Опыт работы по теме: "Организация творческой деятельности учащихся как средства самореализации личности"
по русскому языку по теме

Малыхина Елена Михайловна

Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно ориентированному, в основе которого лежит индивидуально-личностный принцип, определяющий положение ребенка как активного субъекта в учебно-воспитательном процессе.

Автор, выявив противоречие между потребностями учащихся в их творческой самореализации и отсутствием системы работы по развитию творческого потенциала учащегося, создаёт необходимые условия, способствующие повышению мотивации творческой деятельности школьников  через использование технологии личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе, что позволяет решить проблему гуманитарного образования в свете тех требований, которые предъявляет современное общество, а также повысить качество знаний учащихся по русскому языку и литературе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty-malykhina.doc607 КБ

Предварительный просмотр:

Малыхина Елена Михайловна

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Белгородский региональный институт

 повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Организация творческой деятельности учащихся как средства самореализации личности

Малыхина Елена Михайловна

учитель русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного учреждения «Лесноуколовская основная общеобразовательная школа»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Белгород

 2010

Содержание:

Информация об опыте …………………………………………………… 3

Технология опыта ………………………………………………………… 6

Результативность опыта………………………………………………… 11

Библиографический список………………………………………………15

Приложение к опыту ……………………………………………………..16

Раздел I

Информация об опыте

  1. Условия возникновения и становления опыта 

В современном быстро меняющемся мире переосмысливается социальный заказ школе. Содержание образования перестаёт быть информационным процессом - это новая система организации жизнедеятельности, в которой школьники учатся познавать и совершенствовать себя с помощью науки, приобщаясь к труду и искусству, духовной жизни, вершинам цивилизации. Обучение становится творчеством. Творчество - это единственный вид деятельности, который соответствует природе человека и новому уровню развития науки, культуры и производства.

Становление опыта осуществлялось в условиях сельской школы с небольшой численностью учащихся, имеющих мало возможностей для  творческой самореализации по причине  удалённости от социально-экономических центров. В своей практике преподавания учитель ищет  пути повышения уровня самореализации личности учащихся через творческую деятельность.

Большинство обучающихся, не получающих возможность самореализации через творческую деятельность, занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классе начинают терять интерес к учебе. Это приводит к тому, что многие выпускники школы не обладают творческой инициативой, не имеют навыка самостоятельного движения в информационных полях.

На наш взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий, в которых учащийся может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Так возникла идея о приобщении учащихся к творческой деятельности, чтобы создать условия для самореализации личности.

Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно ориентированному, в основе которого лежит индивидуально-личностный принцип, определяющий положение ребенка как активного субъекта в учебно-воспитательном процессе.

Автор опыта считает, что традиционная организация образовательного процесса, ориентированная на передачу готовых знаний,  мало развивает творческие способности школьников, не побуждает их к активному участию в формировании системы знаний, ценностных ориентаций, коммуникативной компетентности.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня мотивации творческой деятельности учащихся. Результаты диагностики показали, что у 53% учащихся низкий уровень мотивации к творческой деятельности, занижена самооценка.

В ходе анализа результатов диагностики определилась необходимость активизации творческой деятельности как необходимое условие  самореализации личности учащегося.

  1. Актуальность опыта

Проблема самореализации личности учащихся в условиях развития современной школы приобретает превалирующее значение. Актуальность темы опыта автор видит в том, что, активизируя творческую деятельность учащихся при личностно ориентированном подходе, учитель создаёт условия для самореализации личности учащегося.

Ориентируясь на формирование творческой личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию, учитель способствует выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечения их самовыражения на рефлексивной основе.

Как показывает анализ методической литературы и практический опыт преподавания, одним из возможных способов решения задачи является создание в образовательной среде условий, способствующих творческой самореализации учащихся.

Наряду с этим выявляется противоречие между потребностями учащихся в их творческой самореализации и отсутствием системы работы по развитию творческого потенциала учащегося.

1.3 Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая  педагогическая  идея опыта заключается в создании необходимых условий, способствующих повышению мотивации творческой деятельности школьников  через использование технологии личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе, что позволяет автору опыта решить проблему гуманитарного образования в свете тех требований, которые предъявляет сегодня общество, а также повысить качество знаний учащихся по русскому языку и литературе.

1.4. Длительность работы над опытом

Работа по теме опыта велась в течение 3 лет:

I этап – начальный – сентябрь - ноябрь 2006г.

II этап – основной - 2006-2008 г.

III этап – заключительный  - 2009 г.

Начальный период предполагал обнаружение и формулирование проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня мотивации творческой деятельности учащихся.

На основном этапе была проведена работа по активизации творческой деятельности учащихся, что создало условия для творческой самореализации личности.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной для решения обозначенной проблемы.

  1. Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой работы учителя по развитию творческой деятельности как средства самореализации личности учащегося на уроках и во внеурочной деятельности.

  1. Теоретическая база опыта

В предлагаемом опыте по повышению мотивации творческой деятельности учащегося как средства самореализации личности школьников используются  идеи школы психолога Л.С. Выготского, представленной, помимо его работ, работами И. С. Якиманской, Г. К. Селевко, О.С. Газмана, а также психолингвистов, психофизиологов и педагогов-новаторов В. Ф. Шаталова, Т. Я. Фроловой, давших этим идеям жизнь в новых технологиях обучения в школе.

При конструировании темы опыта учителем были использованы следующие понятия: творческая деятельность, средство, самореализация,  творческая самореализация, личность. В толковом словаре  русского языка под редакцией С.И. Ожегова данные понятия трактуются следующим образом:

  1. Творческая деятельность - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.
  2. Средство - приём, способ действия для достижения чего-нибудь.
  3. Самореализация – это «раскрытие человеческой природы» (О.С. Газман). Процесс самореализации включает постановку обучающимися перед собой цели, владение способами её достижения, реализацию принятых намерений.
  4. Творческая самореализация учащихся есть процесс и
    результат самоосуществления их творческих потенциальных
    возможностей в учебно-познавательной деятельности.
  5. Личность - это — внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания (В. С. Соловьёв)

  1. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в  создании системы применения форм, методов и средств развития творческой деятельности учащегося в учебно-воспитательном процессе для самореализации личности.

Раздел  II

 Технология описания опыта

Цель опыта: создание необходимых условий для самореализации  личности учащегося через творческую деятельность.

        Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • введение в педагогическую практику такой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяла бы ученику активизировать свою творческую деятельность;
  • использование наряду с традиционными формами активных форм учебных занятий;
  • создание условий для приобретения учащимися проектировочных и исследовательских умений, необходимых для дальнейшего образования;
  • использование разнообразных способов и приёмов, направленных на активизацию творческой деятельности учащихся.

Организация учебно-воспитательного процесса

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выстраивается структура учебного занятия. Особое внимание учитель уделяет сохранению здоровья учащихся: проводит физкультминутки и физкультпаузы,  в конце урока – этап рефлексии.

Автор опыта считает, что необходимо мотивировать учащихся к учебной деятельности на уроке, создать благоприятный психологический климат, что вызовет положительные эмоции, определяющие позитивное воздействие на духовное и физическое здоровье и ученика, и учителя, ведь только человек, здоровый физически и духовно, может быть самодостаточной, творческой личностью, способной развиваться.

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения

Творчество ученика, по убеждению автора, начинается с творчества учителя, который использует активные формы организации образовательного процесса: лекции, семинары, практикумы, «Урок открытых мыслей», «Урок-эврика», «Урок-размышление», «Путешествие», «Урок творчества», «Литературная гостиная» и другие.

Урок – лекция помогает научить детей самостоятельно работать: воспринимать услышанное, составлять план, конспектировать и творчески воспроизводить полученную информацию, соединяя материал лекции и учебника.

Автор считает целесообразным использование на уроках-лекциях мультимедийной наглядности, представленной на CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» и др., и творческих слайдовых презентаций, созданных учителем и детьми. Урок-лекция становится  уроком поиска, уроком творчества и сотворчества.

