Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе.
материал по русскому языку (6 класс) по теме

Ашуров Сергей Шамсиевич

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе на тему: "Фразеологический калейдоскоп"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе

«ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Оборудование: 2 красочных конверта с заданиями, 2 упаковки фломастеров. 2 клеящих карандаша, 2 больших листа бумаги, стенды, на которых оформлены сообщения учащихся.

Играющие делятся на две команды.

В е д у щ и й.

Наша речь состоит не только из «кирпичиков» (слов), но и из «блоков» (словосочетаний). Часто в речи встречаются устойчивые словосочетания-фразеологизмы: бежать сломя голову, сесть в калошу, у черта на куличках, взяться за ум. Употребление фразеологизмов в речи делает ее яркой, убедительной. При помощи фразеологизмов можно сказать коротко о многом. Чем больше вы сегодня запомните фразеологизмов, узнаете значение устойчивых сочетаний, тем полезнее, значит, пройдет наша игра.

Конкурс 1 «Найди антоним»

Ведущий раздает командам листы с заданием: к каждому фразеологизму левой колонки найти противоположный по смыслу фразеологизм из правой колонки.

  1. На руках носить.                                         1.С открытой душой
  2. От доски до доски.                                      2. Своим горбом жить
  3. Камень за пазухой держать.                      3. Ворон считать.
  4. На чужой шее сидеть.                                 4. Держать в ежовых рукавицах.
  5. Лясы точить.                                                5. Воды в рот набрать.
  6. Держать ухо востро.                                   6. Не покладая рук.
  7. Сидеть сложа руки.                                    7. В руки взять.
  8. От рук отбиться.                                          8. С пятого на десятое.
  9. Во всю Ивановскую.                                   9. Держать язык за зубами.

Листы с выполненным заданием команды сдают жюри.

Конкурс 2 «Подбери синоним».

        Каждой команде вручают красочно оформленные конверты. В них на узких полосках бумаги напечатаны фразеологизмы. Ведущий называет основное значение фразеологизма, команда должна выбрать из напечатанных на узких полосках бумаги устойчивых сочетаний синонимичные и наклеить их на большой лист бумаги.

  1. Попасть в неловкое положение – попасть впросак, попасть в ловушку, сесть в калошу, сесть в лужу, попасть в переплет.
  2. Льстить, Хвалить безмерно – петь дифирамбы, курить Фимиам, возносить до небес.
  3. Маленький, незначительный человек – мелкая сошка, последняя спица в колеснице, божья коровка.
  4. Пойти по неправильному пути – катиться по наклонной плоскости, катиться под гору, пойти по скользкой дорожке, сбиться с пути истинного, отбиться от рук.
  5. Отгородиться от жизни – сидеть в четырех стенах, уйти в свою скорлупу, вариться в собственном соку, отгородиться китайской стеной.
  6. Заниматься пустыми разговорами – переливать из пустого в порожнее, точить лясы, разводить бобы.
  7. Идти по легкому пути – плыть по течению, идти по линии наименьшего сопротивления, идти по проторенной дорожке.
  8. Проявить явную несообразительность – заблудится в трех соснах, попасть пальцем в небо. Искать вчерашний день.
  9. Обмануть, ввести в заблуждение –втирать очки. Кривить душой, пускать пыль в глаза, обвести вокруг пальца.

10)Выдумка, неправда – мыльный пузырь, турусы на колесах, чудеса в решете, бабушкины сказки.

        Конкурс живописцев.

Ведущий показывает командам по очереди заранее сделанные ребятами рисунки, которые отражают содержание устойчивых сочетаний слов. Надо назвать фразеологизм.

Вылететь в трубу. Стоять на часах. С камнем на шее. Сидеть под замком. Заблудиться в трех соснах. Ахиллесова пята. Попасть пальцем в небо. По колено в воде.

        Конкурс «Путаница».

В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует заменить:

Крокодил в мешке. Как с совы вода. Утиная песня. Тигриная доля. Конское упрямство. Стреляный петух. Подложить барана. Барсучья услуга.

        Конкурс  «Кто больше?»

Ведущий называет слово. Команда должна назвать как можно больше фразеологизмов, в которых есть названное слово:

Нос ( с гулькин нос, совать нос не в свое дело, не видеть дальше своего носа, остаться с носом, нос к носу. Носом чует, повесить нос, зарубить на носу. Задирать нос , клевать носом); рука ( рука об руку. Рука руку моет. Разводить руками. Рука не поднимается, рука не дрогнет, прибирать к рукам,, чужими руками жар загребать); голова ( вбить в голову, намылить голову. Без царя в голове, вбить в голову. Терять голову. С больной головы на здоровую. С головы до ног, вскружить голову);глаз ( глаз выколи, говори в глаза, на глазах. Отводить глаза. С глазу на глаз); палец (палец в рот не клади, попасть пальцем в небо, обвести вокруг пальца, пальцем не тронуть, знать как свои пять пальцев, по пальцам модно перечесть).

        Конкурс оформителей.

Кто лучше оформит обложку книги о фразеологизмах.

Пока жюри подсчитывает баллы, набранные командами, ведущий знакомит учащихся с книгами по данной теме, имеющиеся в школьной библиотеке. В заключение ведущий называет самых результативных игроков, а победители получают призы.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку 6 класс

Русский язык поистине является одним из самых богатых и развитых языков мира. Это язык нашей культуры. Ведущая роль русского языка в РФ определяется его социальными функциями – это язык межнацио...

Внеклассное мероприятие по русскому языку 6 класс

Материалы к конкурсу по русскому языку в рамках предметной недели...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку

Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....