Конспект урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Арышева Лариса Геннадьевна

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 275_5_.rar670.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№1

р.п. Кузоватово Ульяновской области

Конспект урока русского языка

 в условиях реализации ФГОС

«Царство омонимов»

5 класс

Работу выполнила:

Арышева Лариса Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы.

2012

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Царство омонимов» (5 класс)

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок-путешествие.

Метод: комбинированный, игровой.

Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю).

Цель урока: сформировать понятие об омонимах.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развить умение находить омонимы в тексте;
  • повторить морфемный разбор слов;
  • научить отличать омонимы и многозначные слова;
  • формировать умение использовать омонимы в речи;
  • развить умение различать омонимы в тексте;
  • определять виды омонимов;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и  умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения групповой и парной работы.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»):

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

(4 минуты)

3. Постановка учебной задачи.

(1минута)

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство, а в какое именно, вы вскоре узнаете.

- Послушайте, как все начиналось. Жили-были Иван-Царевич и Елена-Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-царевич, упал на землю и залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: «Не плачь, добрый молодец! Найдешь ты Елену-Прекрасную у КащеяБессмертного в невиданномцарстве» .

- Итак, отправился Иван-Царевич в далекий путь.Ребята, поможем нашему герою вернуть Елену-Прекрасную?

- Долго ли, коротко ли шел он, и на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той задание, выполнив которое Иван-Царевич узнает название того царства невиданного, переберётся на противоположный берег. Сейчас мы проверим, весь ли багаж вы собрали в путь.

Задание 1

- Разгадайте кроссворд по теме «Лексика» (Слайды 6).

1. Слова, близкие по лексическому значению.

2. Устаревшие слова.

3. Основная единица языка.

4. Слова, противоположные по значению.

5. Словарный состав языка.

6. Новые слова.

- Какое же ключевое слово получилось?

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в лексическое царство омонимов!  

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока.

- Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика».

- Исходя из темы урока, сформулируйтеего главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы в тексте,находить их в тексте, отличать омонимыи многозначные слова,уметь использоватьомонимы в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.

Учащиеся разгадывают кроссворд.

- Синонимы.

- Архаизмы.

- Слово.

- Антонимы.

- Лексика.

- Неологизмы.

- Омонимы.

- Омонимы.

Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.

- Цель урока - понять, какие слова являются омонимами.

Принцип деятельности.

УУД: личностные (имеют мотивацию к учебной деятельности), регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Практика опережающего обучения.

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

4 минуты

  1. Первичное закрепление знаний.

7 минут

2 минуты

2 минуты

  1. Физ. минутка (пауза релаксации)

1 минута

Первичное закрепление знаний

10 минут

I.Формирование понятия «омонимы», отличие омонимов от многозначных слов. (Встреча с лесными зверюшками).

- Возвращаемся в наше царство омонимов.

Итак, ребята, с вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней – лес. На лесной тропинке увидел Ивандвуходинаковых с лицаинопланетныхзверушек и услышал их разговор:

- Это чужой, скорее принеси лук. Неизвестно ещё, зачем он оказался в нашем царстве.

- Хорошо, я мигом.

- Что ты мне принёс?

- Я принёс тебе лук. Ты же просил лук!

- Лук, лук… Я просил тебя принести лук со стрелами, а не луковицу с огорода. Всё, мы пропали: он направляется сюда .

- Иван – Царевич не обидел зверюшек, а выяснил, что они попали в царство за то, что до сих пор не научились жить по его законам, что будут находиться здесь, пока не овладеют всеми необходимыми знаниями. Давайте поможем зверюшкам? Как вы считаете, почему они не поняли друг друга в диалоге?

- Так что же такое «омонимы»?

-Термин этот введён Аристотелем - древнегреческим философом; он был воспитателем полководца А. Македонского.

- Откройте, пожалуйста, свои справочники по русскому языку и запишите определение и примеры.

- Кто готов еще раз озвучить определение по памяти?

Задание 2.