В старших классах, когда возникает потребность в самостоятельности, в повышенной ответственности за выбранное дело, ищут выход творческие способности учащихся, урок-семинар даёт возможность выявить эти качества. На таком уроке требуется значительно большая самостоятельность, чем на традиционном уроке, предъявляются результаты достаточно продолжительной и творческой работы.        

Например, урок-семинар в 10 классе «Раскольников и его идея» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» помог ученикам разобраться в сути идеи главного героя, понять, может ли быть идея преступной. Для предварительной подготовки были предложены интересные вопросы:

  • Почему главный герой носит такую фамилию? Как она  помогает нам понять его характер?
  • Почему убийству предшествует сон героя? и другие.

Работа с текстом, поиск информации, логическое мышление – мотивация

для дальнейшей творческой работы

Семинар на тему: «Нигилизм Базарова: вчера и сегодня» по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» предполагал обсуждение вопросов после прочтения критических статей о произведении и возбудил дискуссию среди учеников. Следующий урок-диспут оказался предварительно не запланированным, а ситуативным. Мнения учащихся разделились: одни утверждали положительный характер образа Базарова, другие утверждали обратное. Оппоненты приводили доказательства своим утверждениям. Соблюдая этику ведения дискуссии, многие порой приходили к отрицанию своих первоначальных убеждений.

Урок-диспут по литературе активизирует учащихся, вызывает интерес к чтению, к литературе как к учебному предмету, развивает устную речь, учит общению и творчеству.

Нередко дискуссионные вопросы возникают и на уроках русского языка. Педагог учит школьников дискутировать, создавая проблемные ситуации:  

  • Петя толкнул Машу. Он большой невежа или невежда?
  • Слово «благосл… вить образовано из словосочетания» «благостно славить или «благое слово»?

Стремясь сделать урок интереснее, трудную тему доступнее, привить любовь к русскому языку и классической литературе, автор вносит в урок элементы игры.

В классах среднего учебного звена игре иногда посвящаются целые уроки. Игровые моменты уместны будут на любом уроке и в любом возрасте. Познавательная игра – это стимул творческой деятельности, управляемой учителем.

Важнейшим приёмом стимуляции познавательной деятельности является чувство новизны, удивления, открытия. Детям очень нравятся познавательные моменты уроков русского языка, расширяющие общие знания, кругозор:  «Этимологическая страничка», «Ономастическая страничка», «Цветная минутка» и другие. Их маленькие «открытия» – толчок для творчества. Ребёнок, узнавший, что «спасибо» означает «спаси, Бог», «здравствуйте» – пожелание здоровья, «одиннадцать» – «один на десяте»,  никогда не сделает ошибок в этих словах.

 «Цветные минутки» проводятся на уроках изучения прилагательного. Они содержат обращение к этимологии и «самотолкование» слов. Так, например, чтобы раскрыть «тайну» прилагательного «оранжевый», учащиеся обращаются к словарю и узнают, что очень много общего у оранжевого цвета, апельсина и оранжереи. Вопросы происхождения прилагательных настолько заинтересовали ребят, что понадобился отдельный «цветной» урок по развитию речи «Сивка-бурка, или Колоритная личность». Контроль - использование прилагательных в сочинениях-описаниях.

Очень важно, по мнению автора, научить детей не бояться фантазировать, научить смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения. Изучая тему «Описание помещения» в 6 классе,  учитель предлагает написать сочинение от имени дивана, стола, мухи - раскрепостить мышление школьников, а именно творческое, образное мышление помогает во время чтения  стихотворений и художественной прозы.

Одним из способов реализации творческих способностей учащихся является инсценирование, подготовленное, произвольное или ситуативное. Эту форму работы учитель использует и на уроках литературы, и на уроках русского языка, иногда посвящает этому целые уроки: уроки-концерты, уроки ролевой игры и др.

В организации урока учителя постоянно присутствует элемент творчества: создание творческой ситуации, составление опорных конспектов, создание творческой слайдовой презентации, решение лингвистических задач, создание проблемной ситуации, проведение лингвистического эксперимента и прочее.

Учитель отмечает, что, однажды познав радость творческого труда, дети с удовольствием сочиняют рассказы, загадки, сказки на заданную тему.

Например, результатом работы по теме «Местоимение» явился сборник лингвистических сказок о жителях города Местоимёнска. Во время изучения темы урока каждая сказочная история на этапе объяснения нового материала сопровождалась демонстрацией опорного конспекта по теме.

Опираясь на исследования учёных, которые давно установили, что человеческая память способна удержать 15-20% слуховой информации, учитель для повышения результативности работы использует методику составления опорных конспектов и схем В. Ф. Шаталова.

Опорные конспекты по русскому языку и опорные схемы-конспекты по литературе – это не только обобщённо-сопоставительные схемы, но и возможность для развития логического, аналитического и образного мышления –  источник творческой деятельности детей.

На первом этапе работы с опорными конспектами и схемами дети используют материал, предложенный учителем, затем задача усложняется: заданиями найти свои примеры, дополнить материал конспекта и, наконец, составить творческий конспект.

Учителем в сотворчестве с детьми составлены опорные конспекты ко всему школьному курсу русского языка  с 5 по 9 класс.

Автор использует в практике методику интенсивного обучения правописанию Т. Я. Фроловой, которая позволяет включить в процесс обучения учеников с различным типом мышления. Учащиеся с логическим мышлением используют алгоритмы, алгоритмы-формулы, схемы, а школьники с наглядно-образным типом изучают правила, опираясь на иллюстрации, отражающие в образах порядок проверки орфографии.

Рифмованные алгоритмы являются вспомогательными мнемотехническими приёмами, которые помогают учителю в интересной и доступной форме преподнести новый учебный материал, а школьнику облегчают запоминание путём образования искусственных ассоциаций.

Данная методика позволяет детям творчески подойти к изучению материала: придумать подобное правило самому, на основе иллюстрации создать рассказ, сказку на лингвистическую тему. Метод Т. Я. Фроловой используется учителем для подготовки школьников к экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ.

В классах старшего учебного звена учитель на уроках литературы использует методику литературных гостиных: «Есенина пою»,  «Ахматова и Пушкин», «Красною кистью рябина зажглась…»  Эти уроки создаются для определённых классов и ориентированы именно на них. В литературной гостиной не может быть «сильных» и «слабых» - только любители поэзии. Такие уроки нельзя повторить, потому что они подчинены единому эмоциональному порыву.

В классах среднего и старшего звена учитель проводит интегрированные уроки, получившие признание среди учителей-предметников. Такие уроки, по мнению автора, расширяют кругозор, устанавливают связи между понятиями, являющимися общими для ряда учебных предметов: литература - история, литература - изобразительное искусство – музыка; русский язык – литература, русский язык – математика и др.

Другие формы учебных занятий

Большое значение в формировании творческой личности, способной к самоопределению и свободному развитию, имеет внеурочная деятельность, которую автор организует через элективные курсы, кружки и занятия по УМК «Вокруг тебя - мир», что позволяет реализовать современную тенденцию, заключающуюся в том, что усвоение предметного содержания из цели образования превращается в средство эмоционального и интеллектуального развития ребенка, обеспечивающего переход от обучения к самообразованию.

Развитие личности в процессе обучения на основе активизации проектной и исследовательской деятельности во внеклассной деятельности учащихся является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека.

Ежегодно в школе реализуются юбилейные проекты, заключительным этапом в реализации которых становятся праздники, где участвуют все: старшеклассники готовят литературно-музыкальные композиции, творческие группы учащихся выпускают литературные газеты, материалы для которых они самостоятельно находят в библиотеках села, в личных библиотеках, а также в электронных энциклопедиях, в Internet. Среди детей, родителей и учителей объявляются конкурсы творческих работ, посвящённых юбилею. Участники представляют иллюстрации к произведениям юбиляра, стихотворения, рассказы, портреты, поделки. Школьники, увлечённые компьютерными технологиями, -  презентации о жизни и творчестве поэтов, писателей.

В течение двух лет учащиеся под руководством учителя работают над долгосрочным проектом «Диалектные слова села Лесное Уколово». Исследования, проведённые учащимися 9 класса, в реализации проекта «Письмо и SMS» были представлены автором в конкурсной разработке урока [Приложение2]. 

