, грустный, ненастный, сверстник, яростный), стл (счастливый), нтск (гигантский, дилетантский), стек (марксистский);

2) д в сочетаниях здн (праздник), рдц (сердце), также ндск (голландский);

3) е в сочетаниях вств (чувствовать), лвств (безмолвствовать);

4) л в сочетании лнц, (солнце).

Неслоговой гласный -  гласный, не образующий слога.

Норма  -  закрепившиеся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые (речевые) варианты. Произносительная (орфоэпическая) норма. Лексическая норма. Морфологическая норма. Синтаксическая  норма.

Носовые гласные -  гласные, произносимые с включением носового резонатора, т. е. с опущенным мягким нёбом, в результате чего струя воздуха выходит одновременно и через рот, и через нос, что придает гласному звуку носовой тембр и понижает высоту тона. В  рyccкoм языке такие гласные  отсутствуют, были в славянских языках ), имеются в языках французском, португальском, польском.

Носовые согласные -  согласные звуки, при образовании которых голосовая щель сужена, натянутые голосовые связки колеблются воздушной струёй, значительная часть которой после выхода из гортани проходит через нос, так как нёбная занавеска опущена. Губной носовой [м]. Зубной носовой [н].

Нуль звука -  отсутствие звука, выступающее в качестве грамматического показателя при чередовании. Выбирать — выбрать, присылать — прислать.

                   

О

Оглушение согласных - замена звонкого шумного согласного соответствующим по парности глухим в определенных положениях:1) в конце слова. Оглушение конечного звонкого происходит: а) перед паузой. Набрать букет роз [рос]; б) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным согласным, а также [в] и [j]. Род средний [рот], прав он [праф], рожь растет [рош], cад ваш [сат], слаб я [слап]; 2) в середине слова перед глухим согласным. Гладко [глаткъ].

Озвончение согласных - замена глухого согласного соответствующим по парности звонким в определенных положениях: 1) на стыке морфем: сбор [збор], сделка [зд'елкъ]; 2) на стыке предлогов со словом: к дому [г-дому], с дачи [з-дачь].

Оканье -  различение <о>—<а> в безударных слогах. Практически это означает произношение в безударном слоге на месте буквы о звука [о], свойственное северно-русским  говорам [голова],  [сторона].

Омографы (от греч. homos — одинаковый + grapho — пишу) -  разные слова, совпавшие по написанию (но не по произношению). Замок (дворец) — замок (на двери).  Мука (мучение)  -  мука (продукт). Уже (сравнит. степень от узкий, узко) — уже (наречие). Омографы называют также графическими омонимами.

Омофоны (от греч. homos — одинаковый + phone — голос, звук) - разные слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание. Например,  луг — лук,  плод — плот, род — рот. Омофоны называют также фонетическими омонимами.

Омоформы (от греч. homos — одинаковый + лат. forma — форма) -  омонимичные формы; слова, совпадающие в своем звучании лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи). Например, вожу (от водить) - вожу (от возить);  лечу (от лететь) — лечу (от лечить);  печь (имя существительное) -  печь (глагол);  стих (стихотворение) -  стих (форма прошедшего времени от глагола стихнуть).  Омоформы называют также грамматическими омонимами.

Органы речи -  различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи (речевой аппарат). Органы речи активные,  производящие основную работу, необходимую для образования звука: язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, надгортанник. Органы речи пассивные,  неспособные к самостоятельной работе и при образовании звуков служащие точкой опоры для активных органов: зубы, альвеолы, твердое нёбо, глотка, полость носа, гортань. В качестве движущей силы при образовании звуков (для получения струи воздуха) используются диафрагма, легкие, бронхи, трахея.

Орфоэпическая норма  - это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.

Орфоэпический словарь  - словарь, отражающий орфоэпическую норму, то есть современное ему литературное произношение и ударение. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в орфоэпическом аспекте.

Орфоэпический разбор слова - разбор слова осуществляется по следующему плану:

1. Прочитать слово про себя. Подумать и решить, может ли слово звучать по-другому.

2. Посмотреть в орфоэпическом словаре, как правильно произносится слово.

3. Произнести слово правильно. ( Если проводится письменный разбор, то записать слово с пояснениями (пометами) произношения и ударения.)

Орфоэпия (от греч. orthos -  прямой, правильный + epos — речь) -                   1. Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения. 2. Совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в данном языке произносительным нормам.