- Выразительно прочитайте стихотворение АлександраШибаева и определите, есть ли в этом тексте омонимы.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В нору норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если норки нету в норке

Может, норка возле норки?

Нет нигде.

Пропал и след.

Норка-здесь,

А норки нет!

- О чём это стихотворение?

- Назовите слова-омонимы.

- Определите лексическое значение этих слов? - Какая книга помогает нам в определении лексического значения слова?

*Норка - хищное млекопитающее; норка (от

«нора») - временное или постоянное убежище, создаваемое животными в почве.

-Запишите эти слова и сделайте морфемный и словообразовательный разбор каждого слова.

норка (животное)  - норки

норка           норковая (суффиксальный способ словообразования)

норка (убежище)– норки

норка  нора (суффиксальный способ словообразования)

Проверка разборов слов.

- Какой способ словообразования у обоих слов мы определили?

- С точки зрения этимологии слово «нора» общеславянское, от nerti - «скрываться, погружаться». Было такое выражение «понерети», т.е. «опуститься», «скрыться».

А слово «норка» заимствовано из финского языка- «nirk» - «горностай». Сближение с «нора» является вторичным, и обязано своим пользованием народной этимологии, поэтому мы с уверенностью можем сказать, что даже по происхождению эти слова различные по лексическому значению и употреблялись изначально в разных языковых группах.

- Какой сделаемвывод?Наводящие вопросы:1.Какой частью речи эти слова являются? 2.Одинаковы ли они по написанию и произношению?

3.Как они образованы по морфемному составу?

4. А каковы по происхождению?

- Значит, перед нами омонимы.

Задание 3.

- Вернёмся к этимологии слов «норка» и «нора». Сколько лексических значений имеет слово «нора»?

- Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?

- Перед вами 4 рисунка. Ответьте на вопрос-почему слово  «капитан» расположено между двумя рисунками, т.е. каждый рисунок имеет одно название, а рисунки снизу имеют каждый свою подпись?».

- Итак,в чём же сходства и отличия омонимов и многозначных слов.

Задание 4.

- Выполним упражнение 725 (устно). Прочитайте задание №1 – «Сравните, как даётся в толковых словарях объяснение значений омонимов и многозначных слов?». В чём отличие?

- Прочитайте задание №2 – «Почему лексическое значение омонимов раскрываются в разных словарных статьях?»

- Составьте два предложения, используя омонимы из приведённых словарных статей.

- Зверюшки поблагодарили Ивана и тут же исчезли. А мы, я вижу, немного притомились. Без физ. минутки не обойтись.

1. Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глазки, откройте, быстро поморгайте.

2. Зажмите руки в замочек, вытяните вперед, теперь вверх, потянитесь к солнышку.

II. Встреча с Бабой-Ягой (классификация омонимов).

- Отправился путник дальше. Темнело. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках, видит: стоит Баба-Яга и что-то варит в большом котле. Увидела царевича и говорит: «Знаю-знаю, зачем пришел Иван-Царевич. Раз ты заглянул в наше царство, есть у меня задания для тебя. Коли выполнишь – помогу тебе, милок, а коли уж нет, то окажешься в моём отваре».

Задание5 (парная работа).

- Перед вами листы с упражнением (Приложение 1- раздаточный материал). Но к этому языковому материалу нет задания. Придумайте его. Чтобы не подвести Ивана, вы должны сработать дружно, в парах.

Посоветуйтесь и подчеркните слова - омонимы.

1.Апельсин – плод цитрусового дерева.
По реке проплывал плот.  
2. Я люблю печь пироги. В доме
перекладывали печь.
3. Подплываем к бе́регу — Я берегу́ эту книгу.

- Какие особенности омонимов вы можете назвать?

- Итак, перед нами так называемые грамматические омонимы. В русском языке различают полные и частичные омонимы (омофоны, омоформы, омографы).

  • Полные омонимы – слова одной части речи одинаковые по написанию и произношению, но абсолютно разные по лексическому значению.
  • Частичные омонимы:

   - ОМОФОНЫ - слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.Пример: «Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот» (К. Прутков)

- ОМОФОРМЫ - слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи. Пример:

Вы, щенки! За мной ступайте!                 

