Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Данный урок воспитывает у детей интерес к народному искусству, сопровождается презентацией "Из истории русской игрушки", учит пятиклассников создавать текст-описание предмета, пользуясь планом к сочинению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_v_5.doc | 44 КБ |
pril1.ppt | 111.5 КБ |
pril2.ppt | 333 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"
Автор: Корчигина Инесса Борисовна, учитель русского языка и литературы
Цели:
1) определить главную идею сочинения; стиль, тип речи, используемые при написании сочинения; композицию сочинения;
2) заглянуть в историю игрушки.
Воспитательная цель: воспитывать у детей интерес к народному искусству.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Оформление тетрадей учащихся.
4. Беседа с классом.
– Какое слово в теме урока главное? (Любимая)
– Ваша любовь должна проявиться в сочинении, которое вы напишете дома.
– Узкая тема сочинения или широкая? (Узкая)
– Посмотрите на тексты, которые лежат перед вами на партах.
Прочитайте текст под № 1. Это отрывок из романа В. Гюго “Отверженные”.
Последняя лавка, стоявшая как раз против дверей трактира Тенардье, была полна великолепными игрушками. Впереди, на самом видном месте, стояла огромная кукла в розовом платье, с золотыми колосьями в настоящих волосах и со стеклянными глазами.
В. Гюго “Козетта”
Отрывок из романа
“Отверженные”
– Что описывает автор? (Куклу)
– Прочитайте отрывок из сказки Андерсена “Пастушка и трубочист”.
Он всегда глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, чёрный как уголь, но, впрочем, тоже из фарфора и сам по себе такой же чистенький и маленький, как всякая фарфоровая статуэтка; ведь он только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать вместо него принца,– всё равно!
Он премило держал в руках свою лестницу; личико у него было белое, а щёки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее. Он стоял рядом с пастушкой – так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки.
Х.Г. Андерсен “Пастушка и трубочист”
– Какие игрушки описывает Андерсен? (Пастушку и трубочиста)
5. Установление стиля на основе выявления авторских задач.
– Какую задачу ставили перед собой писатели? (Авторы хотели, чтобы читатели не только узнали об игрушке, но и представили, увидели её.)
– К какому стилю относятся тексты? (К художественному)
6. Определение типа речи.
– Какие вы знаете типы речи? (Рассуждение, повествование, описание)
– Какой тип речи вы используете при написании домашнего сочинения? (Описание)
– Можно ли использовать другой тип речи – повествование? (Элементы можно).
7. Работа над лексикой.
– Давайте вновь обратимся к тексту под № 1. Какие детали предмета выделяет автор для его показа?
– Каковы признаки этих деталей?
– Какими частями речи они являются? Не забудьте использовать прилагательные в своих сочинениях.
– Теперь поработаем с текстом № 2.
– Назовите детали, выделяющиеся в пастушке.
– Перечислите встречающиеся в тексте прилагательные, помогающие нам представить пастушку.
– А что описывает Андерсен, говоря о трубочисте?
– Перечислите прилагательные, помогающие читателю увидеть трубочиста.
– Найдите во 2-ом тексте сравнения, которые Андерсен использует, описывая трубочиста.
Постарайтесь в своих сочинениях также использовать сравнения.
8. Орфографическая работа.
– А сейчас поработаем над правильным написанием прилагательных, которые вам помогут в описании любимой игрушки. Проведём соревнование у доски, кто быстрее и грамотнее заполнит пропуски в словах. ( Два ученика работают у доски, остальные – в тетрадях. Затем – проверка).
1. Пла(?)ма…овая 1. М…ханическая
2. Мета…ическая 2. Увл…кательная
3. Пр…красная 3. З…бавная
4. Ч…дес(?)ная 4. С…мпатичная
5. Зан…мательная 5. Инт…ресная
6. Уд…вительная 6. Зав…дная
– Проверьте, нет ли на доске ошибок?
– Назовите прилагательные с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
– Подчеркните среди записанных прилагательных те, которые содержат в своём значении эмоциональную окраску, оценку. Используйте некоторые из них в своём сочинении.
9. Физминутка.
10. Коллективное редактирование текста.
– Обратимся к тексту № 3. Это сочинение ученика. Прочитаем его вслух.
В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На мой день рождения папа подарил мне игрушку – блестящий зелёненький “Джип”. Он и сейчас есть у меня.
Это была пластмассовая машина на батарейках. Стоило только нажать на кнопку, и “Джип” двигался с места, а если я переключал рукоятку, он перемещался в другую сторону. Но не только этим нравился мне мой подарок. Когда машина приходила в движение, загорались лампочки-фары и начинала вращаться мигалка. Особенно интересно играть с “Джипом” было вечером, когда можно было выключить электричество и, затаив дыхание, наблюдать за тем, как в темноте, словно фонарики в руках у заблудившихся путников, светятся мигалка и фары.
Я очень берегу мою любимую игрушку, ведь её подарил мне папа.