Межпредметный проект (литература – православная культура – информатика) «Видеофильм православной тематики» под руководством автора успешно был реализован в 2007 и 2008 годах.

Учитель считает, что обращение на уроках, а также во внеклассной работе к использованию компьютерных, мультимедийных технологий в качестве средства обучения – это путь интенсификации учебного процесса, возможность его оптимизации, средство повышения интереса учащихся к обучению, средство повышения их языковой компетенции [Приложение1].

Обучаясь русскому языку и литературе, школьники овладевают необходимым минимумом лингвистических и  литературоведческих знаний и умений. Согласно исследованиям дидактов и психологов, уровни знаний и умений являются низшими в развитии ребёнка, к высшим специалисты относят опыт творческой  деятельности и личностное отношение к учебному предмету.

Система учебно-воспитательной работы, организованная учителем, создаёт условия для приобщения учащихся к творчеству, для творческой самореализации личности учащегося.

Раздел  III

Результативность опыта

Опыт показывает, что работа дала положительные результаты:

  • повысился уровень мотивации учащихся к творческой деятельности;
  • повысился уровень развития творческой активности учащихся;
  • отмечена результативность участия школьников в творческих конкурсах различного уровня;
  •  отмечена положительная динамика учебных достижений.

Критерием результативности опыта является степень развития творческих способностей и творческой активности как необходимых условий самореализации личности.

Уровень развития мотивации творческих способностей

(на примере одного класса)

По методике Гилфорда (субтесты 3а, 3б, 4) было проведено изучение развития творческих способностей учащихся.

Учебный год

Класс

Уровень творческих способностей

высокий

средний

низкий

2006-2007

7

(3) 19,5%

(6) 37,5%

(9) 56,25%

2007-2008

8

(6) 37,5%

(5) 31,25%

(4) 25%

2008-2009

9

(7) 43%

(5) 31,25%

(3) 18,75%

Вывод: результаты показывают стабильное повышение уровня развития мотивации творческих способностей учащихся.

Уровень развития творческой активности учащихся

(на примере одного класса)

Уровень развития творческой активности учащихся был исследован также с помощью методов диагностирования, бесед, анкетирования. Изменения в сформированности у учащихся творческой активности отслеживались по методике М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова, Б. С. Алишева, Л. А. Воловича.

Год

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

Класс

6

7

8

9

Низкий

45%

37%

22%

19%

Средний

32%

31%

32,5%

25%

Высокий

23%

32%

46%

56%

Вывод: результаты исследований показывают, что уровень развития творческой активности имеет тенденцию к повышению.

В анализе развития творческой активности учитывались текущие творческие работы учащихся, контрольные творческие работы по русскому языку и литературе, участие детей в творческих конкурсах.

Название конкурса

Уровень

Результаты участия

2006 – 2007  учебный год

Конкурс творческих работ, посвящённых 100-летию Д. С. Лихачёва

Муниципальный

Участие

Конкурс учебно-методических видеофильмов «Уроки нравственности»

Муниципальный

I место

Фестиваль православных кино- и видеопрограмм «Свет, побеждающий тьму» Номинация «Православное краеведение». Видеофильм «Храм моего сердца»

Региональный

Диплом

III  степени

2007-2008 учебный год

Конкурс «Первый спутник – космический прорыв России»

Региональный

I место

Конкурс «Я пишу Президенту»

Муниципальный

III место

Творческий конкурс «Наследники Юрия Гагарина», номинация «Я мечтаю о космосе»

Региональный

I место

Творческий конкурс «История моей семьи в истории моего края»

Региональный

Диплом лауреата

Конкурс детского творчества «Моя семья»

Муниципальный

III место

Конкурс короткометражных фильмов «Семья России». Видеофильм «Женское счастье»

Муниципальный

I место

Конкурс детского и юношеского киновидеотворчества «Мир глазами ребёнка». Видеофильм «Три дня солнца»

Муниципальный

I место

Конкурс социальных видеореклам, WEB-сайтов на лучшее освещение идеи здорового образа жизни «Как прекрасен этот мир». Видеоролик «Не делай то, что жить мешает»

Региональный

I место

Конкурс видеофильмов и WEB-сайтов «Из воспоминаний ветеранов». Видеофильм «У войны не женское лицо»

Муниципальный

I место

Конкурс учебно-методических видеофильмов «Уроки нравственности». Видеофильм «Живая память поколений»

Муниципальный

I место

2008 – 2009 учебный год

Фестиваль православных кино- и видеопрограмм «Свет, побеждающий тьму» Номинация «Документальный фильм». Видеофильм «От купели до погоста»

Региональный

Диплом

II степени

Всероссийский детский  творческий конкурс «Святые заступники Руси», посвященный светлой памяти преподобномученицы Великой Княгини  Елисаветы Феодоровны

Всероссийский

Диплом

Сочинение «Я пишу Президенту» на Всероссийский конкурс «Лучший урок письма» в номинации  «Письмо Президенту» [Приложение 3]

Муниципальный

Региональный

I место

I место

X Всероссийская телекоммуникационную олимпиада юных журналистов в номинации «Будь здоров!»

Всероссийский

Публикация на сайте

Конкурс эссе по международному гуманитарному праву для старшеклассников «Международное гуманитарное право - право для всех»

Региональный

Участие

Всероссийский детский  творческий конкурс «Святые заступники Руси», посвященный  святителю Алексию, Митрополиту Московскому и всея Руси чудотворцу. Номинация «Литературное творчество»

Всероссийский

Публикация на сайте

Вывод: данные анализа участия детей в творческих конкурсах показывают рост результативности и уровня творческих достижений учащихся, что свидетельствует повышении уровня самореализации личности.

Следует отметить творческий рост отдельных учащихся – Бессмельцева Станислава, Федосовой Дарьи, победителей региональных конкурсов. Бессмельцев Станислав имеет публикации в сборнике сочинений победителей областного конкурса «История моей семьи в истории родного края» [Приложение 4] и на сайте «Святые заступники Руси», являлся активным участником проектов «Диалектные слова села Лесное Уколово». «Письмо и SMS»,  «Видеофильм православной тематики».

Результаты успеваемости учащихся за три года

Год

Классы

Качество знаний

Успеваемость

Русский язык

Литература

Русский язык

Литература

2006-2007

7, 10, 11

59%

86%

100%

100%

2007-2008

5, 8, 11

60 %

84%

100%

100%

2008-2009

5, 6, 9

55%

64%

100%

100%

 

Динамика учебных достижений  по ЕГЭ и ГИА по русскому языку

Учебный год

Класс

Форма

Качество знаний

2005-2006

11

ЕГЭ

50%

2006-2007

11

ЕГЭ

67%

2007-2008

11

ЕГЭ

60%

2008-2009

9

ГИА

62, 5%

Вывод: анализ результатов успеваемости школьников и результатов итоговой аттестации выпускников свидетельствуют о положительной динамике учебных достижений, что создаёт условия для успешной социализации выпускника.

Результаты опыта свидетельствуют о том, что автором были созданы необходимых условий для самореализации  личности учащегося через творческую деятельность, о чём свидетельствует эффективность образовательного процесса.

Библиографический список

  1. Альбеткова, Р. И. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах/Р. И. Альбеткова, С. Г. Герке, Л. П. Гладкая – М.: Просвещение, 1991. – 175с.
  2. Белова, И. В., Коротенко, Л. В. Мы пишем без ошибок (из опыта работы учителей русского языка Белгородской области по методике интенсивного обучения правописанию Т. Я. Фроловой) – Белгород.: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. – 104с.
  3. Зайцев, В. Н. Практическая дидактика. – М.: Народное образование, 2001. – 224с.
  4. Касперская, О. В. Кафедра русского языка. Система работы с одарёнными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия/ О. В. Касперская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 119с.
  5. Кирилова, И. Ю. Использование инновационных технологий обучения для формирования положительной учебной мотивации/И. Ю. Кирилова. – Эффективные пути совершенствования образовательного процесса: Сб./под редакцией Н. С. Сердюковой. – Белгород.: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2007. – 121с.
  6. Кульневич, С. В., Лакоценина, Т. П. Современный урок. Часть I: Научно-практическое пособие для методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2005. – 288с.
  7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1989.
  8. Степанов, Е. Н., Байбородова, А. А., Андреев, А. А., Петрова, С. М.  Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Е. Н. Степанов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 128с.
  9. Степанов, Е. Н., Лузин, Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – Мю: ТЦ «Сфера», 2002. – 160с.
  10. Фролова, Т. Я. Методика интенсивного обучения правописанию. Русский язык. Книга для учителя – Симферополь.: Таврида, 2006. – 272с.
  11. Цветкова, Г. В. Русский язык. 6 – 11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г. В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169с.
  12. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 – 96с.

