Конспект открытого урока
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Урок по теме " Родовые окончания имен прилагательных" в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8.docx48.69 КБ

Предварительный просмотр:

27.11.13                                 Русский язык                                8 класс

Тип урока:  урок  закрепления знаний, умений и навыков учащихся, комбинированный

Тема урока:  «Родовые окончания имен прилагательных». (слайд 1)

Цель: уточнить знания учащихся о грамматических особенностях имен прилагательных, их роли в предложении, речи;

Задачи урока:        

1)  развивать умение учащихся определять род и число прилагательных в словосочетании, предложении;

2) корригировать и развивать  устную и письменную   речь  учащихся;  логическое  мышление на основе упр. на анализ и синтез, сравнение;  вербальную память на основе упр. на запоминание;

3) воспитывать мотивацию к учению.                                                

Оборудование: таблица, записи на доске; ИРМ, презентация «Родовые окончания прилагательных»

Методы: словесные, наглядные, практические, частично - поисковые

Форма: классная, групповая, индивидуальная

                                                              Ход урока:

I.Орг.  момент.   Психологический настрой.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

а) взаимное приветствие (будь счастлив, желаю здоровья, удачи, всего тебе хорошего)

 б) доклад дежурного;

- Опишите сегоднящнее  утро (осеннее, пасмурное, морозное, дождливое, солнечное).

- Какая часть речи помогла нам это сделать?

   в)   Как описали осень   русские поэты?   Приведите примеры.    

 Заунывный ветер гонит                                                                                                             Стаю туч на край небес.                                                                              

 Ель надломленная стонет

Глухо шепчет темный лес.          (Н.А.Некрасов)                            

* Поздняя осень, грачи улетели,                        

 Лес обнажился, поля опустели    (Н.А.Некрасов)    

в) упр. на развитие памяти:  Для меня  Россия – бел …   берёзы,
                                               Для меня  Россия –  утренн …   росы.      (слайд 2)

- Какие окончания у прилагательных нужно вставить?   Как вы понимаете эти строки?

 II.   Сообщение темы урока.

    - Как вы думаете,  о какой  части речи мы будем говорить на уроке?

     - На уроке мы будем говорить об имени прилагательном, его грамматических признаках.

  • Запись числа и темы урока в тетради.

III. Актуализация знаний учащихся к теме урока.  (слайд  3)

  • Схема №1      Часть речи   – предмет       главн. чл.;
  • Схема №2      Часть речи   - признак      предмета;          второст. чл.;
  • Схема №3     Часть речи  -   действие     предмета;        сказуемое;

- Сформулируйте определение, что  называется именем прилагательным?

IV. Проверка домашнего задания:    (слайд 4)

- Вставить такие прилагательные, чтобы получилось описание  осеннего утра,  зимнего утра.

Наступило ….   утро.    Подул ….  ветер.  Земля покрылась …. ковром.

-  Какую роль выполняют имена прилагательные?

Вывод. Имена  прилагательные  уточняют,     украшают       нашу  речь,

делают  её       выразительнее.

V. Дописать окончания прилагательных:  (слайд 5)

Родн..    дом,           заботлив… мама,         осенн…    ночь,   зимн…   забавы,

 чест..  поступок        голуб…небо,             тих..  вечер,   добр…  люди,

 - Как определить род имени прилагательного?
* Вывод
.  Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано.

- Какие окончания у прилагательных мужского рода?  Женского рода?

Среднего рода?  Множественного числа?

- Что вам напоминают данные словосочетания? О чем они заставляют вспомнить?

        Алгоритм применения правила:  (слайд 6)

Чтобы узнать, какое окончание пишется у прилагательного, нужно:

1. Определить,  к какому существительному относится   прилагательное;

2.Определить род, число, падеж существительного и прилагательного;

3. Вспомнить, какое окончание пишется в этой форме;

4. Подставить для проверки  вопросительные слова какой?  какая?  какое?  какие

VI. Физкультминутка.

VI I. Словарная работа.  (слайд 7)

    Отечество – страна,  где родился человек.

а)  ударение в слове, значение слова;

 б) назвать орфограммы; подобрать синонимы.

в) составить словосочетания        Отечество славн…,    родн…

                                                          страна    славн…,  родн…

                                                          край     славн…,   родн…

Вывод.  Имя по прилагательное изменяется родам.

 60 лет со дня образования Липецкой области..   (слайд  8)

Липецкая область – часть великой России.

  • Вывод. Имя прилагательное стоит в том же    падеже,    что и существительное. Закройте глаза;

VIII.  Релаксация.      Закройте  глазки.  Мысленно перенеситесь в то место, где бы  вы хотели оказаться. Глубоко вздохните, ощутите именно тот воздух, который присущ данной местности.

 IX.  Число прилагательных.  (слайд 9)

- Прилагательное обозначает признак предмета. Определите имена существительные по данным признакам. Поставьте полученные словосочетания во мн.числе.

Интересная, волшебная  ….    -  интересные, волшебные сказки.

Чистый, звонкий    …    -    …        …      …   .

Широкое,  зеленое    …    -   …      …     …   .

Вывод, Имена прилагательные изменяются по числам.

X.  Игра   «Остров Прилагательных»    (слайд  10)

  Маленький,   красный,    высокий, сочный,    синий, вкусный,   зеленый, красивый.

 -  Сегодня мы посетим Остров Прилагательных. Чтобы попасть на остров, надо назвать пароль: вопросы, на которые отвечают имена прилагательные (какой? какая? какое? какие?)

   Прочитайте их.    (на доске)

- Что общего у всех этих прилагательных? (они стоят в единственном числе, в мужском роде, отвечают на вопрос какой?)

- А теперь давайте обратимся к нашим существительным, которые мы захватили на остров.

        Василек,  рябина,   яблочко

Итак, наш василёк стал не никакой, а очень даже какой!

 Он   синий,   маленький, красивый.

А что нужно сделать, чтобы эти прилагательные подошли к существительным  яблочко, рябина?     (Надо задать вопрос, изменить окончания)

 Василек  маленький, синий,  

Рябина красная, высокая                                    

Яблочко  сочное, зеленое, вкусное                                        

- Так кто же скажет, какую роль в нашем языке выполняют имена прилагательные?

- Послушайте, что о себе говорят жители этого острова.

Ученик: 

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить:
Вот громкий стук,
Вот синий шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий мяч,
Вот острый меч,
Весенний сад, родная речь.

- С какой частью речи связаны имена прилагательные? (C существительными)

Итак, без прилагательных наша речь была бы неточной, неинтересной, непонятной.

XI.  Заполните таблички.        Родовые  окончания прилагательных

      Род

  Вопрос

    Окончание

 Какой?

 Какая?

Какое?

Какие?

Вопрос.  Почему окончания прилагательных называются  родовыми?

XII.  Домашнее  задание.

     1 гр. Упр. 113   с.86                   2 гр.упр. инд.зад.

XIII. Повторение упр. на развитие памяти

XIV.  Итог урока.  Оценки.   

- С какой частью речи согласуется имя прилагательное в предложении?

- Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4

                             

                                8  класс

               Учитель   Е.В.Кондакова

                         2013- 2014 учебный год

Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4

              Заполните   таблицу

Родовые  окончания прилагательных

    Род

        Вопрос

           Окончание

 Какой?

 Какая?

Какое?

Какие?

Вопрос.  Почему окончания прилагательных называются  родовыми?

             

               Заполните   таблицу

Родовые  окончания прилагательных

    Род

        Вопрос

           Окончание

 Какой?

 Какая?

Какое?

Какие?

Вопрос.  Почему окончания прилагательных называются  родовыми?

7. Вторичное закрепление. 

1. Разноуровневые задания. Самостоятельная работа.

Учащимся предлагаются задания по выбору, разноуровневые.

1 уровень. Списать вставить пропущенные окончания имён прилагательных, выделить окончание.

Домаш..очаг, ближн… деревня, осенн.. день, зимн.. пальто, богат… человек, замёрзш.. озеро.

2 уровень. Составить согласованные словосочетания.

К именам существительным подобрать прилагательные- синонимы. Выделить окончание.

мальчик
девочка
озеро

ближний
робкий
толковый
недалёкий
трусливый
радостный
смышлёный

3 уровень. Запишите словосочетания. С любым словосочетанием оставить предложение.

  • Предмет, имеющий форму шара.
  • Дорога, в зимнее время года.
  • Платье, которое только купили.

Коррекционно-развивающие

  • способствовать восприятию нового материала, используя слуховой и зрительный каналы;
  • развивать связную монологическую речь;
  • корригировать и развивать мыслительную деятельность (установление логических и причинно-следственных связей);

Воспитательные

  • воспитывать интерес к литературным произведениям;
  • воспитывать умение работать в команде;

Ход урока

I. Организационный момент.

Постановка целей урока, оформление рабочих тетрадей.

II. Актуализация знаний.

Из четырёх предложенных таблиц, где схематично записаны определения частей речи, ученики должны выбрать таблицу с определением имени прилагательного и доказать свой выбор.

  • Схема №1 Ч.р.– предмет; второст. чл.; главн. чл.;
  • Схема №2 Ч.р.– признак предмета; второст. чл.;
  • Схема №3 Ч.р.– действие предмета; сказуемое;
  • Схема №4 Ч.р.– указывает, но не называет; второст.чл.; главн. чл.;

После сделанного выбора ученикам предлагается:

1) Дать полное определение имени прилагательному.
2) Назвать грамматические признаки имен прилагательных.
3) Объяснить как определить признаки у имен прилагательных.

III. Новая тема.

                           



27.11.13                                 Русский язык                                8 класс

Тип урока:  урок  закрепления знаний, умений и навыков учащихся, комбинированный

Тема урока:  «Родовые окончания имен прилагательных».

Цель: уточнить знания учащихся о грамматических особенностях имен прилагательных, их роли в предложении, речи;

Задачи урока:        

1)  развивать умение учащихся определять род и число прилагательных в словосочетании, предложении;

2) корригировать и развивать  устную и письменную   речь  учащихся;  логическое  мышление на основе упр. на анализ и синтез, сравнение;  вербальную память на основе упр. на запоминание;

3) воспитывать мотивацию к учению.                                                

Оборудование: таблица, записи на доске; ИРМ, презентация «Родовые окончания прилагательных»

Методы: словесные, наглядные, практические, частично - поисковые

Форма: классная, групповая, индивидуальная

                                                              Ход урока:

I.Орг.  момент. .    .Психологический настрой.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

а) взаимное приветствие (будь счастлив, желаю здоровья, удачи, всего тебе хорошего)

  б) доклад дежурного;

Опишите сегоднящнее  утро (осеннее, пасмурное, морозное, дождливое,  ясное,   солнечное, ).

- Какая часть речи помогла нам это сделать?

   в)   Как описали осень   русские поэты?       * Заунывный ветер гонит                               *                                                                              Стаю туч на край небес.                                                                               Ель надломленная стонет                              

* Поздняя осень, грачи улетели,                        Глухо шепчет темный лес.                             Лес обнажился, поля опустели                                                      (Н.А.Некрасов)    

в) упр. на развитие памяти:  Для меня  Россия – бел …   берёзы,
                                               Для меня  Россия –  утренн …   росы
.      (слайд 2)

- Какие окончания у прилагательных нужно вставить?   Как вы понимаете эти строки?

 II.   Сообщение темы урока.

  • Как вы думаете,  о какой  части речи мы будем говорить на уроке?
  • На уроке мы будем говорить об имени прилагательном, его грамматических признаках.
  • Запись числа и темы урока в тетради.

III. Актуализация знаний учащихся к теме урока.  (слайд  3)

  • Схема №1      Часть речи   – предмет       главн. чл.;
  • Схема №2      Часть речи   - признак      предмета;          второст. чл.;
  • Схема №3     Часть речи  -   действие     предмета;        сказуемое;

Сформулируйте определение, что  называется именем прилагательным?

IV. Проверка домашнего задания: (слайд 4)

Вставить такие прилагательные, чтобы получилось описание  осеннего утра,  зимнего утра.

Наступило ….   утро.    Подул ….  ветер.  Земля покрылась …. ковром.

*.  Какую роль выполняют имена прилагательные?

Вывод. Имена  прилагательные  уточняют,     украшают       нашу  речь,

делают  её       выразительнее

V. Дописать окончания прилагательных:  (слайд 5)

Родн..    дом,           заботлив… мама,         осенн…    ночь,   зимн…   забавы,

 чест..  поступок        голуб…небо,             тих..  вечер,   добр…  люди,

  Как определить род имени прилагательного?
* Вывод
.  Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано.

  • Какие окончания у прилагательных мужского рода?  Женского рода?

Среднего рода?  Множественного числа?

* Что вам напоминают данные словосочетания? О чем они заставляют вспомнить?

     

      Алгоритм применения правила:  (слайд 6)

Чтобы узнать, какое окончание пишется у прилагательного, нужно:

1. Определить,  к какому существительному относится   прилагательное;

2.Определить род, число, падеж существительного и прилагательного;

3. Вспомнить, какое окончание пишется в этой форме;

4. Подставить для проверки  вопросительные слова какой?  какая?  какое?  какие

VI. Физкультминутка.

VI. Словарная работа.  (слайд 7)

    Отечество – страна , где родился человек.

а)  ударение в слове, значение слова;

 б) назвать орфограмму

в) составить словосочетания        Отечество славн…,    родн…

                                                          страна    славн…,  родн…

                                                          край     славн…,   родн…

Вывод.  Имя по прилагательное изменяется родам.

 60 лет со дня образования Липецкой области..   (слайд  8)

Липецкая область – часть великой России.

  • Вывод. Имя прилагательное стоит в том же    падеже,    что и существительное. Закройте глаза;

VII.  Релаксация.       Закройте  глазки.

      Мысленно перенеситесь в то место, где бы  вы хотели оказаться;

  • Глубоко вздохните, ощутите именно тот воздух, который присущ данной местности;

VIII.    Число прилагательных.  (слайд 9)

 Прилагательное обозначает признак предмета. Определите имена существительные по данным признакам. Поставьте полученные словосочетания во мн.числе.

Интересная, волшебная  ….    -  …            …    …  .

Чистый, звонкий    …    -    …        …      …   .

Широкое,  зеленое    …    -   …      …     …   .

Вывод, Имена прилагательные изменяются по числам.

IX.  Игра   «Остров Прилагательных»    (слайд  10)

  Маленький,   красный,    высокий, сочный,    синий, вкусный,   зеленый, красивый.

Василек  маленький, синий,  

Рябина красная, высокая                                    

Яблочко  сочное, зеленое, вкусное                                        

     Сегодня мы посетим Остров Прилагательных. Чтобы попасть на остров, надо назвать пароль: вопросы, на которые отвечают имена прилагательные (какой? какая? какое? какие?)

   Прочитайте их.    (на доске)

Что общего у всех этих прилагательных? (они стоят в единственном числе, в мужском роде, отвечают на вопрос какой?)

А теперь давайте обратимся к нашим существительным, которые мы захватили на остров.

        Василек  рябина   яблочко

Итак, наш василёк стал не никакой, а очень даже какой!

 Он   синий,   маленький,

А что нужно сделать, чтобы эти прилагательные подошли к существительным  яблочко, рябина?     (Надо задать вопрос, изменить окончания)

  • : Так кто же скажет, какую роль в нашем языке выполняют имена прилагательные?

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!                                                       Весенний сад, родная речь

Но если нас к ним приложить,                
Им веселее станет жить                                                        : Вот звонкий мяч,
Вот острый меч,
Весенний сад, родная реч

Учитель: С какой частью речи связаны имена прилагательные? (C существительными)

Итак, без прилагательных наша речь была бы неточной, неинтересной, непонятной. 

X. Заполните таблички.        

X.  Домашнее  задание.

     1 гр. Упр. 113   с.86                   2 гр.упр. инд.зад.

IX. Повторение упр. на развитие памяти

XI.  Итог урока.  Оценки.     С какой частью речи согласуется имя прилагательное в предложении?

Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

Назовите соединительные гласные в сложных словах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...