Связь слов в словосочетании
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Чистякова Евгения Сергеевна

Урок на тему : "Связь слов в словосочетании" . К уроку прилагается презентация ... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка.

Класс: 8

Тема: Связь слов в словосочетании.

Цель урока: дать понятие о видах связи слов в словосочетании; определить связь слов в словосочетании; закрепить и углубить знания по теме.

Ход урока.

  1. Орг . момент (сообщение темы урока).

Тема нашего сегодняшнего  урока –«Словосочетание. Связь слов в словосочетаниях»

-открываем тетради  и записываем тему.

-Какую мы поставим цель урока исходя из темы.

(________)

  1. Проверка домашнего задания.

Теорит.вопросы.

-Что изучает синтаксис?

-Что называется словосочетанием?

-Из каких частей состоит слов-ие?

-На какие типы  делятся слов-ия по морф-м признакам?

-Что не является слов-ем?

(__________)

  1. Изучение нового материала.  Самостоятельные части ркчи соединяются в составе сся с помощью  трех видов связи: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ.

А). СОГЛАСОВАНИЕ – такая связь, при которой зависимое слово-и. прилагательное  и все слова с признаками прилагательного. Отвечает на вопрос какой? Чей?. Согласуется с главным вроде, числе и падеже. СЛАЙД

-какие части речи отвечают на эти вопросы?

Например : ранняя осень (ж.р.,  ед.ч., Им. П.)

Б).УПРАВЛЕНИЕ- такая связь, при которой зависимое –и. сущест-ое и все слова с признаками суш-го. Главное управляет зависимым  в определённом падеже.

Например: встретить друга (Р.п). СЛАЙД

В). ПРИМЫКАНИЕ- такая связь, при которой зависимое – наречие, деепричастие, н.ф. глагола.

Например: уехал учиться. СЛАЙД

Г). Работа с учебником стр. 32(обратить внимание на правило).

4) Закрепление знаний и умений.

  Раздаточный материал. Письмо комментированием по «цепочке». СЛАЙД.

НАЗВАТЬ ГЛАВНОЕ И ЗАВИСИМОЕ СЛОВО.

Хвойные лес, часы приёма, засушливое лето, виртуозно играть, быстро соображать, мамина перчатка, туристический поход, пилить дрова, белый от пыли, помогал маме,  понимаю тему, поливающий из лейки.

-Как мы определяем главное и зависимое слово?

5.Физкультминутка.

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

. За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.) 

Упр.69. Спишите сся, к каждому составьте схему, укажите способ связи.

Работа по вариантам.   1в.- 1,6;     2в.- 2,5.

(_____________)   ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАКОГО ВИДА СВЯЗИ ВЫЗЫВАЕТ ЗАТРУДНЕНИЕ?

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

1 Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:

  • Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
  • Управление

  • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
  • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
  • Согласование

2 Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:

  • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи. .примыкание

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
  • Медленно  опускаться на парашюте.
  •  опускаться на парашюте

В каких словосочетаниях главное слово обозначено не верно?

СЛАЙД

      ×    

По узкой тропинке,

      ×

Дойдя до полянки,

                ×

Кусты ивы,

            ×

Нарочно приготовленный,

         ×

Принести детям,

       ×

Стараясь приподняться

По данным схемам составить словосочетания. УКАЗАТЬ ПИТ  ССЯ ПО МОРФ. ПРИЗНАКАМ.

ПРИЛ. + СУЩ.

СУЩ.  + СУЩ.

ГЛ. + СУЩ.

ПРИЛ. + СУЩ.

НАР. + ПРИЛ.

6. Итог урока.

-Какие  три способа связи слов в словосочетаниях есть в русском языке?

-Какие из выполненных на уроке заданий вызывали затруднения? Почему?

- Достигли ли мы на уроке поставленных целей?

- Оцениваем свои знания. Подводим итог листа самооценки и сдаем.

-Выставление оценок.

7. Домашнее задание.

§7 стр. 32-37. Подготовка к тесту.