Да смотрите ж, не болтайте,

Будет вам по калачу,                        

А не то поколочу. (А.С.Пушкин)

  - ОМОГРАФЫ - слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (различия в ударении). Пример:

А что такое Атлас?

Его приносят в класс?

Я прочитала «атлас»,

Но есть ведь и атлАс.

Задание 6:

- Теперь найдите (назовите только номер предложения):

1). Омофоны (№1).

2). Омографы(№3).

3). Омоформы(№2).

- Осталась Баба-Яга довольна нами дала волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею.

- Зверюшки не поняли друг друга, так как слова «лук» (из огорода) и «лук» (со стрелами) являются омонимами.

- Омонимы  (от древнегереч.:хОмос – «ОДИНАКОВЫЙ»,Онима – «имя») –это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно  различные по лексическому значению.

Запись учащимися определения «омонимы» и примеров в справочник.

Один-два учащихся озвучивают определение по памяти

- Это стихотворение о том, как норка не нашла норку в норке.

Варианты ответа учащихся.

- Толковый словарь.

Два учащихся работают у доски.

-Это слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и произношению, но образованные от разных корней, разные по происхождению, и значения их тоже различны.

Слово «нора» имеет два лексических значений.

- Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.

- У многозначного слова одно значение связано с другим по смыслу.

- Капитан - многозначное слово, в каждом его значении имеется сходство: главный в группе, команде, на корабле.

           У предметов, называющихся крАнами, -  никакого сходства в значении нет, у каждого слова своё лексическое значение (водопроводный кран, предназначенный для слива воды, и грузоподъёмная машина).

Слова  КРАН-1 и КРАН-2 называются омонимами.

Записывают в справочники.

- Толкование многозначных слов даётся в одной словарной статье под цифрами, а омоним к слову ключ – отдельной словарной статьёй и имеет своё заголовочное слово.

- Лексическое значение омонимов раскрываются в разных словарных статьях, так как имеют разные лексические значения.

- Подайте мне, пожалуйста, гаечный ключ. Жизнь бьёт ключом.

Выполняют упражнения.

- Нам нужно определить, есть ли в данных предложениях омонимы.

- Различие в написании согласной и в постановке ударения, разные части речи.

- Запись учащимися «Виды омонимов» в справочник.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные

Цель: развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений.

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: личностные (имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков), регулятивные (работа с текстом: определяют тему и главную мысль).

УУД: познавательные (опираются на уже известное).

УУД: коммуникативные(учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: регулятивные (нахождение омонимов); познавательные (опираются на уже известное).

УУД: коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Задание в формате ЕГЭ.

  1. Закрепление изученного материала

6 минут

2 минуты

Закрепление изученного материала (Царевич на распутье).

- Недолго думая, Иван-Царевич бросил клубок ниток на землю, и тот быстро «побежал» вперёд, да так быстро, что добрый молодец едва успевал за ним. Клубок докатился, да птицей обернулся, и улетела она высоко-высоко. Стоит Иван Царевич на распутье и читает надписи на камнях: «Направо пойдешь – любимую не найдёшь. Налево пойдешь – любимую найдешь, да голову сложишь. Прямо пойдёшь – ничего не найдёшь и любимую потеряешь». Растерялся царевич, да Бабу-Ягу недобрым словом вспомнил, вдруг откуда ни возьмись выскочила белка: «Приглядись, Иванушка, к камешкам. Под каждым задание лежит. Какое выполнишь быстрее, там свой верный путь найдешь – не ошибёшься».

- Ну что, ребята, опять царство омонимов подготовило нам задачу. Чтобы сократить время, поработаем в группе. Каждый ряд будет выполнять одно из заданий. Так мы быстрее доберёмся до Кощея.

Задание 7 (групповая работа).

Каждый ряд выбирает себе любую «дорогу».

«Дорога налево»

Отгадайте загадки.

