Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Урок по русскому языку в 9 классе на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными"

Цель урока:

- сформировать лингвистические компетенции, пополнив знания учащихся о способах выражения сравнительных отношений;

- научить отличать сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными от сравнительных оборотов;

- формировать коммуникативные компетенции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок

Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными.

Цель:

  1. сформировать лингвистические компетенции, пополнив знания учащихся о способах выражения сравнительных отношений
  2. научить отличать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными от сравнительных оборотов
  3. формировать коммуникативные компетенции

1 Оргмомент.

Приветствие учащихся, гостей.

Ребята, как вам известно, сегодня в нашей школе праздник, педагогический олимп. А какой праздник без песни!? Все поём песню «Алые паруса».

2 Грамматическая разминка с целью активизации знаний учащихся

           1) О ком прозвучала песня? (о романтиках)

           2) Какова основная мысль?    

           3) Какое синтаксическое умение следует считать главным при изучении сложного                                                             предложения? (нахождение грамматической основы)

           

           4) Найдите в тексте песни односоставные предложения, определите их тип.

  • 1-ое предложение - безличное  
  • 3-ое предложение - определённо-личное
  • 4-ое предложение - безличное
  • 5-ое предложение – безличное

5) Скажите, почему нет запятой перед союзом «и» в последнем предложении? (общий второстепенный член)

6) Назовите грамматическую основу в этом предложении.

7) Определите вид сказуемого во второй части (составное именное)

8) Почему запятыми выделены слова «ребята», «правда»?

9) Найдите в тексте песни сложноподчинённые предложения, определите вид придаточных, обоснуйте свой выбор.

                                    Над бухтой (какой?), (где...)

                                   Соль (какую?), (что досталась…)

10) Могут ли стать девизом романтиков слова:

                             Пусть и штормы и пламя,

                             Пусть дороги круты.

                             Рей, как знамя, над нами,

                             Алый парус мечты.

   Обоснуйте свой ответ (Мечта – идеал романтиков, в песне говорится «надо верить в чудеса»)

           11) Определите способ связи слов в словосочетании «парус мечты» (управление)

           12) Каким изобразительно – выразительным средством является словосочетание  

            «парус мечты» (метафора)

           13) Какой ещё троп встречается в девизе? («как знамя» - сравнение)

           14) Чем выражено сравнение? (сравнительный оборот)

           15) Каким членом предложения является сравнительный оборот? (обстоятельством)

            16) Каким морфологическим способом образован термин «сравнительный»? (суффиксальный)

  1. Сопоставьте два предложения (написаны на таблице)

1)Сердцем старайся сберечь,

    Как звёздное небо России,

    Обычную русскую речь.

                                           Б. Саянов

2) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К. Г. Паустовский)

А) Что объединяет предложения? (сравнительные отношения)

Б) Чем они выражены? (сравнительный оборот, придаточное сравнительное)

В) Как отличить сравнительный оборот от придаточного сравнительного предложения?

  1. Запишите тему урока

Придаточные предложения сравнительные.

Под диктовку ребята записывают предложения и определяют, чем выражены сравнительные отношения.

  1. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.
  2. Хорошо и тепло, как зимой у печки,

И берёзы стоят, как большие свечки.

      3) Закружилась листва золотая

           В розоватой воде на пруду,

           Словно бабочек лёгкая стая

           С замираньем летит на звезду.

      4) Чем прозрачней воздух, тем ярче солнечный свет.

      5) Лес молчал, будто слушал песню (неполное предложения)

      6) Восточная сторона неба светлела, словно её потихоньку разбавляли прозрачной родниковой водой.

Вывод. Какие сравнительные союзы встретились в предложениях?

 

  1. Анализ таблицы со сравнительными союзами

Как                                                             Словно                                 Подобно тому как

      Будто                                                          Точно                                   Как если бы

Как будто                                                   Чем                                       Как всё равно

                                                                                                                   Чем – тем

  1. Одинакова ли стилистическая роль сравнительных союзов?
  2. Союзы из какой группы встречаются в публицистическом и научных стилях? (группа №3)

  1. Какой союз указывает на реальность сравнения, а какие - на предполагаемые отношения?

  1. Написаны предложения на доске. Вставить по смыслу союз.

  1. Гарт смотрел на небо. Звёзды бились и сверкали, (как) бьётся в сетях пойманная камса.
  2. В туманной синеве послышались странные звуки, (будто) в небе переливалась вода.
  3. Журавли летели быстро и кричали грустно, (как будто) звали с собой.

Вывод: Какова роль сравнительных оборотов и придаточных сравнительных? (точнее, ярче, эмоциональнее выражают мысль говорящего)

  1. Упражнение №105 работа в парах:

1 ряд – указать № предложения, где есть сравнительные придаточные (1,3,7,8)

2 ряд - указать № предложения, где есть сравнительны оборот (2,4,6,9)

3 ряд - указать № предложения, где при сказуемых не ставиться запятая (5)

  1. Закрепление (устно)

Задание. Какими грамматическими средствами выражены сравнительные отношения в следующих предложениях?

  1. Деревья за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым печальным дождём.
  2. Липа стоит уже вся чёрная, но один яркий лист её остался, висит, как фонарь, на невидимой нити и светит.
  3. На отдельных осинах висел жёлтый хмель, будто кто-то развесил сушить на солнце новые рогожи.
  4. Нет большего отдыха, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру.

Домашнее задание

Составить 3-4 предложения, выразив в них сравнительные отношения любыми грамматическими средствами:

А) Форма творительного падежа

Б) Сравнительный оборот

С) Сравнительное придаточное

Темы:

А) «Праздник осени»

Б) «Первый снег»

В) «Листопад»

9 Итог. Какие новые компетенции формировались на уроке? Для чего нежно знать придаточные сравнительные, сравнительный оборот?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

На уроке выделяются отличительные признаки сложных предложений с придаточными определительными, предупреждаются ошибки в построении данного типа предложений. Раскрываются особенности употребления союз...

«Сложноподчинённые предложения с придаточными предложениями определительными»

конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе....

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Это урок русского языка с презентацией  в 9 классе татарской школы. Материалы урока помогут при подготовке к Государственной итоговой аттестации (ГИА) девятиклассников. Цель урока:познакомить уча...

Урок-презентация "Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными"

В презентации собран дидактический материал, необходимый для проведения урока...

разработка урока с применением ЭОР «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». 9класс

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». 9классЦели урока: формирование умений:- различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средс...

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"

Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточ...