реализация коррекционно-развивающей направленности в обучении русскому языку слепых и слабовидящих школьников
статья по русскому языку по теме

Хит Елена Вячеславовна

Статья содержит описание типологических и индивидуальных особенностей слепых и слабовидящих школьникоа. Вней показана особая роль уроков русского языка и литературы в развитии личности слепого и слабовидящего ребенка. Показаны основные методы и приемы учителя русского языка в организации обучения детей с тяжелой патологией зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_korrektsionno.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ  ПРОЦЕССА  ОБУЧЕНИЯ  РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

в  специальной (коррекционной)  общеобразовательной  школе-интернате   IV вида города  Владимира для слабовидящих детей

Хит Елена Вячеславовна

учитель русского языка и литературы

ГКСОУ ВО «Школа-интернат

IVвида г.Владимира»

           Целью деятельности любой общеобразовательной системы является обеспечение качества результатов образования, т. е. соответствие уровня образованности учащихся установленным нормам ─ государственным образовательным стандартам.  Сегодня  недостаточно  того,  чтобы  выпускник средней  школы  обладал неким  нормативным  набором знаний,  умений  и  навыков.  Современному  обществу  требуются  компетентные, активные, способные  к  саморазвитию и самореализации, ответственные  граждане.

          В этой связи особое значение приобретают уроки русского языка и литературы в специальной коррекционной школе для слепых и слабовидящих детей, так как, кроме формирования предметных компетентностей, они имеют большие возможности для осуществления коррекционно-развивающего воздействия с целью формирования у слепых и слабовидящих школьников метапредметных умений и навыков, а также оказывают огромное влияние на развитие  личности в целом.

           Контингент  обучающихся  специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы-интерната IV вида для  слабовидящих детей характеризуется  низким  уровнем здоровья:  100%  обучающихся  имеют патологию  органа зрения.  

          В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. 

         Существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, лишившихся зрения после трех лет жизни,  слабовидящие. Такая дифференциация основывается на том, что время и степень утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка. Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступил дефект, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и своеобразие психофизического развития. Психическое развитие слепых и слабовидящих имеет такие же закономерности, как и у зрячих детей, но отсутствие или затруднение визуальной ориентировки сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании социального опыта. Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения слепых сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других случаях -  повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность. Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепых и слабовидящих протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления. Главными особенностями (недостатками) речевого развития слепых и слабовидящих являются вербализм речи, что приводит к недостаткам развития активного и пассивного словаря, а также нарушение коммуникативной функции речи.

       Поэтому уроки русского языка и литературы во многом влияют на психическое развитие слепых и слабовидящих детей, формирование у них компенсаторной функции речи и мышления, активной жизненной позиции, осознания ими способов самореализации.  

    Коррекционно-развивающее воздействие на уроках русского языка и литературы  обеспечивает  организацию  учебного  процесса  с учетом  индивидуальных  способностей  и  возможностей  учащихся,  выработку  и  подбор  методов  и  приемов  обучения,  способствующих  усвоению  государственных  образовательных  стандартов  слепыми  и  слабовидящими  детьми. Контингент  обучающихся  сложен  по  состоянию  здоровья и  уровню  интеллектуального  развития.  На  сегодняшний день  25(17%)  человек  обучаются  по  системе  Брайля,  13 человек (9%)  слабовидящие  и слепые  дети  с  умственной  отсталостью. 10  человек  надомников  -дети  со сложной структурой  дефекта.  Из  10  надомников  2  чел с  сохранным  интеллектом  дети обучаются  дистанционно.

В  школе  12  классов  вида  для  слабовидящих,  2 класса    вида  для  слепых,  1 класс    вида, малокомплектный  общей  численностью  детей  6  человек.  В  настоящее  время  сложилась ситуация,  когда  нет  возможности  открыть  класс    вида  из-за  нехватки  детей.  Поэтому  Младшие  умственно  отсталые  дети  обучаются  в  классах    вида,  но  по  программам  школ  вида.  То  же  самое  происходит  и  со слепыми  детьми,  т.к.  возможности открывать  класс  для  1 или  2  человек  нет,  поэтому  слепые  обучаются  в классах  вида.  подобная  ситуация  требует  еще  более  глубокой  дифференциации  и  индивидуализации  процесса  обучения.

           Наша  школа  реализует    общеобразовательные  программы  начального  общего,  основного  общего,  среднего (полного)  общего  образования.

          Для  успешного  осуществления  своей деятельности  от  учителя  русского языка и литературы  требуется  большая  дополнительная  работа: изучение индивидуальных особенностей обучающихся, корректировка  общеобразовательной  программы,  которая  отражает  перераспределение  учебного  материала,  рассчитанное  на  замедленный  темп  его  усвоения,  подобрать  разноуровневые  задания,  продумать  тщательнейшим  образом  организацию  работы  учащихся  на  уроке,  определить  место  каждого  вида  работ  и  уровень их  сложности, подготовка раздаточного дидактического материала (индивидуальные карточки), выполненного с учетом зрительных и тактильных возможностей слепых и слабовидящтх школьников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые формы и приёмы обучения русскому языку в коррекционно- развивающих классах.

Опыт учителя посвящён актуальной для современной педагогической практики и недостаточно разработанной теме.В условиях, когда идеи гуманизации образования реализуются в обеспечении комфортности обучени...

Обучение двухцветному плетению слепых и слабовидящих детей.

Методические рекомендации для воспитателей, учителей технологии и родителей обучению слепых и слабовидящих детей двухцветному плетению....

Модель реализации коррекционно-развивающей направленности процесса обучения в школе 4 вида

В данной статье приведены цели, задачи, направления коррекционно-развивающего сопровождения  слепых и слабовидящих школьников в процессе обучения....

Тезисы « УМК под редакцией Е.А. Быстровой как средство реализации системно-деятельностного подхода при обучении русскому языку »

Материал предназначен для коллег ( учителей русского языка), которые предполагают работу по учебникам, соответствующим новому ФГОСу....

Использование коррекционно – развивающих и игровых форм обучения, для повышения учебной мотивации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Математическая радуга Цель мероприятия:  привитие интереса к математике. Задачи мероприятия:формировать коммуникативную компетентность;совершенствовать вычислительные навыки учащихся;ра...

Реализация коррекционно-развивающей направленности уроков русского языка в 5 и 8 классах.

Реализация коррекционно-развивающей направленности уроков русского языка в 5 и 8 классах....

РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Целью деятельности любой общеобразовательной системы является обес­печение качества результатов образования, т. е. соответствие уровня образо­ванности учащихся установленным нормам ─ государст...