Приложение

  1. Приложение №1 - Разработка личностно ориентированного урока по русскому языку в 7 классе по теме: «Краткие причастия»

  1. Приложение №2  - Разработка творческого практикума по развитию речи в 9 классе «Письмо – SMS – письмо»

  1. Приложение №3 - Творческая работа на тему: «Я пишу Президенту» на Всероссийский конкурс «Лучший урок письма» в номинации  «Письмо Президенту»    

  1. Приложение №4 - Сочинение-эссе на конкурс «История моей семьи в истории моего края» 

Приложение 1

Личностно ориентированный урок по русскому языку в 7 классе по теме: «Краткие причастия»

УМК под редакцией В. В. Бабайцевой

Пояснительная записка

Тема урока соответствует теме примерной программы, разработанной для образовательных учреждений РФ. /Государственные образовательные стандарты/.

В личностно ориентированном уроке целостно представлен проект изучения новой темы, созданы условия для актуализации интеллектуальных способностей и развития стремления к творческому самовыражению.

В структуре изучения темы -  вводным. Форма проведения занятия нетрадиционная – урок-эврика.

Принципы отбора и структурирования материала базируются на требованиях, предъявляемых к выпускнику основной  школы.

В  проекте по разработке материалов урока принимали участие учащиеся 7 класса Малыхина Евгения и Манаев Александр.

Данный урок может быть рекомендован для проведения как в базовых, так и в профильных классах.

Урок стал победителем Муниципального конкурса «Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс» в номинации «Использование электронных учебников учителем в учебно-воспитательном процессе».

Цель урока:

1) помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы; актуализировать смысл учащихся к изучению новой темы; обеспечить создание у школьников образа изучения новой темы; создать условия для развития у школьников умения находить пути решения поставленной проблемы;

2) обеспечить условия для развития  речи учащихся, аналитического и логического мышления; способствовать развитию стремления к творческому самовыражению;

3) прививать любовь к русскому языку и  учебному предмету, воспитывать аккуратность, ответственность, положительные личностные качества: уважение друг к другу.

Тип урока –  комбинированный.

Форма организации урока – урок-эврика.

Наглядность и оборудование: Русский язык. Теория. 5 – 9 классы В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова,  Русский язык. Практика. 7 класс под редакцией Г. К. Лидман-Орловой,  В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь «Занимательно о русском языке», тестовые задания формата ЕГЭ (2 варианта), опорный конспект, орфоэпический словарь, персональные компьютеры, электронный учебник «CD 1С Репетитор. Русский язык», учётные листы.

Приложение 1

Ход  урока

  1. Организационный этап:

Цель: психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии; обеспечить условия для проведения урока; воспитывать доброжелательное отношение и уважение  друг к другу.

  1.  Приветствие
  2. Организация внимания школьников на технику безопасности
  3. Находясь в компьютерном классе и работая на персональных компьютерах, необходимо помнить о технике безопасности.
  4. Отчёты учеников-консультантов
  5. Оформление классных работ
  1. Этап проверки домашнего задания:

Цель: установить степень усвоения учащимися заданного учебного материала, выяснить пробелы в знаниях обучающихся; создать условия для развития общеучебных навыков работы с тестовыми заданиями. 

  1. Индивидуальная работа по заданиям электронного учебника «CD 1С Репетитор. Русский язык» по теме: «Полные причастия»
  2. Результаты работы записываются в лист учёта.
  3. Выполнение 3 тестовых  заданий (А3 – А5) формата ЕГЭ
  4. Дополнительное задание: найдите в одном из предложений причастие, запишите его в тетрадь, произведите морфемный разбор. (Напоминавший, цветущую)

Физкультурная минутка (проводит один из учеников)

Цель: обеспечить на уроке сохранение здоровья

Гимнастика для глаз.

  1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся:

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализировать смысл учащихся к изучению новой темы; создать условия для развития у школьников умения находить пути решения поставленной проблемы; обеспечить условия для развития  речи учащихся, аналитического и логического мышления.

 Фронтальная беседа:

  • Признаки каких частей речи имеет причастие?
  • Укажите известные морфологические признаки данных причастий.
  • Признаком какой части речи является возможность образования краткой формы?
  • Попытайтесь образовать краткие причастия от записанных.
  1. Этап изучения новых знаний:

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала; обеспечить создание у школьников образа изучения новой темы; способствовать развитию стремления к творческому самовыражению; прививать любовь к русскому языку, воспитывать положительные личностные качества.

Приложение 1 

Представление учителем нового материала с использованием опорного конспекта.

Анализ и запись ОК и рифмованного алгоритма учащимися:

Ты краткое причастие

В глагол вернёшь всегда:

НЕ пишется раздельно,

И буква Н одна

  1. Этап первичной проверки понимания изученного:

Цель: установить правильность и осознанность изученного материала; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала; воспитывать положительные личностные качества: уважение друг к другу. 

  1. Словарная работа: произношение слов из упражнения 171
  2. Самостоятельная работа по упражнению 172 (консультации учителя по мере необходимости)

Физкультурная минутка (проводит один из учеников)

Цель: обеспечить на уроке сохранение здоровья

  1. Этап закрепления изученного материала:

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала; прививать любовь к русскому языку, воспитывать аккуратность, ответственность, положительные личностные качества 

  1. Выполнение упражнения 173:
  • Индивидуально (самостоятельно) – 4 ученика
  • Коллективно - комментировано
  1. Выполнение упражнения 174 (комментировано)
  1. Этап обобщения и систематизация изученного материала:

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся; обеспечить условия для развития  речи учащихся, аналитического и логического мышления; воспитывать ответственность, положительные личностные качества: уважение друг к другу и стремление к взаимопомощи.

  1. Фронтальный опрос «Цепочка дружбы».
  • Каково общее грамматическое значение причастия?
  • Как соотносятся причастия с именем прилагательным?
  • От каких причастий могут образоваться краткие?
  • Как изменяются краткие причастия?
  1. Устное комментирование упражнения 175
  1. Этап информации о домашнем задании:
  2. Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; прививать любовь к русскому языку и  учебному предмету, воспитывать ответственность. 
  1. Русский язык. Теория. Параграфы 137, 138
  2. Русский язык. Практика. Упражнение  175
  3. Работа с CD 1С Репетитор. Русский язык по теме «Причастие»

Приложение 1

  1. Этап подведения итогов учебного занятия

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Какое открытие вы сделали на уроке?

  1. Этап рефлексии «Солнце и туча»

Цель: создать условия для инициирования и интенсифицирования рефлексии учащихся по поводу личного психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

  • Качество урока складывалось из качества работы всех его участников. Оцените свой личный вклад в ход урока.

Библиография

  1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений/ В. В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2002.
  2. Пименова С. Н., Еремеева Л. П., Купалова Л. Ю, Лидман-Орлова Г. К., Молодцова С. Н., Пичугов Ю. С. Практика. 7 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений/ В. В. Бабайцева – М.: Дрофа, 2002.
  3. Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке./ Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. - М.: Просвещение, 1990. – 137-138
  4. Русский язык [Электронный ресурс]. Учебник, задачник и справочник. Полный курс средней школы. Подготовка в ВУЗ. Руденко-Моргун О. И., Дунаева Л. А., Кедрова Г. Е., Стрельцова Т. Е., Щёголева А. Е. – М.: АОЗТ «1С», 2001 – 1 электрон. опт. Диск (CD ROM).- Систем. требования: Windows 95/98/ME/NT/2000/XP; RAM 32Мб; HDD от 37 Мб; SVGA, 1 Mб; CD ROM; звуковая карта; мышь
  5. Фролова Т. Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах – Симферополь: Таврида, 2007г.

