Разработка урока "Понятие о сложноподчиненном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Андреева Ирина Борисовна

Урок разработан с учетом средств субъективизации при обучении русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_spp.rar54.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Конспект урока по русскому языку по теме

                    «Понятие о сложноподчиненном предложении»

Цели урока:           1) дать понятие СПП, его синтаксических особенностей, особенностей строения, грамматического значения;

2) развивать навыки отличия СПП от других синтаксических конструкций,

умение производить виды грамматического  разбора слов и синтаксического

разбора предложения;

формировать и развивать орфографическую культуру обучающихся;

проводить систематическое повторение  для подготовки к ГИА

3) воспитывать качества нравственной личности, формировать и развивать

речевую культуру обучающихся.

                                                                 Ход урока

  1)Выполнение тестовой работы по теме «ССП»

2. Мобилизирующий этап.

Рассмотрите предложения, найдите грамматические основы, выделите средства связи. Являются ли данные предложения ССП? Какие это предложения? От какой части можно задать вопрос? Какая часть главная, а какая – зависимая?

  • Переходить реку сейчас опасно, потому что лед еще тонкий.
  • Если хочешь перебраться на другой берег, воспользуйся мостом.
  • Человек, если он дорожит своей жизнью, никогда не нарушит правил безопасности.

Рассмотрите схемы СПП.

Сформулируйте тему урока: «Понятие о сложноподчиненном предложении»

Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (цель)

3. Этап овладения новыми знаниями.

С эти видом сложных предложений мы встречаемся не впервые.

           Они знакомы нам  еще с 5-го класса. А потому  вспомните и назовите их отличительные признаки.

  - Итак, как отличить СПП от ССП? (Анализ материала на стр. 49 учебника)

 – На схеме строение СПП можно представить двумя способами- вертикальным и горизонтальным. (СЛАЙД № 5)

 Вертикальный способ наиболее ярко отражает зависимость, подчинение одной предикативной части от  другой.

Горизонтальный помогает лучше разобраться в пунктуации данных предложений.

 - Думаю в решении наших задач горизонтальный способ более необходим.

ВЫБОРОЧНАЯ РАБОТА (из текста выпишите СПП, укажите  особенности их строения.

Воспитанные люди…. К сожалению, их так мало встречается среди нас. Воспитанные люди всегда снисходительны, мягки, вежливы, потому что уважают человеческую личность. Они сострадательны не только к нищим и кошкам. Они болеют душой и за то, чего не увидишь простым глазом. Люди эти чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках, не рисуются, не пускают пыли в глаза. Они не болтливы и не лезут с откровениями, когда их не спрашивают. Воспитание не позволяет этим людям унижать себя, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с  ними.
Наконец, воспитанные люди не суетны, и их не занимают фальшивые бриллианты - знакомства со знаменитостями.                      А.П.Чехов

 - Объясните знаки препинания в  других предложениях.

   - Каким изобразительным средством языка является обособленное приложение?

4) – Итак, в раскрытии нашей темы мы прошли путь от слова к предложению, которое принято считать основной КОММУНИКАТИВНОЙ единицей.

     - Что является максимальной единицей речи?

5) ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.        

       ( сочинение - рассуждение, связанное с интерпретацией текста)

А.П.Чехов пишет, что, к сожалению, вокруг нас встречается мало воспитанных людей, способных уважать человеческую личность.

А ЧТО ЗНАЧИТ УВАЖАТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА?

6) Проверка 2-3 работ

III ИТОГИ урока:

Что узнали и чему научились на уроке?

Оцените труд.

  1. На уроке дано понятие СПП, особенностей его строения, пунктуации;
  2. Произведено повторение материала, отраженного в измерительных материалах ГИА за 9 класс
  • Д/З  №83, параграф 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

В данном  материале  представлена разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными". Урок сопровождается слайдами по данной те...

Методическая разработка Урок-практикум в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»

Обобщение по теме«Сложноподчиненные предложения»Цели:повторение и обобщение  изученного  по теме;определение уровня  усвоения знаний, сформированности ...

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классепо теме  «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени» Цели: 1.Познакомить ...

Разработка урока русского языка для 9 класса "Повторение по теме "Сложноподчиненные предложения"

Материал представляет собой конспект урока, в котором учитель использует разработанный им лингвистический тренажер "Грамматические связи в сложноподчиненных предложениях текста"...

Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"

Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....

Методическая разработка раздела программы по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненное предложение"

Методическая разработка раздела учебной программы по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненное предложение". работа представлена на 1 квалификационную категорию....

Конспект урока "Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

Тема: Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах сложноподчиненных предложений, совершенствовать...