Интегрированный открытый урок "Англицизмы в русском языке"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Значение заимствованных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_z.s.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Ход урока.

  1. Орг. момент.

С.Ю.  – Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, интегрированный, в течение которого работать с вами будут два учителя – учитель английского языка Джазаева М.Х. и учитель русского языка Урусова С.Ю. Интеграция-процесс  сближения и связи наук. На основе такого сближения, объединения языков проведём урок по теме «Английские заимствования в русском языке».  (Слайд 1)

М.Х. – Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми английскими заимствованиями, выясним, какими путями они проникли в русский язык, будем учиться узнавать их.

С.Ю. – Эпиграфом к уроку станут слова В.Г.Белинского: «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга». Какое интересное выражение-«занимать слова»… не деньги, а слова… Ещё А.С.Пушкин назвал русский язык «переимчивым и общежительным»  (Слайд 2)   2

  1. Устный терминологический диктант.

-Все слова языка?

-Словарный запас одного человека?

-Слова, одинаковые по звучанию?

-слова с противоположным лексическим значение?

-слова, употреб. жителями той или иной местности?        

-слова, ограниченные  в своём употреблении?

-новые слова, возникающие в языке?

-с точки зрения происхождения слов? (Слайд 3)   2

  1. Синтаксическая пятиминутка.

Дождь прошуршал по широкому лугу,

Даже цветы удивились друг другу:

В чашечках листьев, на каждой травинке

По огонёчку, по серебринке.

     - О чём текст?

     - Какие средства выразительности используются в тексте автором для создания этой картины? (Олицетворение, метафора)

Дождь шуршал по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, закрывали жалюзи. Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал  постепенно меняться.

- Как вы думаете, какие слова встречаются в этом тексте? (Слайд 4) 5

М.Х.- Язык быстро и гибко реагирует на потребности людей. З.с. – результат тесного общения народов, появления новых явлении, предметов, механизмов.

С.Ю. – Каковы же причины заимствования? Почему люди меняются словами? (Об этом нам расскажет Суюнбаева Фериде) 4

  1. Проверка домашнего задания.

С.Ю. – Большая часть слов в русском языке из английского языка. Почему? В последнее время наблюдается явное увлечение английской лексикой. Вот данные одного из последних исследовании.  (Слайд 5)

С.Ю. – Изучать происхождение слов очень интересно. Выясняя, почему мы называем какой-либо предмет именно так, а не иначе, можно узнать много нового не только о языке, но и об истории. Есть, например, особые слова, которые называют эпонимы. Они обозначают вещи, названные в честь людей, придумавших или впервые использовавших их. Очень часто человека, давшего своё имя изобретению, уже не помнят, а изобретением пользуются вовсю.  Кто же из англичан прославил себя на века, оставшись в языке в качестве названии предметов и явлении.

Дети разбирают слова-эпонимы. (Байкот, сэндвич, вокзал)  (Слайд 6)  4

С.Ю. – Где же можно узнать о происхождении слова? (Словаре)  

С.Ю. – Как ведут себя  слова – иностранцы, попадая в другой язык?

5. Объяснение нового материала.

М.Х. – Они, как и люди, должны освоиться, приспособиться к новым условиям жизни.

Попав в русский язык, иноязычные слова претерпевают разные изменения: фонетические, грамматические, лексические, графические. Сначала происходит графическое освоение слова, то есть слова записываются при помощи букв русского алфавита. Разберём на примере нескольких слов, которые вы должны будете  отгадать.

Загадки:

1)появилась эта игра почти 100 лет назад в США. Тогда мяч бросали не в кольцо, а в обычную плетёную корзину. Отсюда и пошло название игры: корзина-мяч. Он хорош тем, что с помощью занятии этой игрой развиваются выносливость и лёгкость, улучшается работа сердца, сосудов, лёгких. (Баскетбол)

2)в неё играют две команды по 11 человек в каждом, игра ведётся на  ровном травяном поле, игроки не имеют права касаться мяча руками. (Футбол)

3)сущность игры заключается в том, что каждая из двух команд, состоящая из 6 игроков, стремится разыграть мяч руками и направить его через сетку в сторону противника, чтобы забить гол. (Волейбол)

      Football (8)  -   футбол(6)

      Volleyball(10)   -  волейбол (8)

      Basketball(10   -  баскетбол (9)

Изменяется количество букв и звуков.

В английском языке это сложные слова, в них выделяется два корня, а в русском языке – один корень. Это грамматические изменения.

М.Х. – В лексике современного русского языка существуют разные по своему происхождению слова, как мы говорили выше. Далеко не всегда исконное можно отличить от заимствованного.

С.Ю. – И всё же по некоторым признакам можно определить, что слово пришло к нам из английского языка. Какие приметы имеют «пришедшие слова-иностранцы».

М.Х.- Заимствование - вполне законный процесс обогащения языка.

Распределите английские слова по тематическим группам и напишите обозначение этого понятия по-русски, не пользуясь словарем

mixer         printer ,diving ,        remake, broker,

shaker ,browser ,bowling, image, security,

toaster, scanner, biker, poster,  provider,

jumper ,notebook, sprinter ,hit ,realtor,

second-hand ,        Internet, match, jazz ,producer

быт

компьютер

спорт

массовая культура

профессии

англ.

рус.

англ.

рус.

англ.

рус.

англ.

рус.

англ.

рус.

Попробуйте объяснить лексическое значение слов с помощью английского языка.  

Запишите рядом английские слова, обозначающие эти понятия.

Футбол –____________________

Кроссворд –_________________

Тайм-аут – __________________

Гринпис – ___________________

Секонд хенд – ________________

Спикер –_____________________

Скейтборд –__________________

Ток-шоу –____________________

Хенд-мейд – __________________

Сноуборд – ___________________

Слова для справок: football, time out, crossword, snowboard, green peace, Hand made,  second hand, talk-show, speaker, skateboard.

Замените английские звуки и буквы русскими:

[dз] –

-ing [η] -

men [men] –

ment [ment] –

tion [∫en] –

er  [ә] –

(t) ch [t∫] –

Выделите в русских  словах сочетания букв, указывающие на то, что слово пришло из английского языка.

I.Быт: миксер, шейкер, тостер, джемпер, секонд-хенд

II.Компьютер: принтер, браузер, сканер, ноутбук, Интернет

III.Спорт: дайвинг, боулинг, байкер, спринтер, матч

IV.Массовая культура: ремейк, имидж, постер, хит, джаз

V.Профессии: брокер, секьюрити, провайдер, риэлтор,  продюсер

Используя полученные знания, выделите среди написанных слов заимствованные из английского языка /АНГЛИЦИЗМЫ/ и определите признаки, по которым вы их выделяете

Терраса, жюри, дайвер, штраф, джинсы, пенсионер, митинг, компьютер, вермишель,

плеймейкер, штаб, крекер, матч, вундеркинд, шедевр, газета.  

(У вас должно быть 8 слов.)

Замените данные заимствованные слова русскими синонимами, при затруднении обращайтесь к словам для справок.

Эксклюзивный – ________________

Прайс-лист – ____________________

Бейби –_________________________

Презент – _______________________

Суперстар –_____________________

Бойфренд – _____________________

Имидж – ________________________

Постер –_________________________

Уикэнд – ________________________

Фешенебельный – _________________

Юзер – __________________________

Лузер –__________________________

Клевый – от clever ________________

Хаер –___________________________

Шузы –__________________________

Перенсы – _______________________

Фейс –___________________________

Холидей – ________________________

Боты – ___________________________

Драйв –___________________________

Слова для справок: исключительный, энергетик, прейскурант, сапоги, малыш, каникулы, подарок, лицо, звезда, родители, друг, возлюбленный,  ботинки, образ, волосы, плакат, умный, выходные дни, неудачник,  модный, пользователь.

С.Ю. – Урок подходит к концу, и хотелось бы вам задать вопрос: з.с.-это хорошо или плохо, мода или необходимость, обогащается или портится речь.

Узденов Мурат.  Заимствованная лексика обогащает русский язык только в том случае, если ею пользоваться разумно. Л.Н.Толстой заметил: «Не нужно от них открещиваться, но не нужно ими злоупотреблять. Лучше говорить лифт, чем самоподымальщик, или телефон, чем дальнеразговорня»  (Слайд 7 )

«Говорящие» фотоматериалы. Англо-иноязычными словам сегодня пестрят вывески на зданиях магазинов  и кафе. Чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (Материлы)

С.Ю. –  Мир не стоит на месте. Благодаря умеренному употреблению заимствования русский язык обогащается, без них нельзя представить речь современного человека. Но значение этих слов должно быть понятно как говорящему, так и слушащему. Умение правильно использовать иноземные слова, свидетельствует об уважении говорящего к своему языку, к самому себе. Мода на престижные заимствованные слова оборачивается засорением языка и, как следствие, засорением сознания. Найдём примеры засорения языка и скажем проще и лучше.  