Приложение 2

Творческий практикум по развитию речи в 9 классе «Письмо – SMS – письмо»

УМК под редакцией В. В. Бабайцевой

Пояснительная записка

Урок является личностно ориентированным.

Принципы отбора и структурирования материала базируются на требованиях, предъявляемых к выпускнику основной  школы.

В проекте по разработке материалов урока принимали участие учащиеся 9 класса.

Данный урок может быть рекомендован для проведения в базовых и в профильных классах.

Урок стал победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса

«Лучший урок письма» в номинации  «Лучшая методическая разработка проведения Урока письма»    

Цель: 1) обеспечить закрепление знаний и способов деятельности о строении и языковых особенностях письма;  создать условия для возникновения у обучающихся стремления к общению при помощи письма как одному из условий успешной социализации личности; формировать навык написания письма;

2) содействовать развитию связной речи, логического мышления, творческих навыков, орфографической и пунктуационной зоркости в написании письма;

3) способствовать возрождению традиций эпистолярного жанра, воспитывать уважение к языку как культурному наследию нации

Тип занятия: закрепление знаний и способов деятельности

Форма организации: творческий практикум

Технологии: личностно-ориентированная, с использованием индивидуальных заданий, групповой работы и научно-исследовательской деятельности.                                            

Наглядность: толковые словари, фронтовое письмо, фотография, материал исследовательской работы

Ход  занятия

  1. Организационный этап:
  1. Приветствие
  2. Определение темы урока:
  • Какие виды речи вы знаете? (устная и письменная)
  • Назовите основные письменные средства общения человека (письмо, телеграмма, SMS, электронное сообщение и др.)
  • Какое из них появилось раньше других? (письмо)

Запись на доске части темы: «Письмо…»

  1. Этап актуализации субъектного опыта:
  1. Слово учителя:

Приложение 2

Эпистолярный жанр сейчас переживает не самые лучшие дни. Многим кажется, что не стоит тратить свое время на написание писем, что гораздо быстрее позвонить другому человеку и сообщить ему что-то. Отчасти это верно, но разве можно сравнить спонтанный разговор по телефону с письмом, созданным в расчете на внимательное прочтение того самого человека, с которым мы хотим поделиться горем или радостью?

В современных условиях традиции написания писем возрождаются и получают второе дыхание. Это связано с появлением в нашей жизни такого средства общения, как электронная почта, совмещающего быстроту доставки с индивидуальной направленностью сообщения. Но, тем не менее, что еще может вызвать такую массу впечатлений, как письмо, неожиданно обнаруженное в почтовом ящике и помнящее тепло рук дорогого человека?

На прошлом уроке мы вспомнили, что такое письмо, какие бывают виды писем и чем они отличаются.

На сегодняшнем уроке мы совершим экскурс в прошлое, настоящее и будущее письма.

  1. Фронтальная пропедевтическая беседа с учащимися:
  • Что такое письмо?
  • Кого называют адресатом, а кого адресантом?
  • В чём особенности эпистолярной литературы?
  1. Этап закрепления изученного:
  1. Слово учителя:

Обратимся к эпистолярному наследию творческой интеллигенции XIX – начала XX века. Это наследие имеет важное значение для современной культуры как в языковом отношении, так и в культурно – историческом.

Письма театральных деятелей, ученых, писателей, художников – это своеобразный документ эпохи. Известно, что дружеская переписка часто становилась формой общественно – публицистических и литературных бесед, в которых наиболее полно раскрывалась языковая личность, оттачивался русский литературный язык.

  1. Индивидуальное сообщение учащегося:

В эпистолярном наследии Льва Толстого самым ранним письмом, адресованным «тетеньке» Т.А. Ервольской, датированным 20 июлем 1840 года, написанного 12-летним мальчиком, вырвалось такое важное, определяющее весь жизненный путь писателя признание: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться”. Последнее письмо Льва Николаевича обращено к английскому биографу Эльмеру Моюду от 3 ноября 1910 года.

Для Толстого письмо – потребность в общении с внешним миром, самыми разными людьми, являлось настоятельной необходимостью. «Что же вообще письма, как не записки о коротком времени», - заметил Герцен. Без таких «записок», весьма полно запечатлевших его жизнь на протяжении долгого

Приложение 2

времени, Толстой обходиться не мог. Он писал их везде, куда бы не  забросила его судьба: в своей Ясной Поляне, Казани, в осажденном Севастополе и в степной кибитке под Самарой, в Нижнем Новгороде и Тифлисе, в Москве и Петербурге, в Париже и Лондоне, Брюсселе и Женеве и т.д. Отправлялись эти письма в близкие и весьма отдаленные географические точки мира, самым разным адресатам: членам семьи, друзьям, сослуживцам, совсем незнакомым людям, очень разным по общественному положению: маститым и начинающим писателям, художникам и композиторам, актерам и режиссерам, академикам и студентам и т.д. Весьма обширна его переписка. Им написано более 10000 писем (занявшим полное собрание его сочинений 31 том.) При этом число ненайденных писем достаточно высоко.

Письмо как литературный жанр в лирике представлено великими русскими поэтами: А. С. Пушкиным, Ф. И. Тютчевым, А. А. Блоком, В. С. Высоцким…

  1. Лирическая пятиминутка:

Читаешь Ф.Тютчева, и перед тобой развертывается драма:

Она сидела на полу
И груду писем разбирала –
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала –
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела –
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…

У каждого человека есть в жизни очень дорогие для него письма, сугубо личные. Это могут быть письма от любимых. «Только утро любви хорошо, хороши только первые встречи…» - писал Надсон. И если это «утро любви» закреплено словами в письме, чувство любви становится предметным, а письмо – необычайно дорогим, как и чувство человеческой любви… 

Чтение ученицей письма Татьяны Лариной к Евгению Онегину

В книге «Жизнь в свете дома и при дворе» (издательства «Журнала мод»,1890 года) говорится: «Молодая девушка никогда не пишет мужчине, даже от имени своих родителей; лучше всего, если ни строчки, написанной ею, нет в руке мужчины, который не приходится ей сродни или который еще не совершенный старик…» Письмо Татьяны доказывает глубину ее чувства к Онегину, если она переступила светские правила. В этом письме живет и дышит время А.С. Пушкина.

  1. Индивидуальное сообщение учащегося:

Минул XIX век, пришел XX век… Шестьдесят четыре года минуло с победного окончания Великой Отечественной войны.

Фронтовые письма… События, имена людей, живой голос очевидцев и участников событий, голос людей, своей героической гибелью заслуживших полное доверие тех, кто прочтет эти мужественные строки. Они глубоко трогают неиссякаемым оптимизмом, верой в душевные силы народа, в неизбежную победу в правой войне.

Солдатские письма… Это – простые письма, «треугольнички» со штемпелем и полевой своей почты. В моей семье как дорогая реликвия хранится письмо,  написанное моим прадедушкой в окопе, между боями.

Приложение 2

Оно предельно просто и правдиво (в руке пожелтевшие листы солдатского письма прадеда).

Кусенок Григорий Андреевич 1916 или 1917 года рождения. На фронт уходил из города Горького, семья проживала в Брянской области Погарский район п. Искра. (Жена Кусенок Татьяна Никитична, сын Георгий) По имеющимся сведениям Григорий Андреевич пропал без вести в июне 1944г. Служил в воинской части 9271 политруком.

Фотография и письмо проецируются на экран.

         

                                     

(Материал предоставлен внучкой погибшего воина Федосовой Л. Г.) 

Письма – свидетели истории, чувств. Как в этом письме солдат ясно и просто выразил свои мысли. Письмо написано так, что слушая его, представляешь фронтовые дороги и видится за строками солдатская семья.

