Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Новикова Галина Александровна

Материал для повторения и изучения новой темы посвящен А.С. Грибоедову и его комедии "Горе от ума"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spp_s_pridatochnymi_izyasnitelnymi.docx41.91 КБ

Предварительный просмотр:

  Сложноподчиненные предложения

с придаточными изъяснительными (2 часа)

Технология проблемного обучения + элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Сопутствующая тема –комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Цели:

  1. Формирование умения определять, характеризовать СПП с придаточным изъяснительным.
  2. Закрепление навыка постановки знаков препинания в СПП.
  3. Совершенствование умения выполнять тестовую работу.
  4. Совершенствование умения составлять тематическую схему.
  5. Способствовать привитию интереса к русской классической литературе (на примере комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).

Оборудование:

  1. Карточки с текстом и заданиями.
  2. Тест.
  3. Портрет А. С. Грибоедова

Эпиграф:

                                                                                                 Ум и дела твои бессмертны

                                                                               В памяти русской,

                                                                                               Но для чего пережила тебя

                                                                     Любовь моя!

Нина Грибоедова

Ход урока:

  1. Оргмомент. (слайд 1)
  2. Проверка домашнего задания (слайд 2)

Устный рассказ на лингвистическую тему: «СПП с придаточными определительными»

План ответа:

  • К чему относится придаточная часть.
  • На какие вопросы отвечает придаточная часть.
  • Место придаточной части в предложении.
  • Согласование с определяемым словом.
  • Местоименно-относительные придаточные.
  • Знаки препинания.
  • Схемы
  1. Синтаксическая разминка. (слайд 3)

--Прочитайте СПП. Дайте им устную характеристику (грамматические основы, вид придаточного, место придаточного в предложении).

СПП с придаточным определительным запишите в тетрадь.

  1. Кто беден, тот тебе не пара.                     (определительное)
  2. Когда ж постранствуешь, воротишься домой,

И дым Отечества нам сладок и приятен.                (обстоятельственное времени)

  1. Теперь, чтобы смешить народ,

Отважно жертвовать затылком?                    (обстоятельственное цели)

  1. Ах, боже мой, неужли я из тех,

Которым цель всей жизни – смех?            (определительное)

  1. Частенько там

Мы покровительство находим, где не метим.         (обстоятельственное места)

  1. Постановка проблемы. (слайд 4)

-- Кто автор этих строк? Из какого произведения они взяты?

              (А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»)

-- Почему сегодня на уроке мы заговорили о Грибоедове и его замечательной комедии?

               (В этом году исполняется 185 лет с момента написания комедии «Горе от ума»)

-- Прочитайте эпиграф к уроку.

Эти слова, сказанные женой поэта Ниной Грибоедовой, написаны на его могиле. Сегодняшний урок мы посвятим автору комедии «Горе от ума».

  1. Выполнение тестовой работы (подготовка к ГИА).

--Мы продолжаем готовиться к ГИА.  Прочитайте текст на карточках и выполните тестовые задания.

А. С. Пушкин

«Путешествие в Арзрум» (отрывок).

        (1) Я познакомился с Грибоедовым в 1818 году. (2)Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, -- все в нем было необыкновенно привлекательно. (3)Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. (4)Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан… (5)Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую, несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном…

         (6)Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностью уехал в Грузию, где провел восемь лет в уединенных неусыпных занятиях.(7) Возвращение его в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. (8)Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами… (9)Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. (10)Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. (11)Она была мгновенна и прекрасна.

         (12)Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! (13)Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов.

(слайд 5)

  1. Определите стиль и тип речи

А) научный, повествование

Б) официально-деловой, рассуждение

(В) художественный, повествование

Г) публицистический, описание

                     2) В предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями СПП.

Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости,1 эту глупую,2 несносную улыбку,3 когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном…

                                       (3)

3)Укажите количество грамматических основ в предложении 10.

                   (1)

4)Среди предложений 10 – 13 найдите СПП. Укажите его вид.

                   (12, изъяснительное)

  1. Изучение новой темы.
  1. Целеполагание.

-- Найдите в прочитанном тексте в последнем абзаце СПП. Определите его вид.

             (изъяснительное)

-- СПП с придаточным изъяснительным – это тема нашего сегодняшнего урока.

2. Изучение теории (работа с учебником с. 78 – 79, 81 – 82)

При самостоятельном изучении теоретических сведений составьте опорную схему. (После выполнения работы – слайд 6)

3.Устное выполнение упражнения 112.

-- Перескажите текст о СПП с придаточным изъяснительным, используя составленную схему. Каждое положение подтверждайте собственными примерами.

4.Конструирование предложений. (слайд 7)

1)  Закончите предложения придаточными изъяснительными. Обратите внимание на то, что союз и союзное слово определяют характер смысловых отношений между главной и придаточной частями СПП.     Обязательное условие – тема посвящена Грибоедову.

                                                                               где  (родился Грибоедов)

                                                                               куда (отправился Грибоедов в последние годы жизни)

                                                                               откуда …

  На уроке литературы я узнала,                    что …

                                                                               когда …

                                                                               сколько …

                                                                               какой …

(слайд 8)   2)Перестройте предложение №12 из текста А. С. Пушкина «Путешествие в Арзрум» в предложение с прямой речью и  с косвенной речью.

                    ( Пушкин писал: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок».

                      Пушкин сожалел, что Грибоедов не оставил своих записок.)

-- Чем отличаются получившиеся предложения?

3)Запишите предложение, определите его вид.

Гончаров в статье «Мильон терзаний», посвященной комедии Грибоедова, подчеркивал, что она «отличается маложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений»

                         (СПП с придаточным изъяснительным. Косвенная речь)

-- Замените это предложение на предложение с прямой речью.

(В статье «Мильон терзаний» Гончаров писал: «Комедия Грибоедова отличается маложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений».)

5.Закрепление ЗУН.

-- Запишите под диктовку предложения из комедии «Горе от ума». Поставьте вопрос к придаточной части, подчеркните грамматические основы, постройте схемы.

1)Случалось ли, чтоб вы, смеясь или в печали                                  

    Ошибкою добро о ком-нибудь сказали?

2)Там стены, воздух – все приятно!

    Согреют, оживят, мне отдохнуть дадут                                                                          

    Воспоминания о том, что невозвратно!

3)Несчастные! Должны ль упреки несть

    От подражательниц модисткам

    За то, что смели предпочесть

    Оригиналы спискам.

4)Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!                                            [           ], (        ).

5)Готов я душу прозакласть,

    Что в мире не найдешь такого друга.

6)Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,

    Мой вид, мои слова, поступки – все противно.

7)Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

    Где оскорбленному есть чувству уголок!

    Карету мне, карету!

6.Тестовая работа (Слайды 9, 10)  

  1. Какие предложения содержат придаточное изъяснительное?

1)Когда же надо подслужиться,

    И он сгибался вперегиб.

2)Как станешь представлять к крестишку ли местечку,

    Ну как не порадеть родному человечку!

3)Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы.

               (4) Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

                    Где оскорбленному есть чувству уголок!

                    Карету мне, карету!

               5)А я, чтоб не мешать, отсюда уклоняюсь.

               6)Я правду об тебе порасскажу такую,

                   Что хуже всякой лжи.

(7)Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!

8)Уж коли зло пресечь,

    Забрать все книги бы да сжечь.

(9)Мой ангельчик, желал бы вполовину

    К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе.

(10)Но кто бы думать мог, что был он так коварен.

(11)Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,

      Мой вид, мои слова, поступки – все противно.

  1. Какие из придаточных изъяснительных присоединяются к главному при помощи союзного слова?

             1) Случалось ли, чтоб вы, смеясь или в печали                                  

                  Ошибкою добро о ком-нибудь сказали?

             (2) Там стены, воздух – все приятно!

                  Согреют, оживят, мне отдохнуть дадут                                                                          

                  Воспоминания о том, что невозвратно!

             3)Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!

             (4) Мой ангельчик, желал бы вполовину

   К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе.

            (5) Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

                Где оскорбленному есть чувству уголок!

                Карету мне, карету!

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание (слайд 11)

§ 12

Напишите сочинение-рассуждение по одному из афоризмов из комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума», используя СПП.

1)Блажен, кто верует, тепло ему на свете.

2)Когда ж постранствуешь, воротишься домой,

   И дым Отечества нам сладок и приятен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Цель урока:   Закрепить умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания; закрепление навыков правописания...

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Данная работа может быть использована как наглядное пособие при изучении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными и определительными по роману в стих...

Презентация к уроку в 11 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение"

Презентация к уроку по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение" позволит закрепить знания учащихся по данной теме, а также подготовиться к сда...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

Урок изучения нового материала. На уроке используются ИКТ, приемы проблемного и ассоциативного обучения, проверка знаний уч-ся через задания, созданные в тестовой оболочке UniTest....

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.Ход урока.

Сложноподчиненные предложенияс придаточными изъяснительными, 9 класс. Ход урока....

Урок русского языка в 9 классе по теме « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным» (конспект, презентация, проверочный тест)

Цели урока:научиться  различать СПП с придаточными изъяснительным и определительными  и производить их синонимическую замену;закрепить умения  правильно расставлять знаки препинания и с...