6.Тренеровочные упражнения.

Упражнение «Поработайте редакторами»

Отредактируйте предложения. Те английские слова, использование которых, по вашему мнению, неуместно, замените русскими синонимами.

  1. Работая на компьютере, я с подругой каждый вечер выхожу в Интернет.
  2. Мама  получила замечательный презент на день рождения!
  3. Мой брат любит слушать джаз.
  4. После  ланча я вышла на улицу.
  5. Мой бой-френд такой клевый!
  6. Маме подарили миксер.
  7. Раскованная походка и независимый взгляд –

необходимое условие  для тинейджера начала 21 века.

  1. В моей комнате много постеров с фотографиями  суперстар.
  2. На авторадио каждый вечер можно услышать хиты 90-х.
  3. Сегодня на экраны кинотеатров выходит один из блокбастеров года - фильм «Аватар».
  4. На грядках сорняки доминировали над редиской.

Детям раздаются карточки.

Карточка №1.

1.Найдите слова английского происхождения, запишите их в тетрадь.

    Смокинг, спортсмен, Оренбург, штраф, сестра, джентельмен.

2.Составьте словосочетания с выписанными словами, обозначьте главное и зависимое слово.

Карточка№2.

1.Найдите слова английского происхождения, запишите их в тетрадь.

    Гроссмейстер, бизнесмен, театр, аквариум, спортсмен, спиннинг.

2.Составьте словосочетания с выписанными словами, обозначьте главное и зависимое слово.

Сильным учащимся класса даётся задание - написать сочинение «Летом в лагере». Один ребёнок пишет сочинение с заимствованными словами, другой – с использованием исконно-русской лексики.

С.Ю. – Белинский сказал: «Какое бы ни было слово, своё или чужое, лишь бы выражало заключённую в нём мысль,- если чужое лучше выражает её, чем своё, давайте чужое, а своё несите в кладовую старого храма»

             С.Ю. – Ребята, каждый раздел науки изучает……  Как вы думаете, должна ли какая- нибудь наука заниматься изучением засорения языка.

Эколингвистика-

М.Х.-Термин «эколингвистика»впервые ввел Эйнар Хауген ,американский лингвист в 1972г.Он открыл,что подобно биологическим видам языки:

Зарождаются-“ evolve”

Растут-“ grow”

Изменяются-“change”

Живут-“live” и

Умирают- “die”  во взаимодействии с другими языками.

ЭКОЛИНГВИСТИКА-это экология языка ,экология слова.Эта наука предполагает борьбу за чистоту языка ,защиту его от различных негативных явлений,к которым относятся :

1)различного рода неправильные употребления

2)интенсивное проникновение заимствований

3)жаргонная лексика

4)вульгаризация языка

        

7. Домашнее задание.

8.Подведение итога.

Сегодня на уроке мы поняли

Русский язык – такое же национальное сокровище, как живопись, скульптура, это такое же произведение искусства. И мы все не являемся его владельцами, мы лишь временные его хранители, которые обязаны в такой же целостности передать его своим потомкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

Конспект открытого интегрированного урока по информатике, русскому языку и литературе по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

тип урока: обобщение и систематизация знаний;форма урока: интегрированный урок  библиотечного дела, информатики; технология: технология, построенная на интегративной основе, технология проек...

Презентация открытого интегрированного урока по информатике, русскому языку и литературе по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

тип урока: обобщение и систематизация знаний;форма урока: интегрированный урок  библиотечного дела, информатики; технология: технология, построенная на интегративной основе, технология проек...

Открытый интегрированный урок английского и русского языков в 6 классе

открытый интегрированный урок (англ и рус языки)  на тему "Еда и напитки" по учебнику Spotlight 6кл...

Интегрированное внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в форме игры- путешествия по стране Филологии «Час открытий» для учащихся 6 класса.

Интегрированное внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в форме игры - путешествия «Час открытий» можно проводить и в рамках «Недели русского языка и литературы»...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...