Урок литературы в 11 классе по рассказам В. Шукшина "О красоте человеческих лиц".
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Знакомство с тематикой рассказов Шукшина, с разнообразием человеческих характеров в его произведениях, простотой и образностью речи героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_11_klasse_po_rasskazam_v.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе по рассказам В.М.Шукшина

«О красоте человеческих душ».

   Обучающая цель: познакомить учащихся с тематикой рассказов Шукшина, с разнообразием человеческих характеров в его произведениях, простотой и образностью речи героев.

   Воспитательная цель: постараться убедить ребят, что красота души человека гораздо важнее внешней красоты.

   1.Чтение стихотворения Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» и беседа по его содержанию.  

   1) Чтение стихотворения учителем

   2)Беседа по содержанию стихотворения.

- Попробуем расшифровать метафоры автора. Что же за лица нарисованы в первой части стихотворения? Симпатичны ли они автору?

- Вторая часть стихотворения начинается с противительного союза НО, создавая антитезу. «Малая хижинка», внешне непривлекательная, чем же наделена она?

   2. Рассказ о Шукшине.

   ( На доске портреты «простых» людей, среди которых портрет Шукшина.

Перед вами разные лица. Вряд ли можно сказать, что они наделены необыкновенной внешней красотой. Это те «малые хижинки», о которых писал Заболоцкий. Именно они наделены даром красоты душевной, той красоты, которая способна дарить себя другому. Не о красоте  человеческих лиц, о красоте  человеческих душ пойдёт наш сегодняшний разговор.

И первый, о ком мы будем говорить, сам автор – Василий Макарович Шукшин.

   «Есть на Алтае река – Катунь. Злая, белая от злости. Прыгает по камням, бьёт их в холодную грудь крутой яростной волной, рв1тся из гор. А то вдруг присмиреет в долине – тихо, слышно, как гуси кричат, как утки в затоне плывут к островам. Отдыхает река. Чистая, светлая, каждую песчинку на дне видно, каждый камешек». Именно здесь 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в семье крестьян родился В,М, Шукшин. Много работал всю жизнь. До известного и любимого всеми писателя, режиссёра, актёра проделал большой и трудный путь. Был разнорабочим, слесарем, такелажником, учеником маляра, грузчиком, учителем вечерней школы.

- Что вы можете сказать о Шукшине-человеке, прочитав отрывки из его записей и выступлений?

   а) «Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай своё перо в правду. Ничем другим больше не удивишь».

   б) «Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвались добротой, не делай хоть зла!»

   в) «…Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».

   г) « Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил прожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжён и собран. И хорошо, и плохо – начинаю дёргаться, сплю с зажатыми кулаками… Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения».

- На мой взгляд, песня Высоцкого  «Я не люблю…» наиболее полно отражает личность В,М, Шукшина. (Звучит песня Высоцкого).

   3. Беседа по рассказам Шукшина.

   Таков Шукшин – автор многочисленных рассказов, герои которых, по мнению некоторых критиков, обыкновенные, простые люди.

- Что же значит, по-вашему, простой человек?

   Сам Шукшин не любил , когда его героев называли простыми. «Что значит простой? Солнце – оно тоже просто встаёт и просто заходит. А разве это просто»?- размышляла героиня рассказа Шукшина «Солнце, старик и девушка». Герои Шукшина, правильнее сказать, обыкновенные люби.       Давайте их вспомним. Викторина по рассказам Шукшина.

   а)Длинный, худой, носатый – совсем не богатырь на вид. (Забулдыга, непревзойдённый столяр). Но вот снимает он  рубаху, остаётся в одной майке, выгоревшей на солнце… И тогда-то, когда он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь его. Она – в руках».  ( Сёмка Рысь «Мастер»).

   б) Кто из героев последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал… Но случилось с ним непредвиденное, и он не знал, что делать… (Сашка Ермолаев «Обида»).

   в) Кто пришёл с той стороны, где меньше дворов, сел на косогор, нагретый за день солнышком, вздохнул. Он, видно, много отшагал за день и крепко устал?  (Степан Воеводин «Стёпка»).

   г) « - Это я деньги потерял.- При этом ломаный его нос (кривой, с горбинкой) из жёлтого стал красным – Сто двадцать рублей»… (Андрей Ерин «Микроскоп»).

   е) Было ему 39 лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом». (Василий Егорович Князев «Чудик»).

- Что же светлого, неповторимого, прекрасного увидел Шукшин в душах героев?

(Ученики называют качества героев: умение  видеть истинную  красоту, неприятие хамства, любовь к ближнему, к земле родной, доброта, совестливость…) ( На доске появляются  таблички с этими качествами).

- Почти все герои Шукшина – деревенские жители. Как вы думаете, почему именно о них пишет Шукшин?

- Некоторые «благоразумные» люди не любят героев Шукшина. Считают их грубыми, некрасивыми. Многие ещё при жизни автора писали ему письма, требовали красивых героев, благородных жестов. Что, по-вашему, отвечал писатель?

(После ответов на вопрос учитель читает отрывок из выступления В.М. Шукшина: «Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев, за их выпивки и т. п. А ведь что требуют? Чтобы я выдумывал. У него, дьявола, живёт за стеной сосед, который работает, выпивает, бывает ссорится с женой… В него он не верит, отрицает, а поверит, если я навру с три короба: благодарен будет, всплакнёт умилённый, и ляжет спать со спокойной душой»).

- Шукшин не хотел, чтобы наши души оставались спокойными, равнодушными. Он хотел разбудить нашу совесть, чтобы мы задумались о жизни, о самих себе. О чём задумались вы, прочитав рассказы Шукшина?

   4. Подведение итогов урока.

   Последние годы жизни чувство тревоги нарастало в Шукшине. Он видел, как перерождаются люди, как на смену людям со светлой, красивой душой приходят оборотистые ловкачи вроде Афанасия Дерябина ( рассказ «Мужик Дерябин»). Василий Макарович не таил ненависти к расползавшейся дерябинской породе, к людям, утрачивающим всё человеческое.

«Что с нами происходит? «- спрашивает писатель нас Он не отвечает на вопрос, он хочет, чтобы мы сами нашли ответ на него.

- Что с нами происходит?  Спрашиваю вас я.

- Посмотрите на рисунки ребят, которые учатся в 5 классе. Как вы думаете, что они нарисовали?  

Да, они  представили дом, в котором живут те качества, которые делают души красивыми.

Душа – это наш дом. Давайте же постараемся сделать её красивой. А для этого ведь не много надо?! (Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте восклицать…»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.

Урок:  ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...