«ОБ ИЗУЧЕНИИ СЛОВ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В ШКОЛЕ»
статья (русский язык) по теме

«ОБ ИЗУЧЕНИИ  СЛОВ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ  В ШКОЛЕ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ob_izuchenii_slov_kategorii_sostoyaniya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «ЩУЧЕЙСКАЯ ООШ»

Жарковского района Тверской области

Курелёва Алла Васильевна

Доклад.

«ОБ ИЗУЧЕНИИ  СЛОВ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

В ШКОЛЕ»

2013 год.

Об изучении слов категории состояния

 в школьной грамматике

 В школьной грамматике  в 7 классе в качестве отдельной части речи изучаются предикативы, или слова категории состояния, типа:

весело мне с тобой; сегодня облачно и дождливо; приятно вспомнить; пора собираться в дорогу; нечего сомневаться; грустно, когда тебя не понимают.

Учащиеся  должны  отличать эти слова от наречий, видеть их своеобразие, а для этого нужно иметь четкое представление о предикативах. Учителю необходимо  отграничивать  предикативы от сходных с ними по строению, часто омонимичных, наречий с суффиксом -о (-е) и кратких прилагательных в среднем роде, единственном числе, а также от омонимичных существительных, местоимений.

Приведем примеры подобной омонимии:

Мне грустно (предикатив); Он грустно улыбнулся (наречие); Выражение его лица грустно, задумчиво (краткое прилагательное). кажется время навек разлучиться (предикатив); Трудное время прошло (существительное). Нечего суетиться (предикатив); Есть пока нечего., Ужин ещё не готов (местоимение) и т. п.

 При всем лексико-семантическом разнообразии предикативы. как часть речи, обладают общим

семантическим стержнем: они выражают  состояние (физическое или психическое) человека, состояние природы среды, обычно неразрывно связанные; с его оценкой (эмоциональной, рациональной или собственно модальной например: холодно, многолюдно, глупо важно, можно, надо  и т. д.

Предикативы,  обозначающие состояние человека, имеют обязательную связь с дательным  падежом  лица. Если в контексте этот дательный падеж опускается, то предложение приобретает обобщенный смысл.

 Мне досадно стало на себя.

Досадно, когда не заботятся о своем  здоровье.

Семантикой слов категории состояния   обусловливается  обязательная связь ряда слов категории состояния   инфинитивом, но не любого глагола, а обозначающего действие лица:

1)    Радостно приобщиться к великой силе коллектива.

 2) — Балагурить тут нечего, — уже сердито заговорил он.

Нельзя сказать: «радостно выращиваться, буксовать, асфальтироваться» и т. п.

Семантика и синтаксические связи  слов категории состояния  определяют постановку  к ним следующих вопросов: каково кому-нибудь?  каково где-нибудь?  когда-нибудь?; к а к о в о что-нибудь делать?; каково, если...?; каков когда...?, что...? Использование этих вопросов при работе над текстом допустимо  на уроках русского языка, это указывает на семантику слов категории состояния  — характеристика состояния природы, человека.

Морфологические особенности слов категории состояния   заключаются прежде всего  в отсутствии у них словоизменения(несклоняемости, неспрягаемости) при наличии у большинства оценочных образований:

1) Все темней, темнее над землею—улетел последний отблеск дня ... (Тютчев)

; 2) — Мне выгоднее всего было бы остаться при вашей больнице как местному врачу.

(А. Ф а де е в);

 3) Но так как дело было уже сделано, а возвращаться с компасом назад ему было страшно и стыдновато, он утешил себя тем, что, во-первых, он не виноват. во- вторых, кроме собаки, его никто не видел, а в-третьих, компас можно спрятать подальше.(А. Гайдар);

 4) Под березками крестьяне пробираются, гуторят меж собой: «Идем одной деревнею, идем другой — пустехонько! А день сегодня праздничный. Куда пропал народ?»

