уроки по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку по теме

конспекты уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnye_chleny_predlozheniya.docx16.83 КБ
Файл dialog.docx20.87 КБ
Файл diktant_5_kl.docx12.78 КБ
Файл diktant_7.docx14.5 КБ
Файл diktant_8.docx13.3 КБ
Файл diktant_9_kl.docx14.33 КБ
Файл diktant_11.docx13.16 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

13.12.11.

Цели:

 Дать понятие подлежащего и сказуемого как главных членов предложения, научить находить основу предложения; развивать целенаправленность в работе; воспитывать самостоятельность.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашней работы.

III. Введение материала об основе предложения.

1. Вводная беседа.

Учитель организует повторение материала (по теме), известного детям из начальной школы.

2. Чтение теоретического материала на с. 106-107.

3. Выполнение тренировочного упражнения.

Запишите, подчеркните главные члены, над ними напишите, какими частями речи выражены.

Я ночую в старой беседке. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьёт сквозь листву.  Их привлекают часы. Они тикают на круглом столе.

(По К. Паустовскому.)

IV. Проверочный тест.

I. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.

1. Весёлые отблески огня играли на стекле.

2. На печке два мальчика сладко посапывали.

3. Валентинка вспомнила сказку про Ивашечку.

4. Она вытащила из-под снега охапку хвороста.

5. Сырой туман висел над рекой.

(По Л. Воронковой.)

II. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.

1. На подоконниках зеленели дедушкины саженцы.

2. Они вывели бычка на улицу.

3. Синие лужи ослепительно сверкали под солнцем.

4. Дед бережно вынул из конверта письмо.

5. Она босиком побежит по свежей траве.

Ответ: I. 1, 3, 5;  II. 2, 5.

V. Закрепление пройденного.

Выполнение практических заданий.

1. Найти подлежащее:

Старый мостик смыли потоки дождя. Сказки Пушкина читают все. Город украшает бульвар. Игрушечный танк мне подарил брат. Дальний угол парка затеняет старый дуб.

2. Составление таблицы, заполнение ее примерами.

Способы выражения сказуемого

Глагол

Имя существительное

Имя прилагательное

3. Подчеркните основы, укажите, чем выражены главные члены предложения, графически объясните написание безударных гласных в корнях слов.

Мы приближались к лугам. Тайга редела. Леса сплошь хвойные. В одном  месте  на  просеку  выдался  бугорочек  с  черничником.  Вкусна черника!

(По В. Астафьеву.)

4. Выполните упражнение 293 стр.106.

VI. Итог урока.

Учитель. Выделите грамматические основы в предложениях и запишите их через запятую.

Знакомыми улицами путники направились к дворцу Гудвина. Жители уже знали о гибели Бастинды. Весть быстро распространилась по городу. Скоро за Элли и ее друзьями до самого дворца шла толпа зевак.

А. Волков

Домашнее задание: параграф 38, упражнения 299.

Resource id #1168


Предварительный просмотр:

Тема: Диалог

«__»___________

Цели: Дать понятие об этикетном диалоге; развивать умение распределять внимание; воспитывать  потребность в соблюдении правил поведения в обществе.     

Ход урока

  1. Организационный момент.

– Доброе утро, ребята!  Вижу, что у вас хорошее настроение. Я права?

(Ответы  учеников).

– Я очень рада видеть вас. Надеюсь,  что наша встреча будет интересной и полезной. А вы что думаете об этом?

(Ответы учеников)

  1. Работа  по новой теме

Учитель:

– С чего мы начали урок?

УРОК НАЧАЛСЯ С ДИАЛОГА.

Речь сегодня пойдет о диалоге, рассуждая об этикете, мы будем учиться различать этикетные и не этикетные диалоги, а затем  составлять этикетные диалоги.

Надеюсь, что в конце нашего урока вы сможете ответить на проблемный вопрос: помогают ли этикетные диалоги в общении между людьми?

За работу на уроке  ученики будут получать жетоны   (красный – «5», синий – «4», желтый – «3»).

Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.