  1. Этап контроля и самоконтроля:
  1. Слово учителя:

Бег времени неумолим. Век XXI – век технический, требующий от людей высокой мобильности. Темп современной жизни, к сожалению, уносит нас от  милой сердцу лирики дружеских доверительных писем.

Приложение 2

Если бы пять лет назад спросили, что такое SMS, то многие бы затруднились ответить. Сегодня даже школьник, еще не умеющий читать, понимает, о чем идет речь, когда произносится слово «SMS». Безусловно, достижения научно-технического прогресса постепенно вытесняют письма из нашей жизни. Порой, действительно, легче позвонить другу или послать SMS, чтобы сообщить о каком-то важном или неважном событии, чем написать письмо об этом. По стилю SMS-письма пришли на смену телеграфным сообщениям, которые всегда отличались краткостью (ведь за каждое слово надо платить). Было бы не обидно, если бы SMS-письма вытеснили лишь телеграммы, но вот так получилось, что они начинают интенсивно вытеснять и письма из нашей жизни.

Запись на доске продолжения темы: «Письмо – SMS…»

  1. Групповая работа учащихся

Исследовательская работа на тему: «Письмо и SMS»

Тема исследовательской работы продиктована тем, что отход от эпистолярного жанра к SMS-сообщениям не способствует укреплению дружеских отношений, чувства и мысли общающихся между собой людей при помощи SMS остаются за пределами переписки. Нарушается целостность беседы, снижается грамотность адресантов.

Материал для исследований был предоставлен авторами.

Цель исследования: определить влияния отказа от эпистолярного жанра на межличностные отношения и на языковую грамотность.

Исследование 1 группы

Объект исследования: письмо, написанное в 2005 году, SMS 2009 года

Задача: сравнить содержание и грамотность письма и SMS

Письмо

SMS

 Здравствуйте, дорогие мои Володя, Маша, Вероничка и маленький Дениска!

Настроение подталкивает на письменное общение. Поздравляю вас всех с Пасхой Христовой! Пусть каждый день будет добрым светлым. Дарит смех, доброту, новый взлет. Будет мир на везение щедрым! Счастье, Радость, Удачу несет. Хочу, чтобы вы счастливы были. А мне для счастья только это и надо!

Отец сейчас на работе. Вечерами играет в шахматы, а смотрю телевизор Точнее, хочу смотреть!    Не всегда получается: планы, тетради и т.д. и т.п. Бабушка вам передает большой привет. У нее все в порядке. Жива, здорова и слава Богу!

Сегодня удивительно светлый и радостный день: весь день по-весеннему ярко светило солнышко и звонко щебетали птички. Какая погода у вас? Что у вас нового? Как дела? Здоровье? Чем занимаетесь?   Что нового?  Где были в выходные? Как Ушаковы? Привет им большой от нас. Удачи вам! Здоровья! Всего доброго! Пишите! Люблю вас. Скучаю. Приезжайте! Ждём. До свидания. Целую. Ваша мама. P. S. Пишите почаще.                                                                                                                                                                        

Привет!

С Пасхой Христовой!

У нас всё нормально.

Погода хорошая. А у вас?

Как дела?

Приложение 2

Всем привет.

Целую. Мама.

Вывод: письма и SMS-сообщения написаны и отправлены одним и тем же человеком и в какой-то мере перекликаются. Тем не менее разница видна: во-первых, письмо передает не только события, но и настроение адресанта. Во-вторых, легко можно прочувствовать душевное состояние автора. SMS-сообщения не позволяют разобраться в чувствах, в настроении адресанта. А значит, адресаты будут лишены сопереживания, не проникнутся настроением родственницы. Если предположить самое нежелательное — родственники перестанут писать письма и общаться будут через SMS, то одиночество матери увеличится: она потеряет возможность духовного общения с детьми в той мере, к какой она привыкла.

Исследование 2 группы

Объект исследования: SMS сообщения

Задача: проанализировать содержание и грамотность SMS, определить ошибки, объяснить их причины

Текст SMS

Комментарий/ Перевод

Ошибки

Объяснение причин ошибок

Приф ты как я норм СПС за фото пок

Привет. Ты как? Я нормально. Спасибо за фотографии. Пока.

1.Не обозначены границы предложений.

2.Слова сокращены и искажены.

3.Отсутствуют знаки препинания.

1.Так быстрее.

2. Прикольно.

3. Дешевле.

Привет! Чё сёдня идёш куданибудь

Привет! Чем сегодня занимаешься? Пойдёшь ли куда-нибудь?

1. Использование просторечий.

2. Пропущен ь в глаголе.

3.Пропущен дефис.

4.Парные звонкие — глухие.

1.Просторечие - это прикол.

2. Экономлю место.

3. Не знаю, почему так написала.

ПоздравляюСНоымГодомСчастьяЗдоровьяУспехов!

Поздравляю с Новым годом! Счастья! Здоровья! Успехов!

1.Не обозначены границы предложений.

2. Отсутствуют знаки препинания.

Приложение 2

Это новогодний серпантин.

Вывод: причины безграмотного SMS-письма можно выделить следующие: во-первых, дети экономят место на SMS-страничках, так как SMS - платная форма общения; во-вторых, учащиеся считают, что SMS-письма не совсем письменная речь, а значит, в них допустимы сокращения, просторечия и любые другие ошибки.

В ходе проведённого исследования было выяснено, что отказ от эпистолярного жанра отрицательно влияет на межличностные отношения, так как теряется эмоциональность высказываний, активно снижается  языковая грамотность, что негативно сказывается на социализации личности в обществе.

  • Можно ли считать, что технические средства общения заменят доверительное и тёплое письмо?
  • Как же закончить название темы урока?

«Письмо – SMS – письмо»

  1. Этап коррекции:
  1. Слово учителя:

Как хочется, заглядывая ежедневно в почтовый ящик, увидеть маленькое чудо – письмо. И вот свершилось: ты дождался его, читаешь и содержание объемлет тебя. Ты рядом с писавшим. И вот садишься за письменный стол, «…рука тянется к перу, перо – к бумаге…»

  1. Фронтальная работа:

Как же передать в письме свои чувства к человеку, как сделать так, чтобы он представил себя радом с вами? Для этого есть много способов:

Подумайте, как бы вы обратились в письме к своему другу?

Не бойтесь завершать свои письма стихами или рисунками, пусть вы не поэт и не художник, но это ваше творчество, знак привязанности к дорогому человеку.

Памятка: каждое письмо будет иметь следующие структурные элементы:

  • обращение (имя адресата + эпитет)
  • содержательная часть (вести о себе, вопросы к адресату)
  • заключительная часть (пожелания и прощание, этикетные формулы: до скорого… желаю… жду ответа…)
  • указание имени автора письма, дата.

Этап информации о домашнем задании:

написать письмо одному из адресатов: своей семье, другу, Президенту, учителю, ветерану и т.д.

Этап подведения итогов учебного занятия:

  • Что нового вы для себя открыли на уроке?
  • Какие, может быть, неожиданные выводы сделали?
  1. Этап рефлексии: Закончите предложение « Письмо для меня – это…»

Приложение 2

Библиография

  1. Касперская, О. В. Кафедра русского языка. Система работы с одарёнными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия/ О. В. Касперская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 119с.
  2. Никитина, Е. И. Русская речь: Развитие речи. 9 класс.: Учебник для обеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005. – 160с.
  3. Кирилова, И. Ю. Использование инновационных технологий обучения для формирования положительной учебной мотивации/И. Ю. Кирилова. – Эффективные пути совершенствования образовательного процесса: Сб./под редакцией Н. С. Сердюковой. – Белгород.: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2007. – 121с.
  4. Кульневич, С. В., Лакоценина, Т. П. Современный урок. Часть I: Научно-практическое пособие для методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2005. – 288с.
  5. Цветкова, Г. В. Русский язык. 6 – 11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г. В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169с.

Приложение 3

Творческая работа на тему: «Я пишу Президенту»

Пояснительная записка

Автор: ученик 9 класса Бессмельцев Станислав Владимирович

Творческая работа – домашнее задание творческого практикума по развитию речи «Письмо – SMS – письмо»

Работа стала победителем муниципального и регионального этапов Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» в номинации  «Письмо Президенту»  в 2009 году.  