Открытый гласный - гласный, при произнесении которого высшая точка поднятой части языка находится несколько ниже, чем при произнесении соответствующих закрытых гласных. Открытые [е] и [о] в некоторых западноевропейских языках.

Открытый слог - слог, оканчивающийся гласным звуком. Ко-ло-да,  стра-то-сфе-ра,  дос -ка,  нит- ка,  лав-ка,  вед-ро,  у-пор-но.

Отрывистая речь -  звучащая резко, прерываемая паузами.

П

Палеография (от греч. palaios — древний + grapho— пишу) - наука, занимающаяся изучением внешней стороны древних рукописей (способ написания, особенности материала, на котором писали, формы букв, их видоизменения и т. д.) с целью определить время и место происхождения рукописи, выявить имеющиеся ошибки в тексте, установить причины их появления и т. п.

Парные согласные -  это согласные, соотносительные по глухости -звонкости: [б - п],  [в - ф],  [г - к], ]  [д - т], [ж –ш ],  [з - с];  по твердости-мягкости: [б - б’], [ в - в’] , [ д - д’].

  Паронимы (от греч. рага  - возле , onoma  -  имя) однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении.  Например, адресат — адресант.

Пауза  (лат. pausa от греч. Pausis -  прекращение)  -  временная  остановка звучания, разрывающая поток речи, вызываемая разными причинами и выполняющая различные функции.

Письменность - 1. Совокупность письменных памятников какой-либо эпохи. Древнерусская письменность. 2. Система графических знаков, употребляемых для фиксации речи на письме.

Письмо -  дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков.

Письмо пиктографическое (от лат. pictus — живописный, писанный красками + греч. grapho — пишу) (п и с ь м о рисуночное, письмо картинное). Письмо, при котором графический знак (в виде рисунка или условного изображения) служит для передачи содержания речи -  жизненной ситуации, событий, связанных с живыми существами, вещами и т. д., но не отражает языковых форм (фонетических и грамматических).

Полногласие - характерное для русского, украинского и белорусского языков наличие сочетаний  оро,  оло,  ере  между согласными, соответствующих церковно-славянским  ра,  ла, ре, ле.  Например, ворота - врата, золото - злато, перед - пред, молоко-млеко.

Почерк — фиксируемая в рукописи характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно - двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки.

Р

Разноместное  ударение  -  ударение, которое характеризуется возможностью постановки ударения в разных, но относительно строго определённых слогах слова. Например, учителя-учителя

Редукция (лат. reductio от reducere — приводить обратно, возвращать; сокращать, уменьшать). Ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (в основном это относится к гласным в безударном положении).

Речевой аппарат -  совокупность органов речи (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма).

Речевой этикет - в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения.

Речь  -  деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе.

Риторика (греч. rhetorike) - теория выразительной речи, теория красноречия, ораторского искусства.

Родной язык -  язык, усваиваемый ребенком в раннем детстве путем подражания окружающим его взрослым.

С

Свистящие звуки - переднеязычные зубные щелевые [з], [з'] и [с], [с']. При их образовании между передней частью языка и твердым нёбом образуется узкая щель в форме желобка, проходя через которую воздушная струя производит резкий шум, напоминающий свист.

Словесное ударение  - вид ударения, определяемого в пределах слова и состоящего в выделении одного из его слогов.

Согла́сные  - звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога.  Под согласными зачастую понимают также буквы, передающие такие звуки. Иногда во избежание путаницы употребляют термин «согласные звуки». В русском языке согласные звуки передаются буквами Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Они противопоставлены гласным А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.

Соно́рные согла́сные -  это звуки, производимые без участия  потока воздуха в голосовом тракте .  Русский язык имеет следующие сонорные согласные: /l/, /m/, /n/, /r/. К сонорным звукам также относится звук [j], присутствующий, например, в слове «йод».

Слог  - это минимальная  фонетическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные- слогообразующие, остальные  -  неслоговые.

Т

Транскри́пция  -  система передачи звучания слов письменными и некоторыми условными знаками, отражающая лишь фонемы этих слов. При чтении фонематической транскрипции какого-либо языка необходимо учитывать его фонетические законы, используя в произношении соответствующие варианты фонем.

Тембр (франц. timbre) -  1.  Качество звука, зависящее от соотношения по высоте и силе основного тона с добавочными. 2.  Звуковая окраска, характерная для каждого голоса (или инструмента). Сопрано, контральто, тенор, баритон, бас.

