Конспект урока: «Правописание ы – и после ц»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Колодченко Валентина Васильевна

 

Цель: 1. Обучающая цель: 1)создать условия для знакомства с новым опознавательным признаком – наличием  [ц]  перед гласным, с правописанием ы – и после ц; 2) учить правильно обозначать орфограмму; 3) повторить правописание о – ё  после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, окончаний существительных, приставок  на з – с, пунктуацию в сложносочиненном предложении; 4) пропедевтически познакомить с правописанием –онн- в прилагательных; 5) расширить лексический запас учащихся.

2. Развивающая цель: содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать; повторить сведения по фонетике, орфоэпии, морфемике, морфологии, орфографии.

3. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование:  цветные полоски, сигнальные карточки ы – и; карточки для самопроверки; плакат с алгоритмом, проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Правописание ы – и после ц»

Цель: 1. Обучающая цель: 1)создать условия для знакомства с новым опознавательным признаком – наличием  [ц]  перед гласным, с правописанием ы – и после ц; 2) учить правильно обозначать орфограмму; 3) повторить правописание о – ё  после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, окончаний существительных, приставок  на з – с, пунктуацию в сложносочиненном предложении; 4) пропедевтически познакомить с правописанием –онн- в прилагательных; 5) расширить лексический запас учащихся.

2. Развивающая цель: содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать; повторить сведения по фонетике, орфоэпии, морфемике, морфологии, орфографии.

3. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование:  цветные полоски, сигнальные карточки ы – и; карточки для самопроверки; плакат с алгоритмом, проектор.

Х о д   у р о к а.

  1. Организационный момент

Звенит звонок веселый,

Зовет нас на урок.

Такой порядок в школе

Не забывай, дружок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор.

Психологический настрой на работу

- Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

- На уроке наши глазки внимательно смотрят и все (видят).

- Ушки внимательно слушают и все (слышат).

- Голова хорошо (думает).

- Молодцы!

- Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.

«Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться.»

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Вы с ним согласны?

- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.

Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зелёная.

Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

- Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, «Классная работа». К доске пойдет один ученик для работы по карточке.

 

  1. Лингвистическая разминка

- В каком слове есть согласный глухой непарный, твердый непарный звук

1) щебет, 2) циркуль, 3) живее, 4) чугун    (циркуль - [ц]).

- Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.

- В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук:

1) стОляр, 2) красИвее, 3) звОнит, 4) дОговор.

- Укажите слово, соответствующее схеме:                                                          

1) переплетчик, 2) загорала, 3) выносливость, 4) пришкольный.

- В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:

1) изл…жение, предл…жение, изл…гать, сл…гаемое

2) крыж…вник, ш…рох, ш…в, капюш…н

3) выр..сти, отр…сль, зар…сли, выр…щивать

  1. Проверка домашнего задания

Проводится работа аналогичная домашней.

Работа в парах

  1. Буквы з – с на конце приставок:

бе…болезненный                                                бе…граничный

бе…шумный                                                        ра…гадать

ра…пилить                                                           бе…конечный

ра…валиться                                                        ра…гадать

бе…чувственный                                                 ра…носить

ра…мотреть                                                         ра…писание

бе…жалостный                                                    ра..жимать

ра…спросить                                                        бе…сердечный

  1. Выделить грамматическую основу, начертить схему  предложения

Полил сильный дождь, и земля быстро намокла.

(Самопроверка по ключу, выставление оценок)

  1. Опрос работающего у доски по карточке

К а р т о ч к а

Вставить пропущенные буквы и объяснить правописание.

С…дел на ж…рдочк…, р…сток крыж…вника, ш…рох, ш…пот, ра…ч…тливый, беч…вка, ж…лтый.

Объясняется лексическое значение слов:

Бечёвка – тонкая верёвка.

Бечева – прочная толстая верёвка, канат.

Бечевая тяга ( в старину) – передвижение судна бечевой, которую тянули по берегу люди или лошади.

 

  1. Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации

- Переходим к изучению новой орфографической темы. Для этого обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.

Учитель произносит слова (материал для наблюдения на доске пока закрыт):

акация                                      улицы

цифры                                      Синицын

                                                  цыплёнок

- Какие звуки слышатся во всех словах?  ([цы]).

- А посмотрите как написано (открывается материал для наблюдения).

- Цы и ци.

- Почему? Наша задача разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и. Какова же тема нашего урока? Сформулируйте её.

- «Правописание ы – и после ц».

     Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях.

