Главные вкладки

    Диагностические материалы по русскому языку
    материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку по теме

    Кудрявцева Светлана Вячеславовна

    тексты диктантов и схема анализа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon diagnosticheskij_material.doc127.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Диагностический материал по русскому языку

    5-11 класс

    Составитель: учитель русского языка    

      Кудрявцева С.В.

    Итоговые проверочные диктанты

    Нормативы

    Объём письменных работ

         Класс

        Диктант

             5

    80-100 слов

             6

    100-110 слов

             7

    110-120 слов

             8

    120-140 слов

             9

    140-160 слов

             10

    150 слов

             11

    150 слов

                           

    Анализ контрольной работы по русскому  языку

    Вид: диктант, грамматический разбор, изложение, сочинение, тесты /подчеркнуть/

    Дата проведения_________________________

    Учитель________________________________

    Класс__________Количество уч-ся___________

    Выполняли работу_____________

    Результаты

    оценка

    количество учеников

    в  %

    "5"

    "4"

    "3"

    "2"

    "1"

    Ошибки в работе

    кол-во уч-ся в%

    Успеваемость__________     %

    Качество знаний _______     %

    Анализ выполнил_________________

                                                   Ф.И.О.

    Дата____________________________

                                             

     5 класс.

                                             1  четверть.

                                   Контрольный    диктант.

                                     Дружеская помощь.

          Однажды пасмурным днём зашёл я в лес. Вижу, белка запасает на зиму грибы. Висят грибы на сучках ёлок выше роста человека.

          Начался дождь. Заторопилась белка, замелькал её рыжий хвост. Таскает она грибные шляпки за десять шагов от лесной полянки в дупло трухлявой берёзы. Сдёрнет лапками гриб, схватит в зубы и бежит по ветке к дуплу.

          А дождь всё сильней. Тогда и я на дерево полез, собрал грибы в корзину и принёс к берёзе. Встал на пенёк, положил добычу в кладовую белки. Принимай, белка, свои запасы!

          Домой я пришёл мокрый, но грибы в кладовой у белки остались сухими.

                                        6 класс.

                                   1  четверть.

                         Контрольный    диктант.

                             Серые разбойники.

    Я подтащил своё судёнышко, сразу забрал из лодки снасти, часть рыбы и подошёл к дому. Открылась и закрылась за мной дверь. Но я не вошёл в дом, а остался в коридоре, заглянул в дверную щель.

            Вороны появились мгновенно. Метнулись серые крылья, птицы молча кружили над лодкой. Наконец весь разбойный отряд расселся вокруг моего судёнышка.

            Первой начала грабёж только одна ворона. Она прыгнула на борт,  повертела головой направо, налево и быстро схватила со дна рыбу. Тут и другие вороны ухватили по большой плотве.

             Проходит минута, и птицы исчезают. Теперь можно появляться и мне...

              Такие набеги вороны совершали каждый день, когда я возвращался с рыбалки.

                                                      ( По А.Снегову).

    Задания: 1. Выписать антонимы, указать часть речи.

                    2.Подобрать синонимы к словам:

                        1в. мгновенно -

                              расселся -

                       2в.  повертела -

                              появляться -

                      3.Разобрать слова по составу:

                          1в. подтащил, закрылась, прыгнула

                          2в. открылась, заглянул, повертела

    6 класс.

    1  четверть.

    Контрольный    диктант.

    Лето в тундре.

     Коротка летняя пора в тундре. В мае в тундре ещё налетают метели, гуляют буйные ветры по её бесконечным просторам. Потом вдруг быстро исчезает снег, начинает расти трава, распускаются цветы.

         Сколько птиц собирается летом в тундре! Здесь им не нужно беспокоиться о корме. Мошки и комары сами в рот летят. На бескрайних равнинах, на берегах светлых озёр птицы спокойно могут положить яйца, вывести птенцов. Они вырастят их и улетят вместе с ними за далёкие горы, леса и моря.

          Но быстро проходит лето. Наступит такой день, когда солнце не поднимется из-за горизонта. Начнётся долгая полярная ночь, и только лиловые сумерки будут освещать землю.

                                     

    7 класс

    1  четверть.

    Контрольный    диктант.

    На краю открывшейся поляны у костерочка на корточках сидел человек. Шапка и плечи запорошены снегом, руки зябко простёрты над огнём. В нескольких шагах под деревом стоял подрамник с неоконченным этюдом - рыжий дуб на краю опушки.

        Снегопад внезапно прекратился. По запорошенной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и снова всё вокруг засияло молодо и радостно. Дуб, облюбованный художником, ярко вспыхнул на солнце бронзовыми вихрами перезимовавшей листвы и отбросил от себя длинную тень через всю поляну к ногам двух обнявшихся молодых берёзок на другом её конце.

         Живописец схватил кисть, он работал сосредоточенно и быстро, будто боялся, что внезапное ненастье может снова погасить краски. Я следил, как постепенно, после точных и неуловимых мазков кистью, оживал и от ветки к ветке зажигался солнечным светом лесной великан.

                                                                          (По Е.Носову).

                             

    7 класс

    1  четверть.

    Контрольный    диктант.

    В тайге.

    Никто не встретил нас на Белой горе. Избушка была пуста.

    В углу избушки стоит печка, и рядом аккуратно сложены полешки дров. Кто уходит последним, тот должен приготовить сухие дрова. Зайдёт в избушку охотник, разожжёт огонь в печке, обогреетя, поест, отдохнёт и снова в путь. Но перед тем обязательно наколет дров и оставит еды.

    На столе в жестяной банке шесть кусков сахару, пачка соли и  чай в бумажке. Когда мы будем уходить, тоже оставим что - нибудь на столе.

    Вокруг избушки разрослась дикая малина, а в самой избушке поселились бурундуки.

    На Белой горе живут медведи, и бурундуки бояться бегать далеко наверх за кедровыми орешками. Они собирают шиповник и прячут на зиму под избушкой. Утром, как пригреет солнышко, они бегут друг за другом по каменным ступеням, играют,  кубарем скатываются вниз, а самый храбрый бурундук забирается  выше и сидит на верхней ступеньке. Сложит лапки на груди и замирает, вслушивается. Треснет ветка - храбрец кубарем катится вниз и визжит. За ним все бурундуки мчатся в покинутую избушку.

                                                                    (По Г.Снегирёву)  

    8 класс.

    1  четверть.

    Контрольный    диктант.

    Ночь в лесу.

         Ночь надвигалась. Красное зарево костров, освещая низину леса, усиливало мрак. С треском горевших ветвей ельника и фырканьем лошадей сливались лесные голоса.

         Словно плачущий ребёнок запищал где-то сыч. Поблизости завозилась в вышине сосны векша, проснувшаяся от необычайного света. Ещё минута тишины, и в вышине раздался  отрывистый, жалобный крик птицы. Это куница поймала добычу. Опять тишь, опять глубокое безмолвие.

          Вдруг слышится точно кошачье прысканье. Это рысь, заслышавшая присутствие лакомого мяса в виде лошадей путника. Огонь не допускает близко зверя. Вот рысь и сердится, мурлычет, прыскает с досады, сверкая круглыми зелёными глазами.

           Опять тишь. И вдруг либо заверещит бедный зайчишка, попавший в зубы к хищной лисе, либо завозится что-то в ветвях. Лесные обитатели живут не по-нашему. Они обедают по ночам.

                                                        П.Мельников-Печерский.

                                                      124 слова.

    9 класс.

    Повторение в начале года.

    Диктант.

    По реке.

       В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух – всё это нехорошо воздействовало на нас.

       В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперёд.

       Ранним утром мы надеялись быть в незнакомой деревеньке.

       Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вёслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защёлкал соловей, за ним другой. Казалось, весь воздух пронизан чарующими звуками. Мы восхищались соловьиным пением и красотой ночи и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костёр и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

                                                                                                     

                                                                                                 ( 174 слова)

    1. Грамматическое задание (по вариантам)

      1.Фонетический разбор:

         1) птичьим                                               2)  обсуждали

                  /                                                                         /

                  птичь-им                                              об-суж –да-ли

                  п- (п) –согл., глух., твёрд.                    о –(а)- глас., безуд.

                  т- (т)- согл., глух., мягк.                       б –(п)- согл., глух., твёрд.                  

                  и- (и)- глас., удар.                                 с –(с)- согл., глух., твёрд.                  

                  ч- (ч)- согл., глух., мягк.                      у –(у)- глас., безуд.

                  ь-  -                                                         ж –(ж)- согл., звонк., твёрд.

                  и- (и)- глас., безуд.                                д–(д)- согл., звонк., твёрд.

                  м- (м)-согл., звонк., твёрд.                    а –(а)- глас., удар.                                

                _и- (и) – глас., безуд.                               л –(л)- согл., звонк., мягк.

                                                                                   и –(и)- глас., безуд.

                  ______________________                       ________________________                                                                  

                 8б., 7зв.                                                       9б., 9зв.

             2.  Разбор слова по составу:

                      1) прерываемая                                       2) натолкнувшись

             3. Морфологический разбор:

                 1) в течение – предлог, производный, неизменяемое слово.

                  2) никому – местоимение, отрицательное, в дательном падеже.

    9 класс.

    1  четверть.

    Контрольный    диктант.

    Бархатный сезон.

    В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Чёрного моря. То по целым суткам тяжело  лежал над землёю и морем густой туман, то с утра до утра шёл не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи.

    Часто с северо-запада, со стороны степи задувал свирепый ураган. От него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, и казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах, вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах.

    Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей жёлтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья.

                                                                      ( По  А. Куприну.)

                                                                        160 слов.

    5 класс.

    2 четверть.

    Контрольный              диктант.

    Пёс и вороны.

            Зима. Всюду снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях. По снегу во дворе деловито разгуливают вороны.

            Вот выбежал во двор пёс с кусочком  хлеба, лёг на снегу закусить, а вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подскакивают, того и гляди  изо рта вырвут кусок.

            Пёс рычит, скалит зубы, будто хочет сказать:"Убирайтесь прочь, а то живо хвосты повыдёргиваю!" Но вороны - птицы дерзкие, ничего не боятся.

             Пёс терпел, терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами. Но разве ворону поймаешь? Ни одной вороны дуралей не поймал.

              А в это время другие давно уже его хлеб утащили.

                                                            /По Г.Скребицкому/.

                           Грамматическое  задание.

    1. В предложении с прямой речью выделите  слова "автора"(1 вар.),                                         прямую речь (2 вар.).

    1. Составьте схему предложения с однородными членами.
    2. Выделите условными обозначениями два обстоятельства (1вар.), два дополнения (2 вар.). Укажите, к какому члену предложения они относятся, какими частями речи выражены.
    3. Подберите к двум-трём словам с орфограммой "Проверяемые согласные в корне слова" проверочные слова.

                                                    6 класс.

                         

                                                   2 четверть.

                               Контрольный              диктант.

                                          В лес за чудесами.

    Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь. В нашей семье все умеют преодолевать препятствия.

          "Советую тебе, Серёжка, присмотреться осенью к лесу",- говорил отец. Он приобрёл фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать всё интересное.

            Как чудесно в лесу ранним утром! Везде жёлтый цвет. Деревья горят тихим огнём. Вот на ветку берёзки садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. Я снимаю красавца, а он продолжает преспокойно сидеть.

               В обед присядешь на пригорке, отдохнёшь и опять в путь. А вечером надо разложить всё, что принёс из похода. Лес подарил мне много счастливых находок.

                                  Грамматическое задание .

    1. Выписать 3 слова с чередующимися гласными А//О в корне слова, обозначить орфограмму.

    2. Выписать слова с приставкой ПРЕ- (1 вар.), с приставкой ПРИ- (2 вар.),определить значение приставок .                                                  

                                                               

    3. Морфемный  разбор слов:             1вар.                      2 вар.

                                                          забираться              касается

                                                           берёзки                   пригорке

    4. Выписать имена существительные и указать падеж:

              1вар.- 1 абзац

              2 вар.- 2 абзац

                                                     7 класс.

                         

                                                   2 четверть.

                               Контрольный              диктант.

        Четыре скульптурные группы, получившие название "Укротители коней", оформляют Аничков мост на Невском проспекте. Они изображают различные моменты укрощения коня, символизируя борьбу человека с дикими силами природы.

          Юноша, встав во весь рост, пытается схватить под уздцы вздыбленного коня. Левой рукой он упёрся в круп животного. Поединок начался.

            Вторая группа. Наступил острый момент борьбы. Юноша, правой рукой опершись о землю, левой из последних сил удерживает коня, взвившегося на дыбы.

              В следующей группе укротитель крепко сдерживает постепенно покоряющееся ему животное.

             Поединок закончен. Юноша вновь поднялся во весь рост, натянул поводья.

              Автор декоративных фигур П.К. Клодт умел великолепно изображать животных, радуя восхищённых зрителей своими творениями.

                 Группы на Аничковом мосту - один из прославленных скульптурных ансамблей.

    Примечание: записать на доске слова ПОД УЗДЦЫ и НА ДЫБЫ

                                 Грамматическое задание.

    1. Подчеркнуть деепричастия несов.вида (1вар.), сов.вида (2вар.) и обозначить в них суффиксы, с помощью которых они образованы.

    2.  Выписать деепричастные (1вар.), причастные(2вар.) обороты         вместе с теми словами, к которым они относятся.

                                                    8 класс.

                         

                                                   2 четверть.

                               Контрольный              диктант.

                                   Стояла сенокосная пора.

     Утром над озером курился туман и тянулся к востоку, где розовело небо.

           На лугу был настоящий крестьянский праздник. Пришли учителя, конторские, и председатель, и пенсионеры, и ребятня. В небе, вылинявшем от зноя, стояли неподвижно белые перистые облака, пели жаворонки серебряными бубенчиками, в ольшанике властвовал соловей, а тут над полевыми цветами жужжали пчёлы, слепни, стрекозы. У ручья паслись аисты и не обращали  внимания на людей. А рядом в зарослях ивняка синий трактор выписывал причудливые вензеля. Мягко, без натуги урчал мотор, стрекотала косилка, и ложилась на землю густая трава.

             В полдень все пошли к озеру купаться.

    После обеда опять закипела на лугу работа. Мелькали вилы и грабли, загорелые девичьи плечи и ореховые плечи парней, разноцветные косынки и спутанные волосы, возбуждённые лица.

              Вечером все возвращались в деревеньку. Шли босяком по нагретому за день  песку. От озера тянуло прохладой. Солнце садилось, и от его нежной, ласкающей теплоты было грустно.

               Дорога отвернула от озера, и опять сильно запахло скошенной вяжущей травой… Стояла сенокосная пора.

                                                    9 класс.

                         

                                                   2 четверть.

                               Контрольный              диктант.

    Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

             Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

              Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем.

              Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции.

               Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шёпот.  

                                                                                      (159слов)

    10-11 класс.

    1-ое полугодие

    Контрольный              диктант.

    Как шумно сегодня в лесу! Пожалуй, больше всего шумели грачи. У них хлопоты уже были в полном разгаре. Они деловито ходили по земле, там, где уже сошёл снег, клевали червей, носились вокруг своих неуклюжих чёрных гнёзд и, видимо, волновались, что вот прилетели на летние квартиры, а многое не устроено. Сколько ещё предстоит беспокойства и возни.

            Вороны и галки ходили по снегу и хмуро переговаривались. А под снегом шумели ручьи. Они вырывались из-под сугробов и, радуясь, бежали с холма. Маленькие бежали тонко и неуверенно, а большие бурлили так громко, будто они и впрямь настоящие реки.

             Перепрыгнув через ручей и отойдя несколько шагов от дороги, я нагнулась. На небольшой проталинке, у самого края снежного наста, рос подснежник. Белый, на прямом стебельке, он стоял такой удлинённый, как будто никак не мог понять, откуда появился этот прекрасный, огромный мир.

              Отсюда видно было далеко-далеко. До самого горизонта тянулся лес. Белой полосой извивалась река, ещё покрытая льдом. Лес подходил вплотную к обоим её берегам. Далеко за рекой виднелись пёстрые пятна: мелколесье, низкорослый кустарник, маленькие озёра, заросшие камышом.

       ( По Рыссу)

    172 слова.

    11 класс.

    1-ое полугодие

    Контрольный              диктант.

    (1)Образование... (2)Это слово имеет  великое множество определений. (3)Существует мнение, что образование – погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры. (4)Прошлое – это те основы, нравственные ценности, уклад жизни, которые постепенно складывались в течение  многих веков у того или иного народа, нации. (5)Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. (6)Будущее – это надежды,  выраженные разными способами. (7)В основании их надежд – образцы культуры. (8)Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества, – момент освоения им культуры. (9)И этот момент должен быть красив; как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но не может быть и без образа». (10)Может быть, в само слово «образование» и заложили  это представление: способность осознать  мир через образы, которые создает сам человек. (11)Образ отношений, образ предметно-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов взамодействия с этим миром.

    (12)Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? (13)Каждый решает для себя. (14)Но мне кажется, очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается».

    (По С. Кокориной)  

     11 класс.

    1-ое полугодие

    Контрольный              диктант.

     (1)Земной шар живет своей собственной, непредсказуемой жизнью. (2)Сложные процессы протекают на его поверхности. (3)Содрогается Земля под воздействием землетрясений. (4)Гибнут люди, населенные пункты. (5)Тайфуны проносятся над городами, разрушая здания, выворачивая вековые деревья. (6)Град, ливни обрушиваются на землю, наводнения поглощают не только посевы, но и то, что было создано людьми.

    (7)А где-то в другом месте катастрофические засухи ведут к голоду целые народы. (8)Добрая, ласковая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, ее населяющих.(9)Что заставляет ее, прекрасную нашу планету, становиться такой злой и беспощадной? (10)Об этом давно задумывались люди, замечая, что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, возникающими в человеческом обществе: войнами, революциями, религиозными распрями, душевными потрясениями. (11)Нет ли здесь какой-то зависимости?

    (12)Может быть, планета по-своему реагирует на вспышки противоречий в социальной сфере человечества? (13)Может быть, она мстит людям? (14)Особенно ярко проявилась эта фатальная зависимость в 2001 году, когда социальные взрывы с участием тысяч и тысяч людей буквально перемежаются с катастрофическими взрывами в природных условиях Земли. (15)Войны на Балканах, чеченские события, палестино-израильский конфликт, афганские распри, африканские столкновения – с одной стороны. (16)И одновременно непрерывные землетрясения, наводнения, тайфуны, извержения – с другой.

    (17)Великий ученый В. Вернадский предложил свою нашумевшую гипотезу ноосферы, созданной интеллектом, трудом, энергетикой бесконечной смены человеческих поколений. (18)Может быть, острые конфликты, возникающие среди огромных человеческих коллективов, вызывают дисбаланс в энергетическом поле планеты?

    (19)А это, в свою очередь, вызывает нарушение привычных природных условий. (20)В определенных случаях существование такой зависимости - возможно. (21)Не «думающая планета», мстящая за ошибки, а мы сами вызываем на свою голову природные несчастья. (22)Давайте задумаемся об этом...

    (Г. Смирнов)

    7 класс

    Итоговый  контрольный диктант.

    Как-то Василий Иванович Суриков шёл пустынной улицей, обходя целые озёра воды, подёрнутые мелкой рябью дождя. Шёл он мимо мокрых изгородей, шурша плащом по зарослям громадных лопухов и крапивы, свободно разраставшимся по канавам вдоль дороги.

    Впереди по проезжей дороге медленно катились телеги, громыхая, то и дело ныряя в ухабы, а из-под колёс во все стороны разлеталась жидкая чёрная грязь.

    Дальше путь пролегал через овсяное поле. Приникший к земле овёс блестел, как шёлк, и казалось, что поле было покрыто одеялом, выстеганным причудливыми узорами.

    День был на исходе. Огромный малиновый шар солнца садился в плотные тучи, быстро опускаясь, и был похож на груду раскалённых углей, присыпанных лилово-серым пеплом.

    Возвращался Суриков снова той же скользкой тропкой. Шляпа на нём промокла насквозь, и капли дождя попадали за воротник. Стало темно. Перебравшись мостками через канаву, художник снова зашагал по длинной безлюдной улице.                                                                                                                                                                                                                                    

    8 класс

    Итоговый  контрольный диктант.

    О словарях.

    Всякие мысли иногда приходят в голову. Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей).

    В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом – хорошие и меткие местные слова, в третьем – слова людей разных профессий, а в четвёртом – мусорные и мёртвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык.

    Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи.

    Мысль о том, чтобы собрать слова, имеющие отношение к природе, пришла ко мне в тот день, когда на луговом озерце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы.

    Словарь этот будет, конечно, толковым. Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и  учёных, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову.

                                                                                           /139 слов/

                                                                                                                              ( По К. Паустовскому)

    8 класс

    Итоговый  контрольный диктант.

    ПО наблюдениям любителей природы, приметы, определяющие погоду, связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного света. В них, кроме точного знания, заключено и много поэзии.

    Самая простая примета – дым костра. То он струится столбом к небу, спокойно поднимаясь вверх, выше самих высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. К прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды.

    Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня,  солнце поднимется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звёзд. И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.

                                                                                                                                           /133 слова/

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      ( По К. Паустовскому)

    9 класс

    Итоговый  контрольный диктант.

    Бывают вороватые коты. А среди них - неисправимо вороватые. Одесский кот Мордан был как раз таким, вороватым неисправимо.  Что касается его внешности, то имя его, мне кажется, даёт достаточное о том представление. О внутренней его сути, напоминаю, было сказано выше.

    Жил кот в коммунальной квартире, отнюдь не голодая, призвание же своё  видел, бесспорно, не в ловле мышей, а в том, чтобы следовать своей врождённой преступной склонности - воровать. Он умудрялся вытаскивать мясо даже из кастрюли с кипящим супом.

    Ловкость и наглость, с которой совершал кот свои налёты, постоянно держала всех обитателей квартиры как бы на осадном положении.

    Конечно, с одной стороны, это было полезно, так как представляло собой постоянную тренировку бдительности, внимательности и устойчивости нервной системы. Но, с другой стороны, квартирные обитатели, конечно не понимая положительной стороны таких испытаний, предпочли искать лёгкой жизни и малодушно решили избавиться от  кота. Бедное животное отвезли в дальний конец города и оставили там на глухой окраине. Все жили расслабленно, спокойно (это продолжалось месяц) и думали, что так будет всегда. Но ошиблись: через месяц, к их огорчению, Мордан вернулся. Вернулся злой, похудевший и неизменно верный прежним преступным своим пристрастиям.

    На этом, видимо, история с вороватым котом должна была бы завершиться. Однако этого не случилось...

                                                                         /По А.Горбовскому/

    10 класс

    Итоговый  контрольный диктант.

    Под лёгким дуновением взволнованного ветерка море вздрагивает, покрывается мелкой нечаянной рябью, ослепительно ярко отражающей солнце, и улыбается голубому небу тысячами серебряных улыбок. В пространстве между морем и небом носится весёлый плеск волн, взбегающих на пологий берег песчаной косы. Всё наполнено живой, невиданной радостью: звук и блеск солнца, ветер и солёный аромат, раскалённый воздух  и жёлтый песок. Узкая длинная коса, вонзённая острым шпилем в бескрайнюю пустыню воды, играющей солнцем, теряется там, где знойная мгла прячет землю. В этот день даже чайки

    истомлены зноем: с раскрытыми клювами и опущенными крыльями они сидят на песке или лениво качаются на волнах.

    Вот солнце начинает спускаться в море, и неугомонные волны, играя весело, шумно, а иногда мечтательно, лениво плещутся о берег. Сквозь их шум до берега долетают не то кем-то оброненные слова, не то куда-то зовущие крики.

    Вот солнце садится, на жёлтом горячем песке лежит розоватый отблеск его лучей. Всё готовится к ночному покою: и жалкие прибрежные кусты, и перламутровые облака, и волны, взбегающие на берег. Одинокий огонь костра, зажжённого путником-бессребреником, то ярко вспыхивает, то угасает. Ночь ложится желанной прохладой на море, посеребрённое луной, и синее небо, усеянное звёздами, шатром защищает землю.

                                                                                                     / По М.Горькому /

    10 класс

    Итоговый  контрольный диктант.