Беседа учителя о понятии «этикет»  по вопросам:

– Где вы встречались со словом «этикет»?

– Что называется этикетом?

– Должны ли мы соблюдать этикет?

  1. Словарная работа.

Выясняется происхождение слова «этикет» и уточняется его значение, для этого открывается запись на доске

Этикет (французское  etiguette – ярлык,  этикетка) – правила поведения в обществе, манеры, одежда, формы обращения и приветствий.

Учитель:

– Итак, этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которыми мы следуем за столом или в гостях, но и умение правильно общаться, значит правильно вести диалог.

Беседа по вопросам:

– Что же такое диалог?  

Диалог – это форма речи, при которой происходит непосредственное общение между двумя или несколькими лицами                                              

Учитель:

– С чего чаще всего начинается любой диалог? С этого  и я начала разговор с вами.

(С приветствия)

Учитель задает  вопрос:

– Какое самое распространенное приветствие? (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

Учитель:

–Если вы захотите поговорить с другом, как сможете привлечь его внимание?

(ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОБРАЩЕНИЕ)

– Вы помните, с какими словами я обратилась к вам в начале урока?

(РЕБЯТА!)

Я прочитаю вам диалог двух одноклассников – Вольки и Гоги – из книги Л.Лагина «Старик Хоттабыч» и определить, является ли диалог этикетным, обратить внимание на обращения.  

 … Только Волька оказался во дворе своего нового дома, как его окликнул до противности знакомый голос:

– Эй, псих! Что это за старикашка, с которым ты сегодня уходил из школы?

– Не старикашка, а старик. Это папин знакомый … из Ташкента.

– А вот ке-э-эк пойду к твоему папке да ке-э – эк расскажу про твои художества на экзамене!

– Ох, давно ты у меня, Пилюлюшка, леща не зарабатывал! Да я тебя, ябеду проклятую, сейчас в порошок изотру!

– Э-э! Это ты брось! Скажи, пожалуйста, уже и пошутить нельзя!

Самый настоящий псих!

Задание 1. Выберите фразы,  соответствующие правилам поведения во время беседы.

Задание 2. Выберите из предложенных фраз те, которые не соответствуют правилам поведения во время беседы.

        Дети высказывают свои мнения.

  1. Закрепление.

Упражнение 138 стр. 51

Работа с карточками:

Здра_ствуйте                                       зд_рово                       добрый веч_р

пр_вет                                                  добр_е утро                наше вам с кист_чкой

рад вас пр_ветствовать                      пр_ветик

Задания.

Убрать не этикетные приветствия.

Вставить  в словах пропущенные буквы.

Прокомментировать пропущенные орфограммы.        

Учащиеся записывают эти слова в тетрадях, вставляя пропущенные буквы.

Минутка отдыха

Учащимся предлагается встать и выйти из-за парт.

Услышав фразу, соответствующую этикету, ребята должны хлопнуть в ладоши.

Если выражение не соответствует этикету – потопать ногами.

Учитель произносит фразы:

– будьте любезны,                  – добрый вечер,

– благодарю вас,                     – отстань от меня,

– эй,  иди сюда,                       – надоело мне тебя слушать,

– уйди с дороги,                      – извини меня,

– пожалуйста,                          – прошу прощения.

Ролевая игра «Этикет».

Предлагаемые обстоятельства.

Уступая место пожилому человеку, вы скажете …

Вы получили подарок, который вам не совсем понравился, но при этом говорите …

Вы случайно толкнули прохожего и скажете при этом …

  1. Заключительная часть урока

Учитель предлагает учащимся вернуться к проблемному вопросу, и ответить на него.

Объяснение домашнего задания.

Упражнение № 139.

Выставление оценок с учетом полученных жетонов (красный – 5, зеленый – 4, синий – 3).

… Только Волька оказался во дворе своего нового дома, как его окликнул до противности знакомый голос:

– Эй, псих! Что это за старикашка, с которым ты сегодня уходил из школы?

– Не старикашка, а старик. Это папин знакомый … из Ташкента.

