Конспект урока русского языка в 8 классе по программе Т. А. Ладыженской
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Микова Марина Владимировна

Цель урока: научить правилам постановки на письме тире между подлежащим и сказуемым, в устной речи -- интонации произнесения с нулевой связкой между подлежащим и сказуемым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mikovoy_m.v.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет -  русский язык.

Урок по программе  Т. А. Ладыженской «Русский язык. 8 класс». Учебник Л. А. Тростенцовой 2012 г.

№ урока

Тема

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Формы организации работы

Дом. задание

21

Тире между подлежащим

и сказуемым

1

Комбини-

рованный

урок

Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические

и пунктуационные).

Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием; писать сочинения-миниатюры с использованием тире (на тему «Наши великие соотечественники»)

Беседа, проблемные задания, работа
с текстами, опорные схемы, работа с энциклопедиями, интернетом, индивидуальные задания для уч-ся по карточкам, самопроверка

  1. § 22; Задание на выбор: а) упр. 116
  2. б) выписать из словаря пословиц и поговорок 5 предложений с тире между подлежащим и сказуемым, и 5 афоризмов по теме урока придумать самому. Подчеркнуть главные члены предложения и указать, чем они выражены.
  3. в) написать сочинение «Санкт-Петербург Петра 1, Екатерины 2, мой…»

Цель урока: научить правилам постановки на письме тире между подлежащим и сказуемым, в устной речи – интонации произнесения предложений с нулевой связкой.

Механизмы создания мотивационного поля:

  • обращение к видеоряду,
  •  соотнесённость с домашним заданием,
  • возможность использовать интернет (телефон, компьютер).

Проблемная задача – выбор задания по трудности выполнения.

Учебная задача – составление опорной схемы.

Проблемная ситуация – знак разделения (тире) между подлежащим и сказуемым

Формирование  УУД.

Метапредметные.

  1. Познавательные:

-самостоятельно выделять и формулировать цель, тему;

-применять правила и пользоваться инструкциями;

-сбор и выделение существенной информации;

--извлекать информацию и структурировать её.

  1. Регулятивные:

-сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;

-планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять контроль по результату;

-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок.

  1. Коммуникативные:

-предлагать помощь и сотрудничество;

-строить монологическое высказывание;

-вести диалог, слушать собеседника;

-осуществлять взаимный контроль.

Планируемые личностные результаты:

-готовность и способность к самоопределению;

-сформированность мотивации к обучению и познанию;

-самооценка на основе критериев,

- навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты.

Предметные.

Расширить понятие о главных членах предложения,  закрепить умение ставить тире между подлежащим и сказуемым, продолжить работу по восполнению пробелов в орфографии, развивать речь и творческие способности.

Ход урока.

 Орг. момент

  1. Проверка домашнего задания: упр. 112, 113. (В тексте о Санкт-Петербурге встретились разные виды сказуемых. Их нужно назвать, объяснить, какую функцию они выполняют. Текст предлагается озаглавить, разделить на абзацы, составить план.)
  2. Изучение  новой  темы

 Видеофрагмент о Санкт-Петербурге.   Перед учениками лежит текст, который читает учитель:

 Разгадать красоту и тайну Петербурга – постичь его душу. К этому стремились многие писатели и поэты, создавая в своих произведениях особый петербургский мир. Задача литературы – показать многоликость Петербурга. Город Пушкина – это «пышность» и «бедность», ликование и страдание. Петербург Гоголя – реальность и фантастика.

- Найдём главные члены предложения.

- Почему в 1, 3-5 предложениях между подлежащим и сказуемым стоит знак разделения (тире), ведь предложения ничем не осложнены?

Возможно, понадобятся наводящие вопросы:

- Какие интонационные особенности характерны для 1, 3-5 предложений?

 (Отсутствие связки в составных сказуемых вынуждает выделять тоном голоса подлежащее и делать паузу между подлежащим и сказуемым.)

- Каковы морфологические особенности главных членов этих предложений? Являются ли они опознавательным признаком  для паузы в устной речи и употребления знака разделения в письменной речи?

- Следовательно, какая тема урока?

- Запишите тему урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

- Какой будет цель урока?

Цель урока: научить правилам постановки на письме тире между подлежащим и сказуемым, в устной речи – интонации произнесения предложений с нулевой связкой.

Составление опорной схемы в тетради, используя материал учебника.

Тире ставится

Тире не ставится

____сущ___________ --  _________сущ_________

                                          ______________________  

       

____inf___________ --  _________ inf _________

                                        ____________________

    ____ inf ___________ --   _________ сущ _________

                                               _______________________

    ____числ___________ --   _________числ_________

                                                ______________________  

    ____сущ___________ --   _________числ_________

                                                ______________________  

Подсказка -  слова: это, вот.

____мест________ --  ________сущ_________

                                     _____________________    

 ____сущ____  как (словно)  ______сущ____

                                                 ______________  

____сущ________  не       ______сущ____

                                           ______________  

  1. Закрепление.

Задание на выбор (письменно):

Упр.115 (полегче) – Спишите, ставя, где надо, разделительные тире и пропущенные запятые. Подчеркните грамматическую основу предложения, укажите вид сказуемого.

Упр. 117 (потруднее) – Замените в предложениях сказуемые составными именными сказуемыми с нулевой связкой. Предложения какого стиля речи у вас получились?

Упр.118 – устно (все). Уч-ся составляют 4 предложения, употребив сочетания слов с собственными существительными в качестве подлежащих, а с нарицательными – в качестве сказуемых. Вывод на основе упр. 117. 118 -  зависит ли от темперамента успешность деятельности человека.

Самостоятельная работа. Упр.119 (все) письменно. Ребята дописывают предложения, используя составные именные сказуемые с различными связками, и характеризуют великих соотечественников: Кутузова, Нахимова, Пржевальского, Глинку, Жукова, Гагарина, Ломоносова.     Есть возможность воспользоваться интернетом, энциклопедиями, справочниками.

  1. Контроль знаний.

Индивидуальные задания для уч-ся по карточкам.

Подчеркните подлежащее и сказуемое, укажите, чем они выражены. У сказуемых определите вид. Поставьте, где нужно знаки препинания, графически объяснив их постановку.

1 вариант.

  1. Повторение мать учения.
  2. Гусь свинье не товарищ.
  3. Жизнь прожить не поле перейти.
  4. Точность и краткость вот первые достоинства прозы.
  5. Руки как грабли.

2 вариант.

  1. Дом сержанта Павлова дом Солдатской славы.
  2. Бедность не порок.
  3. Жить Родине служить.
  4. Слово серебро молчание золото.
  5. Глаза как алмазы.

Самопроверка по образцу.

  1. Домашнее задание. Параграф 22, учить правило по таблице. На выбор: а) упр. 116, б) выписать из словаря пословиц и поговорок 5 предложений с тире между подлежащим и сказуемым и 5 афоризмов по теме придумать самому. Подчеркнуть главные члены предложений и указать, чем они выражены.
  2. Подведение итогов

Рефлексия.

Закончите фразу: сегодня я  узнал…,  мне стало понятно..,

        теперь я могу…,   я  поняла, что…

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...