Русский язык. Частица. 7 класс.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Котельникова Елена Валериевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chastitsa_7_klass.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

       Русский язык 7 класс «Частица»

Тема: Модальные частицы. Вопросительные, восклицательные,
          указательные частицы.

Цель: расширить понятие о частице как о служебной части речи
          через ознакомление с вопросительными, восклицательными,
          указательными смысловыми частицами.

Задачи:

  1. Образовательные: обеспечить в ходе урока усвоение основных понятий: модальные частицы со значением вопроса, восклицания, указания; показать богатство оттенков значений модальных частиц; продолжить формирование навыков самоконтроля, работы со словарной статьей.
  2. Воспитательные: содействовать эстетическому воспитанию школьников; совершенствовать культуру труда на уроке.
  3. Развивающие: содействовать развитию слухового внимания, творческих способностей, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы.

Оборудование: Учебник русского языка 7кл. Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др., аудиозапись, ТСО, словарь Ожегова, журнал «Домино», фотография с выставки, сигнальные карточки, индивидуальные карточки, задания для практического исследования, матрицы для выполнения графического диктанта, рефлексивные карточки.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока:

  1. Организационный этап
    взаимное приветствие учителя и учащихся, сообщение о присутствующих гостях, проверка подготовленности учащихся к уроку, рефлексия.
  2. Этап разносторонней проверки знаний и умений
  • Выборочная проверка домашнего задания;
  • Работа по индивидуальным карточкам;
  • Фронтальная беседа;
  • Словарный диктант
  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
  • Работа над новым словарным словом предварительно (проговаривание, нахождение лексического значения в словаре Ожегова, подбор однокоренных слов)
  • Работа с предложением, взятым из интервью Ксении Васильевой с новокузнецким художником К. Двериным (журнал «Домино», фотографии с выставки)
    Предваряя выставку, даете ли вы пояснение своим картинам?
    4
    Назовите служебную часть речи, которая есть в этом предложении.
    К какому разряду относится эта частица?
    Какой смысловой оттенок придает она всему предложению?
  1. Этап усвоения новых знаний
  • Работа с предложенным текстом (повторить ранее изученные сведения о диалоге, вставить подходящие по смыслу частицы, ответить на вопросы: какие чувства выражены при помощи этих частиц? Какие частицы выражают вопрос, восклицание, указание? Ответы на предложенные вопросы найти в рамочках параграфа №64)
  • Работа со схемой (зафиксировать в схеме найденные ответы на вопросы, проговорить ее соседу)
  1. Этап закрепления нового материала
  • Первичное закрепление (дидактическо-динамическая пауза) проговариваю фразу, в которой есть изучаемая частица, при этом ученики, сидящие на первом варианте встают в том случае, если слышат фразу с вопросительной частицей, на втором  – с восклицательной, на третьем – с указательной:
    Неужели не придешь?
    Вот мой дом.
    Что за фильм!
    А вот речка!
    Разве это ты сделал?
    Как здорово!
  • Комментированное письмо у доски (запиши предложение, укажи разряд частицы)
    Вон даль голубая видна.
    Разве можно забыть этих русских мальчишек?
    Как воздух чист!
  • Конструирование предложений
    Сделайте предложения более выразительными, используя:
    вопросительные частицы
    1р.
    Сегодня среда?
    2р. Вы купили билет?
    3р.
    Мы успеем на концерт?
    восклицательные частицы
    девочки:
    Хороши мальчишки в нашем классе!
    мальчики: Прекрасны девочки весной!
    указательные частицы
    все:
    Моя родная школа.
  • Устная работа с текстом
    прочти текст «Три товарища», ответь на вопросы: чем отличаются эти предложения, какой частью речи в каждом из них является слово
    как?
  • Работа с иллюстрацией (рассмотри иллюстрацию, составь одно – два предложения, используя изученные частицы)
  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала
  • Графический диктант
                         1  2  3  4  5  6  7  8  9  10
    вопрос.
    воскл.
    указан.
  • Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл…
  • Как не любить воспоминания о детстве!
  • Что за спектакль был сегодня!
  • Неужели и жизнь отшумела, отшумела, как платье твое?
  • Не правда ли, что Париж – столица Франции?
  • Посмотри: вон,  вон играет, дует, плюет на меня…
  • Как хороши весной в лесу цветочки!
  • Разве можно вести  себя так?
  • Вот он кричит: поди сюда!
  • Вот и закончился диктант.
  • Проверка диктанта
  • Итоги урока
  • Рефлексия
  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж выполнения
  • Дополни схему примерами из параграфа №64
  • Составь текст на свободную тему с использованием изученных частиц.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Частица" (7 класс)

Урок объяснение нового материала....

Презентация по русскому языку, 7 класс по теме "Частицы НЕ и НИ".

Правила выбора написания и применения частиц НЕ и НИ....

Урок русского языка 7 класс по теме "Смысловые частицы"

Данный урок - введение в тему "Смысловые частицы". На этом уроке ребята знакомятся с понятием "Смысловая ( смыслоразличительная) частица,  группы смысловых частиц по значению...

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку "Частица" (7 класс)

Содержание методической разработки 1. Введение. 2. Пояснительная записка:      •   актуальность данного раздела программы;      •...

Конспект урока по русскому языку 7 класс: "Отрицательные частицы не и ни"

Технологическая карта урока по русскому языку по теме: "Отрицательные частицы не и ни" 7 класс...