Внеклассное мероприятие по русскому языку "Что? Где? Кода?"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Кожемяко Галина Александровна

Интересная командная игра по предмету.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx37.81 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие   по русскому языку .

                                           «За культуру речи!».

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Разработала и провела Кожемяко Галина Александровна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №546

Красносельского района  г.Санкт_- Петербурга.  

Цели:

1.Воспитывать  у учащихся бережное  отношение к родному слову,  культуру речи и  поведения.

2.Развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время. Развивать правильное произношение , употребление слов в речи; творческие способности учащихся , смекалку, сообразительность.

 3.Прививать любовь к русскому языку                                                    

                                                     

                                                       

Оборудование: плакаты, высказывания о русском языке известных людей, черный ящик, вопросы в конвертах, видео вопросы, выставка книг, гонг, песочные часы , символ игры- сова, грамоты, сувениры.

Эпиграф к игре

 

        « Нам дан во владение самый  богатый, самый меткий, могучий  и поистине волшебный русский язык»

                                                            К.Г.Паустовский

Ход мероприятия.

1.Ведущий:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся,-

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.  

              Ф.И.Тютчев

2.Ведущий:

Слово хорошо тогда, когда оно верно выражает мысль.

                             

1.Ведущий:

   Здравствуйте, дорогие гости, ребята!

    Мы живём в знаменательное время, когда особенно остро человек

    осознаёт своё место в мире, осознаёт землю как единый дом для

    всего на ней живущего.

2.Ведущий:

    Человек рождается ,растёт и очень быстро овладевает языком, не зная

              его строения. Но потом, уже в школе, он знакомится  и с тем, как ус-

              троен язык , из чего состоит и как функционирует. Если же человека

              этому не учить , в его осмыслении, понимании  культуры вообще, и

             своей национальной культуры в частности, наступит глубокое зияние.

1.Ведущий:    Ребята! Нашу встречу мы посвящаем культуре речи!

                     Культура речи в огромной степени определяет культуру                                     человека. Но как овладеть языком, как сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в которой  мы ориентировались бы быстро и безошибочно?

  

 2.Ведущий:      

             Когда ты хочешь молвить слово, мой друг,

             Подумай- не спеши.

             Оно бывает то сурово,

             То рождено теплом души.

             Оно то жаворонком вьётся,

             То медью траурной поёт.

             Покуда слово сам не взвесишь,

             Не выпускай его в полёт.

             Им можно радости прибавить,

             И радость людям отравить.

             Им можно лёд зимой расплавить

             И камень лёд зимой расплавить,

             И камень в крошку раздолбить.

             Оно одарит и ограбит,

             Пусть ненароком, пусть шутя.

             Подумай, как бы им не ранить

             Того, кто слушает тебя.              

             1.Ведущий:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого спасибо.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит добрый день!

Когда же нас бранят за шалости,

Произнеси- прости, пожалуйста!

В России, во Франции и в Дании

При расставанье скажут- до свидания!

Но увидимся с вами опять,

Чтобы здравствуйте! Снова сказать.

Как бы ни было в жизни нам туго,

Надо вежливость не растерять.

Мы окажем вниманье друг другу

И друг друга станет легче понять.

                   

2.Ведущий:

                 

                       Сашина каша.

                  Живёт на свете Саша.

                  Во рту у Саши каша-

                  Не рисовая каша,

                  Не гречневая каша,

                  Не манка,

                  Не овсянка

                  На сладком молоке.

                  С утра во рту у Саши

                  Слова простые наши-

                  Слова простые наши

                  На русском языке.

                  Но то, что можно внятно

                 Сказать для всех понятно,

                 Красиво, чисто, ясно-

                 Как люди говорят,-

                 Но Саша так корёжит,

                 Что сам понять не может.

                 Произнесёт словечко-

                 И сам тому не рад!

                 Он скажет: «До свидания!»

                А слышится : «До знания!»

                Он спросит: «Где калоши?»

                А слышно: «Это лошадь!»

                Когда он вслух читает, поймёшь едва-едва;

                И буквы он глотает, и целые слова.