– В этом сочинении есть недочёт. Давайте его выявим и исправим. (Дети высказывают свои версии)
– Правильно. В тексте неуместно употребляется прошедшее время. Не допускайте подобной ошибки в своих сочинениях.
– Мы уже говорили сегодня о том, что будет хорошо, если в ваших домашних сочинениях о любимой игрушке будут сравнения. Какое сравнение использовал ученик, описывая игрушечную машину?
– Как автор сочинения избегает повторов? Перечислите слова, которыми он называет любимую игрушку.
11. Составление плана сочинения.
– Составим план вашего будущего сочинения. Он поможет вам логично и последовательно создать текст.
План
– Обратимся вновь к тексту № 3. Из скольки частей состоит сочинение ученика? (Из трёх)
– Ваше сочинение тоже будет состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения.
– О чём говорится во вступлении?
1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась?
(Дети записывают первый пункт плана)
– Какая часть самая большая по объёму? (Вторая)
– О чём в ней говорится? (Даётся описание игрушки, сообщаются её основные приметы, говорится о том, чем она нравится)
– Запишем второй пункт плана.
2. Описание игрушки.
– О чём сообщается в третьей части? (Чем дорога игрушка?)
– Запишите:
3. Чем вам дорога игрушка?
– Попробуйте описать устно, пользуясь планом, свою игрушку. (Дети принесли на урок игрушки из дома)
(Учитель анализирует ответы нескольких учащихся)
– Как вы думаете, ребята, может ли игрушка рассказать о хозяине? А о целом народе? Давайте заглянем в историю игрушки русского народа.
12. Просмотр презентации “Из истории русской игрушки”.
13. Итог урока.
– Итак, подведём итоги того, о чём говорили на уроке.
1. Сочинение необходимо писать, пользуясь планом.
2. В работе должна проявиться ваша любовь к игрушке.
3. При описании нужно выделить наиболее яркие детали игрушки.
4. Создать яркий, неповторимый образ игрушки помогут прилагательные и сравнения.
14. Домашнее задание.
– Написать сочинение по плану, учитывая рекомендации, о которых говорили на уроке.
Приложение 1
Приложение 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: 1) определить главную идею сочинения; стиль, тип речи, используемые при написании сочинения; композицию сочинения; 2) заглянуть в историю игрушки. Воспитательная цель: воспитывать у детей интерес к народному искусству.
Последняя лавка, стоявшая как раз против дверей трактира Тенардье, была полна великолепными игрушками. Впереди, на самом видном месте, стояла огромная кукла в розовом платье, с золотыми колосьями в настоящих волосах и со стеклянными глазами . В. Гюго «Козетта» Отрывок из романа «Отверженные»
Он всегда глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, черный как уголь, но, впрочем, тоже из фарфора и сам по себе такой же чистенький и маленький, как всякая фарфоровая статуэтка; он ведь только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать вместо него принца, - все равно! Он премило держал в руках свою лестницу; личико у него было белое, а щеки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее. Он стоял рядом с пастушкой – так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки. Х.К. Андерсен «Пастушка и трубочист».
Последняя лавка, стоявшая как раз против дверей трактира Тенардье, была полна великолепными игрушками. Впереди, на самом видном месте, стояла огромная кукла в розовом платье, с золотыми колосьями в настоящих волосах и со стеклянными глазами .
Он всегда глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, черный как уголь, но, впрочем, тоже из фарфора и сам по себе такой же чистенький и маленький, как всякая фарфоровая статуэтка; он ведь только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать вместо него принца, - все равно! Он премило держал в руках свою лестницу; личико у него было белое, а щеки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее. Он стоял рядом с пастушкой – так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки.
Он всегда глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, черный как уголь , но, впрочем, тоже из фарфора и сам по себе такой же чистенький и маленький, как всякая фарфоровая статуэтка ; он ведь только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать вместо него принца, - все равно! Он премило держал в руках свою лестницу; личико у него было белое, а щеки розовые, как у барышни , и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее . Он стоял рядом с пастушкой – так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки.
1.Пла ст ма сс овая 1.М е ханическая 2.Мета лл ическая 2.Увл е кательная 3.Пр е красная 3.З а бавная 4.Ч у дес н ая 4.С и мпатичная 5.Зан и мательная 5.Инт е ресная 6.Уд и вительная 6.Зав о дная
В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На мой день рождения папа подарил мне игрушку – блестящий зелененький «Джип». Он и сейчас есть у меня. Это была пластмассовая машина на батарейках. Стоило только нажать на кнопку и «Джип» двигался с места, а если я переключал рукоятку, он перемещался в другую сторону. Но не только этим нравился мне мой подарок. Когда машина приходила в движение, загорались лампочки – фары и начинала вращаться мигалка. Особенно интересно играть с «Джипом» было вечером, когда можно было выключить электричество и, затаив дыхание, наблюдать за тем, как в темноте, словно фонарики в руках у заблудившихся путников, светятся мигалка и фары. Я очень берегу мою любимую игрушку, ведь ее подарил мне папа.