Здравствуйте, уважаемый господин Президент! Пишет Вам пятнадцатилетний гражданин Российской Федерации Бессмельцев Станислав Владимирович, житель удивительного села с поэтическим названием Лесное Уколово.

Уверен, что к Вам часто обращаются граждане разных возрастов и различных социальных статусов с просьбами и предложениями, поэтому Вы, возможно, посчитаете  моё письмо подобным  прочим… Однако, прошу Вас, не спешите его откладывать.

Почему я обратился к Вам? Потому что считаю, что Вы – истинный патриот, радеющий как за целое государство, так и за каждый регион в отдельности.

С интересом я наблюдаю за тем, как Вы посещаете самые отдалённые регионы нашей страны и втайне надеюсь, что, возможно, приедете в наш Красненский район, посетите наше село, порадуетесь нашим успехам, узнаете о наших проблемах… Но, понимаю, дела государственные гораздо важнее проблем маленького села, численность которого уже едва ли превышает тысячу человек. Однако не теряю надежды побеседовать с Вами, хотя бы посредством письма.

Вначале я хочу познакомить Вас с историей села. Документальные источники свидетельствуют о том, что «как село с церковью Лесное Уколово известно с 1730 года». В названии села есть некая загадка: «Лесное» - окружённое лесами, а вот почему «Уколово»? Существует несколько предположений: человек по имени Кукол – первопоселенец или же Укол - помещик, некогда владевший окрестными землями. 

Наше село находится на самой границе с Воронежской областью. Несмотря на удалённость от областного центра, оно достаточно благоустроено: полностью асфальтировано и газифицировано, к каждому дому подведён водопровод. По вечерам село освещается десятками маленьких «солнышек», так что иной горожанин позавидует. Летом улицы утопают в  роскошном многоцветии садов и клумб… Село с почти трёхсотлетней историей продолжает хорошеть и расцветать. В 2007 году наше сельское поселение заняло I место в Красненском районе по благоустройству территории и III место  в области.

Приложение 3

Думаю, Вы получили некое представление о предмете нашего разговора: моя малая родина - моя гордость и любовь…

Я горжусь своим селом, имеющим глубокие исторические корни и современный ухоженный вид.  Я горжусь своим храмом Рождества Христова, который действует уже более полутора веков и никогда не закрывался, даже в годы лихолетий. В этом храме венчались мои родители, крестили меня и мою сестрёнку.

Наша школьная видеостудия «Cinema-Л» сняла фильм «Храм моего сердца», рассказывающий об истории и судьбе храма. В фильме мы постарались привлечь внимание общественности к проблемам памятника архитектуры, который тридцать шесть лет служил без капитального ремонта. Наш фильм был удостоен высокой награды: Диплома III степени на Фестивале православных образовательных кино- и видеопрограмм «Свет, побеждающий тьму», который Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн вручил нашему руководителю.

Сегодня мы видим, как и простые сельчане, и руководители обратились к проблемам реконструкции храма и оказывают посильную помощь.

Другая гордость нашего села – школа, одна из лучших школ района. Современное архитектурное здание расположено в самом центре, на возвышенности, так что всякий гость села может восхищаться его красотой и ухоженностью.

В нашей школе работают высококвалифицированные, любящие своё дело учителя.     Выпускники её – желанные абитуриенты различных вузов и ссузов Белгородской и Воронежской областей.

Нашу школу однажды в межрайонной газете «Заря» назвали образно «мини-государством», «маленькой страной». Действительно, мы живём весёлой жизнью, полной тепла и радости, по определённым законам, стремясь соответствовать образу выпускника школы, наделённого лучшими личностными качествами. Наша школьная жизнь – это не только уроки, но и школьные традиции, праздники, дни здоровья…

А  какие выпускные балы устраиваются в школе в тёплые июньские вечера! В школе собираются почти все жители села, чтобы дать выпускникам наставления, проводить ребят в добрый путь, в путь Знаний и Исканий…

Однако всё чаще и чаще мне приходится слышать, что наша школа неперспективна: затрат на содержание много, а детей мало. Вот и начали поговаривать  односельчане о переезде в более перспективные сёла и города…

Я очень люблю своё село, поэтому  меня волнует эта проблема. Почему я должен покинуть свою семью в 15 лет, чтобы продолжить образование, например, в районной школе, когда в моей есть все условия для дальнейшего обучения? Где же будет учиться моя младшая сестрёнка? Кто будет заниматься в новеньком компьютерном классе, осваивать современные станки в мастерской, плавать в бассейне и гонять мяч на стадионе? Да и мои

Приложение 3

родители, которые уже без малого 20 лет обучают детей,  останутся без работы…

Вот и задумались мы с одноклассниками о том, что у нас может и не быть прекрасного выпускного бала...

Почему же школа, в которой в 70-е годы насчитывалось до пятидесяти человек в параллели, сегодня катастрофически «теряет» учеников?.. Всё дело в том, что село не имеет перспективы в развитии: нет рабочих мест, а значит, заработка, поэтому молодёжь уезжает, поэтому пустеют школьные коридоры…

Да, в нашей школе сегодня нет необходимых чиновникам ста учеников, и ближайшие перспективы не радужные, но ведь очевидно: не будет школы – не будет села. И тогда не захочу я вернуться в своё село после учёбы и службы в армии, зная, что здесь негде будет учиться моим будущим детям.

Но я верю, что Вы сделаете всё, чтобы сёла, подобные нашему, не исчезли с карты государства, чтобы наша «маленькая страна» благополучно пережила демографический кризис и не потеряла свой статус.

Обращаясь к словам нашего губернатора Евгения Степановича Савченко: «Пока жива Россия, будет жить Белгородчина, а Россия  - бессмертна», -  я хочу высказать сокровенное желание о том, что пока жива Белгородчина, будет жить и процветать моё родное село Лесное Уколово. А я буду жить на своей земле, любить её и дарить любовь своим детям.

В конце своего письма хочу поблагодарить Вас за внимание и не прошу об ответе: Ваши ответы – в Ваших делах.

С глубоким уважением и признательностью Бессмельцев Стас.

16 марта 2009 года

Приложение 4

Сочинение-эссе «История моей семьи в истории моего края»

Пояснительная записка

Автор: ученик 8 класса Бессмельцев Станислав Владимирович  

Творческая работа стала победителем муниципального и регионального этапов конкурса «История моей семьи в истории моего края» в 2008 году.

По сюжету эссе был снят документальный видеофильм «Живая память поколений», ставший победителем Муниципального конкурса учебно-методических видеофильмов «Уроки нравственности».

Вечер… Назойливо, словно муха, звенит настольная лампа, вырывая из темноты белый тетрадный лист: «Сочинение. История моей семьи…».

Вот уже целый час я размышляю над этой темой и не могу решить, с чего начать свой рассказ.

Из соседней комнаты доносится колыбельная… Её поёт мама моей сестрёнке, как пела когда-то в детстве мне. Алиса сейчас ещё совсем маленькая. Маленькое чудо в нашей семье. С её рождением в наш дом ворвалось ощущение какого-то  нового, нет, обновлённого счастья. Добро, любовь, радость и тепло мы делим теперь на четверых. Это моя семья. И в каждом я вижу частичку себя: у меня папина походка, мамина улыбка, Алисин смех.

Для меня семья - первое родное место на земле, источник тепла и ласки, место осознанной любви и духовного понимания, где один стоит за всех и все за одного. Семья даёт мне самое главное в жизни. Что же я могу в свою очередь дать семье? Я могу поддерживать и передавать из поколения в поколение семейные традиции, обычаи, почитание предков.

Вот сейчас  я с гордостью вписываю имя сестрёнки в родословную моей семьи: «Бессмельцева Алиса Владимировна». Её имя рядом с моим, а рядом с нами ещё сорок шесть имён наших братьев и сестёр,  ниже - имена наших племянников, их пока только четверо…

Родословную нашей семьи начала составлять моя мама, заинтересовавшись этим вопросом во время изучения курса генетики в институте. Первоначально наша родословная представляла собой несколько склеенных листов с именами родственников трёх поколений. Сейчас это лист полуметровой ширины и  четырёхметровой длины, едва-едва вмещающий данные о семи поколениях по линии отца и матери.

Бобковы, Тинаевы, Калашниковы, Лошкарёвы… - вот только некоторые из фамилий моих предков. По сплетённым запутавшимся линиям, словно по тропам, пробираюсь я из поколения в поколение, из семьи в семью, из дома в дом. Вчитываюсь в мужские и женские имена, изучаю их связь со мной и, мысленно  рисуя их портреты, ищу сходства. Конечно же, мы должны быть похожи, ведь это всё, как в семье, только очень большой…

Приложение 4

Я рад тому, что видел и знаю своих прабабушек: Бобкову Софью Петровну и Лисняк Клавдию Сергеевну. Эти женщины никогда бы не знали друг друга и не встретились, если бы мои родители не поженились. «Свашенька», - так ласково называли они друг друга.

В мае 2007 года Клавдия Сергеевна отметила восьмидесятипятилетние. У неё трое детей, шесть внуков, семь правнуков, среди которых и я.

Молодые годы прабабушки пришлись на время Великой Отечественной войны и трудные послевоенные годы. С мужем Ильёй ей не удалось разделить счастье рождения дочери Вареньки, моей бабушки. В декабре сорок первого Клавдия осталась одна с маленькой дочкой и с похоронкой на её отца.

Красивая молодая женщина училась жить сама, преодолевая все трудности и невзгоды послевоенного времени. Родом из многодетной семьи, прабабушка не могла иметь только одного ребёнка, поэтому подарила жизнь ещё двум детям.

Дом моей прабабушки всегда открыт для людей. Сюда идут с радостью и любовью, с печалью и горем. Всем она старается помочь словом, делом, всех она хочет обогреть, защитить, накормить. Я хочу верить, что любви её хватит ещё на многие годы.

Её «свашенька», Софья Петровна, дождалась своего мужа Максима Семёновича с войны в сорок пятом. Ей едва исполнился тридцать один год, а в семье уже росли три дочери и сын.

Танкист, участник Прохоровского сражения, Максим быстро освоил мирную технику и пересел на единственный в округе трактор. Лесноуколовские и гончаровские земли ему приходилось обрабатывать одному. Работал сутками, без смен и отдыха: надо было поднимать колхоз и кормить семью, в которой после войны родилось ещё четверо детей.

На один заработанный трудодень Максиму Семёновичу давали по четыре килограмма зерна, поэтому хлеба хватало и семье, и добрым людям.

Домашние заботы о большой семье лежали на плечах Софьи Петровны. Хата во время бомбёжки была разрушена - отстраивали заново. В маленьком домике под камышовой крышей хватало место всем. Восемь ребятишек без труда помещались на русской печи, куда хозяйка то и дело подавала что-нибудь вкусненькое, наказывая, делиться со всеми.

До сих пор моя бабушка Мария Максимовна вспоминает вкус и запах маминого, самого вкусного для неё хлеба, хлеба из детства. Ей уже за семьдесят, но она так же, как её мама, продолжает нас баловать ароматным круглым хлебом, испечённым в русской печи. С ним в наш дом приходит тепло, уют и дух предков, оберегающих наше счастье, наставляющих на верный путь, учащий ценить труд людей…

Когда в колхозе прибавилось тракторов, прадеда назначили бригадиром МТС и завгаром. Так он и проработал до 1962 года, пережив самые трудные для крестьян годы возрождения хозяйств. Но память о страшных военных

Приложение 4

испытаниях крепко сжимала сердце Максима Семёновича, которое однажды не выдержало… Прадедушке было всего сорок девять лет.

Сразу повзрослели дети, у матери побелела голова…

Моя бабушка к тому времени уже была замужем за чернобровым уколовским красавцем Тихоном. Они построили на хуторе дом и воспитывали двухлетнюю дочь Раису.

Бабушка вспоминает, что ей, как старшей в семье, пришлось многое пережить, став первой помощницей родителям во всём, хоть была она маленькой и хрупкой. Маруся носила отцу в поле обед, борясь по дороге с желанием развязать узелок и отщипнуть краюшку хлеба, в мороз с отцом пилила брёвна для хаты, ходила в лес за дровами, таскала воду из колодца, да и за младшими приглядывала. Всему научилась маленькая Маруся.

Закончив семилетку, Мария отучилась в Красногвардейском техникуме на бухгалтера. В двадцать лет покинула родной дом, создав семью Бессмельцевых. Пять лет работала завклубом. Работа нравилась, справлялась. Бойкая, энергичная, всегда неунывающая, Мария была первой заводилой на селе. Концерты, танцы, праздники – всё под её началом. Правда, в хор к Мордасовой, куда её настоятельно приглашали, она не попала: отец заругался, не пустил, мол, - работать надо. До сих пор в районе помнят неугомонную певунью и шутницу. Да разве можно её забыть! Ведь и сегодня в свои семьдесят её самой любимой одеждой является русский народный костюм. А на сцене же бабушка живёт какой-то другой, молодой жизнью. И откуда только берутся силы после домашних хлопот бежать из хутора в село на очередную репетицию, ехать по району с концертами, выступать в школе перед учениками, «проигрывать» песни внучке. Частушки, стишки, колыбельные, детские прибаутки так и сыплются из её уст. Кажется, нет им конца и края. Третье поколение радует Маруся своими песнями. При виде бабушки Алиса, которой нет ещё и года, топочет ножками, машет ручками и визжит громко-громко: то ли поёт, то ли танцует, перенимая её талант. А Мария Максимовна спешит жить, ведь ещё многое хочется успеть, многому научить молодых, помочь нам всем.

…Вот уже четыре года нет с нами прабабушки Софьи Петровны, но семейная традиция собираться в родительском доме на Красную Горку, жива и будет жить, пока существует наш род. Свою родословную я передам  своим будущим детям, а те своим – так она будет  расти и пополняться новыми именами, фамилиями, но этих женщин будут знать и помнить все.

Не знаю почему, но мне захотелось сегодня рассказать именно об этих людях, таких далёких и таких близких. Глядя на старые фотографии, слушая рассказы старших, перебирая принадлежавшие им вещи, я понимаю, что всех их безумно люблю. А вместе с ними  люблю старые дома, старые улицы, свидетелей исторических событий - значит, люблю своё село, свой край, свою страну, где всё передаётся и повторяется из века в век, из поколения в поколение. Люди рождаются, живут, умирают, оставляя глубокий след в

Приложение 4

истории человечества. Я должен помнить свою историю, свои традиции, легенды. Я понимаю, что во мне живёт память поколений…

Звон настольной лампы разорвал рожок пастуха. Я выключаю свет, и комната наполняется звуками раннего весеннего утра. Светает… Не давая уснуть, мысли роятся у меня в голове. Перед глазами мелькают имена, даты, лица. Хнычет малышка, прося у мамы молока… Я дома, я в семье, я счастлив!

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме:"Активизация познавательной деятельности учащихся через синтез педагогических технологий"

Данный опыт предоставляет конкретные пути реализации основополагающих документов в области образования:•         Концепция модернизации российского образо...

Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве

Исследовательская деятельность способствует формированию обучающегося, наделенного набором универсальных учебных действий владеющего различными способами деятельности, готового к самостоятельной конст...

Организация социально-значимой деятельности обучающихся, как средство самореализации личности.

В настоящее время  в системе образования происходят изменения, регламентированные требованиями современного общества. Главным  среди них является:  умение делать осознанный выбор ...

Инновационный опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проектов»

В статье описан опыт работы пометодам проектов на уроках технологии с целью развития творческих способностей учащихся...

Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии

Творчество - это усиленная деятельность, направленная на добычу новизны. Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию....

Опыт работы на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности как условие достижения метапредметных и личностных результатов».

Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме  тех, которые проявляются в результатеактивного участия хотя бы в самой маленькой    поисковойисследовательской рабо...