                Он так спешит с налёта

                Прочесть, спросить, сказать,

                Как будто тонет кто-то,

                А он бежит спасать…

                Он может, но не хочет

                За речью последить.

                Нам нужен переводчик

                 Его переводить.

             

 Предоставляем вашему вниманию сценку

Сценка.    Несуразные вещи. ( два ученика)

              - Здравствуй!

              - Привет!

              - Что ты несёшь?

              - Несу разные вещи.

              - Несуразные?! Почему они несуразные?

              - Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные !  

               

             Понял? Вот несу мел.

           - Что не сумел?

           -Отстань.

           - Да ведь говоришь: «Не сумел? Что не сумел?»

           -Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

          - Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несёшь?

          - Какая жена? Это у Мишки жена? Ах, ты ,шутник. Я сказал: «Ему же

           Надо будет. Понадобится значит.

          -Вот оно что…

          - А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, кото-

           рую он давно искал.

          -Тамарка?

          -Ага.

          - И ничего, симпатичная?

          - Красивая, зелёная такая…

          - То есть как?

          - Зелёного цвета.

          - Постой-постой… Это что же у ней волосы что ли зелёные стали?

          - У кого волосы?

          - Да у Тамарки-то.

          -Что?

          - Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка!»

          - Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая ,которую Миша давно ищет

            Понял? Зелёная такая… Там арка нарисована.

         - Ага, всё-таки нарисована Тамарка. На марке ,значит ,Тамарка, нари-

           сована,да? Так бы и говорил.

         - Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова. Там арка

           нарисована.Арка!!! Неужели ты даже этого понять не можешь?

           Прощай, некогда мне.

         - Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

         - А, ну тебя…

         - Да ,стой, стой!

         - Ну что ещё?

         - Привет передавай.

         - Кому?

         - Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

1.Ведущий:  Ребята  , а с вами  происходили такие  смешные нелепые  ситуации?

 Русский язык является одним из наиболее развитых и красивых языков  современности. И все мы должны  бережно и требовательно относиться  к родному языку.

Спасибо!

Ребята, предлагаю  проверить свои знания в русском языке и стать дорогим гостем  в нашем интеллектуальном клубе  

« Что? Где? Когда?»

1.Ведущий:  Конкурс-разминка  «Синонимы»

( Для этого конкурса я подобрала слова,  которые вы употребляете в школе, так называемый молодежный сленг.  Слова из молодежной лексики вы должны заменить обычными словами  -  синонимами)

Прикинь-                          представь

Ништяк-                           хорошо, здорово

Хавчик-                               еда

Супер, клево-                 прекрасно, великолепно

Дай слизать домашку- дай списать домашнюю работу

Базар-                               разговор

Прикид  -                          одежда

2.Ведущий:  Молодцы!  Поразительное знание жаргонизмов.

Конкурс –разминка «Орфография»

Всем знатокам предлагаются карточки, в которых нужно вставить пропущенные буквы, карточки, на которых не будет ошибок оцениваются в 1 балл, баллы суммируются и направляются команде.

1.Участвовать

2.Сверстник

3.Вокзал

4.Шоссе

5.Интерьер

6.Парашют

7.Терраса

8.Аромат

9.Батарея

10.Магнитофон

А теперь, пожалуйста, познакомьтесь с правилами игры.

Правила игры:

Команды должны выбрать капитана. Капитан отвечает за дисциплину в команде, вытягивает вопросы, назначает того, кто будет отвечать на вопрос.

Минута на обсуждения  кандидатуры капитана команды.

Далее:

На игровом столе 10 конвертов.

На обдумывание вопроса только одна минута. В зале работают песочные  и электронные часы.

Каждый вопрос подходит и выбирает капитан команды

За полный ответ- 3 балла

За неполный правильный ответ- 1 балл

За дополнение- 1 балл

 Среди конвертов есть музыкальная пауза.

Игра со зрителями.

Блиц- в этом конверте 4 вопроса , на которые должен отвечать один игрок, в течение одной минуты, без помощи команды.

От вопроса Блиц команда может отказаться.

За ответ на вопрос Блиц команда получает 4 балла.

