Активные методы обучения русскому языку и литературе как одна из составляющих здоровьесберегающего урока
статья по русскому языку по теме

         У каждого учителя в ходу целый арсенал средств, методических находок, позволяющих активизировать работу учащихся, пробудить интерес к изучаемому предмету. Но мы поставили перед собой цель – активизируя работу учащихся, сберечь их здоровье. Это трудно – не загружать детей чрезмерно: нужна тщательная подготовка к каждому уроку, необходимо продумывать каждый свой шаг и ответные действия учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_obucheniya.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол «Активные методы обучения как одна из составляющих

                            здоровьесберегающего урока»

 МО учителей русского языка, литературы, истории, обществознания, географии

Активные методы обучения

русскому  языку и литературе

как одна из составляющих                                                                         здоровьесберегающего урока

Учитель Минина Т. А.

                                                   Г. Балаково – 2011 г

         У каждого учителя в ходу целый арсенал средств, методических находок, позволяющих активизировать работу учащихся, пробудить интерес к изучаемому предмету. Но мы поставили перед собой цель – активизируя работу учащихся, сберечь их здоровье. Это трудно – не загружать детей чрезмерно: нужна тщательная подготовка к каждому уроку, необходимо продумывать каждый свой шаг и ответные действия учащихся.

        Для меня важнейшей составляющей урока является создание комфортных психологических условий для эффективного усвоения знаний. Ученик не должен бояться того, что его вызовут к доске, что его неожиданно спросят на уроке – он должен работать с радостью, испытывать удовлетворение от участия в уроке.

        Работаю в основном старших классах. Основная проблема – дети нечитающие и, как следствие, не владеющие речью – как устной, так и письменной. Многие не умеют и не хотят работать с книгой, а тем более идти за ней в библиотеку. В кабинете литературы много художественной и учебной литературы, поэтому организовать работу на уроке можно. Использую групповую работу. В 10А классе, например, уже есть устоявшиеся группы, в которые входят как сильные, так и слабые учащиеся. Лидерам дана установка включать в подготовку к уроку и слабых. В результате на уроках-семинарах выступают даже те ребята, чьих голосов я никогда не слышала на уроках литературы в   средних классах (за исключением чтения стихов наизусть). Им разрешено читать свои выступления, а если говорят, заглядывая в записи, то поощряются высоким баллом. Очень тяжело работать в 10Б классе: класс чрезвычайно слабый, поэтому здесь удобнее проводить работу в парах. Приходится дробить материал. В результате дети говорят, а это уже маленькая, но победа.

          В Методическом письме МП РФ «О преподавании русского языка в средней школе с учётом результатов Единого Государственного Экзамена 2005 года» рекомендовано формировать у учащихся умение рассуждать на предложенную тему, отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, вырабатывая на этой основе общеучебные умения работы с книгой, учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей, совершенствовать методику работы над таким новым для школы видом сочинения, как сочинение по прочитанному тексту. В связи с этим ввела в этом учебном году такие задания:

  1. Письменный ответ на вопрос такого типа:

- Что в биографии писателя показалось тебе наиболее интересным и почему?

- Какие факты биографии писателя стали определяющими в формировании его взглядов и почему?

        2) Предлагается отрывок из критической статьи с вопросом, по которому нужно написать небольшое сочинение. Например: «В.Г.Белинский об Онегине и Печорине. Вопрос: «Выскажи своё отношение к мнению Белинского. Подтверди свои мысли примерами из произведений Пушкина и Лермонтова»; «Зачем Лука лжёт? Вопрос: «Выскажи своё мнение о содержании статьи Г.М. Ребель, аргументируй свои мысли примерами из текста».

        Многие дети терпеть не могут творческие задания, не любят и не умеют пересказывать, выделять основную мысль текста, последовательно выстраивать рассуждение. Чтобы решить эту проблему, провожу конкурсы на лучшие вопросы и ответы на них: задаёшь вопрос – умей на него ответить сам. Практикую письменные ответы на вопросы, требующие размышления, рассуждения. В этом помогают и учебники – как литературы, так и русского языка.

        На уроках русского языка помогают активизировать познавательную деятельность учащихся и в то же время сохранить психологический комфорт такие виды работы:

  1. Словарные диктанты «Проверь себя»: ставлю оценки не за допущенные ошибки, а за качество проверки.
  2. Упражнение на развитие внимания: найти ошибки и исправить их за одну минуту.
  3. Игра «Найди пару» (типы орфограмм).
  4. Игра «Третий лишний» (типы орфограмм).
  5. Различные тесты.
  6. Использование алгоритмов.
  7. Использование справочной литературы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации " Дидактический материал: "Активные методы обучения как один из путей развития способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Задания творческого характера могут быть использованы для подготовки к олимриадам, интеллектуальным марафонам, во внеклассной деятельности....

Программа и содержание урока внеклассного чтения по теме "Жанр детектива. Великие сыщики в литературе", построенного по технологии модерации с использованием активных методов обучения.

Представлена разработка урока внеклассного чтения по теме "Жанр детектива. Великие сыщики в литературе", построенного по технологии модерации .  Активные методы обеспечивают решение образова...

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы.

В качестве активного метода обучения – метода, позволяющего побудить обучаемого к творческому участию на уроке, – я использую метод – ассоциаций....

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы

В качестве активного метода обучения – метода, позволяющего побудить обучаемого к творческому участию на уроке, – я использую метод – ассоциаций....

Использование активных методов обучения в здоровьесберегающем образовании на уроках математики

Здоровьесберегающие образовательные технологии   – совокупность   используемых в образовательном процессе приемов, методов, не только оберегающих здоровье учащихся и педагого...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...

Автореферат«Использование активных методов обучения на уроках физической культуры как одно из условий реализации ФГОС ООО»

Цель:показать использование активных методов обучения (АМО)на уроках физической культуры как условие реализации ФГОС ООО.Задачи:Проанализировать, как меняется технология урока в условиях новых государ...


 

Комментарии

Киршина Галина Александровна

Коллега, спасибо за статью. В начальных классах, как вы понимаете такие же проблемы. Иногда стоишь перед выбором: здоровье или успешное выполнение заданий. Я понимаю, что неверный выбор, но очень много приходит в 1 класс больных детей. Более 50%. Вот и научи, и и здоровье сбереги. Сейчас, я прочитала в Учительской газете, выходит новый расширенный список болезней детей, при которых они могут заниматься на дому. Думаю, правильное решение.