Урок "Орфоэпия". 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Александрова Светлана Михайловна

Компетентностно - ориентированный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Орфоэпия" 5 класс.854.53 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ «СОШ №1» пгт Пойковский.

Компетентностно-ориентированный урок

по русскому языку

в 5 классе

«Орфоэпия. Орфоэпический минимум».

Выполнила  учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Александрова С. М.

Пойковский

2012

Тема урока. Орфоэпия. Орфоэпический минимум.

5 класс.

Цель урока:

создать условия для формирования ключевых компетенций:

- коммуникативной (устной) компетенции;

- учебно-познавательной (планирование познавательной деятельности;

нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач; применение знаний в нестандартной ситуации);

- информационной (поиск и сбор информации, ее переработка и передача).

Обучающая:

- познакомить  учащихся с понятием «орфоэпия», «орфоэпический минимум»;

- формировать орфоэпической грамотности учащихся через овладение орфоэпическим минимумом  5 класса;

Развивающая:

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

-способствовать формированию умения  учащихся самостоятельно употреблять орфоэпические нормы русского языка при чтении и  в собственной устной речи;  

- способствовать формированию умения пользоваться словарями, искать, обрабатывать, использовать и передавать информацию.

- способствовать развитию умений анализировать и решать учебную задачу, выбирая правильные способы их решения; выдвигать гипотезы, искать доказательства, проверять  правильность решения проблемы.

Воспитательная:

-  формирование речевой культуры учащихся, культуры  делового общения и сотрудничества.

Формирование коммуникативной компетенции предполагается через использование следующих методов и приемов:  публичное выступление, групповая форма работы, учебный диалог, обмен мнениями, обсуждение проблемной ситуации, анализ текста

Формирование учебно-познавательной компетенции: метод гипотез, проблемная ситуация, лингвистический эксперимент, целеполагание, рефлексия

Формирование информационной компетенции:  работа со справочной литературой.

Педагогические технологии. Технология проблемного обучения, технология РКМЧП с использованием компетентностно-ориентированного задания.

Средства обучения. Мультимедийное оборудование, презентация к уроку, компетентностно-ориентированные задания, бланк самооценки\ взаимооценки  учащихся, бланк оценки деятельности учащихся учителем.

Тип урока: изучение  нового материала.

Структура урока.

Продолжительность урока 40 мин.

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Актуализация знаний – 2 мин.

3. Постановка учебной проблемы – 6 мин.

4. Построение проекта выхода из затруднения – 2 мин.

5. Самостоятельная работа учащихся с самопроверкой – 18 мин.

- задание 1 – 8 мин.;

(Физминутка – 2 мин.)

- задание 2  ( КОЗ) – 5 мин.;

- задание 3 – 5 мин..

6. Домашнее задание – 3 мин.

7. Рефлексия. Итоги урока. – 6 мин.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы.

1. Орг. момент.

Включение в деловой ритм.

Самоопределение к деятельности

Пед. наблюдение

2.Актуализация знаний.

Выявить уровень знаний.

Определить типичные недостатки.

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки.

фронтальная работа

обмен мнениями (К)

анализ текста

(У-П)

Слайд 1 Ты р…дился в России. Здесь твоя Родина. Только здесь небо р…дное, деревья р…дные, р…дная трава. Родина начинается с детства.   (К.Паустовский).

- Как вы понимаете слова писателя

 К. Паустовского?

- Посмотрите внимательно на выделенные слова. Прочитайте их.  Как они называются?

- Какая буква пропущена в  словах? Почему здесь возможна ошибка?  Что вам помогло решить эту задачу?

Слайд 2.

Высказывают мнения. Примерно: Россия – наша Родина. Россия – это родная природа. Мы должны любить Россию с детства.

- Родина, родное, родные, родная, родился.  Это однокоренные слова.

-  Поставили букву «о». Это безударная гласная в корне   слова. Слово «Родина» является для этих слов проверочным, потому что буква «о» в нем ударная.

- Ударение помогает проверять безударные проверяемые гласные в корне слова.  

3.Постано

вка учебной проблемы: предъявление 2 проти

вореч точек зрения.

Создает учебную проблему. Организует работу по формулированию темы урока, целей, по принятию всеми учащимися целей урока.

Высказывают противоречивые точки зрения.  Определяют тему, цели урока. Принимают цели урока.

