"Название денежных единиц Руси в пословицах, поговорках, фразеологизмах"
творческая работа учащихся (русский язык, 6 класс) по теме

Деева Светлана Петровна

Данная исследовательская работа была написана в рамках проводимого ежегодно районного  Фестиваля научно- исследовательских работ по русскому языку и литературе. Работа посвящена  изучению пословиц, поговорок, фразеологизмов, в которых употребляются названия денежных единиц Руси и их значений. Ученица подобрала много пословиц и фразеологизмов, рассказала о роли пословиц в жизни человека. Данный материал представлен в виде презентации. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно – исследовательская работа по русскому языку Работу выполнила ученица 6 класса МКОУ Лысовской СОШ Машихина Кристина Руководитель: Деева С. П. Н азваниЯ денежных Единиц руси в пословицах, поговорках, фразеологизмах

Слайд 2

Из истории денег История денег начинается с незапамятных времен. В своей натуральной форме они представляют самостоятельную ценность, в том числе серебряные и золотые монеты. В России монетное обращение возникло в IX-X вв . В то время Россия называлась Киевской Русью. Быстрое развитие чеканки монет произошло в XV веке после создания централизованного Российского государства. Бумажные деньги появились значительно позже.

Слайд 3

Название денег Достоинство Рубль = 100 копеек Полтина = 50 копеек Гривенник = 10 копеек Пятак = 5 копеек Алтын = 3 копейки Грош = 2 копейки Денежка = 0 ,5 копейки Полушка = 0,25 копейки

Слайд 4

В середине 20 века еще существовали (а впоследствии ушли из активного обихода) названия: семик – две копейки, пятак – пять копеек, гривенни к – 10 копеек, двугривенный 20 копеек, пятиалтынный – 15 копеек, полтина – 50 копеек. Многие из монет, отсутствующих сегодня в обращении, остались в памяти народа именно благодаря фразеологизмам или пословицам. Часть из этих выражений употребляется и сегодня в разговорной речи, другие забыты и встречаются только в сборниках пословиц или трудах этнографов.

Слайд 5

Наиболее употребительные наименования: Грош – одна из самых мелких монет: до революции оценивалась в полкопейки, была символом безденежья.

Слайд 6

Пословицы, поговорки, фразеологизмы Ломаного гроша не стоит – не имеет никакой цены, так как ломаная монета вообще не принималась к оплате; За свой грош везде хорош – убежденность, что деньги всесильны; Ни в грош не ставить - в упор не видеть, относиться свысока, глядеть свысока, ни в медный грош не ставит ь, смотреть сверху вниз, смотреть с высоты своего величия, презирать, ни во что не ставить; Денег ни гроша, да слава хороша.

Слайд 7

Алтын – старинная единица денежного счета и мелкая русская монета. Название монеты образовано от тюркского числительного алты — шесть, т.к. счётный смысл алтына — 6 денег (деньга – русская монета, начала чеканиться в XIV веке). В период с 1704 по 1718 год, при Петре I алтын чеканился из серебра.

Слайд 8

В 1839 году при Николае I началась чеканка медного алтынника, имеющего номинал 3 копейки. С тех пор алтын стал традиционной медной монетой Российской империи.

Слайд 9

Не было ни гроша, да вдруг алтын. - П риятное событие после длительного невезения; Алтын сам ворота отпирает и путь очищает. Алтын серебра не ломит ребра. Не жалей алтына, а то отдашь полтину. Сиг — алтын, а уха под тын ( т. е. не вкусна ). Шейка — копейка, алтын — голова, по три деньги нога, а душка — полушка.

Слайд 10

Алтын пропадет, и Мартын пропадет. Алтын сам ворота отпирает и путь очищает. Алтынного вора вешают, а полтинного чествуют. Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют.

Слайд 11

Копейка - русское название разменной монеты, чеканящейся с XVI века по настоящее время. Название связано с тем, что основным сюжетом лицевой стороны монет было изображение всадника с копьем. Так выглядели первые копейки

Слайд 12

Видоизменение копейки

Слайд 13

Пословицы, фразеологизмы со словом копейка Без копейки рубля нет. Копейкой рубль крепок . Копейка в копейку . - Совершенно точно (сосчитаны деньги). Ни копейки за душой — о полном отсутствии денег. До (последней) копейки — целиком, полностью; о деньгах. Дрожать, трястись над (каждой) копейкой — быть скупым, чрезмерно расчетливым За копейку уступить, отдать — продать очень дешево.

Слайд 14

Последнюю копейку ребром ставить, поставить — о расточительности небогатого человека ради пустого тщеславия или по легкомыслию. С копейки (с гроша) на копейку перебиваться (скакать, перепрыгивать ) — сильно нуждаться, бедствовать. Погибнуть, пропасть и т.п. ни за копейку — погибнуть, пропасть и т.п. ни за что, совершенно зря, напрасно.

Слайд 15

Пословицы, являясь неотъемлемым атрибутом народного фольклора и, в свою очередь, атрибутом культуры данного народа, несут в себе отражение жизни той нации, которой они принадлежат, заключая в себе образ мыслей и характер народа, более того, его национальный менталитет. Пословицы многообразны, они находятся как бы вне временного пространства. Действительно, в какое бы время мы не жили, пословицы всегда останутся актуальными, приходящимися всегда к месту. В пословицах отражен богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование пословиц придает речи неповторимое своеобразие и особую выразительность.

Слайд 16

В современное время наша речь характеризуется все новыми оборотами, которые использует практически каждый человек. Но вместе с тем сохраняется значение пословиц, которые использует русский человек. Именно пословицы позволяют ярко подчеркнуть смысл сказанного. Пословичные выражения активно применяют многие люди, при этом их социальный статус, место их работы не имеет особого значения. Роль пословиц заключается еще и в том, что их использование в речи способно украсить её, а также говорит о человеке, который периодически использует пословицы, как о грамотном и образованном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку в 8 классе «Русские языковые афоризмы (пословицы, поговорки и крылатые выражения)»

Знание особенностей происхождения русских пословиц, поговорок и крылатых выражений, внимание к их стилистическим оттенкам поможет учащимся не только правильно употреблять эту категорию языковых ...

Методические разработки к уроку "Денежная единица Великобритании".

Дидактические материалы к уроку в 5 классе по теме "Денежные единицы Великобритании" (УМК "Английский в фокусе") содержат раздаточный материал для урока по денежным единицам Финляндии, США, России и В...

Употребление названий нечистой силы в пословицах и фразеологизмов русского и английского языков

В презентации представлены сводные таблицы с примерами употребления названий нечистой силы, дана классификация по способам перевода и значению....

Научно-исследовательская работа "Употребление названий нечистой силы в пословицах и фразеологизмах русского и английского языков

Научно-исследовательская работа посвещена истории происхождения и случаев употребления названий нечисти. Дана классификация по случаям употребления и способам перевода пословиц и фразеологизмов....

«Красиво говорить – красиво мыслить» Сетевой урок по теме: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Каждому учителю, работающему в условиях нашего сурового северного климата, приходилось сталкиваться с такой проблемой, как выполнение учебных программ.  Что делать, если ударили морозы и объявлен...

"Денежная единица и денежная система стран изучаемого языка"

С 5 "Б" классом, в ходе реализации проекта мы узнали, что такое валюта;выяснили какая валюта используется в Великобритании и США; получили информацию о денежной системе Великобритании и США...