1.Вот слово. Для решенья

В нем отыщите два значенья:

Несется первое к реке,

Другое щелкает в замке.

Одно лепечет на поляне,

Шумит в лесу и на лугу,

Другое улеглось в кармане

И там все время ни гугу. (ключ)

2. Я травянистое растение

 С цветком различного цвета,

 Но переставьте ударение,

 И превращаюсь я в конфету. (ирис)

3.Чёрно-белая полоска, раскрасочка – отличная.

Небольшая, но лошадка – очень симпатичная.

Если в городе её вам придётся встретить,

На пешеходном переходе – можно не заметить. (зебра)

«Дорога прямо»:

1.Прочитайте предложения. Ответьте устно на вопрос: что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен? Назовите вид данных омонимов.

- Наконец мы нашли настоящий замок.

- Это была настоящая мука.

2. Вставьте пропущенные буквы. Чем вы руководствовались при постановке гласных?Назовите вид омонимов.

Зал..зать  на дерево – зал..зать рану, зап..вать куплет – зап..вать лекарство.

3. Назовите омонимы, определите вид омонимии. Случайно разбить стекло. – Со стола стекло молоко.

«Дорога направо»:

Задание: Найдите омонимы и определите их вид.

Лисички.

- Кто вы?

 - Мы лисички, дружные сестрички.

 - Ну а вы-то кто же?

 - Мы лисички тоже.

 - Как, с одной-то  лапкой?

 - Нет, ещё со шляпкой.

Такса.

Сев в такси, спросила такса:

 - За проезд какая такса?

А водитель:

 - Денег с такс

Не берем совсем. Вот так-с!

- Знаете ли вы, что обозначает слово «каламбур»?

- Омонимы нередко используются в художественной литературе и публицистике как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи.Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы. Каламбур – это игра слов. Именно в этом задании перед нами «каламбуры». Некоторые учащиеся уже попробовали дома сочинить свой каламбур, и кто знает, может, это начинающие поэты.

- Быстрее всех ответили ребята с ____ ряда, и Иван-Царевич вдруг сразу же оказался перед Кощеем-Бессмертным. А если бы Царевич не ответил на вопросы, пришлось бы ему долгую и мучительную дорогу идти до своей возлюбленной.

Каждый ряд советуется и выбирает задание.

Ученики отвечают на вопрос учителя.

 Подбирают однокоренные слова по лексическому значению, омофоны,омоформы.

 Несколько учащихся зачитывают каламбуры.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

  1. Рефлексия деятельности.

3 минуты

Фронтальный опрос (встреча с Кощеем Бессмертным).

- Иван-Царевич появился перед Кощеем, а тот говорит ему: “За Еленой-Прекрасной пришел, добрый молодец? Долго же ты шёл ко мне, много заданий пришлось выполнить. А в головушке-то твоей белокурой осталось хоть что-нибудь? Давай мирно договоримся. Выполнишь последнее задание мое – забирай Елену-Прекрасную, а коли нет – голова твоя с плеч долой!”

– Делать нечего, согласился Иван.

- Что называют омонимами?

- В чём отличие омонимов от многозначных слов?

- Назовите виды омонимов.

-Если вы поняли тему урока, возьмите и поднимите этот смайл:

- А если не поняли – такой смайл:

- Молодцы, и здесь вы помогли Ивану-Царевичу.

- Удивился Кощей Бессмертный нашим знаниям, не рассчитывал на это и решил отпустить возлюбленную Ивана. Открылась потайная дверь, и вышла Елена-Прекрасная. Вскоре сыграли  они свадьбу и стали жить-поживать, да добра наживать.

А Иван-Царевич благодарит вас за активную помощь ему и просит самым активным поставить отличные оценки.

Отвечают на вопросы учителя.

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

  1. Домашнее задание.

2 минуты

1). Учить записи в справочнике, письменно выполнить задания к тексту  – для всех.

2). Творческое задание (по желанию): составить каламбур+рисунки.

Запись учащимися задания в дневники.

УУД: личностные (понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний и умений)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...