Рабочая программа по русскому языку для 12 класса ( базовый уровень)
рабочая программа (русский язык) по теме

Бондарик Галина Григорьевна

Рабочая программа по русскому языку для 12 класса ( базовый уровень) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, учебной программы по русскому языку для 12 класса ( автор –составитель Гольцова Н.Г., И.В. Шамшина, М.А. Мищерина, «Русское слово», 7-е издание, 2012 г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12_klass_russkiy_yazyk.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка  

Рабочая программа по русскому языку для 12 класса ( базовый уровень) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, учебной программы по русскому языку для 12 класса ( автор –составитель Гольцова Н.Г., И.В. Шамшина, М.А. Мищерина, «Русское слово», 7-е издание, 2012 г.

При изучении программы используется методический комплекс:

1. Гольцова  Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово - РС», 2012.

2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А.. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД» «Русское слово - РС», 2008.

По Федеральному базисному плану на изучение русского языка в 11 классе отводится 1 час в неделю, то есть 36 часов в год.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место : является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных т творческих способностей учащихся, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Основные идеи программы и её содержание реализуются не только в учебнике, организующим процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащихся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается интерес к изучению родного языка.

Курс русского языка в  12классе направлен на достижение следующих целей:

-  воспитание гражданской позиции, культуры межнационального общения; формирование отношения к русскому языку как к духовной, нравственной ценности;

- развитие познавательной активности, речи и мышления на межпредметной основе.

- усвоение знаний о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего ( полного) общего образования;

- закрепление и углубление знаний о языке как системе, разных языковых уровнях, единицах языка и их взаимодействии между собой, языковых нормах.

- овладение умениями распознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые явления, оценивать их в соответствии с нормами русского языка, различать варианты и нарушения норм языка.

- обогащение словарного запаса и грамматического строя учащихся;

 - формирование навыков орфографической и пунктуационной грамотности,

индивидуально- речевого стиля учащихся.

Так как программа Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшиной рассчитана на 2-х годичный курс очного обучения, я корректирую и адаптирую её для заочной формы обучения ( 3-х годичный курс) таким образом:

Класс

По программе в год

По программе в неделю

Адаптация

По учебному плану

Количество зачётов в год

10

34

1

36

1

2

1 пол.-1 зач.

2 пол.-1 зач.

11

12

34

-

            1

            1

36

        35

1

          1

2

1 пол.- 1 зач.

2 пол.- 1 зач.

          2

1 пол.- 1 зач.

2 пол.- 1 зач.

Итого:

68

107

           6

Так как основной целью курса является – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку полученных в основной школе, учитывая, что разделы «Лексика»,  «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика»,  «Морфология», «Орфография» изучаются в 5, 6, 7 классах  ( т.е. 3 года), разделы «Синтаксис и пунктуация» в 8, 9 классах ( 2 года), целесообразно разделам « Синтаксис простого и сложного предложения» уделить больше времени.

Учитывая, что большинство обучающихся имеют низкие учебные возможности, бедный словарный запас слов, не умеют логично и последовательно излагать мысли, обобщать сказанное, делать выводы, умело работать с учебником, выполнять упражнения. Указанные недочёты в знаниях и практических навыках учащихся тормозят изучение программного материала по русскому языку, поэтому увеличение учебного времени будет способствовать развитию речи учащихся, умению строить сложные предложения различных видов, конструировать сложные синтаксические конструкции.

Для того, чтобы учащиеся воспринимали язык как единое гармоническое целое и быстрее овладели орфографией и пунктуацией, навыками устной и письменной речи, целесообразно установить тесную связь при изучении морфологии, орфографии, синтаксисе простого предложения. Всё это будет способствовать развитию речи и прочному усвоению учебного материала по данному разделу, повысит качество грамотного письма, культуру владения речи, будет совершенствовать умения и навыки нормативного использования языковых средств, позволит делать стилистический, лингвистический анализ текста. Вечерняя школа обязана учитывать разный уровень знаний и практических навыков учащихся, запросы, особенности мышления и восприятия взрослого человека и в соответствии с этим применять наиболее эффективные пути изучения русского языка.

Целесообразно курс программы 10 класса изучить за 1 год, курс программы 11 класса поделить на двухгодичное изучение.

Тематическое планирование для 12 класса скорректировано в сторону увеличения следующим образом:  

п/№

Распределение учебных часов по разделам программы

Кол-во часов

1.

Повторение. Морфология. Орфография. Словосочетание.

Входной контрольный диктант

3

2.

Сложное предложение.

15

3.

Предложение с чужой речью.

2

4.

Употребление знаков препинания.

2

5.

Культура речи.

2

6.

Стилистика.

1

7.

Из истории русского языкознания.

1

8..

Повторение и систематизация изученного материала.

Предэкзаменационное изложение.

9

                                                                                                       Итого:

35

Тематическое планирование 11 класса скорректировано на 2-х годичное изучение

следующим образом:

п/№

Наименование раздела

По программе 11 класс – 34 часа.

По учебному плану 11 класс – 36 часов.

Кол-во часов

1

Повторение. Морфология. Орфография. Входной контрольный  диктант.

3

2

Синтаксис. Пунктуация.

2

3

Словосочетание.

2

4

Предложение.

4

5

Синтаксис простого предложения.

19

6

Повторение и систематизация знаний за курс 11 класса. Итоговая контрольная работа.

6

Итого:

36

12 класс – 35 ч.

7

Повторение. Морфология. Орфография. Словосочетание.

Входной контрольный диктант. 

3

8

Сложное предложение.

15

Сложносочинённые предложения.

Сложноподчинённые предложения.

Бессоюзные сложные предложения

Сложные синтаксические единицы

9

Предложения с чужой речью

2

10

Употребление знаков препинания

2

11

Культура речи

2

12

Стилистика

1

13

Из истории русского языкознания

1

14

Повторение и систематизация изученного материала.

Предэкзаменационное изложение.

9

                                              Итого:

34

                    Итого:

35

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса:

1. Учащиеся должны знать:  

 - основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

 - взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;

 - роль русского языка в современном мире;

 - типы  языковых норм ( орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные);

 - лингвистические термины  ( литературный язык, языковая норма, речевая ситуация).

Учащиеся должны уметь:  

- передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных   формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщения, реферат) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;

 - соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи; 

- владеть разными видами чтения и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;

- выполнять все виды разбора ( фонетический, лексический, морфемный, синтаксический, орфографический, анализ художественного текста;  

- анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительных средств, стилевых особенностей.

При изучении русского языка на базовом уровне развиваются  общеучебные умения:

- коммуникативные  ( базовые умения использования языка во всех сферах общения);

- интеллектуальные  ( обобщение, сравнение, сопоставление, противопоставление, классификация);

- информационные ( извлечение информации из различных источников)

- организационные ( осуществление контроля и самоконтроля).  

Виды контроля:

Контроль за результатами обучения осуществляется в следующих направлениях:

- речевые умения и навыки ( формы контроля: доклад, устное сообщение);

- умение выполнять разнообразные виды разбора на основе имеющихся лингвистических знаний ( формы контроля: комплексный анализ текста, фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический и пунктуационный разборы);  

- умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм ( формы контроля: контрольный диктант, изложение с творческим заданием ( с элементами сочинения), подробное и сжатое);

- умение создавать текст того или иного функционального стиля, типа речи, жанра ( формы контроля: сочинения разнообразных жанров,  реферат).

Учебное и учебно-методическое обеспечение по русскому языку

Для учащихся:

Комплект словарей и справочников по русскому языку:

1.Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А. Семенюк, И.Л. Городецкая, м.А. Матюшина и др. – М.: Русский язык. 1998.

2. М.А. Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика для школ , лицеев. Г. Ростов-на- Дону, «Феникс», 2008 г.

3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов. М.: «Просвещение»-2010 г.

4. Учебный словарь синонимов русского языка. / Авт.В.И. Зимин, Л.П. Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1995 г.

5. Словарь. Слитно или раздельно /опыт словаря-справочника/, В.З. Бунчина. Москва «Русский язык», 2001 г.

6. Краткий этимологический словарь русского языка, авт. Н.М. Шанский, В.В. Иванов, изд-во «Просвещение», 1998 г.

7. Грамматический словарь русского языка.- Словоизменение, А.А. Зализняк, изд-во «Русский язык», 2001 г.

. Комплект таблиц по русскому языку. 

8. Методические рекомендации. Наглядные пособия по русскому языку. Орфография. 5-11 классы, « Спектр-М». Москва, 2009 г. М.Ю.Дмитриева.

Для учителя:

1.

Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание.М., «Русское слово», 2012 г.

2.И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева . Поурочные разработки по русскому языку, 11 класс.

Москва «ВАКО», 2010 г.

3.Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку./ универсальное издание/, Москва «ВАКО» , 2008 г.

4.Н.М. Девятова, Е.Ю. Геймбух. Русский язык. Экспресс-диагностика./ все темы курса/, 10-11 классы, Москва «Национальное образование», 2012 г.  

5. С.И. Львова, И.П. Цыбулько. Настольная книга для учителя русского языка. 5-11 классы. Москва, 2007 г.

6. Л.И. Пучкова.  ЕГЭ. Русский язык. Типовые тесты и задания, Москва.-2010 г.

7. Компакт-диски «Уроки русского языка» ( 5-9 классы) .Москва, Издательский дом.

8. Интернет ресурсы:  edu.ru. Русский филологический портал htt.www.philoqy.ru/default.htm. htt.edu.ru . Портал информационной поддержки.

 

№ п/п

№ урока в разделе, теме

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Планируемый результат освоения материала

Вид контроля

Дата проведения

план

факт

Повторение. Морфология. Орфография, Словосочетание.

3

1

1

Принципы русской орфографии.

1

Знать:  орфографические нормы; принципы русской орфографии.

Уметь: применять нормы правописания суффиксов.

Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм.

2

2

Входной контрольный диктант

1

Уметь: соблюдать орфографические и пунктуационные нормы русского языка; выполнять морфологический разбор именных частей речи.

Диктант с грамматическим заданием.

3

3

Самостоятельные  и служебные части речи.

1

Знать: самостоятельные и служебные части речи.

Уметь: выполнять морфологический разбор  частей речи.

Разбор простого предложения.

Составление таблицы «Самостоятельные  и служебные части речи».

Выполнить синтаксический разбор простого осложнённого предложения.

Сложное предложение

15

4

1

Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложение.

1

Знать: отличительные признаки СПП;  средства связи между частями СПП; виды подчинительных союзов; виды придаточных.

Уметь: различать подчинительные союзы и союзные слова; расставлять знаки препинания в СПП.

Параграф 96-97, упр.452.

5

2

Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

1

Знать:  отличительные признаки ССП; виды сочинительных союзов; условия постановки знаков препинания между частями сложносочинённого предложения.

Уметь: определять вид сложносочинённого предложения;  выполнять синтаксический разбор  ССП;  расставлять знаки препинания  в ССП.

Объяснительный диктант,  параграф 95, упражнение 438.

6

3

Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.

1

Знать: структуру Сложносочинённого предложения; роль сочинительных союзов в предложении.

Уметь: составлять схемы Сложносочинённых предложений.

Конструирование сложносочинённого предложения по схемам, синтаксический разбор сложносочинённого предложения.

7

4

Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.

         1

Знать: какую позицию может занимать придаточное предложение по отношению к главному.

Уметь: графически выделять грамматическую основу предложений, связи придаточного с главным предложением.

 

Объяснительный диктант, определение видов придаточных предложений.

8

5

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения.

       1

Знать:  способы связи между частями сложноподчинённого предложения.

Уметь: выполнять синтаксический разбор сложноподчинённого предложения.

Тестовые задания.

Определение способа связи между частями сложноподчинённого предложения.

9

6

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

         1

Знать:  виды подчинительной связи; способы связи между частями сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.

Уметь: расставлять знаки препинания в сложноподчинённогм предложении в соответствии с пунктуационными нормами.

Объяснительный диктант, определение способа связи между частями сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.

10

7

Контрольная работа за 1-е полугодие.

1

Уметь: воспроизводить текст, соблюдая пунктуационные нормы русского языка

Диктант с грамматическим заданием.

11

8

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.

1

Знать: виды придаточных пред-й. Уметь: выделять основу предложений.

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения .

                                                                                                         

Зачёт № 1 по теме: «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»

16

9

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в БСП.

Зачёт №1 по теме: «Знаки препинания в

сложносочинённом предложении».

1

Знать: основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП.

Уметь: опознавать их в тексте, соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

Предупредительный диктант.

12

9

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

    1

Знать: правила постановки запятой и точки с запятой.

Уметь: опознавать в тексте предложения, соблюдать основные правила пунктуации бессоюзных сложных предложений.

Предупредительный диктант.

13

10

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

Знать:  правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП.

Уметь: выявлять смысловые отношения между частями, выразительно читать.

Анализ предложений, выразительно читать.

14

11

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

     1

Знать: правила постановки тире, выразительные возможности БСП.

Объяснительный диктант.

15

12

Синтаксический разбор  БСП.

1

Знать:  последовательность

синтаксического разбора БСП.

Уметь: соблюдать нормы постановки запятой, точки с запятой, двоеточия, тире в БСП, выполнять синтаксический разбор БСП.

Работа по карточкам-заданиям.

16

13

Обобщающий урок по постановке знаков препинания в БСП.

1

Уметь: конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно, пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте.

Проверочная  работа.

17

14

Период. Знаки препинания в периоде. Синонимия разных типов сложных предложений.

1

Знать: признаки периода, сложного синтаксического целого, условия постановки знаков препинания.

Уметь: расставлять знаки препинания в периоде, сложном синтаксическом целом в соответствии с пунктуационными нормами.

Параграф 99-100, упр.470. Пунктуационный анализ периода, монологическое высказывание, анализ сложного синтаксического целого, ( упр. 472).

18

15.

Сложные синтаксические единицы.

1

Знать: прозаическую строфу, лексико- стилистические средства и особенности интонаций предложений.

 Уметь:  определять структурное единство предложений.

Параграф 100, упражнение 472.

15 ч.

Предложения с чужой речью

2

19

1

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

1

Знать: основные способы передачи чужой речи; условия постановки знаков препинания в предложениях с чужой речью.

Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с чужой речью; составлять диалог; правильно оформлять цитаты.

Конструирование предложений с прямой речью по схемам, конструирование диалога, объяснительный диктант, употребление цитат в контексте ( упр.483).

20

2

Знаки препинания при диалоге,  цитатах.

1

Знать: понятие о диалоге.

Уметь: расставлять знаки препинания при оформлении диалога.

Объяснительный диктант.

2 ч.

Употребление знаков препинания

2

21

1

Сочетание знаков препинания. Вопросительные и восклицательные знаки. Запятая и тире. Многоточие.

1

Знать:  возможности сочетания знаков препинания; особенности авторской пунктуации.

Уметь: расставлять сочетающиеся знаки препинания.

Параграф 105-107, упр.493.

22

2

Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

1

Анализ авторских знаков препинания как образного средства( упр. 489-490).

Культура речи

2

23

1

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

1

Знать: компоненты речевой ситуации; основные виды языковых норм; виды речевого общения.

Уметь: соблюдать культуру разговорной речи; выбирать языковые средства в соответствии  с ситуацией речевого общения; выстраивать речевое высказывание в соответствии с языковыми нормами литературного языка.