На электронном стенде  мои помощники будут фиксировать правильные ответы и набранные баллы каждой команды

                         

Итак , мы начинаем игру!

Представляю команды и  капитанов команд;

Команда №1:      капитан- Логвинов Иван

Усманова Амина

Михайлова Лиза

Подвязкина Катя

Тимошенко Кирилл

Корепанов Антон

Меликян Рома

Галактионов Даниил

Команда№2:            капитан –Щербакова Екатерина

Лизякина Анастасия

Митилино Даниил

Исаева Диана

Павлова Василиса

Бондарева Злата

Крестьянников Марк

Ашуров Рустам

Команда №3:                     капитан-Горчакова Кристина

Котвицкая Карина

Швецова Наталья

Туриков Даниил

Зелинская Ульяна

Соколов Данил

Башакова Катя

Фомин Георгий

1 Раунд.

Вопрос№1

В грамматической сказке А.И.Максакова  и Г.А.Тумановой                        « Исполнение желаний» волшебник обещает зверям исполнить их желания. При этом он использует некоторое правило, и получается, что слон и волк могут загадать по одному желанию, заяц –два, а мартышка-три. Возможно , вы читали эту сказку, но все-таки ответьте: сколько желаний могли загадать носорог, еж, сова?

Ответ:

 Волшебник разрешает каждому зверю загадать столько желаний, сколько слогов в его имени: например, волк-один слог, значит одно желание; мар-ты-шка- 3 слога, значит, 3 желания. В слове но-со-рог-3 слога, в слове еж-1 слог, а в слове со-ва- 2

У вас минута! Время пошло.

(переворачиваю песочные часы и ставлю на таймер электронные)

Счет:  1-0-0

Вопрос№2

Герой детской повести Анатолия Алексина « Очень страшная история» писал любовные стихи и посвящал их прекрасным дамам. Первое его стихотворение было посвящено А.Я, второе-Б.Ю.

Кому было посвящено третье?

Ответ:

Герой повести Анатолия Алексина сочинял не только стихи, но и инициалы прекрасных дам. Инициалы первой- первая буква алфавита и последняя, второй- вторая от начала и вторая от конца. Следуя этой логике, третье стихотворение посвящено В.Э.

Счет: 1-0-1

Вопрос №3

На вывеске одного петербургского магазина нарисованы три кошачьи фигурки написана одна буква. Какая это буква?

Ответ:

Это магазин три кота ж! Буква Ж.

Счет : 2-0-1

Музыкальная пауза! ( около 10 минут)

Звучит отрывок П.И.Чайковский  . Времена года.Осень.

/В это время команды общаются и даже пьют чай  с шоколадными конфетами/

Вопрос№4

Что по смыслу лишнее и почему?

1.Открыть дверь

2.Открыть заслонку

3.Открыть калитку

4.Открыть квартиру

5 Открыть форточку

Ответ:

Дверь, заслонка, калитка и форточка- это предметы с помощью которых мы перекрываем какой-то проем. Поэтому открыть их- значит переместить, открыв этот проем. Квартира же не перекрывает никакого проема.

Счет : 2-1-1.

Вопрос №5

Что нельзя закатить?

1.Телегу

2.Мяч

3.Рукава

4.Глаза

5.Скандал

Ответ:

Можно закатить телегу в сарай, закатить мяч в ворота, закатить глаза и закатить скандал. А вот рукава закатить нельзя: их можно только закатать.

Счет: 2-2-1

Вопрос№6

В каком  из этих слов нет приставки?

1.Смолоть

2.Смолить

3.Сморочить

4.Сморозить

Ответ:

Начальное С в слове смолить не является приставкой

Счет: 3-2-1

Вопрос  №

Каким не может быть год?

1.Грядущим

2,Наступающим

3,текущим

4,Уходящим

5.Провожающим

Ответ : Все слова , кроме провожающий.

Провожающими старый од бывают люди.

Счет:3-2-2

Вопрос№8

Какое из слов: золотой, серебряный, медный, стеклянный- не может быть нарицательным существительным?

Ответ : Золотой. Золотая монета.

