Причастие. Повторительно-обобщающий урок.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Гисматуллина (Шадрина)Ирина Сергеевна

7 класс. Причастие. Повторительно-обобщающий урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichastie._povtoritelno-obobshchayushchiy_urok.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

Русский язык

Тема: Причастие. Повторительно-обобщающий урок.

Цель урока:

  • повторение и систематизация теоретических понятий и практических навыков по теме.

Задачи:

  1. Познавательные: проверка сформированности умений:  видеть причастия в тексте, определять грамматические категории причастия, правильно ставить знаки препинания при причастии и причастном обороте, уметь использовать причастия в речи.
  2. Развивающие:  развитие и обогащение речи учащихся.
  3. Воспитательные: воспитание у детей познавательного интереса и любви к родному языку, воспитание чувства патриотизма.

Оборудование:

  • карточки,
  • тесты на партах
  • тексты на партах
  • алгоритмы

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь!

  1. Объявление темы и цели урока.

- Сегодня заключительный урок по теме "Причастие". И так как основной теоретический материал мы с вами уже проверили на предыдущем уроке, то на сегодняшнем уроке нашей основной задачей будет отработка тех орфографических и пунктуационных навыков, которые мы изучили.

3.  Работа по теме урока. Обобщение.

Задание 1.

1. Вашему вниманию представлен текст.

Иван Иванович Шишкин - известный пейзажист, изобразивший в своих картинах красоту природы. Гениального художника, рисовавшего преимущественно сосновые, дубовые, самые мощные и самые высокие леса, современники называли богатырем русского леса.

Творчество художника, глубоко и преданно любившего русскую природу, было связано с нашим краем. Замечательные пейзажи, запечатлевшие виды елабужских окрестностей, продолжают и сейчас жить на полотнах живописца.

2. Анализ текста.

1. Можно ли данное сообщение назвать текстом?

Ответ:(это текст, потому что все предложения связаны по смыслу и грамматически)

2.Какова тема данного текста?

Ответ:(в тексте говорится о творчестве Ивана Ивановича  Шишкина, запечатлевшего красоту родного края).

3.Над какими вопросами рассуждает автор текста?

Ответ: (природа родного края)

4.Определите его основную мысль. (Творения художника, беззаветно преданного родной природе, гениальны и вечны)

5.Определите тип текста и его стиль. (Это текст - повествование, представляет собой отрывок из научной работы, реферата).

3. Краткое сообщение учителя о Шишкине. Показ картин художника. 

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

4. Работа с причастиями.

Найдите в тексте причастия и запишите их.

От каких глаголов образовались данные причастия.

Укажите вид, время, тип причастия.( Докажите, что данные слова являются причастиями. Охарактеризуйте их..)

Какая морфема помогла вам в характеристике причастий? (суффикс)

Заполните таблицу "Суффиксы причастий"

Глагол

Действительные причастия

Страдательные причастия

наст. время

прош. время

наст. время

прош. время

(переходный несов. вида) читать

читающий

читавший

читаемый

(переходный сов. вида) решить

----

решивший

----

(непереходный несов. вида) дремать

дремлющий

дремавший

---

(непереходный сов. вида) задремать

----

задремавший

---

Обменяйтесь работами и проверьте правильность работы соседа. 

 Какова синтаксическая роль данных причастий в предложении?

Объясните постановку запятых в предложениях текста. 

5.Стилистическая роль причастий.

Ребята, за это время мы многое узнали о причастиях: их словообразование, их морфологические признаки, синтаксическую роль, которую они выполняют в предложении, правописание причастий.

Но, чтобы завершить эту большую тему, нам необходимо коснуться еще одного вопроса: какова стилистическая роль причастий? В какой речи преимущественно используются причастия: в разговорной или в книжной? В текстах какого стиля употребляются чаще?

Ответы учащихся:

Для разговорного стиля употребление причастий и  причастных оборотов нехарактерно. Причастный оборот относится к  книжным стилям. На это указывали еще в 18 и 19 веках М.В.Ломоносов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин. Они отмечали высокость и торжественность причастий. Образцом использования причастий в высоком стиле могут служить произведения Ломоносова, Державина, Жуковского.

Ответ учащихся:

Причастие позволяет избавиться от многословия. Эту особенность отмечал А.С. Пушкин. Он с сожалением пишет: "Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: карета, которая скачет; слуга, который метет.

Краткость, точность и выразительность причастий сделали их незаменимыми помощниками научного и делового стилей, где мысль должна быть выражена максимально кратко, но довольно точно и четко.

6. Ребята, сегодня мы с вами тоже попробуем использовать причастия в качестве изобразительных средств языка. А используем мы их при описании картины И.И.Шишкина.

У каждого из вас свое творческое задание.

Задание дано на карточке.

Прочтите его и выполните.

