Урок русского языка в 7 классе на тему "Деепричастный оборот"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему

Материал содержит конспект урока и презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_po_teme_deeprichastie.zip1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Новикова О.Н. МБОУ СОШ №38

Тема: Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.

Цели:1)Дать понятия «деепричастный оборот» и  «одиночное деепричастие».

           2)Вырабатывать умение видеть в предложении деепричастный оборот и одиночное деепричастие, обособлять их на письме, конструировать предложения.

            3)Создать на уроке атмосферу доброты, сотрудничества.

            4)Развивать навыки коммуникативного общения.

            5)Учить видеть удивительное рядом, развивать  творческое воображение учащихся.

Оборудование: схемы, раздаточный материал, рисунки, текст, словари.

                                             Ход урока

1.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начать урок мне хочется с таких стихотворных строк Аллы Мережко:

             Хочу идти по жизни не спеша,

             Любуясь ею, ожидая чуда,

             Чтоб замирала радостно душа

              В мелодии, звучащей ниоткуда. (На доске)

И вам, ребята, я желаю идти по жизни и любоваться удивительным миром, ожидать чуда, открывать для себя новое, что мы сегодня и постараемся сделать. Я верю, что у нас всё получится.

2.Целеполагание.

Тема нашего урока «Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии». Глядя на тему, сформулируйте цели нашего урока.

Итак, целями нашего урока будут:

1)познакомиться с деепричастным оборотом и одиночным деепричастием,2)выяснить, когда же будем обособлять на письме деепричастный оборот и одиночное деепричастие, а также грамотно употреблять деепричастные обороты и одиночные деепричастия в речи.

3.Актуализация знаний.

 - А что означает обособить на письме запятыми? (Выделить запятыми).

 - Посмотрите, пожалуйста, на запятые в данном четверостишии. Постановку всех запятых мы можем объяснить? (Нет, только при причастном обороте)

( Вызываю ученика, который графически выделяет причастный оборот.)

- Почему обособляем причастный оборот  в данном предложении?

- Всегда ли обособляем причастный оборот?

Напомните, пожалуйста, основные схемы-правила, когда обособляем, когда не обособляем причастный оборот.

( Вызываю ученика, который чертит схемы-правила.)

- А что такое причастный оборот? Каким членом предложения является? Можем ли мы провести аналогию с причастным оборотом и ответить на вопрос: что такое деепричастный оборот?

- Назовите деепричастные обороты в четверостишии. Каким членом предложения является деепричастный оборот? Почему вы сделали такой вывод?

- Какими моделями словосочетаний представлены деепричастные обороты? Какой ещё моделью может быть представлен деепричастный оборот? Приведите примеры. Вывешиваю на доску схемы:

деепричастие +существительное;  деепричастие+местоимение;

деепричастие +наречие.(деепричастие – главное слово)

- Как вы понимаете, что такое одиночное деепричастие? Есть ли понятие одиночное причастие?

-Итак, сделаем выводы. Продолжите предложения.

Деепричастный оборот – это…

Одиночное деепричастие – это…

4.Подход к теме

- Можем ли мы сейчас объяснить запятые в четверостишии? Почему? (Мы ещё не знаем, при каких условиях обособляем и не обособляем деепричастный оборот и одиночное деепричастие.)

- Какими способами узнаем? (Выдвижение гипотез: посмотрим в учебнике, самостоятельно постараемся узнать, спросим у учителя).

    Для того чтобы вы сами могли сделать определённые выводы, я предлагаю вам материал для наблюдений.(Смотри ниже) Работать будете в парах. Анализируя примеры, сделайте выводы, когда будем ставить запятые при деепричастном обороте и одиночном деепричастии, а когда не будем? Отразите выводы в схемах-правилах. (Обращаю внимание на доску, на которой оформлено всё, кроме схем)

Обособляем        Не обособляем                                                                                

Деепричастный оборот        Деепричастный оборот

[ ‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌∕–∙–∙‌∕ , ═]                                                                    [═ ∕–∙–∙‌⁄] д.о.=фразеолог.

[, ‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌∕–∙–∙‌∕,═]                                                                  

[═,∕–∙–∙‌⁄]

Одиночное деепричастие        Одиночное деепричастие

[ ‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌∕–∙–∙‌∕ , ═]

[, ‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌∕–∙–∙‌∕,═]                                                                         [═ –∙––∙]

[═,∕–∙–∙‌⁄]        о.д.=наречие,о.д.=сущ.с предлогом

        

После работы в парах вызываю ребят. Отвечают, когда обособляем, а когда нет. Затем вызываю учеников, которые чертят схемы, делают выводы. Говорю о нюансах схемы, где одиночное деепричастие не обособляется: обычно в конце предложения, можно заменить наречием, существительным с предлогом; важно, не что делает предмет, а как.

