"Систематизация и обобщение по теме "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Кузнецова Елена Валерьевна

Урок направлен на обобщение полученных знаний о причастии. Учащиеся выполняют разные виды заданий: высказывают свое мнение о роли причастий в речи, решают грамматические задания, находят речевые ошибки в употреблении причастий, проверяют свой словарный запас причастий, выполняют проверочный тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_prichastie.docx18.73 КБ
Файл tema_uroka.pptx83.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».

7 класс

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Цели:

1) Участия должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, выделять причастный оборот;

2) осуществлять синонимическую замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом;

3) употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

ХОД УРОКА

1. Учитель читает строки:

Вот свойство моё обязательное –

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

                                                                                                          (П. Чесноков)

- О чем эта загадка?

- Прочитайте эпиграф к уроку, записанный на экране (слова В.И. Даля):

«Причастие – это часть речи,

                                                                                              причастная глаголу

в образе прилагательного».

- Раскройте смысл этого высказывания.

- Что значит «причастный»?

- Возможно, термин причастие является старославянизмом, калькирующим греч. metoche (буквально «сопричастность»). В греческом языке причастие называлось так потому, что оно по своим грамматическим свойствам «сопричастно» как имени, так и глаголу.

- Сегодня на уроке мы обобщим и расширим знания о причастии, его роли в речи.

2. Решение грамматической задачи.

На экране записано задание:

(Не)освещенная комната

Лома(н,нн)ая деталь

Выточе(н,нн)ые картины

Дети рассея(н,нн)ы

- Только ли орфографические ошибки возможны при употреблении причастий?

3. Речевые ошибки.

- Какие речевые ошибки возможны при употреблении причастий?

1.  Исправьте ошибки в употреблении причастий, объясните их характер.

Мама! Поздравляю тебя с днем рождения! Твой любимый и уважаемый сын Вася.

Фрукты нового урожая, отправляющегося с юга, уже поступают на север.

Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку.

Шустрый зайчонок, бежавший от дерева к дереву.

В открытое окно настежь влетел воробей.

2. Прочитайте правильно:

взята   создан   создана   привезен  привезена   прибывший    движимый

 переведённый   понявший   понятый   начавший   начатый

4. Роль причастий в речи.

Учащиеся приходят к выводу, что причастия делают нашу речь образной, выразительной, красочной. Наиболее употребительны они в письменной речи, в художественном, научном и научно-популярном стиле.

- Всегда ли уместно употребление причастий?

- Прочитайте текст на экране.

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающихся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

- Почему текст вызывает у вас улыбку?

- Отредактируйте текст.

5. Словарный запас причастий.

- Предлагаю вам прямо сейчас на уроке проверить свой словарный запас причастий таким образом. Найдите в учебнике репродукцию картины И. Бродского «Летний сад осенью».

- Какое впечатление производит картина?

- Напишите как можно больше причастий, необходимых для более точного, красочного, эмоционального описания изображённого на картине.

6. Подведение итогов.

- А теперь выполните тест.

Домашнее задание:

подготовиться к контрольному диктанту, упр. 154


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА УРОКА: «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»

Слайд 2

«ПРИЧАСТИЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, ПРИЧАСТНАЯ ГЛАГОЛУ В ОБРАЗЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО» В.И. Даль

Слайд 3

(Не)освещённая комната Лома( н,нн ) ая деталь Выточе (н, нн ) ые картины Дети рассея ( н,нн )ы

Слайд 4

Мама! Поздравляю тебя с днём рождения! Твой любимый и уважаемый сын Вася.

Слайд 5

Фрукты нового урожая, отправляющегося с юга, уже поступают на север.

Слайд 6

Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку.

Слайд 7

Шустрый зайчонок, бежавший от дерева к дереву.

Слайд 8

В открытое окно настежь влетел воробей.

Слайд 9

взята создан создана привезён привезена прибывший д вижимый п ереведённый понявший понятый начавший начатый

Слайд 10

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающихся в пользующихся произра -стающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

Слайд 11

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Короткова Н.А. Урок систематизации и обобщения изученного материала. по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» 8 кл

Тема: : Урок систематизации и обобщения изученного материала   по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной    и их систем» Девиз урока «Математика учит преодолевать трудности и исправ...

" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")

Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...

Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс

Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....

Систематизация и обобщение по теме: "Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи".

Материалы этого урока можно использовать при повторении темы : "Прямая речь"....

Урок-суд «Суд над глаголом» (Систематизация и обобщение изученного о глаголе)

Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы урока самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия бол...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Деепричастие"

Данный урок является уроком систематизации и обощения знаний и умений в 7 классе по теме "Деепричастие". Материал урока соответствует содержанию программы по русскому языку, дает возможность системати...

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное» 6 класс (1 урок).

Систематизация и обобщение знаний по теме«Имя существительное»6 класс (1 урок). Работа с интерактивной доской....