Комплексный анализ текста, речевой анализ отрывков из произведений М.А. Шолохова.

24

2

Нормы литературного языка, орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка. Ораторская речь и такт.

1

Комментированное письмо с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм . Упражнение 290.

Стилистика

1

25

1

Стилистика как раздел науки о языке. Классификация функциональных стилей. Текст. Основные признаки текста.

1

Знать: основные разделы русского языка и их единицы; лексические, грамматические, пунктуационные языковые нормы; функциональные стили речи.

Уметь: выполнять орфографический и пунктуационный анализ текста.

Речеведческий анализ текста, упражнение 70.

Из истории русского языкознания

1

26

1

Выдающиеся русские учёные-лингвисты ( М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, В.И. Даль, Я.К. Грот, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, Д.Н. Ушаков, В.В. Виноградов, С,И. Ожегов).

1

Знать: место русского языка среди других языков мира; имена выдающихся учёных-лингвистов и их вклад в развитие русского языка.

Уметь: создавать устные и письменные высказывания на лингвистическую тему; использовать разные виды чтения9 ознакомительно-изучающее, ознакомительно- реферативное).

Комплексный анализ текста, конспектирование (стр. 409-420).

Зачёт №2: «Знаки препинания в сложных предложениях.  Предложения с чужой речью. Культура речи.  Стилистика.  Из истории русского языкознания»

Повторение и систематизация изученного материала за курс 12 класса

9

27

1

Виды синтаксической связи ( словосочетание).

1

Знать: основные виды словосочетаний. 

Уметь: выполнять синтаксический разбор словосочетаний.

Тестовые задания. Определение типа синтаксической связи.

28

2

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.

1

Знать:  классификацию предложений по структуре; типы односоставных  предложений.

Уметь: отличать в предложении односоставные предложения от двусоставных.

 

Параграф 69-72, упражнение 343.

29

3

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Знать:  условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь: употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с пунктуационными нормами русского языка.

Объяснительный диктант. Синтаксический разбор простых предложений.

30

4

Простое осложнённое предложение.

1

Знать: структуру осложнённого предложения.

Уметь: производить синтаксический разбор простого предложения.

Комментированный разбор предложений.

31

5

Сложное предложение. Классификация сложных предложений.

1

Знать:  основные виды сложных предложений; сочинительные и подчинительные союзы.

Уметь: определять тип и средства связи частей сложных предложений.

Объяснительный диктант, упр. 438

32

6

Морфемика.  Словообразование.

1

Знать: виды морфем: корень, приставку,  окончание, основу слова, основные способы образования слов.

Уметь:  применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Самостоятельная работа по карточкам, работа со словарём.

33

7

Р/Р   Контрольное изложение

( предэкзаменационное)

1

Уметь: воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли,  фиксировать основные факты, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта.

Анализ текстов, объединённых одной проблемой, устный пересказ, составление планов, выбор ключевых слов, воспроизведение отдельных фрагментов по ключевым словам, мини-дискуссия.

34

8

Р/Р  Контрольное изложение  

( предэкзаменационное)

      1

35

9

Обобщающий урок за курс 12 класса.

1

Знать: учебный материал  12 класса.

Тестовые задания.

        9 ч.

Итого: 35 часов.

Resource id #64

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 7 класс базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы". Авторы-составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва,"Просвещение", 2009 ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 к...

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)

Рабочая  программа  по  русскому  языку  11 класс (базовый  уровень)  составлена  на  основе  авторской  программы  для  средней (полно...

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)

Рабочая  программа  по  русскому  языку  11 класс (базовый  уровень)  составлена  на  основе  авторской  программы  для  средней (полно...

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)

Рабочая  программа  по  русскому  языку  11 класс (базовый  уровень)  составлена  на  основе  авторской  программы  для  средней (полно...

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку для учащихся 10-11 классов под редакцией А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой (базовый уровень)...