Мультфильм Пластилиновая ворона.flv. (2 мин. 40 сек). Обязательно обсудить м\ф: понравился\ не понравился; почему (2-3 высказывания), чтобы дети этого не делали во время постановки учебной проблемы.

Формулировка темы урока.

Целеполагание.

Слайд 3.  ВрУчат или вручАт? А вы как думаете?

- Почему мы не можем однозначно ответить на вопрос?

- Зачем нам знать про ударение?

-В русском языке есть раздел «орфоэпия», который изучает ударение в словах и определяет правила его постановки. Слов в русском языке много. Мы за урок не успеем узнать ударение во всех словах. Что же делать?

- Для каждого класса существует свой орфоэпический минимум – перечень слов, произношение которых должен знать ученик определенного класса.

 - Как называется перечень таких слов?

- Вы всего в 5 классе, но от старших, наверное, слышали про ЕГЭ. Так вот  на экзамене в 11 классе – это первый вопрос в тесте. Слайд 4. Демонстрация теста ЕГЭ.

Вернемся к этому тесту в конце урока.

Слайд  5.

- Значит, что запишем  темой урока?

-Чему сегодня научимся?

-Правильно. Орфоэпический минимум для себя вы сегодня составите сами.

Слайд 6. Словарная работа.

Высказывают свои предположения.

- Мы не знаем, где правильно поставить ударение.

Высказываются: правильно произносить слова, правильно читать слова; кто-то может сказать вывод предыдущего этапа (проверять безударную гласную).

Затрудняются ответить.

- Сегодня мы узнаем  слова для нас, учеников 5 класса, в которых надо запомнить  правильное ударение.

- Орфоэпический минимум.

Попытка выполнить.

Записываем число и тему урока.  Тема. «Орфоэпия. Орфоэпический минимум»

Цель урока.

Мы узнаем орфоэпический минимум для 5 класса, научимся правильно ставить ударение, чтобы грамотно  произносить и читать слова.

 Запись в тетрадях слов «орфоЭпия», орфоэпИческий мИнимум»

проблемная ситуация(У-П)

подводящий диалог(У-П)

обсуждение проблемной ситуации(У-П)

целеполагание

(У-П)

4. Построение проекта  выхода из затруднения

Организует работу учащихся  для определения средств и способов  решения проблемной ситуации

Составляют план достижения цели и определяют средства решения проблемной ситуации

- Предложите, пожалуйста, как же нам узнать правильное произношение слова «включат», как узнать правильное ударение в словах, которые входят в орфоэпический минимум?

Знакомство со словарем. Орфоэпический словарь под ред. Р. И. Аванесова.

Слайд 7.

Высказываются: на столах лежат словари, значит, будем работать со словарями; будем работать в группе, обмениваться мнениями, обсуждать вопросы и находить правильные решения.

обмен мнениями(К)

групповая работа

(К, У-П)

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (словарь).

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа Самопроверка.

Теперь обратимся к словарю и узнаем, как произносится правильно и читается слово «вручат». Образец работы со словарем. Запись в тетрадях.

Задание 1.

 Найдите  и исправьте речевые и орфоэпические ошибки, допущенные Неучем в  стихотворении  В.Масса «Между прочим».

Выпишите исправленные слова в тетрадь. Поставьте ударение.

Прочитайте в группе друг друга данные слова. Следите за ударением.

Определите слова, лексическое значение которых вы не знаете. Обратитесь за помощью к толковому словарю, узнайте лексическое значение непонятных вам слов. Составьте с данными словами словосочетания или предложения.

Говорил он, между прочим,
“Красив
ее”, “Мы так хочим”,
“Д
осуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, билитень”,
“П
оверх плана выполняем”,
Агент звонит цельный день”.

 Слайд 8.

 Модельный ответ. КрасИвее, хотим, досУг, шофЁр, процЕнт, заЁм, квартАл, портфЕль, бюллетень, повЕрх, агЕнт, звонИт, целый.

Словарная работа. Чаще всего учащиеся обращаются к толковому словарю, чтобы уточнить лексическое значение слов  досуг, заем, квартал, бюллетень, агент.

 Слайд 9 Рефлексия. Я выполнял(а) задание, чтобы….