ПЛАН 1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась? 2. Описание игрушки. 3. Чем вам дорога игрушка?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любимым материалом в народных ремёслах было дерево, обычно липа, осина или сосна. Полено расщепляли топором на аккуратные заготовки и делали из них посуду, ложки, игрушки. Такие заготовки назывались баклуши. Колоть сухое дерево было легко, и работой это не считалось. Отсюда пошло выражение «бить баклуши», то есть бездельничать. Из заготовок мастер умел вырезать любую фигурку- барыню, солдата, мужика, крестьянку, монаха; затем игрушки раскрашивались.
Особенно любимыми были игрушечные кони- «запряжки»-одиночки, пары, тройки. Топором вырубали чёткие по силуэту фигурки и острым ножом делали мелкие детали. Сколачивали возок и запрягали лошадок. В древности конь считался «слугой Солнца»,он приносил людям солнечное тепло и радость. Вот почему расписные колёса игрушечных повозок напоминают маленькие солнышки. Особенно славились своими игрушечными конями деревни вокруг городов Владимира и Архангельска.
Недалеко от Москвы есть старинное село Богородское. В нем издавна жили плотники да столяры. Они строили дома с резными наличниками, мастерили шкафы и стулья. А в свободное время топором да ножом из чурбачков да щепочек вырезали для детских забав деревянные игрушки. Богородская игрушка
Игрушки из села Богородского не простые, а «живые». Богородские цыплята стучат клювиками и клюют зёрнышки, бабочки хлопают крылышками, кони скачут, а зайцы играют в мячик.
Игрушки в богородском делают на раздвижных планках или с гирьками- противовесами, к которым подвязаны верёвочки. Качается гирька, дергается веревочка, и двигаются фигурки.
В Туле, Вятке, Курске лепили и красили нарядно разодетых барынь и кавалеров. На русском же Севере, в частности в Каргополье, где в основном жили земледельцы, делали фигурки крестьян и крестьянок, коров, лесных зверей. Глиняная игрушка
Одной из самых замечательных мастериц русской глиняной игрушки была У.И.Бабкина. Своими игрушками рассказывала Ульяна Ильинична о трудовых буднях села, весёлых народных праздниках. Лепила задорных танцоров, лихих гармонистов, добродушных крестьянок с полными блюдами кренделей, хозяек с корзинами в руках, кормилиц с младенцами, охотников и кузнецов, возчиков и всадников.
Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые игрушки- конечно, дымковские. Их изготавливают в слободе Дымково под Вяткой. Дымковская игрушка
Ещё в 19 веке многие путешественники с восторгом описывали забавный вятский праздник «свистунью». Во время этого праздника жители Вятки гуляли , плясали, пели и свистели в расписные свистульки из глины.
Изготовить даже простую маленькую свистульку – большое искусство, а дымковские игрушки –большие, сложные, с множеством деталей. Глину специально готовят, замешивают «тесто», из которого лепят фигурки, потом обжигают их в специальной печи, чтобы были прочнее, деревянной палочкой – «пичужкой» прокалывают отверстие для свистка. Коричневую глину покрывают белой краской из молока и мела, расписывают яркими цветами и украшают тоненькими квадратиками настоящего золота.
Знаменита своими игрушками и деревня Филимоново под Тулой. Глина здесь не коричневая, а белая, она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных. А сколько разных узоров из точек, звездочек, полос и кружочков придумывают филимоновские мастера! Филимоновская игрушка
На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополе, делают совсем другие игрушки. Каргольские мастера любят лепить крестьянок в платках и барынь в шляпках, идущих с базара с покупками, мужичков – гармонистов в лаптях и кафтанах. У них широкие лица и коренастые фигуры. Каргопольская игрушка
Особенно интересен каргопольский Полкан, или Китоврас, - получеловек – полуконь, древний персонаж славянских мифов.
Матрешка – наиболее известный и любимый русский сувенир. К 20 веку она стала символом русского народного искусства. Матрешка
Матрешку придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала старика – мудреца Фукуруму. Это была игрушка – неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла Фукурума, только поменьше.
И художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японца Фукуруму. А кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще… С.В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда. Как же назвать красавицу? И назвали Матрешей, старинным русским именем. Так родилась матрешка – разъемная деревянная кукла.
Не только для русских, но и для жителей многих стран планеты матрешка стала поистине русской девочкой, символом всего русского и самой России.
В каждом городе, в каждой деревне мастера придумывают свои игрушки, не похожие на другие. Производство народной игрушки продолжает развиваться и в наши дни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Урок развития речи по литературе на тему: "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Урок литературы по программе В.Я.Коровиной и учебнику "Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия" "Урок-обобщение по теме "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская...
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Урок развития речи 6 класс. Народная игрушка.
Нам с ребятами очень интересно было готовить этот урок. Живая и творческая тема....
Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.
Цели урока :· Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.· Развивать монологическую речь учащихся...
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...
Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.
Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....