Счет :3-3-2

Вопрос№9:

Внимание сценка

( выходят артисты наряженные бабушкой и внуком)

Бабушка готовит обед, а внук пристает  к ней с разными вопросами и просьбами:

- Баб, а сколько будет дважды два?

- четыре.

- Бабушка, а ты любишь смотреть футбол?

- Нет!

Бабушка, а ты чем занимаешься?

- Что ты, внучек, пристал ко мне , как……?

 

Внимание вопрос:

Скажите что не могла  ответить бабушка?  Найдите то, что не подходит для такого сравнения:

1.Банный лист

2.Сонная муха

3.Репей

4.Собачонка

5.Липучка.

Ответ:

Сонная муха. Сонная муха еле ползает и не пристает.

Счет: 3-4-2

Вопрос№10 – Блиц

  1. Какую часть слова можно найти в земле? ( корень)
  2. В каком слове сорок гласных? (сорока)
  3. В каком слове 7 гласных Я(семья)
  4. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед( соль)

Счет: 3-4-3

И последнее испытание командам.

 Черный ящик в студию

Капитаны команд ,прошу  полной тишины. За нарушение дисциплины снимают один балл.

В этом ящике лежит то, что поддерживало И.С.Тургенева во дни тягостных раздумий о судьбе своей Родины…..

Что в черном ящике?

Слушаем легенду

Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил это , приготовил из него три блюда. Ксанф спросил , почему Эзоп подает это.

Эзоп ответил:» Ты велел купит самое лучшее. А что может быть на свете лучше этого! При помощи этого мы изучаем науки и получаем знания, при помощи этого люди могут общаться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать , мириться, давать , получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше этого» Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и готстям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобре к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошел покупать это. Все удивились этому. Тогда Эзоп объяснил  « Ты велел мне купить самое худшее. А что на свете хуже этого?? Посредством этого люди огорчают и  разочаровывают друг друга, ссорятся, лицемерят, вызывают войны, это может сделать людей врагами, он приказывает разрушать города, это может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать , оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже этого?»

Что в черном ящике?

Правильно ЯЗЫК!

Счет:4-5-4!

Молодцы, ребята! Вы достойно справились со всеми вопросами!

Запомните эту легенду , и пусть ваш язык приносит вам только радость и счастье!

А теперь награждение команд!(Идет церемония награждения)

1.Ведущий:   Язык свободный, мудрый и простой.

                        Нам поколения в наследство подарили:

2.Ведущий:     Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

                          Его в своих твореньях сохранили.

                 

1.Ведущий:    Язык писателей нам служит образцом,

                         Он мудростью народною отмечен.

Оба:                Овладевайте же литературным языком!

                         Боритесь за культуру речи!

 

           

                   

 

Спасибо за внимание!

 

       

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие" Русский лес"

Ежегодно в школе проводится  праздник - День леса....

Урок внеклассного чтения «Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи»)»

Урок внеклассного чтения для обучающихся 7, 8 классов изучается в рамках программы по литературе в общеобразовательной школе. Урок направлен на духовно-нравственное воспитание детей; содержит материал...

Урок внеклассного чтения «Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи»)»

Урок внеклассного чтения для обучающихся 7, 8 классов изучается в рамках программы по литературе в общеобразовательной школе. Урок направлен на духовно-нравственное воспитание детей; содержит материал...

Внеклассное мероприятие «Русская воинская доблесть»

Внеклассное мероприятие  «Русская воинская доблесть»...

Внеклассное мероприятие "Русский солдат умом и силой богат"

Это мероприятие можно провести в рамках месячника оборонно-спортивной работы, посвященного Дню Защитников Отечества....

Открытое внеклассное мероприятие "Русский язык +".

Открытое занятие кружка в национальной школе помогли провести Г. Остер  и "Методическая копилка" И.Агеевой. Если не боитесь хулиганить, можно провести в 5-6 классах русской школы....

Внеклассное мероприятие "Русской речи Государь"

Внеклассное мероприятие "Русской речи Государь" представляет собой мини-путешествие в мир словарей русского языка. Направлено на развитие интеллектуальных и творческих возможностей учащихся....