"Систематизация и обобщение по теме "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок направлен на обобщение полученных знаний о причастии. Учащиеся выполняют разные виды заданий: высказывают свое мнение о роли причастий в речи, решают грамматические задания, находят речевые ошибки в употреблении причастий, проверяют свой словарный запас причастий, выполняют проверочный тест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_prichastie.docx | 18.73 КБ |
tema_uroka.pptx | 83.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Цели:
1) Участия должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, выделять причастный оборот;
2) осуществлять синонимическую замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом;
3) употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
ХОД УРОКА
1. Учитель читает строки:
Вот свойство моё обязательное –
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
(П. Чесноков)
- О чем эта загадка?
- Прочитайте эпиграф к уроку, записанный на экране (слова В.И. Даля):
«Причастие – это часть речи,
причастная глаголу
в образе прилагательного».
- Раскройте смысл этого высказывания.
- Что значит «причастный»?
- Возможно, термин причастие является старославянизмом, калькирующим греч. metoche (буквально «сопричастность»). В греческом языке причастие называлось так потому, что оно по своим грамматическим свойствам «сопричастно» как имени, так и глаголу.
- Сегодня на уроке мы обобщим и расширим знания о причастии, его роли в речи.
2. Решение грамматической задачи.
На экране записано задание:
(Не)освещенная комната
Лома(н,нн)ая деталь
Выточе(н,нн)ые картины
Дети рассея(н,нн)ы
- Только ли орфографические ошибки возможны при употреблении причастий?
3. Речевые ошибки.
- Какие речевые ошибки возможны при употреблении причастий?
1. Исправьте ошибки в употреблении причастий, объясните их характер.
Мама! Поздравляю тебя с днем рождения! Твой любимый и уважаемый сын Вася.
Фрукты нового урожая, отправляющегося с юга, уже поступают на север.
Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку.
Шустрый зайчонок, бежавший от дерева к дереву.
В открытое окно настежь влетел воробей.
2. Прочитайте правильно:
взята создан создана привезен привезена прибывший движимый
переведённый понявший понятый начавший начатый
4. Роль причастий в речи.
Учащиеся приходят к выводу, что причастия делают нашу речь образной, выразительной, красочной. Наиболее употребительны они в письменной речи, в художественном, научном и научно-популярном стиле.
- Всегда ли уместно употребление причастий?
- Прочитайте текст на экране.
Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающихся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.
- Почему текст вызывает у вас улыбку?
- Отредактируйте текст.
5. Словарный запас причастий.
- Предлагаю вам прямо сейчас на уроке проверить свой словарный запас причастий таким образом. Найдите в учебнике репродукцию картины И. Бродского «Летний сад осенью».
- Какое впечатление производит картина?
- Напишите как можно больше причастий, необходимых для более точного, красочного, эмоционального описания изображённого на картине.
6. Подведение итогов.
- А теперь выполните тест.
Домашнее задание:
подготовиться к контрольному диктанту, упр. 154
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«ПРИЧАСТИЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, ПРИЧАСТНАЯ ГЛАГОЛУ В ОБРАЗЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО» В.И. Даль
(Не)освещённая комната Лома( н,нн ) ая деталь Выточе (н, нн ) ые картины Дети рассея ( н,нн )ы
Мама! Поздравляю тебя с днём рождения! Твой любимый и уважаемый сын Вася.
Фрукты нового урожая, отправляющегося с юга, уже поступают на север.
Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку.
Шустрый зайчонок, бежавший от дерева к дереву.
В открытое окно настежь влетел воробей.
взята создан создана привезён привезена прибывший д вижимый п ереведённый понявший понятый начавший начатый
Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающихся в пользующихся произра -стающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.
ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Короткова Н.А. Урок систематизации и обобщения изученного материала. по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» 8 кл
Тема: : Урок систематизации и обобщения изученного материала по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» Девиз урока «Математика учит преодолевать трудности и исправ...
" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")
Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...
Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс
Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....
Систематизация и обобщение по теме: "Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи".
Материалы этого урока можно использовать при повторении темы : "Прямая речь"....
Урок-суд «Суд над глаголом» (Систематизация и обобщение изученного о глаголе)
Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы урока самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия бол...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Деепричастие"
Данный урок является уроком систематизации и обощения знаний и умений в 7 классе по теме "Деепричастие". Материал урока соответствует содержанию программы по русскому языку, дает возможность системати...
Систематизация и обобщение знаний по теме«Имя существительное»6 класс (1 урок).
Систематизация и обобщение знаний по теме«Имя существительное»6 класс (1 урок). Работа с интерактивной доской....