Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием методики КСО по Ривину-Дьяченко по теме "Лексика".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Мусагалиева Гульмира Ермуратовна

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме " Лексика"  с использованием методики КСО   "Взаимопередача темы". В работе представлены карточки-инструкции для организации деятельности учащихся на уроке в паре постоянного состава.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием методики «Взаимопередача темы»

Тема урока «Группы слов: однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы»

Планируемые результаты обучения:

1) предметные:

- знать определения однозначных и многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов;

- уметь отличать омонимы от многозначных слов, находить однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы в тексте, в словарях;

- уметь подбирать синонимы к данному слову, строить синонимический ряд, правильно употреблять однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы в речи;

2) метапредметные:

- уметь формулировать цель деятельности;

- планировать последовательность действий;

- осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

- строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

- владеть всеми видами речевой деятельности;

Тип урока -  урок усвоения новых знаний

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация Power Point.

Ход урока

  1. Оргмомент. Приветствие. (Запись даты в тетради)

Слайд 1. Дата.

                Классная работа.

  1. Игра «Третий лишний». Найдите лишнее слово, объясните свой выбор.

Слайд №2.

Звезда, самолёт, композитор (многозначное слово)

- Почему слово звезда лишнее? Объясните свой выбор.

2) Инсценирование  рассказа Н. Сладкова « Овсянка.

Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.

 -Люблю я овсянку!- добавила Надя.

 -И я люблю!- сказала Оля.

- Она желтая, красивая такая!

- И  вкусная, особенно с молоком!

- Как это вкусная? Как это с молоком?

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

- Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне  мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

Учитель:

- Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся)

- Вы знаете, как называются такие слова?

- Такие слова называются омонимами. (Учитель)

- Сегодня на уроке и  мы с вами познакомимся не только с однозначными и многозначными словами и омонимами, но и с другими группами слов, такими как синонимы и антонимы.

- Как бы вы формулировали тему нашего урока?

(Запись темы урока учениками в тетради.) Слайд №3.

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

(Формулировка  результатов урока  учащимися. Учитель корректирует ответы,  если это необходимо.)

УУД:

1) регулятивные - умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

2) познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения;

3) коммуникативные - умение точно, правильно и логично излагать свою точку зрения.

  1. Подготовка к изучению новой темы.

Слайд №4. Повторение пройденного материала по теме «Лексика.

Чтобы  знания  были  впрок    

Следует повторить прошлый  урок.

  1. Терминологический диктант.

- Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, называется _____

- Звуки речи делятся на ____________________________________________

- Раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах, называется _____________________________________

Способы обозначения звуков речи на письме изучает ___________________

- Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав, называется _________________________________________________________________

- В толковых  словарях разъясняется _________________________________

Слайд №5. ( Фонетика, гласные и согласные, орфоэпия, графика, лексика, лексическое значение.) Самопроверка.

УУД:

1) регулятивные - умение планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самооценку; самокоррекцию;

2) познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

3) коммуникативные - уметь точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи.

3. Изучение новой темы в парах постоянного состава с использованием методики «Взаимопередача темы».

     Задания одной карточки пара выполняет в течение одного урока, но, если понадобится, время следует добавить. Желающие могут работать над своей карточкой дома. При желании организовать тщательный промежуточный контроль учитель может собрать тетради на проверку, тогда у школьников не будет письменного домашнего задания, и следующий урок начнётся с корректировки обнаруженных недочётов в работе учащихся. Когда закончится работа над своей карточкой, начнётся следующий этап: смена пар взаимопередача тем.

     Возможный вариант посадки учащихся при взаимопередаче темы (при условии, что тема изучается сначала в  постоянной паре, т. е. учащиеся, сидящие вместе, работают с одинаковой карточкой): все сидящие за первыми партами получают карточку №1, все сидящие за вторыми партами – №2и т.д. Каждый ученик получает свою карточку. Когда работа в постоянных парах будет закончена, организуется смена пар: все сидящие слева остаются на месте, правый ряд по цепочке перемещается на одного человека вперёд, а первый ученик идёт за последнюю парту.

