Педагогический проект "Мотивация к учебной деятельности"
проект по русскому языку по теме

Трясорукова Евгения Анатольевна

Педагогический проект "Мотивация к учебной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Каждый родитель знает, с каким желанием собираются наши дети в 1 класс, с какими удивлёнными, горящими глазами рассказывают о том, что нового  узнали в школе. Я, мама двоих детей, 9- классника и 6-классницы, с горечью наблюдала, как скоро радость от познания нового сменяется лишь общепринятой необходимостью посещать школу, отсутствием интереса к учению, недостаточной сформированной потребностью  в знаниях.

Почему так происходит? Как возникает и развивается потребность в знаниях? На эти вопросы я пытаюсь найти ответ, им же посвятила свой пед проект «Формирование положительной мотивации на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования».

Работая над проектом, я выявила серьёзные противоречия между

  • увеличением нагрузки на обучающегося  и  снижением интереса к учению по мере взросления.  
  • Усложнением учебного материала  и расширением  круга занятий и интересов детей.
  • Доминированием учителя  на уроке и потребностью школьников  в эмоциональном контакте со сверстниками и самоутверждении.
  • Возникновением стойкого интереса к одному предмету (или группе предметов) и  формализмом в усвоении других знаний.
  • Стремлением обучающегося к личностной реализации, к определению своего места в группе, коллективе  и страхом  поражения, недооценки.
  • На устранение названных противоречий и направлено действие моего педагогического проекта.

Я предположила, что создание для обучающихся положительной мотивационной среды приведет к повышению качества образования в целом.

Предметом моего исследования  стали  условия и факторы, способствующие формированию положительных мотивов обучения.  

Целью своей работы  я считаю

как   разработку  положительной мотивационной среды,  способствующей  повышению качества образования по русскому языку и литературе,

        так и формирование познавательной активности ученика,  развитие его творческих и исследовательских способностей.

Для достижения поставленной цели необходимо:

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме.
  • Организовать мониторинг, выявляющий  уровень  мотивации гимназистов, и продолжать отслеживание на протяжении реализации проекта.
  • Разработать  программу по формированию мотивации обучения и  скорректировать   систему работы.  

        

Новизна моего опыта заключается в создании системы педагогических действий, направленных на организацию положительной мотивационной сферы деятельности обучающихся с целью развития ключевых компетенций и  повышения качества знаний.

  Перед учителем возникает проблема: как построить урок, чтобы ученику знания были интересны, чтобы они были для него значимы.

Научно-теоретической основой моего инновационного проекта стали работы  А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Л.С. Выготского, Л.И. Божович.        

Мною было проведено исследование ведущих мотивов и уровня мотивации моих пятиклассников. Их переход из начальной школы в среднюю сопровождался изменением мотивации к учению по сравнению с 4-м классом. Диагностика структуры учебной мотивации выявила ведущие мотивы, показала их изменение по мере взросления детей: на представленной диаграмме хорошо видно, что возрастает  роль коммуникативных, эмоциональных мотивов и значение личностных достижений, в то время как мотивы познавательные, саморазвития, внешние  снижаются особенно наглядно, ослабевает позиция школьника.    А мы , педагоги, делаем ставку чаще всего именно на эти мотивы и не получаем желаемого результата.

Учитывая результаты диагностики и ее анализа, я приступила ко второму этапу своей работы - проектированию такой мотивационной среды, которая позволяла бы   учитывать возрастные  изменения мотивационной сферы, формировать ключевые компетенции и, как следствие, повышать качество образования в целом.

Разработанная мною  программа формирования  мотивации учения включает следующие направления

  1. Дифференциация технологий, методов и приемов  деятельности педагога в зависимости от их актуальности в создании положительной мотивационной среды. Например, для 5-8-классников характерно возникновение стойкого интереса к одному предмету, становление собственных моральных убеждений , отличных от мнений взрослых,  изменение самооценки.

Одной  из наиболее эффективных считаю  технологию развития критического мышления, она совершенно меняет роль учителя. Он уже не основной  источником знаний, а  координатор деятельности обучающихся, он строит урок так, чтобы у детей возникли собственные мотивы, а значит и цели познания нового,  а для этого  сталкивает различные суждения обучающихся, создает условия, побуждающие  принимать самостоятельные решения и делать выводы. Ученик выступает как активно, ответственно, осознанно действующий участник процесса обучения, он имеет право высказать свое мнение без боязни ошибиться и быть исправленным учителем.

Эффективными  приемами технологии развития критического мышления являются «чтение с остановками», «вслед за автором», «скелет  рыбы».

Покажу прием чтения с остановками на примере  рассказа  И.С.Тургенева «Бежин луг».