групповая работа

(к, у-п)

поиск

информации

(и)

учебный полилог (к)

анализ текста

(у-п)

работа со словарем(и)

самопроверка

(у-п)

устное сообщение(к)

рефлексия

(у-п)

Физминутка.          Коррекция зрения.ppt.( 2 мин.)

КОЗ

Организует деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации

Выдвижение гипотезы. Доказательство. Проверка правильности решения проблемы.

Коммуникативная компетенция: устная коммуникация. Учебно-познавательная компетенция: нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач; применение знаний в нестандартной ситуации.

Задание 2. Стимул. Предлагаю вам стать на время поэтами и закончить стихотворные строчки. Видимо, тот, кто писал их, не знал об орфоэпических правилах.

Лингвистический эксперимент

(у-п)

 проблемная ситуация,

метод гипотез

(у-п)

учебный

полилог (к)

групповая работа(к,у-п)

анализ текста

(у-п)

Рефлексия

(у-п)

публичное выступление

(к)

Задачная формулировка. Проанализируйте стихотворные строчки, подумайте, какие слова нужно вставить, чтобы получилось стихотворение,  и сформулируйте гипотезу.

Источники информации. Тексты с заданием, алгоритм составления гипотезы «если…., то…»

1.  На бахче у нас растёт,

 Как разрежешь – он течёт;

 Свеж и вкусен он на вкус

 Называется…

2.  Из меня посуду тонкую,

 Нежно-белую и звонкую

Обжигают с давних пор,

 Называюсь я…

3. Чтоб скорей в библиотеке

 Отыскать ты книгу смог,

 В ней бывает картотека,

 Специальный …

4. Буквы – значки, как бойцы на парад,

 В строгом порядке построены в ряд .

 Каждый в условленном месте стоит,

 И называется всё…

Бланк выполнения задания. Тетрадь.

Инструмент оценивания (модельный ответ).

 Слайд 10.  Модельный ответ.

 Выдвижение гипотезы: если мы правильно поставим ударение в словах, то получится стихотворение.

Доказательство: прочтение стихотворения с дописанными словами.

Проверка правильности решения задачи: словарь.

АрбУз, фарфОр, каталОг, алфавИт.

 Слайд 11. Рефлексия. Выполняя задание, я научился….

Задание 3.

- Чтобы вы лучше запомнили, как правильно произносятся эти слова, послушайте урок Радионяни «Про ударение».  Если вы услышите слова, о которых мы сегодня не говорили, запомните их произношение.

После прослушивания запишите эти слова в тетрадь, обозначьте ударение. Какие слова вам непонятны? Запишите их. Определите с помощью словаря их значение, составьте словосочетание или предложение.

 

Новые слова: магазИн, стАтуя, партЕр, твОрог/ творОг.

Словарная работа: определение в толковом словаре лексического значения слова «партер».

Радионяня-quotЗанимательная-грамматикаquot-Веселый-урок-Песня-quotПравила-ударенияquot(muzofon.com).mp3

2 мин. 30 сек.

активное слушание(к)

работа со словарем(и)

устное выступление (к)

6. Домашнее задание. КОЗ.

Выполненное  на

уроке КОЗ – образец. 

Организует деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации

Коммуникативная компетенция: устная коммуникация. Учебно-познавательная компетенция: нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач; применение знаний в нестандартной ситуации.

Выдвижение гипотезы. Доказательство. Проверка правильности решения проблемы.

1.

Стимул. Предлагаю дома продолжить экспериментировать со словами. Вас ждут неожиданные открытия.

Пришла мама с работы и вдруг слышит из комнаты сына Пети:

- Пи, пи, пи...

Мама:

- Что случилось? Почему ты пищишь?

Петя

-  Я лекарство выпил. А здесь написано: три раза в день по столовой ложке. После приема пищи.

 Мама:

- Ах ты глупенький! Ты же неверно прочел. …

Лингвистический эксперимент

(у-п)

 проблемная ситуация,

метод гипотез

(у-п)

анализ текста

(у-п)

самооценка

(у-п)

Задачная формулировка. Проведите лингвистический эксперимент со словами мука, замок, капель, хлопок, белки. Сформулируйте гипотезу  и сделайте выводы о роли ударения в данных словах. Проиллюстрируйте свои выводы словосочетаниями с данными словами.

Источник информации. Запись слов мука, замок, капель, хлопок, белки. Толковый словарь, орфографический или орфоэпический словарь, Интернет.