Нужно отметить, что способы и средства производства степеней сравнения и размерно-оценочных образований слов категории состояния   и прилагательных и наречий в общем схожи и порой совпадают, что объясняется общностью происхождения и близостью качественного значения. Это суффиксы сравнительной степени -ее (разговорный вариант -ей) и -е, сочетающиеся с префиксом по- (На людях ему было веселее; Холодней стало; К вечеру потише стало и т. п.), это аналитическая форма превосходной степени, образованная прибавлением частицы всего к сравнительной степени (Всего обиднее было матери; Очевиднее всего, что... и т. п.), и, наконец, размерно-оценочные суффиксы: -оват- (-еват-), -оньк- (-еньк-),-ехоньк-.

Наблюдения показывают, что слова категории состояния  образуют сравнительную степень обычно синтетическим способом: Здесь глубже, чем влево от пристани; Благоразумнее было уйти и т. п.

Для сравнения приводим синтетическую и аналитическую степень омонимичных наречий и прилагательных:

Глубже пропахали— более (менее) глубоко освоили этот вопрос курса;

 благоразумнее поступила — более (менее) благоразумно поступила;

 это явление глубже по своей природе— это явление более (менее) глубоко по своей природе; ваше предложение благоразумнее — это возражение более (менее) благоразумно.

Что касается превосходной степени, то слова категории состояния   образуют ее лишь аналитическим способом, и при этом только с частицей всего:

 Тяжелее всего в войну было женщинам;

 Выгоднее всего не продавать семенной фонд;

 Важнее всего указать трудности и т. п.

 Аналитическая же превосходная степень наречий и прилагательных образуется как при помощи слова всего, так и при помощи слова всех. Например:

Этот образец лучше всего показывает..,

Сережа лучше всех справился с заданием.

 Нам Родина всего дороже. Дороже всех для маленького ребенка  ласковые мать и отец.

Кроме того, прилагательные образуют синтетическую превосходную степень: красивейший из видов , скучнейший  мотив.  И только отдельные наречия могут употребляться в архаической синтетической превосходной степени сравнения (широчайше распространенное явление и т. п.).

Синтаксические признаки слов категории состояния   также своеобразны. Как уже говорилось, слова категории состояния  определенной семантики, как правило, вступают в обязательную связь с инфинитивом и с дательным субъекта. Кроме того, можно указать  связи с  формами имен: винительным и родительным объекта, творительным предикативным, с предложно-падежными формами имен (с родительным и предлогами: без, для, у, из, с, до, от, около, вокруг, после; дательным и предлогами:  к, по; винительным и предлогами в, на, через, за; с творительным и предлогами с, перед, под, за; с предложным и предлогами в, на), а также  связи с наречиями:

1) Мы не боимся критики, нечего нам ее бояться.

 2) Хорошо о прошлом мыслить. Сладко плакать в настоящем...

 З) От его слов Никите становится нестерпимо жутко, его бросает в пот, омертвелые руки падают...

 4) ...У меня слезы выступили на глазах. — Ты что это? — Шею больно.

 5) После дождя туманно.

 б) Ночь была теплая, к утру стало свежо.

 7) ) — Горе мне с тобой.

 8) — Ну скажи, можно ли постоянно говорить о счастье в будущем времени?

9) Впрочем, теперь ничего. даже лучше летать одному.

 10) Петя посмотрел в серьезные глаза  мальчика, ему в первый раз стало по-настоящему страшно.

 11) Мне было несказанно обидно.

Слова категории состояния   выступают в функции главного члена безличных предложений, при этом употребляются всегда и только со связкой быть (нулевая — в настоящем времени, было — в прошедшем, будет — в будущем; было бы  условное наклонение) и с глаголами: стать, бывать, становиться; реже делаться, сделаться, казаться, показаться и редко: приходиться, прийтись, выходить, выйти, получаться, получиться, оказаться и др.:

  1. Давно пора было брать чемоданы и спускаться к подъезду
  2.  А обидишь словом бешеным — станет больно самому. (А. Ахматова);
  3.   К полудню в комнате становилось жарко.
  4.   На одну секунду  мне сделалось обидно и горько.

Семантическая, морфологическая и синтаксическая специфика слова категории состояния  очерчивает круг этих слов в современном русском литературном языке.

 По данным лингвистической литературы последних лет, слов категории состояния   примерно 600. Однако эти слова очень употребительны, причем большинство из них употребляются во всех стилях.

Ядро слова категории состояния  составляют слова с суффиксом -о (-е), словообразовательно связанные с прилагательными.