 Проверим наши выводы по учебнику.

5.Первичное закрепление.

Вот теперь объясните знаки препинания в четверостишии? Как вы можете охарактеризовать обстоятельства? (Однородные.) Повторяем, какие члены предложения называют однородными.

Автор пишет, что хочет идти по жизни и любоваться жизнью. А когда человек чем-то любуется, какие чувства наполняют его душу? (Восторга, восхищения, любви, удивления)Работа со словарём. Ребята объясняют лексическое значение слова «удивляться» и подбирают синонимы.

- Чему же можно удивляться? (В хорошем смысле этого слова)

Сконструируйте предложения, взяв за основу данные обороты

Море, рождая волны,…

Приоткрыв глаза,…

По схеме[, ‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌∕–∙–∙‌∕,═]                                                                  

Зачитывают свои предложения.

6.Закрепление.

Вы уже сами можете конструировать предложения. Отрадно, что без ошибок, но всё-таки, чтобы не допускать ошибок в употреблении деепричастных оборотов в речи, помните о …

Сравните два предложения и скажите, о чём необходимо помнить? Почему деепричастие предупреждает: «Не меряя семь раз, не режь».

Открыв окно, быстрый ветер ворвался в комнату.

Нежась на солнце, змея свивалась тройным кольцом.

- Сделайте вывод. (И добавочное действие, выраженное деепричастием,  и основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, выполняет одно лицо)

В дополнение к этому,  подберите правильное продолжение к деепричастному обороту.

Удивляясь миру,

 расцветает человеческая красота.

человек наполняет душу радостью жизни.

Можем ли мы данное предложение (второе) заменить синонимичной конструкцией? (Когда человек удивляется миру, он наполняет душу радостью жизни). Вспомните, как мы заменяли предложения с причастными оборотами.(сложноподчинённым предложением с придаточным определительным- понятие вводилось в 6 классе при изучении темы «Относительные местоимения».)

7.Работа по тексту.

Вы дружно работали, делали выводы, работая в парах и самостоятельно. Далее я предлагаю вам исследовать текст «Лебеди».  (распечатка на парте). Первая группа – с точки зрения стиля речи, вторая группа – с точки зрения орфографии(пропущенные орфограммы);третья группа – найти деепричастные обороты и одиночные деепричастия. В ответе используйте научный стиль, можно свой ответ начинать с деепричастного оборота. (Исследуя текст с точки зрения…,….)  Общее задание для трёх групп -   роль деепричастных оборотов в тексте.

Ответы групп по предложенным вопросам.

 Какова роль деепричастных оборотов в тексте? (Деепричастия более выразительно дописывают, дорисовывают основное действие. Показывают экспрессию движения, ярче подчёркивают динамику событий.) Работа со словарём толковым, затем со словарём антонимов: динамика-статика.

- Ребята, какие чувства испытывает автор, когда наблюдает за птицами? Какие легенды о лебедях вы прочитали к уроку? Одну- две легенды слушаем. Затем прошу ребят сформулировать основную мысль легенды предложением с деепричастным оборотом.

- Ребята, а в каком произведении идея любви, верности отражается так же ярко, как и в легенде. Это произведение – гимн любви, верности.(«Повесть о Петре и Февронии Муромских»).С 2008 года 8 июля объявлен Всероссийским праздником семьи, любви и верности.

Ребята, что у нас может вызывать такие чувства, как в данном тексте? (Красота)Не только красота природы, человека, его поступков, но и красота слова, языка нам помогает выразить наши мысли, знания. Соприкосновение с удивительным миром делает нас духовно богаче, будит в нас прекрасное. Общаясь со мной на уроке, вы показали это. А хорошо ли поняли тему урока, проверим с помощью теста (+взаимопроверка).

8.Рефлексия.

Подумайте над всем услышанным во время урока и коротко оформите точку зрения по поводу урока.

Исследуя материал по теме, я (узнал, смог придумать…) и захотел…;

я (понял, разобрался…), теперь я….

9.Комментарий оценок.

Если вы не только поняли тему урока, но и  услышали, что нас окружает удивительный мир, значит, урок не прошёл мимо вас. Нам, я думаю, стоит постараться не только видеть красоту, но и беречь её, чтобы ощущать радость жизни.

