Интегрированные уроки русского языка и литературы.
статья по русскому языку по теме

Материалы для педагогического совета на тему "Интегрированные уроки русского языка и литературы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannye_uroki_russkogo_yazyka_i_literatury.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные уроки русского языка  и литературы.

Интегрированным называем урок, в ходе которого реализуется взаимосвязь смежных учебных дисциплин, в результате чего образуется неразрывное целое, обусловленное разумным взаимодополнением знаний по разным предметам. В филологическом школьном образовании можно выделить следующие типы интегрированных школьных уроков русского языка и литературы:

  1. интегрированный урок на уровне межпредметных связей (на таком уроке параллельно используются лингвистические и литературоведческие понятия, определения);
  2. интегрированный урок развития связной речи на основе работы с художественным текстом. На среднем уровне проводится объединение необходимого учебного материала русского языка и литературы в общей для них области развития связной речи учащихся;
  3. урок словесности.

   Уроки межпредметных связей русского языка и литературы предполагают организацию исследовательской лингвистической работы учащихся на текстовом материале, цель которой – проанализировать языковые единицы. Я подвожу итог того, как эта работа выполняется на практике в классах, в которых я работаю: во время изучения творчества поэтов ребята устно и письменно анализируют поэтические тексты; для подготовки к ЕГЭ при выполнении задания части С определяют в литературных текстах тему, основную мысль, проблему, поставленную автором перед читателями, находят  средства художественной выразительности. Во время изучения теории русского языка используются художественные тексты. Рассмотрим использования текста в процессе изучения темы «Глагол и глагольные формы» в 5 и 6 классах.

   Как известно, глагол в русском языке имеет богатые изобразительно-выразительные возможности. Какова же роль глаголов в речи?

 В ходе анализа текста рассматриваются разные глагольные формы, а главное – учащиеся знакомятся с ролью глагола в создании художественного образа. Сначала предлагается текст, в котором вообще нет ни одного глагола. Например:

   Переправа, переправа!                                  Кому память, кому слава,

   Берег левый, берег правый,                          Кому темная вода, -

   Снег шершавый, кромка льда…                   Ни приметы, ни следа. (Твардовский.)

   В ходе беседы ребята отмечают, что  автору важно было показать общую картину переправы, а не то, что там происходит: об этом будет сказано позднее.

   Прочитаем следующий отрывок из поэмы «Василий Теркин»:

Ночью, первым из колонны,               Погрузился, оттолкнулся

Обломав у края лед,                             И пошел. Второй за ним.

Погрузился на понтоны                      Приготовился, пригнулся

Первый взвод.                                      Третий следом за вторым.

    Что изменилось в описании переправы?

    Картина ожила. Мы слышим, как ломается лед, как проходит переправа. Происходит это за счет насыщенности текста глаголами совершенного вида, что указывает на стремительность и динамичность действия.

 Любое лингвистическое задание выполняется на примерах и с использованием художественных литературных текстов.

   Часто проводятся уроки, во время которых грамматика изучается на содержательном текстовом материале. Такие уроки оставляют в памяти более глубокий след а навыки правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее.

   Регулярно включаю в свои уроки миниатюры из книг Астафьева «Затеси», Солоухина «Камешки на ладони», Бондарева «Мгновения» и так далее. Дети объясняют знаки препинания, производят разборы, пишут под диктовку, но самое главное – понимают, как писатели работают над языком своих произведений, как отбирают слова, строят фразы. Учащиеся анализируют лексику, постигая при этом истинный смысл творчества. Миниатюры побуждают к размышлениям, обмену мнениями. После чтения текста  спрашиваю: «Какой смысл автор вложил в этот рассказ?», «К чему призывает нас автор в данной миниатюре?» и так далее.

      На интегрированных уроках развития связной речи на материале художественного текста работа учащихся усложняется: от наблюдения над языковыми средствами изучения их стилистической роли в образцовых художественных текстах школьники переходят к созданию собственных текстов (сочинений и изложений). Разнообразный текстовый материал (работа с образцами) используется как основа для творческих работ учащихся (устных и письменных).

    В 5, 6. и 10 классах проводится комплексный анализ текста. Привести в пример задания.

    Ребята пишут изложения художественных текстов. Например, в 10 классе работали над публицистическим текстом Гейченко «Цветы Михайловского», художественного текстом «В шестнадцать лет» по произведению Тургенева «Первая любовь», «Отец и дочь» из повести Пушкина «Станционный смотритель», отвечали на вопрос «Как вы относитесь к поступку Дуни?» Зачитать примеры ответов.

   Я считаю, что такие уроки приносят большую пользу в изучении предметов «Русский язык» и «Литература».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (русский язык и литература) "Истинный петербуржец... Кто он?"

Урок мжно использовать для подготовки к ЕГЭ и ГИА (написание сочинения)...

Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта" 7 класс

Данный урок проведен в дни, посвященные 70-летию освобождения г.Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков. Направлен на углубление и расширение представлений уч-ся об эпистлярном жанре. Спосо...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...