Чтобы узнать, когда после ц пишется  ы,  а когда – и, для этого прослушайте и заполните табличку:          

                                                 цы             ци

                                        1.                     1.

                                        2.                      2.

- Диктант в стихах. Приготовьтесь писать и  будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и вы должны определить, что писать: ци или цы. Готовы? Диктую.

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только он одно не знал,

Где пишут ци и цы.

- Вот так цыплёнок не знал. А вы знаете?

- По правилам грамматики в именах существительных после ц пишется и…

- Кроме трёх случаев, когда пишется ы:

1) в окончаниях слов: синицы, птицы

2) в суффиксе –ын: сестрицын, курицын.

- Значит, и цыплёнок пишется через ы.

- Почему?

- Потому что цыплёнок – курицын сын.

- Цыплёнок, действительно, пишется через ы, но совсем не потому. Просто цыплёнок одно из тех четырёх слов, которые надо запомнить:

Цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц (цыкнуть).

     Во всех этих словах пишется ы после ц. Запомнили? А чтоб не забыли, я вам расскажу маленькое стихотворение, в которое входят все эти четыре слова

Цыган цыплёнка увидал,

Заиграл на скрипочке,

А цыплёнок услыхал –

Станцевал на цыпочках.

- А где ещё одно слово?

- Да, где цыц?

- Сейчас будет.

Цыц, ребята, не шуметь,

А то цыган собьётся,

Перестанет скрипка петь, наш урок сорвётся.

- Ну что, цыплята, вам всё понятно?

Прозвучал для вас, ребята,

Наш урок про ци и цы,

Кто не понял, те цыплята,

Кто запомнил, молодцы!

  1. Закрепление изученного
  1. Устный орфографический разбор.

Дети объясняют правописание слов, написанных на доске, пользуясь алгоритмом.

Учитель графически обозначает орфограмму.

Делегация, санкт-петербуржцы, циферблат, птицын хвост, смуглолицый, цыкнуть, репетиция, операционная.

  1. Предупредительное осложненное списывание.

Вставить пропущенные  буквы в слова, записанные на доске.

Рац..я, цариц..но зеркальце, афганц.., ц..гейка, ц..клон, ц..ганский, мультипликац..ионный фильм, взять под уздц…

Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом, потом вставляют пропущенную букву. Все пишут в тетрадях.

(Через проектор учитель высвечивает и объясняет лексическое значение слов: рация, цигейка, циклон.)

  1. Предупредительный распределительный словарно-смысловой диктант.

Узнать слова по лексическому значению и записать в два столбика.

(Перед записью учащиеся показывают сигнальную карточку и – ы)

  1. Точная выдержка из произведения. (Цитата)
  2. Коренной переворот в жизни общества. (Революция)
  3. Встать на кончики пальцев. (На цыпочки)
  4. Род перчаток  с отделением только для большого пальца. (Рукавицы)
  5. Человек, наблюдающий за порядком на улице. (Милиционер)
  6. Систематизированное собрание каких-либо предметов. (Коллекция)
  1. Словарная работа (знакомство с новым словом)

Порядок работы со словом:

  1. Учащиеся находят слово в орфографическом словаре.
  2. Слово проговаривается 2 раза орфографически.
  3. Учитель записывает слово на доске.
  4. Учащиеся записывают слово в тетради, подчеркивают орфограммы.
  5. Записывается лексическое значение слова.
  6. Сообщается этимология слова, называются «дальние родственники». (Коллега, коллектив)
  7. Подбираются однокоренные слова. (Коллекционный, коллекционировать, коллекционер)

  1. Объяснительный диктант

Посреди площадки в сквере росли акации. В город приехала делегация шахтёров. Циркуль – помощник человека с глубокой древности и до наших дней. Мы давно собирались всей семьёй пойти в цирк.

  1. Самостоятельная работа

Упражнение 336.

  1. Итог урока

- Что повторили сегодня?

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Какой этап урока показался самым интересным?

- Что было трудно?

* Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

   

    11. Домашнее задание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Правописание ы,и после ц"

Презентация к конспекту урока...

Конспект урока "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

Конспект урока изучения нового материала в 5 классе с использованием перфопапок....

Технологическая карта урока "Правописание мягкого знака после шипящих"

Мягкий знак после шипящих. Технолгическая карта урока....

Конспект урока "Правописание и, ы после ц"

Урок русского языка в 5 классе...

Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)

Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....

Конспект урока "Правописание Ь после шипящих" (технология развития критического мышления)

Механизм критического мышления включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их...