Темп речи - скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов).  Следует, однако, заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения.

У

Ударение -  выделение одного из слогов в составе слова    различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости).

Ударный  гласный  - гласный звук, несущий на себе ударение.

Ф

Фонема (греч. phonema — звук) - кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем.

Фонема сильная - фонема в сильной позиции, обладающая максимальной различительной способностью в пределах словоформы или фонемного ряда.

Фонема слабая - фонема в слабой позиции, обладающая меньшей или минимальной различительной способностью в пределах словоформы или фонемного ряда.

Фонетика (зреч. phonetike от phnne — звук) - 1. Раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи.

 Фонетика историческая -  раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее развитии.

Фонетика общая  - раздел языкознания, изучающий на материале различных языков теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой стороны языка к его грамматической системе.

 Фонетика описательная - раздел языкознания, изучающий звуковой строй конкретного языка в синхронном плане.

Фонетика экспериментальная  - изучение звуков речи с помощью экспериментальных методов исследования.

                         

Ц

Цоканье  - 1. Особенность русских северных говоров - произношение звука "ц" на месте "ч" литературного языка или смешение этих звуков в одном, в отличие от чоканья. 2. Звук, получающийся при ударе чем-нибудь   металлическим, о камень.

                   

Ч

Частотность  - показатель частоты употребительности, распространенности в речи.

Чередование звуков - смена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.

Чужая речь -  высказывание других лиц, включенное в авторское изложение.

Ш

Шепот - тихая речь, при которой звуки произносятся без голоса.

Шипящие звуки - звуки речи, например, ж,  ш,  ч,  производящие на слух впечатление шипения.

Шумные согласные -  согласные, образуемые шумом в сопровождении голоса (звонкие согласные) или при помощи только шума (глухие согласные).

Щ

Щелевые согласные  -  согласные, при произнесении которых происходит сближение органов речи, в результате чего воздушная струя, проходя через образовавшуюся щель, производит шум трения.

Э

Экспрессия  (латин. expressio - выражение) -  то, что придает выразительность чему-нибудь, что делает что-нибудь  выразительным.

Эсперанто - самый распространённый из искусственных языков, вспомогательное средство международного общения. Создан в 1887 варшавским врачом Л. Заменгофом, псевдоним которого Esperanto (надеющийся) стал названием языка.

Ю

Юс -  название двух букв славянской азбуки. Юс большой (обозначал носовой звук “о”), Юс малый (обозначал носовой звук “е”).

Я

Язык - звуковой и письменный строй речи определенного народа, являющийся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащий  важнейшим средством общения людей. Язык образует органическое единство с мышлением, так как одно без другого не существует.

Язык  жестов  - самостоятельный, естественно возникший или искусственно созданный язык, состоящий из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела. Эти языки в основном используются глухими или слабослышащими людьми с целью коммуникации.

Язык межнационального общения -  язык, который используется как средство общения представителями разных национальностей в пределах одной страны.

Языкознание  - то же, что лингвистика.

Язычные согласные - согласные, при образовании которых активным органом является язык.

Яканье  - 1.Действие от глагола  якать.  2. Разновидность аканья - произношение неударяемого "е" как "а" с предшествующей мягкостью,  обозначаемого на письме буквой "я».  Например,  вясна, сястра (весна, сестра).

Информационные источники

1.  http://www.slovopedia.com/

2. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/DicTermin/index.php

3. http://ushakova-slovar.ru/

4. http://ru.wikipedia.org

5. http://www.ozhegov.ru/

6. http://bse.sci-lib.com/

7. http://slovari.yandex.ru/~книги/

Словарь%20изобразительного%20искусства/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое занятие № 3 Тема: « Подготовка спасателя в школе. Организация, проведение и контроль выполнения учебно-тренировочных заданий на учебных станциях».

Данное занятие является этапом реализации Программы дополнительного образования  Гимназии 622 Санкт-Петербурга "Спасатель" . Программа содержит элементы Программы ВОСВОД Санкт_петербурга "Водная ...

Учебно-методическое пособие "Работа с музыкальными терминами на уроках музыки"

Пособие предназначено для учителей музыки общеобразовательных школ. Ориентировано на программу "Музыка" Сергеевой, Критской, Шмагиной. Представляет систему работы с обучающимися по усвоению музыкальны...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....

Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты

Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК...