«Несклоняемые имена существительные».
план-конспект урока по русскому языку по теме

Краснова Флюра Ахметовна

Цели:

·         обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»;  

·        познакомить   с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи;

·        познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных;

·        учить правильному употреблению  их в речи; способствовать развитию речи учащихся, расширению словарного запаса,

·        учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

·        развивать орфографическую зоркость;  воспитывать интерес к языку, учить работать  в паре, в группе, в коллективе.

Оборудование к уроку: компьютер, презентация ,тесты, видео физкультминутка, песенка из радиопередачи «Радио няня»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neskl.sushch.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Несклоняемые имена существительные».

Цели:

  • обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»;  
  • познакомить   с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи;
  • познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных;
  • учить правильному употреблению  их в речи; способствовать развитию речи учащихся, расширению словарного запаса,
  • учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
  • развивать орфографическую зоркость;  воспитывать интерес к языку, учить работать  в паре, в группе, в коллективе.

Оборудование к уроку: компьютер, презентация ,тесты, видео физкультминутка, песенка из радиопередачи «Радио няня»

Ход урока:

  1. Организационный момент.  

 Учите русский годы к ряду…

С душой, с усердием, с умом.    1слайд.

Вас ждет великая награда

И та награда, в нем самом…  

          Сегодня мы продолжаем с вами путешествие в страну Морфологию, наш путь лежит в самую древнейшую область, которая называется « Имя существительное»

-  Итак, начинаем наш  урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, укажите вид работы.

  1. Словарная работа.

-  Сегодня на уроке мы с вами узнаем   много нового и интересного.

-  А начнём наш урок с орфографической разминки. Замените одним словом и запишите:

  • Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея)
  • Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования (библиотека)
  • Здание большой станции на путях сообщения (вокзал)
  • Специалист с высшим техническим образованием (инженер)
  • Занимательный, любопытный, привлекающий интерес (интересный)
  • Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход, обычно с передней, кухней(квартира)
  • Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами (коллектив)
  • Разговор, обмен мнениями (беседа)

 

-  Прочитайте ещё раз внимательно  слова. Какое слово  лишнее и почему? (Интересный. Это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие  слова? (Наводящий вопрос: Какой частью речи они являются?)   ( Им.сущ ) Докажите .

            .Небольшое тестирование, проецируется на доску.

  1. Обобщение знаний об имени существительном.

-    Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием  «Имя существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить, всё, что вы знаете о данной части речи.  Послушайте задание:

-    Подготовьте  рассказ об имени существительном, используя следующий план:  (слайд)                     

1. Какого рода бывают имена существительные?

2. Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)

3. Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)

 

-  Итак, что у вас получилось? (проверка)

-   А теперь вспомните и дайте полное определение,   что   такое склонение?  (слайд)

 

  -  Просклоняйте существительные:

1 вариант – сестра

2 вариант – окно  ( ученик).

-  Выделите окончания.

( У доски работают 2 человека)

-  Проверим, как вы справились с заданием.

- Что изменилось при склонении имён существительных? (окончание)

 

  1. Постановка учебной проблемы.

-  Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?  Прослушаем песню из «Радио няни»

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре….

А какие ошибки вы заметили?

Ответы учащихся.

5.   Решение проблемы. Формулирование темы урока.

Давайте проверим. Прочитайте предложения, записанные на листочках.

  В магазине продаются разные пальто.   У  пальто  меховой воротник. К пальто  пришиты красивые пуговицы. Мама купила  мне   новое зимнее пальто.  Я доволен своим  пальто.  Мне было тепло в  пальто.

-  Что вы заметили?(  Во всех предложениях повторяется слово пальто) .  Какой частью речи оно является?

- Давайте узнаем ,  в каком падеже употребляется  слово  пальто в каждом предложении.    Как будем действовать?  Что нужно сделать?

                                   слайд №2.        

                                 Памятка.

Чтобы определить падеж существительного, надо:

  1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.
  2. По вопросу и предлогу определить падеж.

       

   (Появляется запись на доске:

И.п. – пальто.

Р.п. –  пальто.

Д.п. – пальто.

В.п. -  пальто.

Т.п.-   пальто.

П.п. – в пальто.

-  Что вы заметили? Изменилась ли какая-нибудь часть слова? Так какая  же особенность  у    слова пальто? ( Оно не склоняется, те. не изменяется по падежам).

-  Как можно назвать  существительное, которое не склоняется ? (Несклоняемое).

-  Сформулируйте тему нашего урока.  (Несклоняемые имена существительные).

5.     Физминутка. Видео физкультминутка.

.

         Чтение сведений в учебнике, с. 65.

- Какие существительные ещё не склоняются? Почему их назвали несклоняемыми? (Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные). .А в чём ещё особенность этих слов? ( не изменяются по числам).

Б) В русском языке таких слов много. (Слайд ) 

Шоссе, фламинго, метро,  кино, радио, манто,  кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе.

Манто –широкое женское пальто, обычно из норки.

-  Прочитайте их. Значение каких слов вам не понятно?

-  Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. Словари бывают разные (показать печатный вариант, имеющихся  словарей).  Ну и как вы уже догадались, все эти слова словарные, поэтому их надо заучивать наизусть.

 Что мы с вами сейчас и сделаем.

в)  Словарная работа.

-   Послушайте загадку и догадайтесь, о каком из этих слов в ней идёт речь:

Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.

(шоссе)

-  Как вы понимаете смысл слова шоссе? (Учащиеся высказывают свои предположения).

(слайд)

- Сравните картинки. На какой картинке изображено шоссе? (Предположения учащихся).

-  Это слово пришло к нам из французского языка.  Оно обозначает дорогу с твердым покрытием.  

-  Составьте предложение с данным словом.

  Работа со словом:

 

  • Запишите слово.
  • Поставьте ударение.
  • Определите опасные места.
  •  Сколько слогов? Букв? Звуков?

Итак, в чём особенность этих слов?

К нам в гости пришел профессор Всезнайка. Демонстрируются 9-11 слайды , где даются пояснения слов: пальто, эскимо, фортепьяно, метро.

  1. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.

        ( Дифференцированная работа с карточками)

Вставьте в предложения  подходящие по смыслу несклоняемые существительные .

Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе.

Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых  __________________  ,

 

большого _______________________ . Маленький   ___________ был

грустным.

Бабушке мы рассказали о розовых ______________________, о том  как

______________ катал детей по зоопарку, а _________________________

рисовал красками картину.

Раздели слова  в две группы: склоняемые и несклоняемые.

        Слон, кенгуру, дорога, метро, театр, радио.

12-13 слайды. Найдите несклоняемые существительные.

  1. Итог урока.

-   Итак, с какими словами познакомились на уроке?

-  Почему он так называются?

-  А сейчас я предлагаю вам послушать «Песенку» Аркадия Хайта

               Чтобы грамотными стать и писать отлично,

               Никогда нельзя менять в падежах различных

               Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,

               Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.

               Можно песню распевать и в гостях, и дома,

               Если только не менять окончанье слова

               Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,

               Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

  1. Домашнее задание: написать рассказ на тему: «В зоопарке», используя несклоняемые существительные, выучить правило .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: несклоняемые имена существительные

Презентация выполнена для изучение темы в 6 классе "Несклоняемые имена существительные", объяснение нового материала...

Несклоняемые имена существительные

По учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григоряна, И.И.Кулибаба. Русский язык. 6 класс...

Несклоняемые имена существительные

Урок усвоения новых знаний. Учащиеся расширяют представление о роли существительных в речи, узнают, что большее число несклоняемых существительных невозможно  разобрать по составу.На уроке предст...

"Несклоняемые имена существительные"

Урок содержит занимательные задания с использованием проблемных ситуаций....

урок русского языка "Несклоняемые имена существительные", 5 класс,ФГОС,

Урок построен в соответствии с критериями ФГОС, предназначен для учителей, работающих в 5 классах по программе М.М.Разумовской...

конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные"

    Тема: Несклоняемые имена существительные    Тип урока- изучение нового материала.  Цели: Образовательная: познакомить с несклоняемыми именами существительным...