Мастерская. Имя существительное.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Урок по технологии "Мастерская". Рассчитан для учеников 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie_imya_sushch.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-мастерская по городу Имя существительное.

Цель: уметь опознавать имя существительное среди других частей речи,

            Знать морфологические признаки существительного, синтаксическую роль существительного в  предложении.

Нравственное и эстетическое воспитание, повторение правил дорожного движения.

Внутрипредметные связи: орфография – морфология, морфология – культура речи – обж

Ход урока

  1. Орг. Момент.
  2. Вступительное слово учителя. Записи числа, классной работы, а для темы оставим строку. Это урок-путешествие, название и будет темой нашего урока. Загадка:
  3. Чтение загадки. Гипотеза темы. А.Шибаев «Слова, слова, слова»

Всему название дано –

И зверю и предмету,

Вещей вокруг полным-полно.

А безымянных -  нету!

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас, -

Означено словами.

- Какой частью речи обозначены предметы? (Имя существительное)

- Гипотеза  нашего урока? Что мы знаем? Что умеем?

4. Повторение Слово учителя. План города на эл.доске (эффект проявления).

Итак, центр города, его кремль символизирует основное значение существительного, его смысл.

- Что обозначает имя существительное? (предмет)

- На какие вопросы отвечает? (кто? что?)

5. Примеры.

6. Записи. 1. Предметы, вещи – Интернет, диван

                    2. Явления природы – ветер, тишь

                    3. Явления общественной жизни – мир, реформа

                    4. Различные признаки как предмет – белизна, молодость

                    5. Действие как предмет и состояние – плавание, горение

7. Вывод. Имя существительное – часть речи, обозначает 1-6 и отвечает на вопросы кто? Что?

8. Слово учителя. От центра города отходят группы улиц.

- На какой улице свет можно переходить улицу

- На какой свет нельзя переходить улицу?

Повторение ППД.

9. Улицы. Две улицы, соединенные переулком. Собственная и Нарицательная. По переулку жители этих улиц могут переходить с одной улицы на другую.

Нарицательная улица – это название однородных предметов. (Есть много различных книг, а мы говорим – книга, много пород собак – собака).

Собственная улица – это названия единичных предметов, чаще пишутся с заглавной буквы. Это ФИО, географические названия, названия литературных произведений, исторических событий, название картин, предприятий, спектаклей, клички животных.

10. Записи примеров. Упр. 175

Нарицательные – предмет, книга…

Собственные – Анна Васильевна, Ангара, «Война и мир», ТЭЦ, ГЭС, «Три поросенка», Жучка.

11. По переходу жители с одной улицы на другую имеют возможность передвигаться, так как

Собственные могут переходить в нарицательные. Задание. Чтение. Записи.

Рентген (имя человека) – рентген (невидимые лучи)

Шаль (город) - шаль (платок)

Нарицательные в имена собственные

Созвездие – Созвездие Близнецов

Орел (птица) – город Орел

12. Вопрос: Почему у существительного два вопроса? Привести примеры. Какие будут следующие улицы?

13. Закрепление. Записи примеров упр.181

Записи Одушевленные: медведь, мама

               Неодушевленные: зима, книга

14. Третья группа – это три улицы – Мужская, Женская, Средняя

Причем от улицы Женского рода отходит переулок 3 склонения с ее постоянным жителем Мягким знаком. Улицы Мужского и Женского рода пересекает улица 1 Склонения, улицы мужского и среднего рода пересекает улица 2 Склонения.

15. Закрепление. Игра «Расселите жильцов» по улицам Мужского рода, Женского рода и Среднего рода.

16. Записи в тетради под диктовку. Дом и его жильцы.

1 склонение   2 склонение   3 склонение

М,Ж род          м,ср.р               жр

- на –я-а            на –о-е            на согл. с ь знаком на конце

Слова различные (лучше словарные): линейка, малина, каток, свет, иллюстрация, бассейн и пр.

17. Творческий, слуховой диктант: записи отгадок по склонениям.

А) В тетради я бываю

     Косая и прямая

     В другом своем значении

     Я – планка для черчения. (Линейка)

Б) Я от солнца, от огня,

     Яркий луч несет меня (Свет)

В) Я антоним шума, стука,

     Без меня вам ночью мука,

     Я для отдыха и сна

     Называюсь (тишина)

Грач, море, горе, рожь, мама, папа, мышь, дочь.

18. Вывод. Какие существительные относятся к 1, 2, 3  скл.?

19. Слово учителя. Большинство существительных изменяются по падежам (склоняются). Вверху нашей схемы города располагается не связанный с центром города Падежный проспект, который пересекается шестью улицами.

- Назовите их?

- «Опознайте» жильцов этого Проспекта, т.е. просклоняйте

Ип Кто? Что? Мама, мир

Рп кого? Чего?

Дп кому? Чему?

Вп кого? Что?

Тп кем? Чем?

Пп о ком? О чем?

20. Вывод. Что мы знаем об имени существительном? Что осталось изучить? (Числа)

21. Слово учителя. Падежные улицы своими разными концами упираются в два парка: Множественное число и Единственное число. Каждый раз пересекая Падежный проспект жители этого города меняются.

Докажите!

Ед.ч.  луч  - мн.ч. лучах

Существуют существительные только мн.ч. – грабли, жмурки; ед.ч. – молодость, молоко

22. Выводы. Морфологические признаки существительного:

Собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, склонения, род, падеж и число.

23. Слово учителя. Карта заполнена, но осталось неясным одно: почему одни улицы связаны с центром города, а другие – нет? (К центру улицы, названия которых обозначает постоянные признаки имен существительных, чуть в стороне – улицы и парки, проспект непостоянные признаки).

24. выводы.

25. Синтаксическая роль имен существительных в предложении.

26. Вокруг города – окружное шоссе. Но дорога странная: она обозначена разными линиями (сплошной, двойной, пунктирной, пунктир с точкой).

- Почему?

Resource id #5654

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)

Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку  издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...

Мастерская. Имя существительное.

Урок русского языка в 5 классе....

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....