Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме «Повторим орфографию»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Косьянова Татьяна Александровна

Цель урока:   повторение,  закрепление  и  систематизация  знаний  по орфографии,  фонетике, морфологии.

Задачи урока:

•        организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при
повторении орфограмм, изученных в 5 - 7 классах;

•        вызвать  интерес к занятию,  придать ему проблемно-творческий характер,  что отвечает
личностным интересам и потребностям учащихся;

•        развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении через
различные виды работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_8.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме «Повторим орфографию»

Цель урока:   повторение,  закрепление  и  систематизация  знаний  по орфографии,  фонетике, морфологии.

Задачи урока:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при
    повторении орфограмм, изученных в 5 - 7 классах;
  • вызвать  интерес к занятию,  придать ему проблемно-творческий характер,  что отвечает
    личностным интересам и потребностям учащихся;
  • развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении через
    различные виды работы.

Вид урока: учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности. Форма урока: деловая игра.


Структурные элементы, (этапы урока)

Содержание взаимодействия учителя с учащимися

Комментарии

Орг.момент

Вступительное слово учителя. Объявление темы урока.

1 часть -мотивационная

Учитель   ставит   проблемную   задачу:    подготовить   текст   для контрольного   списывания.   Этим   текстом   будут   пользоваться ученики параллельного класса или одноклассники. Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися освоен пройденный материал.

Чтобы все правильно выполнить, ничего не забыть, необходимо договориться о порядке выполнения работы, продумать дополнительные задания. Кроме того, показать образец выполнения всех заданий.

Организация деятельности школьников

Предлагается работа в группах по 4 человека (варианты). Ученикам предлагается недеформированный (без пропуска букв и знаков препинания) текст. Вместе с учениками вырабатывается порядок работы: подчеркнуть  в тексте  самые трудные  случаи  орфографии   (по мнению   школьников).       Лучше   эту   работу   сначала   сделать индивидуально,   а   затем   обсудить  ее   результаты   в   группе   и прийти   к  общему  мнению.   Эта   работа   необходима,   чтобы   не подчеркивались слишком простые орфограммы и не пропускались трудные. Текст

Солнце уже выглянуло сзади из^за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. (Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею,  около  курганчиков  и  ветряной  мельницы, которая       издали       похожа       на       маленького       человечка, размахивающего   руками,   поползла   по   земле   широкая   ярю> желтая   полоса;   через   минуту   такая   же   полоса   засветилась несколько  ближе,  поползла  вправо  и  охватила  холмы;   что-то теплое      коснулось      Егорушкиной      спины,      полоса      света,

Эвристическая задача - лучший способ вызвать интерес и внимание к заданию. Работа в группах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего суждения, если аргументы оппонента оказываются более убедительными.


Развитие        и

движение темы


подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утрешнюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

(А.П.Чехов)

Двое учеников на отдельном листе выписывают слова с подчеркнутыми орфограммами и делают их орфографический разбор.

Другие двое (также на отдельном листе) выполняют дополнительные задания: это разные виды разборов, о которых группа договорилась заранее.

Далее пары меняются листками и проверяют выполненную товарищами работу.


Данная работа развивает
орфографическую зоркость,
воспитывает уважение к чужому
труду, дает возможность
высказать свою точку зрения,
привести свои аргументы в
случае        несогласия        с

одногруппниками.

После проверки и обсуждения результатов группа выбирает двух редакторов, которые готовят окончательный вариант справочных листков (при этом необходимо иметь на столах словари: толковый, этимологический, словообразовательный, орфографический).

Оставшиеся двое участников группы аккуратно пишут деформированный текст и задания к нему.

Выполненная работа выглядит примерно так:


Таким образом, внимание
учащихся полностью
сосредоточено на предложенном
тексте. Они приучаются
самостоятельно видеть трудные
орфограммы; закрепляется
привычка работать со
справочной литературой.
Позиция учеников при этом - не
«я - экзаменующийся», а «я -
экзаменующий», что создает
иной уровень речевого
поведения, важнейшую роль в
котором играет ученик. При
проверке учитель видит
орфографические правила,
которые трудны для учеников:
именно эти орфограммы
выделяются при выполнении
задания.        


Первый (справочный) листок

Безударные гласные, проверяемые ударением:

Выглянуло (глянуть) Далеко (даль) Засверкала  (посверкивать) Росой  (росы) Засветилась (свет)

Чередование гласных в корне:

Коснулось (касаться)

Правописание cуффиксов:

Ветряной (мельницы) -  ветер

Утрешнюю (полутень)  - утро

Правописание окончаний:

Сходится   (сходиться,   на   -ить,   не   исключение,   глагол   2-го

спряжения, окончание -ит). Размахивающего(человечка). Окончание определяем по вопросу - какого? Без ударения после шипящей окончание -его).

Правописание предлогов:

Из-за - сложный предлог.


Второй (справочный) листок

Сзади 1  -  2 слога, сза-ди . (з а д и) С

(з)  -  согласный, звонкий (парн.), твердый (парн.); 3

а   -  (а)  -  гласный, ударный;

д   -  (д)  - согласный, звонкий (парн.), мягкий (парн.); и   -  (и)  -  гласный, безударный. 5 букв, 4 звука.

Размахивающего   2   (человечка)      -      причастие   (от   глагола

«размахивать».)

Коснулось 3  (что сделало?), глагол.

Обозначает    действие    предмета,    неопределенная    форма    -

коснуться.

Морфологические признаки

Постоянные: совершенный вид, невозвр., 1-е спряжение.

Непостоянные:  изъявительное наклонение, единственное число,

прошедшее время, средний род.

Что-то (что сделало?)  коснулось.

Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. (-  =  и  =)

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распрстраненное, полное, осложнено однородными сказуемыми и обстоятельствами).

Деформированный текст, подготовленный учащимися

Солнце уже выгл...нуло (с)зади  (из) за  города  и тихо, без хлопот прин...лось за свою работу. (С) начал..., д...леко (в)переди,


где небо сход...тся с землею, около курганчиков и ветр...(н,нн)ой мельницы, которая (из)д...ли похожа на маленького человечка, размахивающего   руками,   поползла   по  земле   широкая   (ярко) желтая   полоса;   через   минуту   такая   же   полоса   засветилась несколько ближе, поползла (в)право и охватила холмы; что(то) теплое      к...снулось      Егорушкиной      спины,      полоса      света, подкравшись    (с)зади,    шмыгнула    через   бричку   и   лошадей, понеслась  (на)встречу другим   полосам,   и   вдруг  вся   широкая степь (с,з)бросила с себя утре(н,нн)юю (полу)тень, улыбнулась и засв...ркала  р...сой. (А.П.Чехов)

-

Итог           урока, выводы. Оценочно-отметочная деятельность

Выполненные задания сдаются учителю. Учитель организует беседу с учащимися  по итогам работы. Рефлексия. Школьники высказывают свое мнение о проделанной работе,  оценивают свою  роль  в  выполнении  общего задания. Учитель   при   необходимости   делает   оценку   работы   групп   и отдельных учащихся, выставляет   отметки. Благодарит учащихся и особо подчеркивает то, что их работы очень пригодятся для последующих уроков.

На данном этапе урока роль учителя сводится к тому, чтобы стимулировать развитие рефлексивных умений, но при этом избегать непосредственного участия в работе детей

Домашнее задание

В качестве домашнего задания учащимся предлагается: 1-й   уровень:   составить   аналогичный   текст   с   заданием   и образцом его выполнения. 2-й уровень: взять недеформированный текст с подчеркнутыми орфограммами из учебника (можно указать несколько текстов на выбор) и приготовить к нему только справочные листки. 3-й уровень: выполнить традиционное упражнение из учебника (с деформированным текстом).

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"

Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...

План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".

ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок;  учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...

конспект урока русского языка в 5-ом классе по теме "Алфавит"

Урок-практикум русского языка в 5 классе по теме «Алфавит». Это интегрированный урок русского языка и родной литературы. Структура урока: организационный момент, целеполагание, формирование новых поня...

Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .

Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...

Конспект урока русского языка в 5 Б классе по теме «Текст»

Цель деятельности учителяУглубить знания учащихся  о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.Тип урокаУрок развития речи, «от...

Конспект урока русского языка в 5 Б классе по теме «Текст»

Цель деятельности учителяУглубить знания учащихся  о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.Тип урокаУрок развития речи, «от...