Описание животного (урок развития речи)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Мельник Наталья Владимировна
Урок по развитию речи "Описание животного"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_zhivotnogo.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Описание животного.

Цели урока: умение правильно строить описание и использовать в своем сочинении изобразительно-выразительные средства языка. Выяснить, как строится описание животных. Сравнить описание в научном и художественном стилях.

Этапы урока:

  1. Записать число, тему урока.
  2. Объявить цели и задачи урока:

Чтобы хорошо  подготовиться к домашнему сочинению-описанию животного, мы должны:

  1. определить идею сочинения и научиться четко подчинять ей материал;
  2. отработать элементы композиции;
  3. собрать материал для сочинения.

3. Начнем с повторения, вопросы направлены ко всему классу.

  1. Какие стили речи вы знаете?  (научный, деловой, художественный)
  2. Какие типы речи вы знаете? (описание, рассуждение, повествование)
  3. Как вы думаете, в чем заключается основная идея описания? (в описаниях раскрываются  признаки предмета, явления, лица).
  4. Что можно описать? (описать можно человека, природу, помещение, какой-либо предмет, животное)

4. Я уверена, что вы любите животных; у многих из вас есть дома кролики, кошки, собаки, черепахи, голуби. Поэтому описать всего любимого питомца вам не составить особого труда.

  1. А как вы думаете, ваше сочинение-описание будет выдержано в каком стиле: научном, художественном или деловом?

5. Познакомимся с Текстом №1. (читает учитель)

  1. В каком стиле речи выдержано это описание собаки?

6. Познакомимся с Текстом №2 (читает учитель)

  1. Отличаются ли эти описания? Чем?

(Первое описание – научное описание. В нем дается перечень главных признаков предмета, явления, лица. Главное в научных описаниях – точность, логическая последовательность.)

  1. Где мы можем встретить научное описание? (в учебниках, в энциклопедиях)

(Второе описание – художественном описание. Такое описание помогает нам увидеть предмет, явление, лицо во всех подробностях, представить его в своем воображении. Главное – дать яркое представление об описываемом предмете, явлении, лице, используя изобразительно-выразительные средства.)

  1. Где мы встречаем художественное описание? (в художественных произведениях)
  2. Какие художественные произведения с описанием животных вы читали? (Тургенева, Паустовского, Чехова)

Вернемся к Тексту №2.

  1. Что именно и в какой последовательности описывает автор? (вначале описан внешний вид животного, а потом уже его повадки).

Такова композиция (построение) художественного описания. Давайте эту композицию запишем.

  1. Внешние, наиболее яркие признаки животного.

Работа с текстом.

  1. Выпишите себе в тетрадь слова или выражения для внешности животного. ЗАПОМНИТЕ: не столь важно, с чего вы начнете свое описание: с хвоста или с лапок. Важно выделить такие детали, которые помогли бы создать видимое, зримое впечатление (прочитал и будто увидел перед глазами)
  2. Интересным ли получилось описание? (описание получилось интересным потому, что автор хорошо знает животное, о котором пишет).
  3. А что дальше описывает автор?
  4. Запишем в тетради:
  1. Повадки, привычки.  Ведь это тоже важно.

- Какие повадки, привычки описывает автор? Записать в тетради.(как он ходит, играет, ест, купается, гуляет)

В описания животных могут включаться элементы повествования, рассказа. И это понятно: описывая животное, невозможно не рассказать о каком-нибудь случае, эпизоде из его жизни. Запишем в тетради:

  1. Случай, который раскрыл бы характер животного (добрый - злой, хитрый - простой, умный- глупый, ласковый- упрямый и пр.)

7. Давайте прочитаем еще один Текст №3.

  1. Найдите описание старого пса, подчеркните эти слова и выражения.
  2. Какова основная мысль рассказа?
  3. Как это описание помогает раскрыть основную мысль рассказа?

8. И еще. Хочу сделать вам несколько предупреждений.

-Во-первых, избегайте неоправданных повторов слов и выражений. Используйте синонимы. Особенно это касается клички вашего животного.

Послушайте предложение. Что режет нам слух?  «Один раз я увидела в подъезде на коврике маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него был маленький, пушистый. Глазки у него были зеленые, большие, умные».

  1. Нельзя ли перестроить предложение, чтобы совсем избавиться от слова БЫЛ или использовать не три, а два раза?

-Во-вторых, избегайте в описании животных фактических неточностей и ошибок.

Найдите, в чем ошибка!

  1. Художник в знак благодарности погладил лобастый затылок собаки.
  2. Кот был среднего роста.
  3. У животных волосы или шерсть?
  4. Ногти или когти?
  5. Нос или клюв? (у птиц)
  6. Лицо или морда, мордочка, мордашка?
  7. Руки или лапы?

9. Давайте подведем итоги урока.

  1. О чем мы говорил сегодня и к чему готовились?

Дом.зад. написать сочинение-описание животного на основе личных наблюдений. (3-4 дня)

И напоследок совет:

«Чтобы описание получилось живым, убедительным, постарайтесь взглянуть на предмет описания «открытыми глазами»: мало ли, что ты видел все это вчера, в прошлом году, видишь каждый день. Взгляни еще раз и схвати все это заново». (Рыбникова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание помещения (урок развития речи в 6 классе)

Данная презентация помогает шестиклассникам писать грамотные и инересные сочинения....

Урок развития речи в 7 классе по теме "Наш сосед - воробей" (описание животного)

Подготовка к домашнему сочинению-описанию с элементами рассуждения как отклику на миниатюру-притчу; формирование навыка описания животного на основе личных наблюдений....

Урок развитие речи в 5 классе "Описание животного"

Урок развитие речи в 5классе. Подготовка у сочинению описание животного по личным впечатлениям....

Урок развития речи. Сочинение - описание животного.

Художник рисует красками, писатель - словами. Научиться так описать любимое животное, чтобы каждый хотел к нему прикоснуться, погладить - сможет каждый, если познакомится с разработкой урока. Клише со...

Урок развития речи, 5 класс, описание животного.

Богатый речевой материал, разнообразные тексты для редактирования и композиционного анализа, задания по профилактике речевых недочетов - основательная подготовка для создания учеником собственного тек...

Подготовка к сочинению-описанию природы урок развития речи в 6 классе

Подготовка к сочинению-описанию природы урок развития речи в 6 классе...

Описание помещения (урок развития речи)

урок и презентация по развитию речи в 6 классе...