    Структура карточки может быть карточки может быть различной. В этом варианте в карточки включены теоретические вопросы, практические задания, в третьей части предлагаются задания для устного выполнения, которые не являются обязательными. Они предлагаются для того, чтобы ученики, закончившие всю работу по карточке, но ещё не получившие себе напарников, не оказались без дела и дополнительно потренировались в применении своих знаний. Также в карточке указан порядок работы в постоянной паре. Для организации  работы в сменной паре нужно выдать специальное руководство, памятку, алгоритм:

Алгоритм работы в сменной паре. (Карточка)

  1. Слева – «учитель»

1) «учитель» вписывает в тетрадь «ученику» № карточки, тему, примеры с комментариями, рассказывает теорию, объясняет примеры.

2) « учитель» ставит оценку «ученику» за знание теории и за объяснение примеров.

2. Слева – «ученик»

  1. Справа – «ученик»

1) «Ученик» следит за грамотностью записей, по учебнику следит за правильностью рассказа (объяснения), исправляет неточности, дополняет.

2) «ученик» пересказывает услышанное, проговаривает услышанное, проговаривает объяснение примеров.

2.Справа - «учитель»

Работают по вышеуказанному плану

3.Поменялись карточками и самостоятельно выполнили упражнения из новой карточки.

4.Сверили выполненные упражнения друг с другом и вернули карточки.

5.Сменили пару.

Карточка №1

Однозначные и многозначные слова

Внимательно прочитайте карточку и выясните у учителя всё, что непонятно по её содержанию.

        Запишите в свою тетрадь № карточки, тему.

  1. Теория и примеры

 Помогите друг другу выучить теорию. Подготовьтесь обучить этой теме товарищей. Для этого:

  1. Прочитайте материал для наблюдений под звёздочкой на стр.136,137. Ответьте на вопросы.
  2. Прочитайте правило на стр.137параграфа 65 по очереди  друг другу (один читает, второй следит по учебнику, потом меняетесь ролями).
  3. Запишите примеры однозначных и многозначных слов из упражнения под звёздочкой на стр.136.
  4. Дайте друг другу (по очереди) связный ответ об однозначных и многозначных словах по плану, поставьте на полях  оценку за рассказ и напишите свою фамилию.

План

1) какие слова называются однозначными и многозначными?

2) объясни записанные тобой примеры, подтверждая сказанное выше.

3)как найти в толковом словаре  однозначные и многозначные слова?

  1. Практическая работа

Выполните упражнения:

1) найдите в «Толковом словаре» (стр.288-296) два-три многозначных слова. Составьте с ними словосочетания, которые ясно показывали бы, в каком лексическом значении употреблено слово.

2) выполните упражнение331, 332, 334 (по заданию учебника).

  1. Дайте свою тетрадь учителю на проверку, а сами в это время перечитайте параграф 65и устно выполните упражнение 333.
  2. Переходите к  взаимопередаче  темы.

Карточка №2

Омонимы

Внимательно прочитайте карточку и выясните у учителя всё, что непонятно по её содержанию.

 Запишите в свою тетрадь № карточки, тему.

  1. Теория и примеры

 Помогите друг другу выучить теорию. Подготовьтесь обучить этой теме товарищей. Для этого:

  1. Прочитайте материал для наблюдений под звёздочкой на стр. 134. Ответьте на вопросы.
  2. Прочитайте правило на стр.135 параграфа 67 по очереди  друг другу (один читает, второй следит по учебнику, потом меняетесь ролями).
  3. Запишите примеры слов-омонимов из упражнения под звёздочкой на стр. 134.
  4. Дайте друг другу (по очереди) связный ответ об омонимах по плану, поставьте на полях  оценку за рассказ и напишите свою фамилию.

План

1) какие слова называются омонимами?

2) объясни записанный тобой пример, подтверждая сказанное выше.

3) как найти в толковом словаре слова-омонимы?

  1. Практическая работа

Выполните упражнения:

1) найдите в «Толковом словаре» (стр.288-296) три примера омонимов. Составьте с омонимами распространённые предложения. Подчеркните в них главные члены.

2) выполните упражнение345, 347 (по заданию учебника).

  1. Дайте свою тетрадь учителю на проверку, а сами в это время перечитайте параграф 67 и устно выполните упражнение 348.
  2. Переходите к  взаимопередаче  темы.

Карточка №3

Синонимы

Внимательно прочитайте карточку и выясните у учителя всё, что непонятно по её содержанию.

 Запишите в свою тетрадь № карточки, тему.

  1. Теория и примеры

Помогите друг другу выучить теорию. Подготовьтесь обучить этой теме товарищей. Для этого:

  1. Прочитайте материал для наблюдений на стр. 136-137, 139.
  2. Прочитайте правило на стр.137 параграфа 68 по очереди  друг другу (один читает, второй следит по учебнику, потом меняетесь ролями).
  3. Запишите примеры слов-синонимов из параграфа 68.
  4. Дайте друг другу (по очереди) связный ответ о синонимах по плану, поставьте на полях  оценку за рассказ и напишите свою фамилию.

План

1) какие слова называются синонимами?

2) объясни записанный тобой пример, подтверждая сказанное выше.

3) покажите на одном-двух примерах, что синонимы обозначают одно и то же, но по-разному?

4) с какой целью используются в речи синонимы?

  1. Практическая работа

     Выполните упражнения:

1) подберите синонимы к словам родина, охранять. Составьте предложения с двумя глаголами-синонимами.

2) выполните упражнения 351, 353 (по заданию учебника).

  1. Дайте свою тетрадь учителю на проверку, а сами в это время перечитайте параграф 68 и устно выполните упражнение 349, 356.
  2. Переходите к  взаимопередаче  темы.

Карточка №4

Антонимы

 Внимательно прочитайте карточку и выясните у учителя всё, что непонятно по её содержанию.

Запишите в свою тетрадь № карточки, тему.

1.Теория и примеры

 Помогите друг другу выучить теорию. Подготовьтесь обучить этой теме товарищей. Для этого:

  1. Прочитайте материал для наблюдений под звёздочкой на стр. 140. Ответьте на вопросы.
  2. Прочитайте правило на стр.141 параграфа 69 по очереди  друг другу (один читает, второй следит по учебнику, потом меняетесь ролями).
  3. Запишите предложения из упражнения под звёздочкой на стр. 134.
  4. Дайте друг другу (по очереди) связный ответ об антонимах по плану, поставьте на полях  оценку за рассказ и напишите свою фамилию.

План

1) какие слова называются антонимами?

2) объясни записанный тобой пример, подтверждая сказанное выше.

2. Практическая работа

     Выполните упражнения:

1)подберите антонимы к словам, запишите.

Ранний-поздний, широкий-..., белый-..., яркий- ..., жара-..., близко-..., горячий-..., вверх-..., нагреть-..., бледный-..., высокий-..., короткий-..., утро-..., молодой-..., любить-..., шум-..., здоровье-... .

2)выполните упражнения 360 (по заданию учебника).

3. Дайте свою тетрадь учителю на проверку, а сами в это время перечитайте параграф 69 и устно выполните упражнение 361.

4. Переходите к  взаимопередаче  темы.

УУД:

1) регулятивные - умение планировать последовательность действий;

2) познавательные -  умение определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, систематизировать информацию;

3) коммуникативные - адекватно воспринимать устную и письменную речь, соблюдать в процессе коммуникации нормы устной  и письменной речи.

4. Подведение итогов. Слайд №6.

- Ребята, что вы делали на уроке?

- Как мы повторяли изученный материал по теме?

- Зачем мы это делали?

5. Задание на дом. Слайд 7.

По группам:

Выучить определения:

1) параграф 65, упр. 335.

2) параграф 67, найти загадки со словами-омонимами;

3) параграф 68, устное сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»;

4) параграф 69, подобрать слова для игры «Наоборот».



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе

Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика»

Планируемые результаты обучения:

1)предметные:

-знать морфемный состав слова;

-уметь различать однокоренные слова и формы слова;

- уметь образовывать с помощью морфем новые слова;

-находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии (орфограммы в приставках, буквы о-а в корнях лаг-лож, раст-ращ-рос, буквы ё-о после шипящих в корне, буквы и-ы после ц).

2) метапредметные:

- уметь формулировать цель деятельности;

- планировать последовательность действий;

- осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

- строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

- владеть всеми видами речевой деятельности;

Тип урока -  повторительно-обобщающий

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация Power Point.