Задания:

 1) составить по данной картине словосочетания причаст. + сущ., причаст + сущ. с предлогом;

2) составить по данной картине предложения с причастиями или причастным оборотом;

3) составить небольшой текст - описание картины (3-4предлож);

4) составить небольшое сочинение- размышление на тему: "Роль причастий в художественном описании (леса)".

Карточка № 1

  1. Прочитайте текст.
  2. Можно ли данное сообщение назвать текстом?
  3. Какова тема данного текста?
  4. Над какими вопросами рассуждает автор текста?
  5. Определите основную мысль текста.
  6. Определите тип текста и его стиль.

Иван Иванович Шишкин - известный пейзажист, изобразивший в своих картинах красоту природы. Гениального художника, рисовавшего преимущественно сосновые, дубовые, самые мощные и самые высокие леса, современники называли богатырем русского леса.

Творчество художника, глубоко и преданно любившего русскую природу, было связано с елабужским краем. Замечательные пейзажи, запечатлевшие виды елабужских окрестностей, продолжают и сейчас жить на полотнах живописца.

  1. Найдите в тексте причастия и запишите их.

_________________________________________________________________

  1. От каких глаголов образовались данные причастия.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Докажите, что данные слова являются причастиями. Охарактеризуйте их.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Укажите морфемы, которые  помогли вам в характеристике причастий?

_________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу.

Глагол

Действительные причастия

Страдательные причастия

наст. время

прош. время

наст. время

прош. время

(переходный несов. вида) читать

читающий

читавший

читаемый

  1. Обменяйтесь работами и проверьте правильность работы соседа. 
  2. Какова синтаксическая роль данных причастий в предложении?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните постановку запятых в предложениях текста. 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*Задания:

 1) составить по данной картине словосочетания причаст. + сущ., причаст + сущ. с предлогом:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) составить по данной картине предложения с причастиями или причастным оборотом:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) составить небольшой текст - описание картины (3-4предлож):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) составить небольшое сочинение- размышление на тему: "Роль причастий в художественном описании (леса)":

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка № 1 А

  1. Прочитай текст.
  2. Дополни предложения подходящими  по смыслу причастиями, указывая их признаки.
  3. Спиши текст.

Иван Иванович Шишкин - известный пейзажист, _________________в своих картинах красоту природы. Гениального художника, __________________ преимущественно сосновые, дубовые, самые мощные и самые высокие леса, современники называли богатырем русского леса.

Творчество художника, глубоко и преданно ______________ русскую природу, было связано с елабужским краем. Замечательные пейзажи, _______________________  елабужских окрестностей, продолжают и сейчас жить на полотнах живописца.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова для справок:

Изобразивший (изобразить) - описать в художественном образе

Рисовавшего (рисовать)  - что, изображать чертами подобие чего, на бумаге, на стене 

Любившего (любить) - чувствовать любовь, сильную к кому привязанность

Запечатлевшие (запечатлеть) – зафиксировать.

Слова для справок:

Пейзажист – 1. Живописец, специализирующийся в области пейзажа. 2. Писатель, описывающий природу.

Современник – 1. Лицо, живущее с кем-нибудь в одно время.

Художник – 1. Человек, занимающийся изобразительным и неизобразительным искусством

Елабужских – Елабуга - одно из старейших поселений Татарстана с 1000-летней историей. 

 Окрестность – 1. Местность, прилегающая к чему-либо.

Для разговорного стиля употребление причастий и  причастных оборотов нехарактерно. Причастный оборот относится к  книжным стилям. На это указывали еще в 18 и 19 веках М.В.Ломоносов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин. Они отмечали высокость и торжественность причастий. Образцом использования причастий в высоком стиле могут служить произведения Ломоносова, Державина, Жуковского.

Ответ учащихся:

Причастие позволяет избавиться от многословия. Эту особенность отмечал А.С. Пушкин. Он с сожалением пишет: "Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: карета, которая скачет; слуга, который метет.

Краткость, точность и выразительность причастий сделали их незаменимыми помощниками научного и делового стилей, где мысль должна быть выражена максимально кратко, но довольно точно и четко.

Причастие позволяет избавиться от многословия. Эту особенность отмечал А.С. Пушкин. Он с сожалением пишет: "Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: карета, которая скачет; слуга, который метет.

Краткость, точность и выразительность причастий сделали их незаменимыми помощниками научного и делового стилей, где мысль должна быть выражена максимально кратко, но довольно точно и четко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории

Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории  и во всех классах...

Урок-суд по истории России Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 1928 - 1938 гг."

Делюсь разработкой урока проведенного мною в 2006 году. Форма проведения урока нетрадиционна - это урок-суд. Тема является актуальной до сегодняшнего дня. Поэтому выкладываю на обозрение коллег. Больш...

Мультимедийная презентация к повторительно-обобщающему уроку по теме "Причастие" (2 часа) 7 класс

Презентация подготовлена к итогово-обобщающему уроку в 7 классе по теме "Причастия". В презентации широко использовался краеведчедческий материал по истории поселка и района, где расположена школа и у...

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...