Олимпиада по русскому языку 9 класс
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) по теме

Коннова Татьяна Анатольевна

Данный документ содержит в себе олимпиадный материал с ключом для учащихся 9 класса. Олимпиаданая работа состоит из двух частей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_russkiy_yazyk_9_klass.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 9 КЛАСС

 Часть 1. Вопросы и задания

1.      В словах шило, жир шипящие твердые, а последующий гласный указывает на их мягкость; в словах чаща, чудо, щука шипящие – мягкие, однако гласные  указывают на их твердость.

1.1. На каком принципе русской орфографии основано написание этих слов?

1.2. Как произносились эти шипящие в прошлом?

2. М. Горький, прочитав в рукописи молодого писателя фразу Сквозь чащу кустарника продирался мокрый Василий и истошно кричал: «Братцы, щуку поймал!», заметил: «Первая щука – явно лишняя».

 2.1. Что имел в виду писатель?

 2.2. Как называется раздел языкознания, изучающий такие явления?  

3. Сколько имен прилагательных в предложении: Все тише ребячьи голоса, что слышны из небольшой соседней комнаты?

Определите разряд каждого  прилагательного. 

4. Составьте предложения со словами стоя, лежа, сторожа так, чтобы эти слова выступали в роли разных частей речи. 

5. Определите синтаксическую функцию инфинитива:

     1) Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей.

     2) Теперь опять в нем родилась надежда найти отца.

     3) Секретарь попросила посетителя подождать в приемной.

     4) Смотреть – время терять.

     5) Я приказываю экипажу прыгать с парашютами. 

6. Подберите фразеологические антонимы:

        

бросить якорь – …

         витать в облаках – …

         кот наплакал – ….

         у черта на куличках – …

7. Вместо точек вставьте слова, которые одновременно являются синонимами для своих «соседей»:

      1) битва (…) ругань;

     2) гримаса (…) снаряд;

     3) нежить (…) шалить;

     4) изогнутый (…) одноглазый;

8. Связаны ли этимологически латинские слова гладиолус и гладиатор? Известно, что русское название  цветка – шпажник, а польское мечик. Восстановите первоначальное (буквальное) значение слов гладиолус и гладиатор. 

9. Приведите примеры рекламного текста, которые запомнились Вам лучше всего. Объясните причины их легкой запоминаемости, учитывая те языковые явления, которые лежат в основе этих рекламных текстов.

10. Какой стилистический прием использовал А.П. Чехов в предложении для создания комического эффекта?

 Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.

Часть П. Работа с текстом

Прочитайте фрагмент рассказ В.Белова «Маникюр» и выполните приведенные ниже задания.

Ох, уж не утерплю, расскажу, как я в Москву-то слетала! Десять годов сбиралась, не могла удосужиться. А тут не глядя свернулась, откуда что и взялось. Отпуск в конторе начислили. Я рукавицами  хлоп только меня и видели! Мужика с детками, все хозяйство оставила, из-под коров да под самый Кремль! Поехала к брату  он у меня полковник. Моложе меня. А давно на пенсии; делать-то ему нечего  вот обрадел! Я телеграмму-то дать постеснялась. «Ой, ты?!  говорит.  Кабы ты,  говорит.  была с головой,  сообщила бы. Я бы,  говорит,   на машине тебя с вокзала увез. Только свистнуло бы!»  «Ну,  говорю,  не велика и баронь, дошла и пешком». Дошла-то дошла, а намаялася. Дорогу-то мне указывают, да по-разному все: один говорит  влево, девушка, другой  вправо, гражданка, третий скажет  тетка, дуй напрямик!

        Задания

3.      Определите, в рамках какого стиля  создан текст. Аргументируйте свой ответ.

4.     Укажите ведущий тип речи  в этом тексте. Аргументируйте ответ.

5.     Охарактеризуйте функциональную роль просторечных языковых

     средств в этом тексте.

6.     Какова авторская позиция (оценка)  по отношению к героине?

7.     Передайте рассказ героини литературным языком. К чему привело подобное изменение ? Дайте свою оценку.

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК. 9  класс

                                       Ключи к вопросам и заданиям

Часть 1

1.1 Написание этих слов основано на традиционном принципе русской орфографии.

1.2 Традиционное правописание зафиксировало старое произношение этих шипящих: ш, ж произносились мягко, а  ч, щ – как твердые согласные.  

Оценивание:

За правильный ответ на вопрос 1.1 – 2 балла.

За правильный ответ на вопрос 1.2 – 3 балла.

Максимальное количество баллов – 5 баллов. 

2.1 Писатель имел в виду случайное созвучие чащу кустарника и щуку, которое здесь является лишним, потому что снижает благозвучие фразы.

2.2 Эвфония (eu – «хорошо», phone – «звук») – благозвучие. Раздел языка, изучающий такие явления, называется фонетикой.

Оценивание:

За правильный ответ на вопрос 2.1 – 3 балла.

За правильный ответ на вопрос 2.2 – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 4 балла.

 3. В данном предложении 5 прилагательных:

тише – качественное

ребячьи – притяжательное

слышны – качественное

небольшой – качественное

соседний – относительное

  Оценивание:

За указание верного количества прилагательных – 1,5 балла.

За верное определение разряда каждого прилагательного  – 0,5 балл.

Максимальное количество баллов – 4 балла.

4. Данные слова могут выступать в роли деепричастия, существительного и наречия.