Бланк выполнения задания. Тетрадь.

2.

Инструмент оценивания (модельный ответ).

Модельный ответ.

Выдвижение гипотезы: если в словах поменять ударение, то изменится лексическое значение слова.

Доказательство: составленные словосочетания.

Проверка правильности решения задачи: толковый словарь, орфографический или орфоэпический словарь, Интернет.

Вывод. Ударение влияет на лексическое значение слова (смыслоразличительная роль ударения).

Используя орфоэпический словарик учебника (стр 299-300), дополните   составленный в классе орфоэпический минимум словами, ударение   в которых вы хотите запомнить. Запишите полученный орфоэпический  минимум в алфавитном порядке.

7.Рефлексия

Итоги урока.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат.

1. Учащиеся анализируют записи в тетрадях.  Слова, в которых мы расставляли ударения, обозначают цифрами в алфавитном порядке. Читают их в алфавитном порядке.

Рефлексия

самооценка взаимооценка

-У вас получился перечень слов с правильным ударением. Как называется этот перечень?

- Что стало результатом нашего урока?

2. Слайд.

 Упражнение «Плюс-минус-интересно».

- Обсудите в группе, что на уроке вам понравилось, что не понравилось, что еще хотели бы узнать.

- Что вы будете делать, если  надо будет узнать ударение в новом для вас  слове?

Возвращаемся к слайду 4  «Цели урока», к слайду теста ЕГЭ и решаем его!!!

- Орфоэпический минимум.

- Мы составили орфоэпический минимум. Слова, в которых мы должны запомнить ударение.

Обсуждают, высказываются.

- Узнали слова, в которых надо правильно ставить ударение.

- Этот перечень слов называется орфоэпическим минимумом. Его надо запомнить.

- Наука, которая изучает произношение, называется «орфоэпия»

- Если я  не буду знать, где поставить ударение в слове, я обращусь к словарю.


Критерии и инструменты оценивания.

Для учителя.

Ученик

Составление орфоэпического минимума

Составлены словосочетания и предложения.

Работа в группе.

Устные выступления

Рефлексия. Самооценка

1.

Составлен всеми

Составлены всеми

2.

«3»

+

+

+

«4»

+

+

+

+

«5»

+

+

+

+

+

Для ученика.

+

-

Интересно

Моя отметка

Самоанализ урока.

1. Особенности и характер класса.  

 В классе 24 учащихся. Учащиеся в основном со средними учебными возможностями.  4 ученика перешли в данный класс из коррекционного класса начального звена (по русскому языку имеют отметку «3»). На уроках поэтому использую дифференцированные задания, часто данные учащиеся на уроке работают по индивидуальному маршрутному листу. Дифференцировать задания для них  на данном уроке, на мой взгляд, не требовалось.

Успеваемость 100%, качество 53%. Причины: низкая мотивация , уровень учебных возможностей. Именно поэтому для учащихся данного класса важен эмоциональный настрой на работу, яркость, наглядность заданий.

Дети воспитанные, добрые, спокойные: дисциплину не нарушают.

2. Место урока в системе уроков по теме, тип урока.

Урок  из раздела «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи» (17 часов). Данный урок 13 в разделе.  Тип урока – изучение нового материала. Структура урока соответствует типу урока.

3. Формулировка цели урока. На формирование каких компетенций был ориентирован урок? Была ли достигнута цель урока?

Урок был ориентирован на формирование  ключевых компетенций:

- коммуникативной (устной) компетенции;

- учебно-познавательной (планирование познавательной деятельности;

нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач; применение знаний в нестандартной ситуации);

- информационной (поиск и сбор информации, ее переработка и передача).

Обучающая

- ознакомление  учащихся с понятием «орфоэпия», «орфоэпический минимум»;

- формирование орфоэпической грамотности учащихся через овладение орфоэпическим минимумом  5 класса;

Развивающая

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

-способствовать формированию умения  учащихся самостоятельно употреблять орфоэпические нормы русского языка при чтении и  в собственной устной речи;

 - способствовать формированию умения пользоваться словарями, искать, обрабатывать, использовать и передавать информацию.

- способствовать развитию умений анализировать и решать учебную задачу, выбирая правильные способы их решения; выдвигать гипотезы, искать доказательства, проверять  правильность решения проблемы.

