Тезисы « УМК под редакцией Е.А. Быстровой как средство реализации системно-деятельностного подхода при обучении русскому языку »
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Плотникова Анна Николаевна

Материал предназначен для коллег ( учителей русского языка), которые предполагают работу по учебникам, соответствующим новому ФГОСу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя  общеобразовательная школа №35»

Тезисы

« УМК под редакцией Е.А. Быстровой как средство реализации системно-деятельностного подхода при обучении русскому языку »

Плотникова Анна Николаевна,

 учитель русского языка и литературы,

I категория

г. Каменск-Уральский

2014

«УМК под редакцией Е.А. Быстровой как средство реализации системно-деятельностного подхода при обучении русскому языку»

Тезисы

- Отличительной особенностью нового ФГОС является его направленность на обеспечение перехода от ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся, подготовке их к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода.

-При переходе на новый Стандарт  перед предметником возникают вопросы, связанные с проблемой выбора учебника, по которому должно осуществляться обучение для достижения соответствующих требованиям ФГОС результатов. Эта проблема представляет особую актуальность, так как в преподавании русского языка используется большое разнообразие учебно-методических комплектов (Т.А. Ладыженской, Л.М. Рыбченковой, М.М. Разумовской, В.В. Львова, Е.А. Быстровой).  

- Наличие вариативных учебников – положительное явление, позволившее учителю использовать в своей работе те книги, которые он считает наиболее интересными, доступными, отвечающими целям и задачам обучения. Но вариативность учебников – это и одна из проблем школьного образования:  учителям по разным причинам трудно выбрать один из множества учебно-методических комплектов.  К тому же право на выбор учебника часто нарушается администрацией школы, по своему усмотрению решающей, какой из учебно-методических комплектов будет использоваться в школах.

- В  2013 году Средняя школа № 35 перешла на обучение по УМК   «Русский язык» под редакцией академика Е.А. Быстровой. Этот учебно-методический комплект учитывает концептуальные положения  ФГОС: утверждение личностно ориентированной парадигмы образования, ориентация на планируемые результаты обучения, реализация системно - деятельностного подхода в образовании, реализация компетентностного подхода в обучении.

- Данный учебник можно использовать в рамках различных педагогических технологий: игровых, технологии проблемного обучения, технологии комплексного анализа текста, элементов модульного обучения, возможна реализация исследовательской и проектной деятельности, использование информационных технологий.

-  Учебная линия Е.А. Быстровой  отличается   способом подачи теоретического материала. Материал представлен с учетом типологических трудностей русского языка, но при этом предлагается открытое сопоставление фактов русского языка с их эквивалентами в изучаемом иностранном.   Внутреннюю целостность линии обеспечивают коммуникативный, функциональный, текстоцентрический и культуроведческий подходы к обучению языку.

-Особенность учебной линии – практическая речевая направленность, которая является не только целью, но и средством обучения. Учебники создают условия для речевого общения и учат общению. Они призваны вовлекать учащихся в активный познавательный процесс  и в процесс овладения русским языком как средством общения.

- Особое внимание в учебниках русского языка под редакцией Е. А. Быстровой уделяется  развитию речи. Продумана последовательная система работы над свободным диктантом, изложением, сочинением, что даёт замечательные результаты  совместной деятельности авторов учебника, учителя и ученика. Кроме того, тексты и темы для таких работ помещены в  1 учебнике, что не создает психологического напряжения у ученика.

-Учебник очень богат в плане иллюстративного материала. В качестве иллюстраций представлены портреты учёных-лингвистов, фотографии, схематические рисунки, сюжетные рисунки и рисунки описательного характера. Соответственно, все они несут разную дидактическую нагрузку.

-В учебнике заложены возможности для уровневой дифференциации. Уже в условных обозначениях есть значок «скрепка», под которым располагается дополнительный теоретический материал для тех, кто может и стремится узнать больше.  Также представлено много творческих заданий разного уровня. Предоставлена возможность учителю и ученику выбирать в зависимости от интересов, степени сложности, психологических особенностей.

- Учебник предоставляет возможности для организации разнообразной деятельности учащихся, множества форм этой деятельности. Учитель, работая с данным учебником, может активно вовлекать детей не только во фронтальные виды работы, но и  в индивидуальные, и групповые. В большом изобилии  представлен материал для самостоятельной работы.

-Основная трудность  при работе с данным УМК заключается в том, что учитель сам должен хорошо владеть   иностранным языком, изучаемым детьми (желательно, английским).  Это связано с тем, что многие темы изучаются через прием сопоставительного анализа каких-либо явлений в русском языке и изучаемом иностранном.  Немаловажно, что владение иностранным (английским) языком – одно из требований Стандарта современного педагога.

- Апробируемый нами  учебник под редакцией Е.А. Быстровой отличается системностью и внутренней логикой, обеспечивает преемственность по отношению к начальной школе, закладывает возможность качественной планомерной подготовки к итоговой аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе как основа реализации ФГОС»

В  статье рассматриваются вопросы реализации системно-деятельностного подхода через комплекс технологий...

Новые информационно-коммуникационные технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

“Великая цель образования - это не знания, а действия” Герберт Спенсер Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Данный подход...

Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы

quot;Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы" - выступление на окружном семинаре "Подготовка педагогов к реализации ...

Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка

Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....

Статья «Метод проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы» (из опыта работы)

Доклад «Метод  проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы»  (из опыта работы)...

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...