Чтение отрывков сопровождается вопросами, побуждающими к мышлению:

  • По названию предположите, о чем будет рассказ?
  • С каким настроением автор начинает повествование?
  • Какие художественные средства использует автор для создания картин природы?
  • Что происходит с вашим настроением по ходу развития действия?
  • О чем повествует первая история?
  • Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
  • Что же в этом отрывке поэтического, а что – волшебного?

Такая система вопросов позволит добиться поставленной цели и справиться с  дифференцированным домашним заданием: основным : прочитать рассказ полностью, доказать, что  «Бежин луг» - поэтический и волшебный рассказ;

        дополнительным  (для мотивированных обучающихся): ответить на вопрос №5 стр.207  учебника:  Жорж Санд писала, что Тургенев помог раскрыть Россию с помощью  образов из «Записок охотника». Как вы думаете, что именно можно узнать о России из этого рассказа?

Мотивирует к обучению использование  информационно-коммуникационных технологий. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.  Информационно-коммуникационные технологии  позволяют нам выполнять любые дидактические задачи.

2. Использование специальных задач, направленных  на упрочение  коммуникативных, эмоциональных мотивов и роли личностных достижений .

Очень мотивирует детей работа над произведениями регионального компонента , особенно А.П.Чехова, М.А.Шолохова, В.Закруткина, Б.Изюмского.

Огромный интерес был вызван созданием школьной газеты «Гимназист и Ко», очередного выпуска которой с нетерпением ждут и ученики, и учителя. Страницы школьной газеты стали  прекрасной площадкой для  самореализации гимназистов и позволили создать ситуацию успеха для юных корреспондентов,

стимулировали интерес к русскому языку.

Таким образом, и создание ситуации успеха, и изучение нового материала с опорой на старые знания, и  положительный эмоциональный настрой, и рефлЕксия, игра, яркая  и эмоциональная речь учителя – всё это активизирует мышление, внимание, память и позволяет сформировать устойчивый интерес к предмету.

3. Формирование мотивации на отдельных этапах учебной, творческой и исследовательской деятельности. Общая задача педагога состоит в том , чтобы обучающийся был мотивирован к действию в течение всего урока: в начале – исходная мотивация, в середине – мотивация удовлетворения от самого процесса учения, связанная с чередованием видов деятельности; в конце урока – мотивация завершения, дифференцированное домашнее задание, самооценка, рефлексия.

В  настоящее время проект  находится  в стадии  практического применения и корректировки.  Но уже сегодня я могу говорить о первых положительных результатах: за два последних года качество обученности моих  учеников по русскому языку выросло на 14% , по литературе –на 8%.

Разработан и реализован социальный проект «Газета «Гимназист и К».

На 15%  увеличилось количество  обучающихся, вовлеченных в творческие конкурсы, олимпиады, проекты по русскому языку и литературе. Результативность нашей работы -   на слайде.

Гарибян Диана – II место в районном конкурсе чтецов «Мир начинается с детства»;

Луппа Алина  - II место в районном конкурсе  «Лучший урок письма»;

Марчук Владислав - II место в районном конкурсе ИКТ за презентацию к уроку литературы по творчеству П.П.Бажова;

Гарибян Диана – III место  в районном  конкурсе чтецов, посвященном 66-летию Великой Победы;

Прутской Илья  - III место   в районном  конкурсе «В кругу семьи»;

Ветрова Софья - III место  в  районном конкурсе «Письмо в 1941 год»

2011 – 2012 учебный год:

Нехаева Елена - I место   в муниципальном этапе конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб».

Дальнейшая реализация проекта должна привести к следующим результатам :

Система педагогически оправданных технологий , методов ,приемов, формирующих положительную мотивационную среду

Обобщение и трансляция опыта работы по реализации педагогического проекта.  

Положительная динамика качества образования по моему предмету, вовлеченности  гимназистов  в творческие конкурсы, олимпиады, проекты по русскому языку и литературе

 Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды, приемы…

«…Страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею…» - этот  постулат известного педагога Шалвы Александровича Амонашвили стал своеобразным девизом моей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование педагогической технологии «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся) в пространстве учебного успеха каждого ученика».

Методология преподавания непрофильных предметов в профильных классах претерпевает кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели...

Презентация педагогического проекта "От учебной деятельности - к учебной социализации личности"

Защита проекта состоялась на районном конкурсе "Учитель года-2014"...

Учебно-педагогическое сотрудничество как основа активизации учебной деятельности учащихся средней школы

Коллеги, предлагаю Вам ознакомиться с моей научной публикацией. Буду рад Вашим комментариям....

Учебно-педагогическое сотрудничество как основа активизации учебной деятельности учащихся средней школы (презентация)

Влияние учебно-педагогического сотрудничества на учебную деятельность учащихся средней школы...

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»...

Статья "Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе реализации ФГОС ООО"

В своей педагогической практике с 2010 года автор активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедился  в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средс...

Выступление на педагогическом сове«Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития»

«Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития»...