Урок развития речи в 5 классе "Мое любимое животное"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Кузина Татьяна Федоровна

 

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку

                               в  5 классе «Моё любимое животное»

учителя русского языка и литературы МАОУ лицея №1 имени А.С. Пушкина

                                               Кузиной Татьяны Фёдоровны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_zhivotnogo.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Методическая разработка урока развития речи по русскому языку

                в  5 классе «Моё любимое животное»

учителя русского языка и литературы МАОУ лицея №1 имени А.С. Пушкина

                        Кузиной Татьяны Фёдоровны

Вид урока:                                        Урок актуализации знаний и  умений по  развитию                                                        речи.

Цели урока:                                        1.  Развитие ассоциативного мышления и творческого

                                                воображения  на основе личных наблюдений.

                                                2.  Углубление и расширение знаний о типах и стилях

                                                речи.

                                                3.  Умение составлять и редактировать  рабочие

                                                материалы.

                                                4.  Развитие навыков самоконтроля и самооценки

                                                учебной деятельности.

                                

Задачи урока:                                        1.  Научить писать сочинение – описание по личным                                                 наблюдениям.

                                                2.  Научить  анализировать информацию и излагать                                                        свои мысли в письменной форме.

                                                3.  Научить  сочувствовать и  сопереживать                                                                окружающему нас животному миру.

                                                4. Содействовать формированию  осознанного

                                                 интереса к изучению русского языка.

  1. Просмотр  подборки  видеоснимков о домашних животных (кошки, собаки, черепахи, птицы и т.д.)

-  Ребята, вы внимательно просмотрели сейчас подборку видеоснимков.

-  Скажите, о ком мы сейчас будем писать сочинение?

Совершенно верно, сегодня мы будем писать сочинение о наших друзьях, любимых животных, о тех, кто живет рядом с нами, кого мы любим, за кем ухаживаем, кто доставляет нам радость.

  1.  Запись темы сочинения в тетрадь.
  2. Слово учителя:

- У каждого из вас или ваших родственников есть домашние животные.  Какие чувства испытываете вы, встречаясь с ними?

 - Общение с животными всегда оставляет позитивный след в душе человека.  Равнодушными к ним быть нельзя.

- Давайте сейчас послушаем выступление  ребят. Они прочитают нам стихотворения о своих любимцах  (Автор Кузина Т.Ф.).

Стихотворение о кошке.

        Как-то  мне на день рожденья

        Лучший друг  мой Лёшка

        Не поверите, друзья,

        Принёс в подарок кошку.

                Я кошек с детства не люблю,

                Другое дело – пёс!

                Встречал меня из школы бы,

                Портфель до дома нёс.

        Ну что же делать с кошкой?

        Пусть поживёт немножко.

                Вот утром просыпаюсь я,

                А рядом - кошечка моя.

                Мурлычет, ластится ко мне,

                Вставай, уж завтрак на столе!

        Вот так мы подружились с ней

        С любимой кошечкой моей!

                Вот сажусь учить английский,

                Говорю своей я киске:

                «Дорогая тётя Киска,

                Говоришь ты по - английски?»

                Отвечает кошка: «Мяу, ничего не понимаю!»

        Я кошку так свою люблю,

        Сказать словами не могу,

        Её я тискаю и глажу,

        И вместе с ней под стол я лажу,

        Ложимся спать мы вместе с ней,

        Нет друга у меня верней.

                Спасибо за подарок, Лёшка,

                Прекрасная ведь оказалась кошка!

                        Стихотворение о собаке.

        Однажды поздно мы домой

        Возвращались с папой.

        Вдруг сидит на мостовой

        Щенок с разбитой лапой.

                И смотрит жалобно, тревожно,

                Пройти нам мимо не возможно!

                Мне так щеночка жалко стало,         

                Что мы его домой забрали.

        Его помыли, накормили,

        Спать на подстилке уложили.

        Он успокоился, свернулся

        И до утра не шевельнулся.

                Мы Шариком его назвали,

                Теперь он член нашей семьи.

                И никогда не пожалели,

                Что в дом его свой привели.

        Пускай наш Шарик беспородный,

        Но он уж очень благородный.

        Меня домой из школы ждёт,

        К порогу тапочки несёт.

                        Стихотворение о попугае.

        Ну, всё про собачек и котов,

        А я вам рассказать готов

        Про то, что видели вы вряд,

        Но люди часто говорят.

                Живёт он у соседки Тани,         

                Я часто в гости к ней хожу,

                А говорить когда он станет,

                Как зачарованный гляжу!

        Красиво, ярко оперенье,

        И хохолок на голове

        У птиц ужасное стремленье

        Подражать тебе и мне.

                Отгадайте же, ребята,

                Про кого я рассказал?

                Это редкостная птица

                Под названьем попугай.

                        Стихотворение о черепашке.

        У меня дома черепашка,

        Ну,  просто редкая милашка.

        Неповоротлива, толста,

        Ведь это ж просто красота!

                Четыре ножки, панцирь, хвостик,

                Головка, глазки, чуткий ротик,

                Морковку часто ей даю,

                Люблю толстушку я свою!

        Мы вместе с ней ложимся спать.

        Я в свою мягкую кровать,

        Она же в панцире своём

        И сладко спим мы с ней вдвоём.

                Садимся утром за уроки,

                Всё сделаем мы с нею в сроки.

                Она спокойна и мудра,

                Всегда желает мне добра.

        Из школы возвращаюсь к ней

        Я к черепашечке  своей,

        Она встречает у дверей,

        Я очень благодарна ей!

  1. Известный композитор Владимир Шаинский написал замечательную песню «Пропала собака»  (прослушивание песни).

- Исполнитель этой песни называет собаку «преданный друг».

- А кто такой друг, может ли быть собака другом?

В «Толковом словаре» В.И.Даля есть такое определение:

Друг – такой же, равный.

Дружба – взаимная привязанность, основанная на любви и уважении.

- Можно ли сказать, что животные являются друзьями человека?

-  Всегда ли человек относится к животному как к равному,  т.е. к другу?

 - Можете ли привести примеры из жизни?

        Я хочу вам рассказать историю, которая произошла в конце 70-х  годов. Человек, улетавший на север, в московском аэропорту оставил   овчарку. Почти год собака встречала и провожала каждый самолёт, ожидая увидеть там своего хозяина. Она никуда не уходила с территории   аэропорта.

Об  этом случае, о собачьей преданности и верности было написано в газете. Сняли сюжет и показали на телевидении, но хозяин так и не появился. Собака ждала год, а потом стала жить у одного из работников аэропорта.

        - Как вы считаете, правильно поступил человек, оставивший собаку?

        - Почему собака нашла другого хозяина?

        - Как бы вы поступили в этой ситуации?

Французский писатель Сент – Экзюпери в своей сказке «Маленький принц» писал, что мы в ответе за тех, кого приручили.

Животные – наши друзья. Они нас любят, верят нам. Мы не должны предавать их.

  1. Работа над сочинением.

- Где вы уже встречались с описанием животного? (И.С.Тургенев. «МУМУ»).

- Какой тип речи будем использовать?

- Вспомните композицию описания.

- В каком стиле будем писать сочинение?

 Художественный стиль речи предполагает нарисовать живую картину, передать чувства, которые испытывает автор.

- Словарно – лексическая работа.

Обратите внимание на слова, которые употребляются в описании животных (в том числе и птиц). У животных – морда, а не лицо, причём, принято говорить, что у одних животных морда тупая (кошачья), удлинённая (собачья). О цвете шерсти говорят масть. У птиц клюв, а не нос.

- Подумайте, о каком именно животном будете писать. Писать нужно  по вашим личным наблюдениям и впечатлениям.

Найдите такое название, которое отражало бы что –то важное в вашем сочинении.

Составление примерного плана.

- Из каких частей состоит сочинение?

- О чём можно рассказать во вступлении  (как животное попало в дом, рассказать об интересном случае   из жизни животного). Вступление должно  составлять 1/3 часть от всей работы.

- Основная часть (рассказать об особенностях вашего любимого животного (внешний вид, повадки, как вы ухаживаете за ним).

- Заключение (даётся клише).

Примерная последовательность описания животного.

Умывался Рыжий с необыкновенной тщательностью. Он долго и старательно нализывал лапу, закидывал её далеко за ухо, затем старательно проводил по своей плутовской мордочке. Умывшись, кот принимался с тем же тщанием  приглаживать длинным розовым языком шерсть на боках и спине.  / С.Шуртаков. «Где ночует солнышко»/.

Удивил меня у тёти Вари кот Парамон: он самостоятельно умывался из рукомойника, словно человек.  Протягивал лапу, поднимал медный клапан – висюльку и, подождав, когда лапа смочится водой, усердно тёр ею свою морду.

        / А.Черноусов «Чалдоны» /

  1.  Составление рабочих материалов, редактирование, исправление речевых ошибок.
  2.  Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Как нужно относиться к животным?

- Изменится ли ваше отношение к животным после этого урока?

  1. Подведение итогов урока.

        

        

        

                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"

Данный урок воспитывает у детей интерес к народному искусству, сопровождается презентацией "Из истории русской игрушки", учит пятиклассников создавать текст-описание предмета, пользуясь планом к сочин...

Урок развития речи в 5 классе. Моя любимая игрушка.

Подготовка к сочинению - описанию предмета на тему " Моя любимая игрушка"....

Описание животного (урок развития речи)

Урок по развитию речи "Описание животного"...

урок развития речи "Домашние животные"

Систематизировать и расширить представления учащихся о жизни  домашних животных, их пользе для человека, расширять кругозор детей о способах ухаживания за домашними животными.  Развива...

Урок развития речи, 5 класс, описание животного.

Богатый речевой материал, разнообразные тексты для редактирования и композиционного анализа, задания по профилактике речевых недочетов - основательная подготовка для создания учеником собственного тек...

Урок развития речи в 6 классе "Сочинение-описание "Моя любимая игрушка""

На уроке учащиеся готовятся к написанию сочинения "Моя любимая игрушка", элементы театрализации делают учебное занятие увлекательным....

Урок развития речи. Сочинение-описание" Моя любимая игрушка".

Данный урок призван подготовить детей к описанию предмета в художественном стиле: выбирать яркие детали, использовать использовать эпитеты, сравнения, слова в переносном значе...