    Роман Достоевского «Преступление и наказание» имеет некоторое внешнее сходство с детективным романом. В основе сюжета лежит история  преступления и его разоблачения. История эта покрыта тайной, и секрет занимательности состоит в том, что тайна раскрывается постепенно.

         В классическом детективном романе читатель обычно не знает, кто убийца, и старается вместе с каким-нибудь Шерлоком Холмсом идти по следам преступника. Читатель с интересом следит за тем, как постепенно распутывается таинственный клубок и одна на другую нанизываются улики.

    Элементы такой «игры» есть и в романе Достоевского. Но акценты здесь расставлены совсем  необычно. Тайна состоит не в том, чтобы угадать преступника, а в том, чтобы разобраться в мотивах преступления. Разгадка мотивов отодвинута и превращена в сюжетную тайну. Автор предлагает нам следить за диалектическим развитием мыслей и душевного состояния героя, за той борьбой, которая в нём происходит. Читатель пытается разобраться в том, как и почему созрела у Раскольникова идея убийства, но и в конце романа не получает односложного ответа на этот вопрос. Разгадка тайны не однозначна и после того, как мы перевернули последнюю страницу романа, для наших размышлений остаётся широкий простор.

    Творческое задание: напишите рассуждение на тему «Можно ли оправдать Раскольникова?»

    11 класс

    Итоговый  контрольный диктант.

    Уже в сумерках стал наконец надвигаться своей чернотой остров, как будто насквозь просверленный у подножия красными огоньками, ветер стал мягче, теплей, по волнам, переливавшимся,  как чёрное масло, потекли золотые удавы от фонарей пристани. Потом вдруг загремел и шлёпнулся в воду якорь, наперебой понеслись отовсюду яростные крики лодочников, и сразу стало на душе легче, ярко засияла кают-компания, захотелось есть, курить, двигаться. Через десять минут семья из Сан-Франциско сошла в большую барку, через пятнадцать ступила на камни набережной, а затем села в светлый вагончик и с жужжанием потянулась вверх по откосу. Сладко пахнет в Италии земля после дождя, и свой, особый запах есть у каждого её острова!

    Остров Капри был сыр и темен в этот вечер. Но тут он на минуту ожил, кое-где осветился. На верху горы уже опять стояла толпа тех, на обязанности которых лежало достойно принять господина из Сан-Франциско. Были и другие приезжие, но не заслуживающие внимания: несколько русских, поселившихся на Капри, неряшливых и рассеянных, в очках, с бородами, с поднятыми воротниками стареньких пальтишек, и компания длинноногих круглоголовых немецких юношей в тирольских костюмах и с холщовыми сумками за плечами, не нуждающихся ни в чьих услугах и совсем не щедрых на траты.

    Господин из Сан-Франциско, спокойно сторонившийся и тех, и других, был сразу замечен. Ему и дамам торопливо помогли выйти, перед ними побежали вперёд, указывая дорогу. Всё было похоже на то, что это в честь гостей из Сан-Франциско ожил каменный сырой городок на скалистом островке в Средиземном море, что это они сделали таким счастливым и радушным хозяина отеля и только их ждал китайский гонг, завывавший по всем этажам сбор к обеду, едва вступили они в вестибюль.

                                                       

                                                                                                / По И.Бунину /

                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диагностические материалы по русскому языку. 8 кл.

    Диагностические материалы по русскому языку для 8 класса .Повторение материала в начале учебного года....

    Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)

    Данный тест  предназначен для  повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в ка...

    Дидактические материалы по русскому языку «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка с военной лексикой»

    Дидактические материалы по русскому языку «Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка с военной лексикой»...

    Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой диагностической работы по русскому языку в 6 классе

    Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой диагностической работы по русскому языку в 6 классе.  Диагностическая работа проводится в конце учебного года (апрель – май) с целью опр...

    Диагностические материалы по русскому языку (ДКР) 5 класс

    Диагностические контрольные работы являются важным инструментом в создании системы контроля качества образования, они выступают в качестве  инновационной составляющей в Положении об оценке планир...

    Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)

    Анонс материалаДанный тест  предназначен для  повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, та...