10.Домашнее задание.

Постарайтесь дома составить текст, используя в нём деепричастные обороты, одиночные деепричастия. Подумайте,  о чём можно рассказать, чтобы показать динамику событий. (Ответы детей.) Подсказываю рисунками с изображением дельфинов, бушующего моря и т.д.

Смотри  приложение (материал для наблюдений, текст, тест)

Материал для наблюдений

Желаю успеха!

Деепричастный оборот обособляем.

1.Опрокидывая на своём пути, вихрь промчался над деревней.

2.Бегут, играя на солнце, шумные ручьи.

3.Временами по реке пробегала от ветра лёгкая зыбь, сверкая на солнце.

Будьте внимательны!

Деепричастный оборот не обособляем.

1.Ребята работали засучив рукава.

Мчаться высунув язык, работать спустя рукава, трудиться не разгибая спины,  бежать сломя голову, говорить положа руку на сердце - что это?

Обособляем одиночное деепричастие.

1.Улыбаясь, я восторженно рассказывал об отдыхе.

2.Я узнал, приглядевшись, родную тропинку.

3.Мой друг радостно осмотрелся вокруг, приземлившись.

        Будьте внимательны!

Одиночное деепричастие не обособляем.

1.Он работал шутя(=наречие легко).Он говорил улыбаясь(=сущ.с предлогом с улыбкой).

                                               Лебеди

 Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлён необычайным и ещё (не) вида..ым мною зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращающ..хся с далёк..го юга на север, стала кружить над заливом. Я видел освещё..ые зарёю розоватые распахнутые крылья, длинные вытянутые шеи, слушал их  голоса. Лебеди долго и низко кружились над заливом, потом стали садит..ся на воду.

     Ещё никогда не видел я такой чудесн..й, почти сказочн..й картины. Я сидел на маленьк..м островке  и, затаив дыхание, слушал и наблюдал.

  Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали вокруг островка. Я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавш..м мне дивные пушкинские сказки. Не замечая меня, лебеди плавали, купались, переговаривались,  и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц. Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водою, лебеди вдруг стали поднимат..ся и, собравшись в стаю, потянулись дальше на север.

                                                                                  (По И.Соколову-Микитову.)

Тест по теме «Деепричастный оборот»

1.Найдите словосочетание  деепричастие +существительное

а)скользя по снегу                                    а)вырастить дерево

б)сбросить листья                                     б)одетые в листву                                                  

в)заросший пруд                                             в)замирая от страха

2.Найдите предложение с деепричастным оборотом

а)Морозец ударивший ночью                   а)Сверкая белоснежным оперением птица

сразу всё преобразил.                                 пересекла реку.

б)Раскинув могучие крылья                            б)Листки сорванные ветром порхали  

птица кружилась над серединой                     в воздухе.

реки.

3.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а)Пройдя длинную аллею лип,                   а)Ветер поднимая пыль на дороге,

старик опустился на скамейку.                       яростно   выл в трубе.

б)Дорога, извиваясь  подползает          б)Море, рождая волны,        

ближе к песчаной полоске.                            украшало их бахромой пены.

4.Найдите предложение, где не обособляем деепричастный оборот или одиночное деепричастие. Знаки препинания не расставлены.

а) Улучив удобную минутку                     а)Он отвечал скрепя сердце.

он вышел на свежий воздух.

б) Мы смотрели выпучив глаза.        б)Приоткрыв глаза я увидел цветущий

луг.

5.Найдите предложение с   грамматической ошибкой.

а)Подъезжая к станции, у меня            а)Поднимаясь вверх, птицы хлопают

слетела шляпа.        крыльями.

б) Не замечая меня, лебеди мирно    б)Подъезжая к деревне, собаки залаяли.

плавали.

Ответы к тесту:

1 вариант        2вариант

1.-а        1.-в

2.-б        2.-а

3.-б        3.-а

4.-б        4.-а

5.-а        5.-б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"

Урок сопровождается презентацией,  помогает осмыслитьспецифику  причастного  оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...

Конспект урока (с использованием ЭОР). Русский язык. 7 класс. Обособление причастного оборота

Конспект урока к учебнику Русский язык 7 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.Необходимое техническое оборудование: ЦОР...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Презентация к уроку русского языка 7 класс Причастный оборот. Выделение причастного оборота.

Презентация в себе содержит теоретический материал, алгоритм нахождения причастного оборота в предложении и как его выделять графически на письме....