Ход урока

  1. Оргмомент. Приветствие. (Запись даты в тетради)

Слайд 1. Дата.

                Классная работа.

                              Слайд 2. Эпиграф к уроку: Слово делится на части,

                                             Ах, какое это счастье!

                                                           Может каждый грамотей

                                                            Делать слово из частей.

- Ребята, как вы думаете, о чём идёт речь в этой загадке? (О морфемах)

- В каком разделе науки о языке мы изучали части слова – морфемы? (Морфемика)

- Ребята, сегодня мы завершаем изучение данного раздела, но снова мы к нему вернёмся в 6 классе. Попробуйте сами сформулировать тему  урока.  (Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика».)

Слайд №3.Систематизация и обобщение  изученного по теме «Морфемика».

(Запись темы учащимися в тетради.)

- Ребята, какими будут цели нашего урока? (Дети определяют результаты урока. Учитель  корректирует   ответы учеников после их выступления, если это необходимо.)

УУД:

1)регулятивные - умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

2) познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения;

3)коммуникативные - умение точно, правильно и логично излагать свою точку зрения.  

  1. Подготовка к обобщению понятий, правил.

- Давайте вспомним изученное. Какие вы знаете морфемы? Для чего они служат?

1)Игра «Составь слово». (Школьники должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы.)

Обговорить – приставку, думать – корень, читать – суффикс, петь – окончание. (Обдумать) Слайд 4. Самопроверка.

2) Игра « Найди лишнее слово». Слайд 5.

1. Трава, справа, написала, красива.

2. Лесной, лесного, лесник, лесным.

3. Перелесок, передатчик, переделка, переделал.

УУД:

  1. регулятивные - умение планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самооценку; самокоррекцию;

2)познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами; 

3)коммуникативные - уметь точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи.

  1. Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.

  1. Взаимодиктант в парах постоянного состава - использование технологии «Коллективный способ обучения» (по А. Г. Ривину – В. К. Дьяченко).

Во время работы каждый ученик получает свою карточку с текстом. (Приложение №1)

Алгоритм работы при использовании методики «Взаимодиктант». Слайд 6.

  1. Один ученик из пары читает слова, другой пишет.
  2. Второй ученик, кто перед этим писал, читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.
  3.  Каждый берёт тетрадь своего соседа (партнёра) и, не заглядывая в карточку, проверяет диктант.
  4. Ученики открывают карточки и по ним проверяют вторично (работая вместе) – сначала один диктант, потом второй.
  5. Ребята устно разбирают ошибки.
  6. Каждый ученик в своей тетради выполняет работу над ошибками (своими).
  7. Ученики снова берут тетради друг у друга, ещё раз всё просматривают и ставят свои подписи («Проверял Петров»).
  8. Они обмениваются карточками и переходят к другому партнёру.

      Новому партнёру диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Таким образом, над диктантом каждый ученик работает дважды: один раз он пишет сам и делает под контролем товарища разбор допущенных ошибок; другой раз он диктует этот текст, проверяет, слушает разбор ошибок, ставит свою оценку. Закончив работу со вторым партнёром, участники обмениваются карточками и расходятся, чтобы приступить к работе с третьим партнёром, и т.д.

Тексты для проведения взаимодиктанта в паре постоянного состава

          Карточка №1

Вырастить крыжовник, сдать отчёт, предлагать шоколад, чертить    циркулем, разгадать загадку, проложить тропинку в зарослях, шёлковый костюм.

Карточка №2

Отрастить чёлку, красивый капюшон, средний возраст, предлагать дружбу, встать на цыпочки, раздать тетради, крепкое здоровье, предложение.

          Карточка №3

Чёрствый человек, прослушать лекцию, южные растения, предложить работу, вскрикнуть от боли, расположиться на циновке, ровный шов, росток.

          Карточка №4

Опытный шофёр, сберегли растение, вырастить цыплят, красивое здание, рассмотреть таблицу, маленькая щёлка, получить консультацию, жокей.

Карточка №5

Правильно написать цифры, слабый росточек, изложить содержание, богатая растительность, мягкая щётка, сдать тетрадь, предлагать решение.

