Мастерская. Имя существительное.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Урок русского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-masterskaya_imya_sushch.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-мастерская по городу Имя существительное.

Цель: уметь опознавать имя существительное среди других частей речи,

            Знать морфологические признаки существительного, синтаксическую роль существительного в  предложении.

Нравственное и эстетическое воспитание, повторение правил дорожного движения.

Внутрипредметные связи: орфография – морфология, морфология – культура речи – обж

Ход урока

  1. Орг. Момент.
  2. Вступительное слово учителя. Записи числа, классной работы, а для темы оставим строку. Это урок-путешествие, название и будет темой нашего урока. Загадка:
  3. Чтение загадки. Гипотеза темы. А.Шибаев «Слова, слова, слова»

Всему название дано –

И зверю и предмету,

Вещей вокруг полным-полно.

А безымянных -  нету!

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас, -

Означено словами.

- Какой частью речи обозначены предметы? (Имя существительное)

- Гипотеза  нашего урока? Что мы знаем? Что умеем?

4. Повторение Слово учителя. План города на эл.доске (эффект проявления).

Итак, центр города, его кремль символизирует основное значение существительного, его смысл.

- Что обозначает имя существительное? (предмет)

- На какие вопросы отвечает? (кто? что?)

5. Примеры.

6. Записи. 1. Предметы, вещи – Интернет, диван

                    2. Явления природы – ветер, тишь

                    3. Явления общественной жизни – мир, реформа

                    4. Различные признаки как предмет – белизна, молодость

                    5. Действие как предмет и состояние – плавание, горение

7. Вывод. Имя существительное – часть речи, обозначает 1-6 и отвечает на вопросы кто? Что?

8. Слово учителя. От центра города отходят группы улиц.

- На какой улице свет можно переходить улицу

- На какой свет нельзя переходить улицу?

Повторение ППД.

9. Улицы. Две улицы, соединенные переулком. Собственная и Нарицательная. По переулку жители этих улиц могут переходить с одной улицы на другую.

Нарицательная улица – это название однородных предметов. (Есть много различных книг, а мы говорим – книга, много пород собак – собака).

Собственная улица – это названия единичных предметов, чаще пишутся с заглавной буквы. Это ФИО, географические названия, названия литературных произведений, исторических событий, название картин, предприятий, спектаклей, клички животных.

10. Записи примеров. Упр. 175

Нарицательные – предмет, книга…

Собственные – Анна Васильевна, Ангара, «Война и мир», ТЭЦ, ГЭС, «Три поросенка», Жучка.

11. По переходу жители с одной улицы на другую имеют возможность передвигаться, так как

Собственные могут переходить в нарицательные. Задание. Чтение. Записи.

Рентген (имя человека) – рентген (невидимые лучи)

Шаль (город) - шаль (платок)

Нарицательные в имена собственные

Созвездие – Созвездие Близнецов

Орел (птица) – город Орел

12. Вопрос: Почему у существительного два вопроса? Привести примеры. Какие будут следующие улицы?

13. Закрепление. Записи примеров упр.181

Записи Одушевленные: медведь, мама

               Неодушевленные: зима, книга

14. Третья группа – это три улицы – Мужская, Женская, Средняя

Причем от улицы Женского рода отходит переулок 3 склонения с ее постоянным жителем Мягким знаком. Улицы Мужского и Женского рода пересекает улица 1 Склонения, улицы мужского и среднего рода пересекает улица 2 Склонения.

15. Закрепление. Игра «Расселите жильцов» по улицам Мужского рода, Женского рода и Среднего рода.

16. Записи в тетради под диктовку. Дом и его жильцы.

1 склонение   2 склонение   3 склонение

М,Ж род          м,ср.р               жр

- на –я-а            на –о-е            на согл. с ь знаком на конце

Слова различные (лучше словарные): линейка, малина, каток, свет, иллюстрация, бассейн и пр.

17. Творческий, слуховой диктант: записи отгадок по склонениям.

А) В тетради я бываю

     Косая и прямая

     В другом своем значении

     Я – планка для черчения. (Линейка)

Б) Я от солнца, от огня,

     Яркий луч несет меня (Свет)

В) Я антоним шума, стука,

     Без меня вам ночью мука,

     Я для отдыха и сна

     Называюсь (тишина)

Грач, море, горе, рожь, мама, папа, мышь, дочь.

18. Вывод. Какие существительные относятся к 1, 2, 3  скл.?

19. Слово учителя. Большинство существительных изменяются по падежам (склоняются). Вверху нашей схемы города располагается не связанный с центром города Падежный проспект, который пересекается шестью улицами.

- Назовите их?

- «Опознайте» жильцов этого Проспекта, т.е. просклоняйте

Ип Кто? Что? Мама, мир

Рп кого? Чего?

Дп кому? Чему?

Вп кого? Что?

Тп кем? Чем?

Пп о ком? О чем?

20. Вывод. Что мы знаем об имени существительном? Что осталось изучить? (Числа)

21. Слово учителя. Падежные улицы своими разными концами упираются в два парка: Множественное число и Единственное число. Каждый раз пересекая Падежный проспект жители этого города меняются.

Докажите!

Ед.ч.  луч  - мн.ч. лучах

Существуют существительные только мн.ч. – грабли, жмурки; ед.ч. – молодость, молоко

22. Выводы. Морфологические признаки существительного:

Собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, склонения, род, падеж и число.

23. Слово учителя. Карта заполнена, но осталось неясным одно: почему одни улицы связаны с центром города, а другие – нет? (К центру улицы, названия которых обозначает постоянные признаки имен существительных, чуть в стороне – улицы и парки, проспект непостоянные признаки).

24. выводы.

25. Синтаксическая роль имен существительных в предложении.

26. Вокруг города – окружное шоссе. Но дорога странная: она обозначена разными линиями (сплошной, двойной, пунктирной, пунктир с точкой).

- Почему?

- Чем чаще всего бывают имена существительные в предложении?

1. Предложения могут состоять лишь из одного слова (существительного), но при этом будет нарисована целая картина, например: Утро. Тишь.

2. Высоко полный месяц стоит. (И.Бунин)

3. Язык – это история.

4. Лес гудит на горе.

5. Я прощаюсь с летом.

6. Спой, светик, не стыдись! («светик» не является членом предложения)

- Откуда эти строки?

27. Инсценировка по басне И.А. Крылова.

28. Работа по учебнику. Чтение правила.

29. Разминка эрудитов. Мастерская. Домашнее задание: сочинить сказку об одной из улиц города. Отметки.

30. Рефлексия. Смайлы.

 

Resource id #5646

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)

Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку  издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...

Мастерская. Имя существительное.

Урок по технологии "Мастерская". Рассчитан для учеников 5 класса....

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....