Открытый мастер-класс
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

 Ольга Николаевна Дьяченко

Работа содержит мастер-класс на тему "Род, число, падеж имен существительных".  Используя  презентацию к мастер-классу, легко провести урок в 6 классе по данной теме. Желаю всем успехов, особенно начинающим учителям.yes

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rodchislo_padezh_sushch.ppt2.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию выполнила: Дьяченко Ольга Николаевна Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МОУ «ООШ с.Кувыка»

Слайд 2

6 класс Урок русского языка в 6 классе в начале года. Повторение изученного в 5 классе. Рассчитан на 2 часа

Слайд 5

Существительные имеют три рода: мужской, женский и средний. Род существительного можно определить поставив к существительному мой(м. р), моя (ж.р.), моё(ср. р). Кроме того, у некоторых существительных можно определить род по значению слова, т.к.одни слова называют людей и животных мужского пола, а другие -женского Род имени существительного

Слайд 7

Женский род Мужской род Средний род (Общий род) На а, я и мягкий согласный На согласный, редко на а, я На о, е Она моя Он мой Оно моё Составляем вместе таблицу и беседуем. Задание. Определите род существительных и разнесите в соответствующие колонки. Растение, дорога, договор, зверь, росток, поросль, еда, бюро, время, уровень, область, юнга, кино, чудовище, радость, грязь, ягуар.

Слайд 8

Что объединяет слова: неряха, староста, невежда, горемыка, умница, трудяга, врач? Добавьте эти слова в четвертую колонку

Слайд 9

Существительные имеют два числа- единственное и множественное . По числам изменяются конкретные существительные. Изменение по числам передаётся с помощью окончаний. Не изменяются по числам вещественные, отвлеченные, собирательные существительные и некоторые другие. Они имеют ед. и мн. числа. Число имени существительного

Слайд 10

Только форму ед.числа имеют: 1. вещественные : молоко, сметана и т.д. 2. отвлеченные : любовь, дружба и т.д. 3. собирательные : учительство, листва и т.д. 4. собственные : Кавказ, Урал и т.д. Только форму мн.числа имеют: 1. вещественные : чернила, очистки и т.д. 2. отвлеченные : каникулы, именины и т.д. 3.слова,обозначающие парные предметы : очки, сани и т.д. 4 . собственные: Альпы, Карпаты и т.д. У существительных, которые имеют только форму мн. Ч., не определяется род и тип склонения.

Слайд 11

Образуйте устно множественное число от существительных. Облако – (?), поле – (?), токарь – (?), нефть – (?).

Слайд 12

Оказывается, не от всех существительных можно образовать множественное число. 2. Сейчас мы будем делать открытия. Открытие 1. Только форму единственного числа (запишем слова и вставим нужную букву). М…л….ко, см…тана, л…ства, кр…снота, б…нзин, учит…льство, л…бовь, дружба, Кавказ, Урал

Слайд 13

Открытие 2. Только во множественном числе. Запишите, вставив нужные буквы. Оч(?)ки, брюки, им…нины, ч…рнила, (К,к)арпаты.

Слайд 14

Назовите, в какой строке имена существительные имеют форму только единственного числа. Легкомыслие, невоспитанность, упорство. Задача, проблема, решение. Соглашение, утверждение, устройство

Слайд 15

Назовите, в какой строке имена существительные имеют форму только множественного числа. Васильки, колокольчики, ромашки. Кроссовки, туфли, сандалии. Джинсы, рейтузы, шорты .

Слайд 16

В русском языке шест ь падежей . Каждый падеж имеет своё название и отвечает на определённый вопрос. П. Вопрос. Ед.число. Мн.число. И кто? что? друг, книга. друзья, книги. Р. кого? чего? друга, книги. друзей, книг. Д. кому? чему? другу, книге. друзьям, книгам. В. кого? что? друга,книгу. друзей, книги. Т. кем? чем? другом, книгой. друзьями, книгами П. о ком? о чём? (о)друге, книге. (о)друзьях, книгах. Падеж и склонение имён существительных

Слайд 17

Все падежи кроме именительного, называются косвенными . Падежи показывают отношение существительного к другим словам в предложении. Чтобы определить падеж существительного нужно: 1.найти слово, от которого зависит существительное; 2.задать от этого слова к существительному падежный вопрос.

