Конспект урока по русскому языку 7 класс: "Отрицательные частицы не и ни"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Технологическая карта урока по русскому языку по теме: "Отрицательные частицы не и ни" 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otritsatelnye_chastitsy_ne_i_ni_7_klass.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок для родителей в 7 *б* классе 15.04.2016г.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ НЕ И НИ

Цели деятельности педагога

Формировать умение определять смысловые значения частиц не и ни; повторить правописание частицы не с различными частями речи

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать, что частица не может придавать отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам; о положительном смысле предложения при наличии в нем двойного отрицания; знать функции выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания частицы ни; уметь определять значения, выражаемые частицами не и ни в предложениях; составлять предложения, в которых частица ни служит для выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания. 

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной  деятельности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития русского языка

Методы и формы
обучения

Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net                                     http://www.zavuch.info                             http://www.intergu.ru            

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html        http://festival.1september.ru/subjects         http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Карточки с заданиями

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока

Основные понятия

Отрицательные частицы не и ни 


Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимо-
действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1. Актуали-

зация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных

связей прежних

и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

Приём «Список»

Описание. Составление списка известной информации.

Какую тему изучаем?

Учитель предлагает ребятам  в течение 3-х минут записать всё, что они знают по теме урока. Важно писать всё, что придёт на ум, и как можно больше. Не имеет значения, правильно ли то, что записали, или нет. По написанному сформулируйте вопросы.

Каждая группа задает вопросы на повторение изученного по теме: «Частица»

После предлагается обсудить и систематизировать записи, вывести рабочее определение.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий.

Что такое частица?

На какие разряды делятся частицы?

Когда частицы пишутся раздельно, когда через дефис?

Расскажите об отрицательных частицах НЕ и НИ.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают

на слух информацию, выполняют

задания,
осваивают лингвистические термины

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают

и отвечают на вопросы других, формулируют собственные

мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Уст-
ные ответы

2. Выявление места
и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы

 на вопросы

– Каков порядок морфологического разбора частицы?

1.Часть речи. Общее значение.

2.Разряд.

– С какой целью употребляются частицы в предложениях?

Текст на доске.

Соловей любит петь в густых зарослях, чтобы его никто не видел. Может, стесняется своей неброской внешности?

(Ф. Нестеров.)

– Выделите грамматические основы предложений, чем они выражены?

– Объясните написание выделенных букв (1 орфограмма – 1 группе).

– Устно дайте характеристику предложениям.

– Для чего в первом предложении служат предлог, союз и частица?

– Объясните написание не и ни в следующих словах: никто, не видел, неброской.

– Чем являются не и ни в данных словах?

– Вспомните и расскажите о правописании не с разными частями речи (карточка с заданием на парте у группы)

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Обдумывают ответы

на вопросы. Делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осознавать свои

трудности и стремиться к их преодолению. 

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают

выводы. 

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Уст-
ные ответы, листы

обратной связи

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Организация рабочего места.

Раскрытие сущности новых понятий. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Работа с материалом учебника (параграф 71, с. 173–175).

Организует и сопровождает деятельность учащихся

Задание 1. Подберите к данным словам и словосочетаниям антонимы с не и ни (по группам по цепочке).

Всегда – никогда           аккуратно-небрежно

Все – никто                     везде-нигде

Намеренно-нечаянно     отвечал нечетко – неясно

Идти быстро-неторопливо     всегда-никогда

Задание 2. К данным словам подберите синонимы с не. Почему слова в данном случае пишутся с не слитно?

Смелый-неустрашимый

Враг-неприятель

Пустынный-необитаемый

Близкий-недалекий

Низкий-невысокий

Быстро-неожиданно

Сомневаясь-неуверенно

Грубый-невежливый

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Отвеча-

ют на вопросы

Индивидуальная, групповая

Вопросы для уточнения

информации, уст-
ные ответы

4. Творчес-

кая практическая деятельность по реализации построенного про-

екта.

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных

нормах. Письменная работа.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы

на вопросы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым  учебным  материалом непосредственно на уроке.

Объяснительный диктант.

– Объясните употребление частиц не и ни, используя теоретический материал параграфа.

На пятый день отправились обратно в слободу и по дороге вытоптали другое озимое поле. Шли целый день и только к вечеру достигли слободы. Но там уже никого не застали. Жители, издали завидев приближающееся войско, разбежались, угнали весь скот и окопались в неприступной позиции. Пришлось брать с бою эту позицию, но так как порох был не настоящий, то, как ни палили, никакого вреда, кроме нестерпимого смрада, сделать не смогли.

(М. Е. Салтыков-Щедрин.)

Проверка и обсуждение работ учащихся.

Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности.

Составьте предложения по схемам и запишите их.

Кто не…, тот… .

Не могу…, что… .

Как … ни… , но… .

Проверка.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Отвечают на вопросы, составляют план работы с заданиями. Принимают участие

в работе, выполняют

упражнения.

В сотрудничестве

с учителем и одноклассниками делают выводы

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. 

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах

учебников, рабочих тетрадей. 

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих

группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Уст-
ные ответы.

Выполнение упражнений

в тетрадях,

вопросы для уточнения

информаци

7. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Выполнение упр. 434,435 по выбору группы.

Слушают ответы, отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают  причин-

но-след-

ственные связи между от-

дельными языковыми явлениями. Оценивают работу товарищей

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные

мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения

информации, оценивание

рабо-

ты учащихся

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

Приём «Телеграмма»

Кратко напишите самое важное, что уяснили на уроке, с пожеланиями однокласснику и отправьте  (обменяться). 

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.

Регулятивные: оценивают свою работу. 

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Оценивание учащихся

за работу
на уроке. Листы

обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 7 классе «Раздельное и дефисное написание частиц»

Данный урок позволяет формировать знания о правописании частиц; развивать у учащихся умение работать в группе, развивать познавательный интерес, речь, внимание, творческое мышление; воспитать стремлен...

План-конспект урока по русскому языку с использованиемЭОР по теме"Частица как часть речи".

План-конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР по теме" Частица как часть речи"....

Урок по русскому языку на тему "Частицы. Разряды частиц"

Цели данного урока: дать представление о частице как части речи, показать отличие частиц от других служебных и самостоятельных частей речи;  познакомить с разрядами частиц; показать роль формообр...

Конспект урока по русскому языку на тему "Частица как часть речи"

Конспект урока по русскому языку на тему "Частица как часть речи" 7 класс...

Конспект урока по русскому языку, 6 класс. Отрицательные и неопределённые местоимения

Данный урок проведён в  технологии  -  развитие критического мышления через чтение и письмо. Представлена также технологическая карта урока....

Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Частица. Разряды частиц по значению\'\' (6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему ''Частица. Разряды частиц по значению'' (6 класс)...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Правописание частицы не с глаголами, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Правописание частицы не с глаголамиЦели деятельности учителя: актуализация знаний о единственном и множественном числе глаголов; ознакомление с правилом написания ча...