Карточка №6

Расположиться на отдых, заросли камыша, спеть цыганскую песню, неясный шёпот, крепкое здоровье, выращивать цветы, заболеть цингой.

Карточка №7

Полагаться на друзей, простое предложение, жонглёр цирка, отрасль науки, распорядок дня, тяжёлая ситуация, разрастаются розы, шорох.

          Карточка №8

          Чёрный плащ, молодая поросль, возлагать на помощников, сильный            

          циклон, мамина расчёска, секция футбола, овцы, шоколадная конфета.

  1. Прочитайте слова. Что их объединяет? Вставьте пропущенные буквы, распределите слова в соответствующие графы «слепой» таблицы  «Орфограммы в приставках». Озаглавьте пустые заголовки таблицы. Какие слова вы не впишите в таблицу?  (Самостоятельная работа.)

Слайд 7.

З..работать, ра..дать, п..терять,  ..дать, ра..бить, ..десь, ра..пустить,

по..писать, ..доровье, ра..толкать, ..бить, бе..шумный, ра..гадать, ..дание.

(Таблица начерчена на доске)

Проверка задания. Отвечают 3 ученика, заполняют таблицу, комментируя орфограмму.  

Орфограммы в приставках

Неизменяемые приставки

Буквы з и с на конце приставок

Приставка на -з

Приставка на -с

Заработать

Потерять

Сдать

Подписать

Сбить

Раздать

Разбить

Разгадать

Распустить

Растолкать

Бесшумный

Здесь, здоровье, здание (в этих словах з входит в корень)

  1. Задание «Угадай словечко!» Слайды 8- 9.

По лексическому значению узнать слово, записать его, пояснив написание, обозначить орфограмму.

  1. Частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли).
  2. Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок (шёпот).
  3. Инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах (циркуль).
  4. Число, которое складывают с  другим с помощью сложения. (Слагаемое).
  5. Отдельная область производства, науки (отрасль).
  6. Профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей).
  7. Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть).
  8. Стебель растения в самом начале его развития (росток).
  9. Основной закон государства (конституция).

УУД:

1)регулятивные - умение планировать последовательность действий;

2)познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие тезис;

3) коммуникативные - умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками по ходу выполнения задания, соблюдать правила речевого этикета.

4. Работа с  деформированным текстом.  (Работа в постоянных группах. Каждая группа получает карточку с заданием.)

Группа А.

     В..сеннее со..нце всё сильней пригревает. Снег ещё лежит, но на пригорках, которые чаще других л..скают тёплые лучи, уже п..явились проталинки. З..мелькали тут и там ж..лтенькие цв..тки мать-и-мачех.. .

1) Прочитайте текст. Определите тему текста.

2) Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, обозначьте  графически орфограммы. Сгруппируйте их.

3) Найдите слова с суффиксами с уменьшительно-ласкательным значением.

Группа Б.

         В лесу

Я с утра в лесу гуляю:

От р..сы я весь пр..мок.

Но зато теперь я знаю

Про берё..ку и про мох,

Про м..лину,

Ежевику, про ежа и про ежиху,

 У  которых за ежат

Все иголоч(?)ки  др..жат.

  1. Перепишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, графически обозначьте орфограммы.
  2. Объясните знаки препинания в предложении с однородными членами.
  3. В каком значении употребляется глагол дрожать?
  4. Разберите по составу однокоренные слова ежиха и ежата. Объясните значение суффиксов.

Группа С.

       Котофей

(В)гости ед..т Котофей

П..гоняет л..шадей.

Он в..зёт (с)собой к..тят:

Пусть их тоже уг..стят.

  1. Перепишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, графически обозначьте орфограммы.
  2. Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их графически.
  3. Найдите однокоренные слова, запишите их в столбики, дополните запись своими однокоренными словами.

( Проверка работы каждой группы.  Выступают представители от групп, остальные слушают, после выступления, если необходимо корректируют.)

УУД: 

1) регулятивные - умение планировать последовательность действий;

2)познавательные -  умение определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, систематизировать информацию;

3)коммуникативные - адекватно воспринимать устную и письменную речь, соблюдать в процессе коммуникации нормы устной  и письменной речи.