– А вот ке-э-эк пойду к твоему папке да ке-э – эк расскажу про твои художества на экзамене!

– Ох, давно ты у меня, Пилюлюшка, леща не зарабатывал! Да я тебя, ябеду проклятую, сейчас в порошок изотру!

– Э-э! Это ты брось! Скажи, пожалуйста, уже и пошутить нельзя!

Самый настоящий псих!

Resource id #682


Предварительный просмотр:

Контрольный диктант

«___»________________

Цель: Проверить знания учащихся по теме «Произношение и правописание звонких и глухих согласных»; коррекция и развитие связной письменной речи при работе над творческим диктантом; воспитывать самостоятельность.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Чтение текста.
  3. Контрольный диктант.

Скоро зима

Ночью ударил сильный мороз. Он сковал ледком лужи на лесных дорожках. Резкий ветер гулял по лесу. Зябко стало дубкам и березкам. Холод загнал в норки зверьков. Мелкие пташки спрятались в гнездышки. Там птичкам тепло. Вдруг глухо каркнул ворон. Робкий зайчишка прижал от страха ушки. Школьники стали готовить кормушки для птиц

Грамматическое задание.

  1. вариант

       Разобрать по членам предложение: Резкий ветер гулял по лесу.

2 вариант

Разобрать по членам предложение: Ночью ударил сильный мороз.

Скоро зима

Ночью ударил сильный мороз. Он сковал ледком лужи на лесных дорожках. Резкий ветер гулял по лесу. Зябко стало дубкам и березкам. Холод загнал в норки зверьков. Мелкие пташки спрятались в гнездышки. Там птичкам тепло. Вдруг глухо каркнул ворон. Робкий зайчишка прижал от страха ушки. Школьники стали готовить кормушки для птиц

Грамматическое задание: выписать прилагательные.

Resource id #718


Предварительный просмотр:

 Диктант

« 21 » 09. 2011.

Ц е л ь: проверить умение распознавать в предложении однородные члены с союзами и без союзов и ставить, где нужно, запятую; коррекция и развитие связной письменной речи; воспитывать нравственные качества, а именно трудолюбие.

Х о д   у р о к а

  1. Организационный момент.
  2. Диктант.

Поспевают овощи

Дни стоят ненастные. Ночи стали холодными. По утрам бывают легкие морозы. Овощи могут замерзнуть. Спелые овощи люди начали снимать с полей и огородов.

Убрали огурцы. Потом очередь за луком. Выдернули морковку, редьку, свеклу. Остается на полях капуста.

В октябре копают картофель. Просушили и увезли с полей. Положили в погреб. Пусть лежит там в темноте. Отобранные клубни оставляют на семена. (61 слово.) (По Э. Шиму.)

З а д а н и я:

1. Подчеркните однородные члены предложения и запятую при них.

2. Во втором предложении укажите части речи.

3. К прилагательному легкий (мороз), легкий (портфель) подберите и запишите прилагательные, противоположные по значению.

проверочное списывание

« 21 » 09. 2012.

Ц е л ь: проверить умение списывать текст,  самостоятельно его проверять, коррекция и развитие связной письменной речи; воспитывать нравственные качества, а именно трудолюбие.

Х о д    у р о к а

  1. Организационный момент.
  2.  Знакомство с текстом.

Поспевают овощи

Дни стоят ненастные. Ночи стали холодными. По утрам бывают легкие морозы. Овощи могут замерзнуть. Спелые овощи люди начали снимать с полей и огородов.

Убрали огурцы. Потом очередь за луком. Выдернули морковку, редьку, свеклу. Остается на полях капуста.

В октябре копают картофель. Просушили и увезли с полей. Положили в погреб. Пусть лежит там в темноте. Отобранные клубни оставляют на семена. (61 слово.) (По Э. Шиму.)

Поспевают овощи

Дни стоят ненастные. Ночи стали холодными. По утрам бывают легкие морозы. Овощи могут замерзнуть. Спелые овощи люди начали снимать с полей и огородов.

Убрали огурцы. Потом очередь за луком. Выдернули морковку, редьку, свеклу. Остается на полях капуста.