Воспитательная

-  формирование речевой культуры учащихся, культуры  делового общения и сотрудничества.

На мой взгляд, цель урока были достигнута. Цель урока соответствует схеме «Д Ц= К  + Кр+ Ид + Из + Оц». В течение урока учащиеся составляли орфоэпический минимум для 5 класса. Они правильно  читали и произносили слова, проговаривали их друг другу. Выступали с выводами, проводили рефлексию. Научились пользоваться  орфоэпическим словарем.  Учащиеся учились планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, искать доказательства, проверять правильность своих решений. Воспитательные цели урока также были выполнены. Все это способствовало формированию ключевых компетенций.

4. Стратегия достижения поставленной цели по цепочке «цель – деятельность – компетенция».

Цель - ознакомление  учащихся с понятием «орфоэпия», «орфоэпический минимум»; формирование орфоэпической грамотности учащихся через овладение орфоэпическим минимумом  5 класса; составление орфоэпического минимума учащимися; способствовать обогащению словарного запаса учащихся; способствовать формированию умения  учащихся самостоятельно употреблять орфоэпические нормы русского языка при чтении и  в собственной устной речи;  формирование речевой культуры учащихся, культуры  делового общения и сотрудничества -  деятельность – учащиеся работают в группе, обсуждают  проблемную ситуацию, участвуют участие в учебном полилоге, обмениваются мнениями, выступают с итогами работы над заданиями, составляют орфоэпический минимум, произносят, слушают, читают слова с правильно поставленным ударением – коммуникативная (устная) компетенция.

Цель - способствовать формированию умения  учащихся самостоятельно употреблять орфоэпические нормы русского языка при чтении и  в собственной устной речи; способствовать развитию умений анализировать и решать учебную задачу, выбирая правильные способы их решения; выдвигать гипотезы, искать доказательства, проверять  правильность решения проблемы, проектировать свою деятельность – деятельность – учащиеся  сами формулируют тему урока, определяют цели урока и свою цель  деятельности, определяют пути выхода из проблемной ситуации,  проводят лингвистический эксперимент (КОЗ), анализируют текст, редактируют его, выдвигают гипотезы, находят доказательства, производят проверку, учатся самостоятельно добывать знания – учебно-познавательная компетенция.

Цель -способствовать формированию умения пользоваться словарями, искать, обрабатывать, использовать и передавать информацию – учащиеся весь урок работают с орфоэпическим и толковым словарем, ищут слова, работая в группе, перерабатывают ее, передают друг другу, используют для решения учебной задачи – информационная компетенция.

Домашнее задание также ориентировано на формирование вышеуказанных компетенций.

5. Формирование коммуникативной компетенции предполагается через использование следующих методов и приемов:  публичное выступление, групповая форма работы, учебный диалог, обмен мнениями, обсуждение проблемной ситуации, анализ текста

Формирование учебно-познавательной компетенции: метод гипотез, проблемная ситуация, лингвистический эксперимент, целеполагание, рефлексия

Формирование информационной компетенции:  работа со справочной литературой.

Педагогические технологии.  Элементы технологии проблемного обучения, технологии РКМЧП с использованием компетентностно-ориентированного задания.

6. Использование ярких, эмоционально насыщенных заданий, соответствующих возрастным особенностям 5-классников позволило обеспечить интерес к теме,  высокую мотивацию учащихся на протяжении всего урока, в том числе и просмотр м\ф, хотя он и занимает время

Ученики в конце урока увидели результат своей деятельности – самостоятельно составленный орфоэпический минимум (перечень слов, в которых необходимо запомнить ударение, правильно их читать и произносить). АгЕнт, алфавИт, АрбУз, вручАт, досУг, заЁм, звонИт, каталОг, квартАл, КрасИвее, магазИн, партЕр, повЕрх портфЕль, процЕнт, стАтуя, твОрог/ творОг, фарфОр,  шофЁр. В конце урока они смогли решить тест для 11 класса!  На этапе рефлексии учащиеся  отметили, что урок им понравился, им было интересно.

7. Считаю, что удалось организовать самостоятельную деятельность учащихся на уроке.  Была создана «ситуация успеха». Подобраны эффективные формы, методы, приемы формирования ключевых компетенций. Были задействованы все виды памяти: кинетическая, зрительная, слуховая  и эмоциональная. Благодаря этому, цели урока были достигнуты всеми учащимися.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....