  Раздаточный материал. Письмо комментированием по «цепочке». СЛАЙД.

НАЗВАТЬ ГЛАВНОЕ И ЗАВИСИМОЕ СЛОВО.

Хвойные лес, часы приёма, засушливое лето, виртуозно играть, быстро соображать, мамина перчатка, туристический поход, пилить дрова, белый от пыли, помогал маме,  понимаю тему, поливающий из лейки.

-Как мы определяем главное и зависимое слово?

  Раздаточный материал. Письмо комментированием по «цепочке». СЛАЙД.

НАЗВАТЬ ГЛАВНОЕ И ЗАВИСИМОЕ СЛОВО.

Хвойные лес, часы приёма, засушливое лето, виртуозно играть, быстро соображать, мамина перчатка, туристический поход, пилить дрова, белый от пыли, помогал маме,  понимаю тему, поливающий из лейки.

-Как мы определяем главное и зависимое слово?

  Раздаточный материал. Письмо комментированием по «цепочке». СЛАЙД.

НАЗВАТЬ ГЛАВНОЕ И ЗАВИСИМОЕ СЛОВО.

Хвойные лес, часы приёма, засушливое лето, виртуозно играть, быстро соображать, мамина перчатка, туристический поход, пилить дрова, белый от пыли, помогал маме,  понимаю тему, поливающий из лейки.

-Как мы определяем главное и зависимое слово?

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

1 Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:

  • Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
  • Управление

  • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
  • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
  • Согласование

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

2 Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:

  • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи. .примыкание

  • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
  • Медленно  опускаться на парашюте.
  •  опускаться на парашюте

                                  ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Вид работы

самооценка

Оценка учителя

1

Теория вопроса

2

Тренировочные задания

3

Работа с текстом

4

Итоговая оценка

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

. За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.) 

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

. За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.) 

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

. За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.) 

Из данного предложения  выпишете все возможные словосочетания.

МЕРТВАЯ ТИШИНА ПОВИСЛА НАД ЗАСТЫВШИМ  МОРЕМ

Из данного предложения  выпишете все возможные словосочетания.

МЕРТВАЯ ТИШИНА ПОВИСЛА НАД ЗАСТЫВШИМ  МОРЕМ.

Из данного предложения  выпишете все возможные словосочетания.

МЕРТВАЯ ТИШИНА ПОВИСЛА НАД ЗАСТЫВШИМ  МОРЕМ.

Из данного предложения  выпишете все возможные словосочетания.

МЕРТВАЯ ТИШИНА ПОВИСЛА НАД ЗАСТЫВШИМ  МОРЕМ.

Из данного предложения  выпишете все возможные словосочетания.

МЕРТВАЯ ТИШИНА ПОВИСЛА НАД ЗАСТЫВШИМ  МОРЕМ.

Из данного предложения  выпишете все возможные словосочетания.

МЕРТВАЯ ТИШИНА ПОВИСЛА НАД ЗАСТЫВШИМ  МОРЕМ.

Из данного предложения  выпишете все возможные словосочетания.

МЕРТВАЯ ТИШИНА ПОВИСЛА НАД ЗАСТЫВШИМ  МОРЕМ.

Из данного предложения  выпишете все возможные словосочетания.

МЕРТВАЯ ТИШИНА ПОВИСЛА НАД ЗАСТЫВШИМ  МОРЕМ.

Из данного предложения  выпишете все возможные словосочетания.

МЕРТВАЯ ТИШИНА ПОВИСЛА НАД ЗАСТЫВШИМ  МОРЕМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".

Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Конспект урока по русскому языку с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».

Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний,         способах связи слов в словосочетании в 8 классе. Тип урока- повтор...

конспект урока Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний

урок в восьмом классе. Синтаксические связи слов в словосочетаниях . Синтаксический разбор словосочетаний...

Конспект открытого урока "Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании".

В конспекте отражен опыт применения ЭОР  и новых образовательных технологий на уроках русского языка....

Тест. 8 класс. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

Тест для 8 класса по теме "Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании."...