В октябре копают картофель. Просушили и увезли с полей. Положили в погреб. Пусть лежит там в темноте. Отобранные клубни оставляют на семена. (61 слово.) (По Э. Шиму.)

Resource id #720


Предварительный просмотр:

Контрольный диктант
«___»________________

Цель: проверить знания и умения по теме «Главные члены предложения».

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Чтение текста.
  3. Диктант.

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

«Слово о полку Игореве» – настоящая жемчужина древнерусской литературы. Автор «Слова…» был образованнейшим человеком своего времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю. Он свидетель страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников. Можно утверждать, что автор был дружинником, участником похода Игоря.

Персонажи произведения – это русские люди, жившие и действовавшие в один из переломных моментов истории Русского государства. Игорь, самоотверженно бившийся «с погаными половцами», – патриот и бесстрашный воин. Святослав Киевский в глазах поэта есть олицетворение подлинного государственного деятеля и мыслителя. Его «золотое слово» – это горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о судьбах Руси. Рассказ о разгроме Игорева войска – горький упрек самонадеянным князьям-братьям.

Величественный образ Руси в поэме неразрывно связан с раздумьями поэта о ее суровой и славной истории, о ее настоящем и будущем.

(119 слов.)

(Текст взят из «Сборника диктантов по пунктуации, 8–9 классы» Костяевой Т. А.)

Грамматическое задание:

 Подчеркните грамматические основы, укажите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.

        

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

«Слово о полку Игореве» – настоящая жемчужина древнерусской литературы. Автор «Слова…» был образованнейшим человеком своего времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю. Он свидетель страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников. Можно утверждать, что автор был дружинником, участником похода Игоря.

Персонажи произведения – это русские люди, жившие и действовавшие в один из переломных моментов истории Русского государства. Игорь, самоотверженно бившийся «с погаными половцами», – патриот и бесстрашный воин. Святослав Киевский в глазах поэта есть олицетворение подлинного государственного деятеля и мыслителя. Его «золотое слово» – это горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о судьбах Руси. Рассказ о разгроме Игорева войска – горький упрек самонадеянным князьям-братьям.

Величественный образ Руси в поэме неразрывно связан с раздумьями поэта о ее суровой и славной истории, о ее настоящем и будущем.

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

«Слово о полку Игореве» – настоящая жемчужина древнерусской литературы. Автор «Слова…» был образованнейшим человеком своего времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю. Он свидетель страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников. Можно утверждать, что автор был дружинником, участником похода Игоря.

Персонажи произведения – это русские люди, жившие и действовавшие в один из переломных моментов истории Русского государства. Игорь, самоотверженно бившийся «с погаными половцами», – патриот и бесстрашный воин. Святослав Киевский в глазах поэта есть олицетворение подлинного государственного деятеля и мыслителя. Его «золотое слово» – это горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о судьбах Руси. Рассказ о разгроме Игорева войска – горький упрек самонадеянным князьям-братьям.

Величественный образ Руси в поэме неразрывно связан с раздумьями поэта о ее суровой и славной истории, о ее настоящем и будущем.

Resource id #722


Предварительный просмотр:

                                      КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

«___»_______________

Цель: проверить знания учащихся по теме «Сложносочиненное предложение», умения находить основу сложного предложения, составлять его схему; коррекция и развитие связной письменной речи; воспитывать чувства уважения к русскому языку.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Чтение текста.
  3. Контрольный диктант.

Пароход подходил к слиянию Волги с Камой и заворачивал на юг. Солнце садилось. На волжских берегах лежала тишина.

Вдали забелел встречный пароход. Чуть слышно донесся свисток, и в ответ ему над крышей палубы раздался могучий протяжный рев и коротко оборвался. Берега сразу ожили, и тишина всколыхнулась. Ожили горы, ожило все за горами, берега гулко и весело начали перекликаться над молчащею рекой.