 5. Подведение итогов. Слайд 10.

- Ребята, что вы делали на уроке?

- Как мы повторяли изученный материал по теме?

- Зачем мы это делали?

6. Задание на дом. Слайд 11.

 На выбор:

  1. Упр. 452.
  2. Подобрать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с изученными орфограммами в разделе «Морфемика».
  3. Написать сочинение на свободную тему с использованием чередующихся гласных  в корне  слова.

          Тексты для проведения взаимодиктанта в паре постоянного состава

          Карточка №1

Вырастить крыжовник, сдать отчёт, предлагать шоколад, чертить    циркулем, разгадать загадку, проложить тропинку в зарослях, шёлковый костюм.

Карточка №2

Отрастить чёлку, красивый капюшон, средний возраст, предлагать дружбу, встать на цыпочки, раздать тетради, крепкое здоровье, предложение.

          Карточка №3

Чёрствый человек, прослушать лекцию, южные растения, предложить работу, вскрикнуть от боли, расположиться на циновке, ровный шов, росток.

          Карточка №4

Опытный шофёр, сберегли растение, вырастить цыплят, красивое здание, рассмотреть таблицу, маленькая щёлка, получить консультацию, жокей.

Карточка №5

Правильно написать цифры, слабый росточек, изложить содержание, богатая растительность, мягкая щётка, сдать тетрадь, предлагать решение.

Карточка №6

Расположиться на отдых, заросли камыша, спеть цыганскую песню, неясный шёпот, крепкое здоровье, выращивать цветы, заболеть цингой.

Карточка №7

Полагаться на друзей, простое предложение, жонглёр цирка, отрасль науки, распорядок дня, тяжёлая ситуация, разрастаются розы, шорох.

          Карточка №8

          Чёрный плащ, молодая поросль, возлагать на помощников, сильный            

          циклон, мамина расчёска, секция футбола, овцы, шоколадная конфета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Две надцатое февраля. Классная работа.

Слайд 2

Слово делится на части Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей

Слайд 3

Систематизация и обобщение изученного по теме « Морфемика ».

Слайд 4

Проверь себя! Обдумать

Слайд 5

Игра « Найди лишнее слово» 1 . Трава , справа, написала, красива. 2. Лесной, лесного, лесник, лесным. 3. Перелесок, передатчик, переделка, переделал.

Слайд 6

Самостоятельная работа З..работать, ра ..дать, п..терять, ..дать, ра ..бить, .. десь , ра ..пустить, по..писать, .. доровье , ра ..толкать, ..бить, бе ..шумный, ра ..гадать, .. дание .

Слайд 7

«Угадай словечко!» Частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок Инструмент для вычерчивания окружности Число, которое складывают с другим с помощью сложения Отдельная область производства, науки Заросли Шёпот Циркуль Слагаемое Отрасль ( искл .)

Слайд 8

Профессиональный наездник на скачках, бегах Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой Стебель растения в самом начале его развития Основной закон государства Жокей Цыкнуть ( искл .) Росток ( искл .) Конституция

Слайд 9

Взаимодиктант Алгоритм работы Один ученик из пары читает слова, другой пишет. Второй ученик, т. е. тот, кто перед этим писал, читает, а первый, прежде диктовавший, пишет. Каждый берёт тетрадь своего соседа (партнёра) и , не заглядывая в карточку, проверяет диктант. Ученики открывают карточки и по ним проверяют вторично (работая вместе) – сначала один диктант, потом второй. Ребята устно разбирают ошибки. Каждый ученик в своей тетради выполняет работу над ошибками (своими). Ученики снова берут тетради друг у друга, ещё раз всё просматривают и ставят свои подписи («Проверял Петров»). Взаимооценка работ.

Слайд 10

Подведём итоги - Ребята, что вы делали на уроке? - Как мы повторяли изученный материал по теме? - Зачем мы это делали?

Слайд 11

Задание на дом На выбор: Упр. 452. Подобрать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с изученными орфограммами в разделе « Морфемика ». Написать сочинение на свободную тему с использованием чередующихся гласных в корне слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования

Происходящий в настоящее время переход  к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения межд...