Примеры употребления:

Не люблю есть стоя. – Стоя на остановке, я всегда читаю

Вредно читать лежа. – Лежа на диване, я могу дотянуться до стола.

Сторожа склад, Иванов мог иметь доступ к этим товарам. – Сторожа объединились в профсоюз. 

Оценивание:

За каждое верное указание части речи  – 0,5 балла.

За каждый верно приведенный пример  – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 7,5 баллов. 

5. 

1) обстоятельство;

2) определение;        

3) дополнение;

4) подлежащее и сказуемое;

5) дополнение.

 Оценивание:

За каждую верно указанную синтаксическую функцию инфинитива – 0,5 балла.

Максимальное количество баллов – 3 балла.

 

6.        бросить якорь – поднять паруса

         витать в облаках – спуститься с небес на землю

         кот наплакал –  куры не клюют

         у черта на куличках – под самым носом 

Оценивание:

За каждый верный ответ – 0,5 балла.

Максимальное количество баллов – 2 балла.    

7.     1) брань;

2) мина;

3) баловать;

4)кривой.

 Оценивание:

За каждый верный ответ  – 0,5 балла.

Максимальное количество баллов – 2 балла. 

8.  Эти слова связаны этимологически. Если другие названия цветка связаны с понятием меч (мечик) и шпага (шпажник), то можно предположить, что слово гладиолус имеет буквальное значение «меч, шпага». Если учесть, что название шпага более позднее, то можно остановиться на значении «меч». И в польском, и в русском названии цветка отмечаются суффиксы с уменьшительным значением, которые также здесь имеют значение «подобия» в названиях предметов, похожих по внешнему виду (цвету, форме, расположению и т.п.) на мотивирующее слово. Таким образом, мечик – это «маленький меч», а шпажник (сравните шпажка) – «маленькая шпага». Следовательно, можно предположить, что гладиолус также означает буквально «маленький меч».

         Теперь легко восстанавливается связь слов гладиолус и гладиатор: гладиатор первоначально – «боец, воин, орудующий, сражающийся мечом». 

Оценивание: Максимальное количество баллов за наиболее точное и обоснованное объяснение – 10.

   9.  Запоминаемость рекламных текстов (в т.ч. слоганов) обеспечивают  следующие особенности организации речи: ритм (Пепси, пейджер, MTV, подключайся; Танки грязи не боятся), рифма (Свежее дыхание облегчает понимание; Не тормозни – сникерсни), звукоподражание  (Галина Бланка – буль-буль), антитезы и антонимы (Имидж ничто – жажда все; Хватит говорить – начинайте жевать), паронимические созвучия, паронимия (Чистота – чисто Тайд; Шок – это по-нашему), употребление стилистически окрашенной лексики (слов молодежного сленга, арготизмов, диалектизмов) и т.п..  

Оценивание:

За каждый верно приведенный пример рекламного текста – 0,5 балла

За каждый верно указанный языковой прием – 2 балла.

Максимальное количество баллов за задание – 10.

10. Для создания комического эффекта А.П. Чехов использовал инверсию.

Оценивание: За верный ответ – 2,5 балла

Максимальное количество баллов за первую часть – 50 баллов.

                                    Часть П.

1.      Художественный стиль. Аргументация должна быть связана с указанием на особую эстетическую функцию стиля, на ведущую стилистическую особенность языка (образность) и на наиболее яркие средства ее воплощения (например,  использование просторечия  и средств обиходно-разговорного стиля для   создания образа героини).

Оценивание. Правильно определен стиль – 1 балл; каждый  аргумент – по 1 баллу. Максимум – 4 балла. 

2.     Тип речи –повествование, поскольку это – рассказ о событии. Речь динамична; динамизм достигается за счет использования глаголов действия сов.вида пр.вр. и глагольного междометия хлоп.

Оценивание. Правильно определен тип речи  – 1 балл; каждый  аргумент – по  1 баллу. Максимум – 5 баллов.  

3.     Просторечие  используется  для стилизации речи героини. Цель приема в том, чтобы придать рассказу колорит подлинности: рассказывает о событии персонаж, используя характерные для него привычные формы речи.

Оценивание. За определение приема – 1 балл. За интерпретацию его назначения – 2 балла. Максимум – 3 балла.

4.     Авторская оценка выражена косвенно, всей совокупностью языковых и речевых средств текста: героиня обрисована с большой теплотой и симпатией. Оценки, которые дает героиня, по-видимому, разделяет и сам автор.

Оценивание .Максимум 3 балла

5.     Примерный вариант: Не могу утерпеть, должна рассказать, как в Москву съездила. Десять лет собиралась и никак не могла решиться. А затем сразу, в один миг, собралась. Даже непонятно, как все получилось. Пошла в контору, отпуск оформила  и нет меня. Мужа с детьми, хозяйство  все оставила. И отправилась в Москву…

Эксперимент по изменению текста показывает: 1) литературно обработанный текст более правильный, но менее выразительный; 2) образ героини, если ее рассказ передать правильным литературным языком,  теряет многие черты индивидуальности.

Оценивание. За корректный образец литературно обработанного текста – 5 баллов .За объяснение экспериментального эффекта – 5 баллов. Максимум – 10 баллов.Максимальное количество баллов за вторую  часть – 25 баллов.

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЮ РАБОТУ  – 75 БАЛЛОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.

Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...