Отзвуки замолкали, и тишина захватывала берега. Над горами горела нежно-золотистая заря. Сзади Кама вливала свою темную струю в буровато-желтую Волгу. А впереди раскрывался необъятный водный простор. Широкий и вольный, он далеко в голубую дымку раздвигал чуть видневшиеся  берега.  Набегал  слабый  ветер,  и  в  нем  слышался  запах  цветущих лугов.

Заря догорала, и начинали спускаться сумерки. Вокруг в теплой мгле тянулась бесконечная гладь Волги, только слева на горизонте смутно чернела полоска берега.

(По В. Вересаеву.)

(130 слов.)

Задания.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Сделать синтаксический разбор 8 предложения.

Пароход подходил к слиянию Волги с Камой и заворачивал на юг. Солнце садилось. На волжских берегах лежала тишина.

Вдали забелел встречный пароход. Чуть слышно донесся свисток, и в ответ ему над крышей палубы раздался могучий протяжный рев и коротко оборвался. Берега сразу ожили, и тишина всколыхнулась. Ожили горы, ожило все за горами, берега гулко и весело начали перекликаться над молчащею рекой.

Отзвуки замолкали, и тишина захватывала берега. Над горами горела нежно-золотистая заря. Сзади Кама вливала свою темную струю в буровато-желтую Волгу. А впереди раскрывался необъятный водный простор. Широкий и вольный, он далеко в голубую дымку раздвигал чуть видневшиеся  берега.  Набегал  слабый  ветер,  и  в  нем  слышался  запах  цветущих лугов.

Заря догорала, и начинали спускаться сумерки. Вокруг в теплой мгле тянулась бесконечная гладь Волги, только слева на горизонте смутно чернела полоска берега.

Resource id #724


Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

«___»_______________

Цели: проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся, навыки выполнения грамматических разборов.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Чтение текста.
  3. Контрольный диктант.

На земле Пушкина

Однажды, возвращаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах. Бормотали под корнями ручьи, на дне оврага блестели маленькие озера. Неподвижный воздух был красноват и горяч.

С одной из лесных полян я увидел приближающуюся тучу. Она росла на вечернем небе, как громадный средневековый город, окруженный белыми башнями.

Глухие, рокочущие, неослабевающие звуки долетали издалека, и ветер, вдруг прошумевший на поляне, донес брызги дождя.

Приглядевшись, я узнал нескошенный луг над Соротью, песчаный косогор, тропинку, ведущую в парк.

Это было Михайловское.

Я смолоду изъездил почти всю страну, видел много удивительных, сжимающих сердце мест, но ни одно из них не обладает такой лирической силой, как Михайловское.

Здесь представляешь себе, что по этим простым дорогам, по узловатым корням шагал пушкинский верховой конь и легко нес своего задумчивого всадника.

(По К. Г. Паустовскому.)

(125 слов.)

Задания.

1. Подчеркните то место в тексте, где выражена его главная мысль.

2. Выполните синтаксический разбор простого предложения:

  Неподвижный воздух был…

        

На земле Пушкина

Однажды, возвращаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах. Бормотали под корнями ручьи, на дне оврага блестели маленькие озера. Неподвижный воздух был красноват и горяч.

С одной из лесных полян я увидел приближающуюся тучу. Она росла на вечернем небе, как громадный средневековый город, окруженный белыми башнями.

Глухие, рокочущие, неослабевающие звуки долетали издалека, и ветер, вдруг прошумевший на поляне, донес брызги дождя.

Приглядевшись, я узнал нескошенный луг над Соротью, песчаный косогор, тропинку, ведущую в парк.

Это было Михайловское.

Я смолоду изъездил почти всю страну, видел много удивительных, сжимающих сердце мест, но ни одно из них не обладает такой лирической силой, как Михайловское.

Здесь представляешь себе, что по этим простым дорогам, по узловатым корням шагал пушкинский верховой конь и легко нес своего задумчивого всадника.

(По К. Г. Паустовскому.)

(125 слов.)

Resource id #716

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Урок по русскому языку: Русский язык – один из развитых языков мира

Урок вводно-ознакомительный, направлен на расширение представления о русском языке, еего силе и возможностях....

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...