Слайд 18

Существительные в единственном числе распределяется по трем типам склонения. К первому склонению относятся существительные женского рода с окончанием –а(-я),а также небольшое количество существительных мужского рода с окончанием –а(-я). К второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием, а также существительные среднего рода с окончанием –о(-е). К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием. Они имеют мягкий знак в конце основы. Склонение существительных в единственном числе

Слайд 19

Задание 1 . Определите падеж имён существительных, подставляя к ним вопрос. Такое же точно (……) золото отдельными (…….) блёстками тихо сверкает и в (……) трещинах старой (……)коры. Под (……) дубом, скрученным (…….) временем, (…..) ветрами, (…..) дождями, (…..) морозом и (…..) жарой в узловатого (…..) великана, спрятался (…..) домик. Грустные (…..) мысли наводит порывистый (…..) ветер, грустно стоять одному у размытой (…..) дороги, кто-то в (…..) телеге по (…..)ельнику едет и едет – позднее ( …..) время – спешат запоздалые (…..) дроги.

Слайд 20

Задание 2 . Спишите. Подчеркните подлежащее и дополнения, выраженные именами существительными. Обозначьте их падеж. Всюду и везде трудя…ся люди. Строители возводят дома. Конструкторы созд…ют новые машины. Хлеборобы выращивают пшеницу. Шахтёры добывают уголь. Писатели пишут книги. Детей учат преподаватели.

Слайд 21

Игра «Редактор» Какие ошибки допустил ученик в определении падежей? Один ученик так определял падеж существительного: Работа выполнена в тетрадке. Тетрадке – окончание -е, дательный падеж. В тетради не было ни каких исправлений. Тетради – окончание -и, родительный падеж.

Слайд 22

По изменении по падежам и числам некоторые существительные имеют окончания разных склонений поэтому они называются разносклоняемыми . К ним относятся: 1)существительные на –мя: бремя, время, знамя, стремя и т.д. (10 слов) 2)существительные мужского рода: путь.

Слайд 23

УМК под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык, Практика. 6 класс», «Русский язык. Теория. 5-9 классы». М. Вентана-Граф, 2011 г. Г.Н. Сычева. Русский язык в таблицах. Ростов-на-Дону: Изд. «Баро-пресс», 2009 г. И.М. Стронская. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. С.-Пб.: Изд.дом «Литература», 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса в рамках проведения городского семинара учителей физической культуры г. Саратова "Внедрение Комплекса ГТО в общеобразовательных учреждениях", декабрь 2014 г.

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол).Мастер-Класс[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8019316","attribu...

Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....

Открытый мастер-класс в 7 классе школы-интерната № 22 ОРО «РДЖ» по метапредмету «Сравнение»

Открытый мастер-класс в 7 классе школы-интерната № 22 ОРО «РДЖ» по метапредмету «Сравнение»...

Открытый мастер-класс по пошиву игрушки из фетра. Проведения МАСТЕР-КЛАССА по изготовлению новогоднего сувенира – «Тигр», для дома ветеранов «Ногинский»

- познакомить педагогов с историей возникновения и качественными    характеристиками фетра, как материала для творчества;- показать,  для чего можно использовать фет...

План открытого мастер-класса по русскому языку в 5 классе "Повторение синтаксиса и пунктуации в 5 классе" с презентацией

Разработка данного урока  с использованием сингапурской методики позволяет повторить и систематизировать знания учащихся по синтаксису и пунктуации в 5 классе в форме групповой работы....