План-конспект урока по русскому языку в 11 классе по теме "Стиль плетения словес"
план-конспект урока (русский язык, 11 класс) по теме

Тищенко Елена Викторовна

План-конспект урока по русскому языку в 11 классе по теме "Стиль плетения словес" (художественный стиль).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Стиль «плетения словес»

(Художественный стиль.)

Место в планировании: Первый урок в тематическом блоке «Художественный стиль».  

Тип урока: обобщение и закрепление ранее изученного материала по данной теме.

Цели:  

  • общая – приобщение учащихся к искусству слова;
  • конкретная – дать общую характеристику художественного стиля;
  • образовательная – совершенствовать умение видеть образность, изобразительно-выразительные средства и эстетическую функцию русского национального языка в рамках художественного стиля;
  • развивающая – выявить историческое становление художественного стиля; отработать видение лингвистики как единой системы;
  • воспитательная – закрепить понятие эстетического.

Задачи:

  • повторить материал о художественном стиле речи, изученный ранее;
  • углубить понятие о художественном стиле;
  • проиллюстрировать особенности художественного стиля, используя произведения древнерусской и современной русской литературы, найдя между ними общее и различия;
  • научиться выявлять в анализируемом произведении языковые средства, передающие эстетическое содержание;
  • повторение орфографии и пунктуации;
  • пробудить желание заниматься родным языком.

Средства обучения:

  1. учебные пособия:
  • Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи : Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 10-е  изд. – М. : Просвещение, 2004. – с. 310-311.

  1. дополнительная литература:
  • Власенков А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10 – 11 классы»: Кн. для учителя / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2001.
  • Иларион. Слово о законе и благодати. // Древнерусская литература: Книга для чтения. – М.: Школа-Пресс, 1993, с. 113 – 134.
  • Солженицын А. И. Колокольня. // Солженицын А. И. Рассказы. – М.: АСТ, 2004, с. 577 – 578.
  • Горшков А. И. История русского литературного языка. – М., 1969, с. 234.

3) раздаточные материалы:

  •   карточки с отрывком из текста современной русской литературы;
  •   карточки с отрывком из текста древнерусской литературы;
  •   рабочие листы.

План урока.

Этапы урока.

Формы работы.

Время.

1) Оргмомент.

  • вступительное слово учителя.

1,5 минуты

2) Обобщение и повторение ранее изученного материала.

  • определение темы и цели урока;
  • работа с изобразительно-выразительными средствами;
  • работа с текстом: чтение  и коллективное обсуждение;
  • игровой момент.

4,5 минуты

2 минуты

7 минут

1,5 минуты

3) Экскурс в прошлое языка.

  • работа с текстами: чтение  коллективное обсуждение.

6 минут

4) Сравнение текстов.

  • синтез, анализ, противоречия, обобщение;
  • с помощью «лингвистической лестницы».

10 минут

5) Домашнее задание.

  • объяснение.

1 минута

6) Окончание урока.

  • эмоциональное воздействие на учащихся посредством лирики.

1,5 минуты


Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечания.

1) Оргмомент.

Здравствуйте…

Сегодня на уроке русского языка я не просто буду давать вам какие-то знания – вы сами должны будете помочь мне объяснить вам тему.

Я сформулировала её следующим образом: «Стиль «плетения словес».

Тема заранее записывается учителем на доске.

2) Обобщение и повторение ранее изученного материала.

Давайте разберём тему. Какое понятие в теме определяющее?

Замечательно. А кто мне может сформулировать, что это за понятие – что такое стиль?

Так, хорошо. А какие стили речи вы знаете?

Молодцы. Посмотрите, что за предмет у меня в руке.

Правильно. Посмотрите: он у меня остро отточен, а на его кончике – стирашка. Сможет ли кто-нибудь, используя свои интеллектуальные и образные способности, связать этот карандаш и слово «стиль»?

Хорошо. Теперь давайте обратимся ко второй части нашей темы. Что за плетение словес? Скажите мне, пожалуйста, что можно плести?

Да, а что означает выражение «плести языком»?

Совершенно верно. В начале 15-ого века жил старец Епифаний Премудрый, который как раз и основал особый стиль – стиль «плетения словес». То есть он мог в своих сочинениях найти такую изощрённую, красивую метафору, что образы литературные становились намного ярче и красочнее.

Вот сейчас вы мне называли различные стили речи, как вы думаете, какой из них подходит под нашу тему?

Ну и каждый сам себе поставит задачу на сегодняшний урок в соответствии с темой. Кто это может сделать уже сейчас?

Молодцы.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней записаны прилагательные. Ваша задача – подобрать к ним существительные:

утопленный

стройная

заповедная

израненные

грустные

фальшивая

полузамёрзший

переломленный

недобитый

Хорошо. А теперь возьмите пожалуйста белый лист в файле, лежащий на ваших столах.

Учитель САМ читает текст № 1.

Ну что? Какое впечатление у вас от этого текста?

О чём этот текст?

Да, и давайте посмотрим, а с помощью чего автору удалось достигнуть этого впечатления.

Давайте найдём в тексте те прилагательные, которые выписаны у меня на доске.

Чем становятся эти прилагательные в данном тексте?

Так, а какие ещё изобразительно-выразительные средства использованы в этом отрывке и для чего?

Молодцы.

Скажите, для чего автор использовал все эти образы и средства?

Да, совершенно верно, так какую функцию несёт в себе этот текст?

С помощью тропов что за образ можно увидеть в этом рассказе?

Какая она у Солженицына?

Да, а какой это стиль?

Правильно. Можно ли выразиться, что Солженицын здесь «плетёт словеса»?

Давайте с вами немного отвлечемся и сами попробуем «плести словеса». Я буду называть различные предметы, которые вас окружают в повседневной жизни, а вы попробуете подобрать к ним прилагательное-эпитет или олицетворение.

Ну например, парта какая может быть?

Доска?

Окно?

Определяющим понятием является слово «стиль».

Стиль – это совокупность средств языка для выражения различных идей в различных условиях речевой практики.

Разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Карандаш.

Это слово происходит от латинского слова stilus – остроконечная палочка. В древности острым её концом писали, а другим, в виде лопаточки, стирали неудачно написанное. Слово стиль со временем стало означать качество написанного.

Косы, корзинки.

Много говорить.

Художественный.

Почему художественный стиль можно назвать стилем «плетения словес».

Ребята по одному выходят к доске и записывают предложенные варианты:

корабль

девушка

тропа

руки

глаза

монета

щенок

карандаш

человек

 Прорабатываются орфограммы.

Тяжёлое, грустное, но одновременно – оптимистичное, так как в конце говорится о надежде на спасение.

О погубленной России.

Учащиеся находят их и называют вместе с существительными.

Эпитетами, метафорами, олицетворениями.

Историзмы (для того, чтобы почувствовать разрыв между современностью и прошлым), сравнения (с их помощью достигается образность), восклицания, риторический вопрос (для того, чтобы навести читателя на размышления).

Для воздействия на эмоциональную сферу читателя, приобщение его через красоту слова к искусству.

Эмоционально-эстетическую.

Образ России.

Затопленная, заповедная, израненная.

Художественный.

Конечно, но в хорошем смысле этого слова.

Одинокая.

Уставшая.

Узорное.

Простой карандаш, остро отточенный, со стирашкой на конце.

За листами на доске скрыты следующие слова:

город

колокольня

колокольня

улицы

улицы

набережная

город

город

город

Звучит музыка Ennio Morrikone.

Выдерживается пауза.

Учитель открывает на доске третий столбик.

3) Экскурс в прошлое языка.

А теперь я попрошу вас взять розовые листы в файлах, лежащие на ваших столах.

Учитель САМ читает текст № 2.

Давайте посмотрим, что происходит в этом тексте. Какое впечатление у вас?

О чём текст?

Иларион – первый митрополит на Руси. Его «Слово о законе и благодати» - один из самых древних памятников литературы. Причём именно он начинает тот стиль, который впоследствии учёные назовут книжно-славянским и который станет прародителем нашего художественного стиля.

Какие здесь  изобразительно-выразительные средства вы можете отметить?

Скажите, достигает ли автор образности повествования?

Какой образ вы увидели в этом тексте?

Стиль текста? И почему?

Воспринимается сложно из-за особого синтаксиса, особой тематики, но в целом впечатление достаточно торжественное, интерес есть.

Прославление Владимира Красного Солнышка, который крестил Русь.

Повторы, сравнения, метафоры.

Да, ещё какой!

Тоже образ России, но уже возрождающейся в новой вере, укрепляющейся через неё.

Художественный.

Во-первых, используются изобразительно-выразительные средства. Во-вторых, опять можно проследить эстетическую функцию текста – воздействовать на читателя.

Звучит музыка Nino Rota.

  1. Сравнение текстов.

А теперь, дорогие мои, нам предстоит очень важная задача: сравнить эти два текста с помощью так называемой «лингвистической лестницы». Что между ними общего?

Замечательно. А есть ли различия?

А что такое пафос?

Так, а чем это можно объяснить?

Ещё различия?

Хочу обратить ваше внимание на сравнения в этих текстах. Найдите их. Как они оформлены?

Являются ли историзмы в древнерусском тексте изобразительно-выразительным средством?

Какие типы историзмов вы найдёт в тексте?

Ещё хочу обратить ваше внимание на то, что в древних памятниках такого стиля (который потом будет называться высоким), используются слова только высокие, торжественные. Просторечная лексика в такие произведения не попадала очень долго. А в современной литературе что мы отмечаем?

А теперь, исходя из всего вышеперечисленного, скажите, какое противоречие заложено в древнерусском тексте?

Да, смотрите, сколько веков прошло. Писатели оттачивали свой слог, начинали постепенно выходить за рамки государственного и церковного заказа. Ведь именно литература всегда была рупором народа и возвещала правду, как это делает в своём рассказе Солженицын.

Но не всё так замечательно и в наше время с художественным текстом.

Действительно, вслед за Епифанием Премудрым, «плести словеса» тоже надо уметь.

Давайте посмотрим на современные песни. Это ведь лирика, а значит – художественное произведение. Да, некоторые обороты можно понять и представить, но иногда это сделать просто невозможно.

То есть какое противоречие в текстах современного художественного стиля можно выявить?

Протезы души шуршат под ногами…

Теперь обобщаем сказанное. Так что же произошло с художественным стилем за время его становления и развития?

Но не всё так просто, ребята, с этими текстами. Вы уже 11 класс, вы стоите на пороге нового этапа в своей жизни, и вы знаете, что мало кристаллов чистой воды. Всё проникает друг в друга, всё находится во взаимодействии, и те тексты, которые мы сегодня с вами читали, они тоже не совсем обычные. Они отличаются не только образностью и большой описательностью, они затрагивают очень глубокие проблемы. Какие?

Молодцы. А если в тексте поднимаются острые проблемы общества, какой стиль ему присущ?

Правильно. И Иларион, и Солженицын были не просто замечательными писателями своего времени, но ещё и публицистами, так они не могли равнодушно относиться к своему Отечеству, они были патриотами.

Художественный стиль. Использование изобразительно-выразительных средств. Эстетическое воздействие на читателя.

Общий настрой текстов. В древнерусском памятнике слишком пафосно и напыщенно.

Излишне страстное воодушевление, подъём, энтузиазм.

Социальным заказом того времени. Митрополиту необходимо было способствовать распространению христианства на Руси.

Средства разные: в современном тексте акцент делается на олицетворение, в древнерусском – на метафоры.

В современном тексте – синтаксическая конструкция с союзом как. В древнерусском тексте – прямое сравнение.

Нет, это показатели эпохи.

 Словообразовательные и лексические.

В тексте художественного стиля могут употребляться самые различные слова.

Как раз та пафосность, излишнее восхваление, обращение к одному лицу.

Учащиеся могут сами привести примеры.

Опасность переусердствовать в выборе изобразительно-выразительных средств.

Со временем менялись целевые установки художественных текстов, сами они совершенствовались, отвечали духу времени, однако главная задача не изменилась – эмоционально-эстетическое воздействие.

Социальные, политические.

Публицистический.

Идёт работа с рабочими листами.

5) Домашнее задание.

Рассказать о художественном стиле в художественном стиле, а не в научном. Попробуйте, пожалуйста, проявите своё творчество. Опираться можете на статью в учебнике (страница 310 – 311).

6) Окончание урока.

Чтение стихотворения собственного сочинения:

У России белое платье –

Из белого камня церквей.

Рукава лишь в крови на распятьях –

След от ржавых, но острых гвоздей.

У России звончайший голос –

Голос тысячи колоколов.

Стон лишь, как натянутый волос, -

Стон обиженных, нищих, рабов.

У России золотом – волосы

От сверкающих куполов.

Лишь седые, белые полосы

От тиранов-господ да купцов.

У России очи синие –

С неба, где звенят кресты.

Лишь слезою проторена линия,

Словно на Млечном пути.

Звучит музыка Ennio Morricone.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

План- конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе "Синтаксис. Пунктуация".

Обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация»....