Было нам грустно, весело, радостно, тревожно, душно, жутко, забавно, смешно, зябко, интересно, тошно, нелегко, трудно, неспокойно, печально, совестно, тягостно;

 в городе было шумно, безлюдно, многолюдно, малолюдно,

 сегодня облачно, малооблачно, вьюжно, морозно, солнечно;

 в комнате тесно, пусто, чисто,

 опасно было рисковать;

 вредно переутомляться,

 непозволительно не сдержать себя;

 известно, что...;

характерно, что...          И мн. др.

К этому классу слов категории состояния  примыкают три непродуктивные группы слов ограниченного употребления. Это группа слова категории состояния  , словообразовательно связанных с существительными:

 Прямо беда мне с ней; пора было собираться в дорогу;

мне время тлеть, тебе — цвести,

 грех пожаловаться;

лень писать письма;

 знали мы, что ждать ему невмочь.   И др.

Таких слов в  русском литературном языке около 40.

Вторая группа слова категории состояния  - слова  образовательно связанные  с местоимениями, еще малочисленнее. Таких слов около 20:

Каково было матери слышать эти слова;

 Куда мне с тобой равняться;

 Нечего спорить, мед лить;

 Все иззябнут на охоте, а ему — ничего.

 Так было в плавании, стало не так теперь.  И др.

И наконец, около десяти слов содержит третья группа слова категории состояния  , так называемых модальных, порвавших связь со словами, от которых они произошли, т. е. немотивированных. Их около 10:

Надо заметить;

 нужно подумать;

 надо б сказать правду;

без  любви нельзя жить свете;

 можно привыкнуть. И др.

В связи с этой группировкой слова категории состояния  можно различать предикативы, образованные от прилагательных, существительных,  местоимений (или с относительные с ними).

Необходимо обратить внимание на  то, что  есть круг слов категории состояния  ,не совпадающих

ни с кругом наречий, ни с кругом  кратких прилагательных в среднем роде, в единственном числе.   Так, например, среди слов категории состояния  немало слов с суффиксом -о, (-е), которым нет соответствий среди наречий:

Безлюдно; малолюдно; людно; многолюдно; безоблачно; бесснежно; вероятно, что; не дано понять этого; ветрено; дождливо; солнечно; дремотно; захолустно; звездно; здорово ходить на лыжах; лунно; мглисто; морозно; мудрено узнать; нелишне напомнить; несомненно, что..; совестно нам; людям свойственно сомневаться; слякотно;

 р а з го во р н ы е: солоно; сорно;  мусорно;  чадно; неповадно; просторечное : муторно на душе;

областные: зазорно, волгло, недосужно.  И другие.

Не соотносятся со  словами  категории состояния  также и очень многие краткие прилагательные в среднем роде, единственном числе, например: аморфно, азартно, активно, алогично, постепенно, взаимно, жадно и многие другие.

Таким образом, омонимия слов категории состояния  с наречиями, краткими прилагательными в среднем роде, единственном числе охватывает далеко не все слова категории состояния  с суффиксом -о, (-е). Омонимия же слов категории состояния  и существительных, слов категории состояния  и местоимений единична.

Таковы минимальные сведения о словах категории состояния  , необходимые учителю русского языка. Владея ими, учитель лучше сумеет справиться с материалом, правильно подобрать дополнительный иллюстративный материал, материал для грамматического разбора, умело и сознательно руководить конструированием предложений, учесть роль микроконтекста, при грамматическом разборе, преодолевать смешение слов категории состояния  и омонимичных наречий, кратких прилагательных, существительных, местоимений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Категория состояния

урок русского языка в 7 классе...

План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс

План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....

Конспект урока. Тема: "Категория состояния"

Уроки по теме "Категория состояния". Новая тема, закрепление, развитие речи, контроль....

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"Категория состояния - самостоятельная часть речи? "7 кл.

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"Категория состояния - самостоятельная часть речи?" 7 кл.В рамках подготовки к ГИА в 9 классе.Навык написания такого сочинения необходимо прив...

Слова категории состояния

Конспект урока русского языка  . 7класс. УМК под редакцией Ладыженской.Слова категории состояния....

Разработка урока по теме "Наречие. Категория состояния"

Разработка к уроку -обобщению. Традиционная форма проведения....