М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество (урок литературы в 6 классе в рамках реализации ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Конспект урока литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова в 6 классе по программе Г.И.Беленького.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Автор  Бут Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области»        

Конспект урока  литературы в условиях реализации ФГОС

М.Ю.Лермонтов. Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества (6 класс)

Тип урока: ознакомительный  урок.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: познакомить  ребят с фактами биографии М.Ю.Лермонтова, оказавшими влияние на становление личности поэта; определить мотивы ранней лирики поэта

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с учебником;
  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать технику чтения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие интереса к  личности и творчеству М.Ю.Лермонтова;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения  работы в парах.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к литературе;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в  парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Обобщение ранее изученного

3.Актуализация

знаний

3. Постановка учебной цели.

 

Проверка д/з.

Класс разделён на три группы. Определён консультант в каждой группе. Учащиеся представляют по одному чтецу от каждой группы для выразительного чтения наизусть стихотворения Языкова «Пловец».

- Задайте вопросы по стихотворению своим товарищам.

(Например:

- какова тема стихотворения?

- какова основная мысль стихотворения?

-назовите средства выразительности, используемые автором.    

- Оцените ответы ваших одноклассников по пятибалльной системе. Будьте объективны.

  Проведём небольшую поэтическую викторину. Я прочту вам строки из стихотворений, а вы постараетесь узнать произведений и автора.(слайд)

  - скажи-ка, дядя, ведь не даром//Москва, спалённая пожаром// Французу отдана? («Бородино»)

-  белеет парус одинокий в тумане моря голубом…(«Парус»)

-    тучки небесные, вечные странники!...  («Тучи»)

- Кто же автор этих стихотворений?

Да, это Михаил Юрьевич Лермонтов.

- Как вы думаете, случайно ли я вспомнила об этом удивительном поэте? О ком будет идти речь на уроке?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

- Давайте сформулируем  тему.

- Итак, тема урока: «М.Ю.Лермонтов. Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества»

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в течение этого урока мы должны ответить на вопрос: какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества?

Читают выразительно стихотворение.

Отвечают на вопросы

Комментируют выступление товарищей.

Угадываю произведения и автора

Формулируют тему

Формулируют цель урока

   Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

1)Словарная работа.

Работа в группах. Давайте выясним значение слов

 1 группа – мятежный

2 группа – мотив

3 группа – лейтмотив

Выступление групп:

  • Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.
  • Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.
  • Мятежный - неспокойный, бунтующий.

Основные мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова

  • мотив действия и подвига;
  • мотив странничества;
  • мотив изгнанничества;
  • мотив сна;
  • мотив памяти и забвения;
  • мотив одиночества…

Работают со словарями.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

Первичное закрепление знаний.

Закрепление изученного материала

Физ. минутка (пауза релаксации)

1)Работа в группах. Чтение статьи учебника (стр.168-170)

Заполните  таблицу

Жизненный этап

События

Детство

На Кавказе

Учёба

1828 год, 1830 год

1832 год

- Опираясь на материалы таблицы, задайте друг другу вопросы о жизни М.Ю.Лермонтова. Ответьте на них.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

 Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем – это птицы летят.

 Как они сядут – тоже покажем. Руки сложили назад.

2)Литературная лаборатория. Повторим средства выразительности. Соотнесите  средство выразительности и его определение. Проверьте себя

  • Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета
  • Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.
  • Инверсия – необычный порядок слов в предложении

3)Чтение учителем стихотворения «Парус»

Работа по вопросам:

  • Каким настроением проникнуто стихотворение? 
  • Какое слово определяет это настроение? 
  • Какой мотив является главным в стихотворении? 

4) Работа в группах. Найдите средства выразительности в стихотворении «Парус»

1 группа – олицетворения

2 группа – эпитеты

3 группа – инверсию

Выступление групп.

Работают со статьёй учебника.  Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы.

Выполняют физкультминутку

Работают с терминами

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.

Работают в группах, находят предложенные средства выразительности.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

Какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества?

Рефлексия. Продолжите фразу:

  • На уроке я узнал…… 
  •  Осталось непонятным…..
  • Было интересно…..
  • Хотел бы узнать…. 

Консультанты в каждой группе оценивают работу участников группы. Комментируют оценки.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

  •        Выучить стихотворение «Парус»
  • Проанализировать стихотворение по плану:
  • Какова композиция произведения (каково его построение)?
  • Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении?
  • Каков мотив?
  • Какие чувства вызывает стихотворение?

Ответить на вопросы 1-4, стр. 172

Запись учащимися задания в дневники.

Список использованной литературы:

  1. Н.В.Егорова, Б.А.Макарова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. Москва. «ВЫАКО», 2012
  2. Б.И.Турьянская, Л.В.Гороховская. Литература в 6 классе. Урок за уроком.  М. «Русское слово» 2002
  3. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац; под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013г..

Рабочий лист 1-я группа

Тема  урока:______________________________________________________________________

Цель урока:_______________________________________________________________________

Задания для групп.

  1. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворения Н.М.Языкова «Пловец».
  2. Задайте вопросы выступающим:

- какова тема стихотворения?

- какова основная мысль стихотворения?

-назовите средства выразительности, используемые автором.    

       

  1. Работа со словарём. Выясните по словарю значение слов:

 1 группа – мятежный

2 группа – мотив

3 группа - лейтмотив

Основные мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова

  • мотив действия и подвига;
  • мотив странничества;
  • мотив изгнанничества;
  • мотив сна;
  • мотив памяти и забвения;
  • мотив одиночества…

4. Чтение статьи учебника (стр.168-170) Заполните  таблицу

Жизненный этап

События

Детство

На Кавказе

Учёба

1828 год, 1830 год

  1.  

5.Литературная лаборатория.  Соотнесите  средство выразительности и его определение.

Эпитет

придание неживому предмету свойств живого существа.

Олицетворение

необычный порядок слов в предложении

Инверсия

образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета

 

6. Работа по вопросам:

  • Каким настроением проникнуто стихотворение? 
  • Какое слово определяет это настроение? 
  • Какой мотив является главным в стихотворении? 

7. Работа в группах. Найдите средства выразительности в стихотворении «Парус»

1 группа – олицетворения, 2 группа – эпитеты, 3 группа - инверсию

Итог урока  Какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе в рамках реализации ФГОС.

Урок русского языка в 5 классе.Знакомство с новой темой....

Формирование метаспособности редукции на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС ООО

Главная характеристика современного общества — это его переходное состояние — от индустриального общества к информационному. Сам процесс перехода называется информатизацией — это такое своеобразное си...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Мастер-класс по теме “Регионоведение на уроках немецкого языка с целью духовно-нравственного воспитания учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС ОО" (авторская работа)

С данным материалом я выступала перед учителями немецкого языка на региональном уровне. Вопросом краеведения я занимаюсь уже достаточное время. Это очень интересный и важный вопрос, особенно в наше сл...

Статья "Проектная деятельность на уроках обществознания в 5-6 классах в рамках реализации ФГОС"

В статье рассказывается как осуществляется проектная деятельность на уроках обществознания в 5-6 классах...