ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Добрякова Галина Николаевна

Содержит материалы, с помощью которых ребята учатся передавать красоту окружающего мира, расширять словарный запас

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

6 класс

Учитель:  Добрякова  Г.Н.

Тема:   Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям.

Оборудование:   иллюстрации картин К. Коровина, Н. Ромадина, Л.Бродской, музыкальное оформление П.И.Чайковский «Времена года», рисунки учеников, таблица.

Учитель: В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки:

«Мороз и солнце, день чудесный!»

«Под голубыми небесами

  Великолепными коврами,

  Блестя на солнце, снег лежит…»                 

                                                А.С. Пушкин

«Снег да снег. Всю избу занесло.

  Снег белеет кругом по колено.

  Так морозно, свежо и бело!»

                                                А.Блок

Демонстрация слайдов.

Давайте же отправимся в путешествие по этому белоснежному, беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника. Пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.

На фоне музыки  (пьеса «Декабрь» из цикла П.И. Чайковского «Времена года») учитель читает отрывок из «Разговора о снеге» Б. Петрова:

«…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурочка, снежень, снеговик… снега во всю Россию…

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представляются вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островками…

Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию».

Цель урока: Вот и мы с вами постараемся сегодня на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.

        Тема сочинения, над которой вы будете работать, «Снег да снег…»

По моей просьбе вы наблюдали за снегом. То, что вы увидели в заснеженном городе, парке, лесу, запечатлели на своих рисунках, которые помещены на нашей выставке. Поделитесь своими наблюдениями.

- Каков же снег?

- Всегда ли он одинаков?

- От чего зависит состояние, вид снега?

(Ребята делятся своими впечатлениями от увиденного в окружающем мире. Говорят о том, что состояние и вид снега зависят от времени года, времени суток, погоды).

Учитель: Перевернем странички зимы назад и вспомним самое начало её.

(На фоне музыки П.И. Чайковского и слайдов звучит монтаж о первом снеге, заранее подготовленный учащимися).

        Еще заря не встала над селом

        Еще лежат в саду десятки теней

        Еще блистает лунным серебром

        Замерзший мир деревьев и растений.

        Какая ранняя и звонкая зима!

        Еще вчера был день прозрачно-синий,

        Но за ночь вдруг сошел с ума,

        И выпал снег, и лег на листья иней.

                                                Н. Заболоцкий

1 ученик:     Утром кот принес на лапках

                       Первый снег! Первый снег!

                          Он имеет вкус и запах

                      Первый снег! Первый снег!

2 ученик:         Он кружится, легкий, новый

                У ребят над головой

                Он успел платок пуховый

                Расстелить над мостовой.                     (Я. Аким)

3 ученик:        Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаился по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.

4 ученик:        Первый снег. Он лежит словно просто для красоты чтобы лишь подчеркнуть, как черна напитавшаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает… Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке…                         (С. Иванов)

5 ученик:        Спит первый снег

        Открыт букварь зимы.

        Его еще не прочитали мы.

        Но вот уже на первую страницу

        Вспорхнула пестрой буковкой синица

        Она звенит как маленький звонок.

        Как будто первый начался урок            (А. Горбунова)

Класс отвечает на вопросы:

  1. Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?
  2. Почему он робок и тих?
  3. Какие еще слова и показались вам интересными, необходимыми?

Учитель: Так было в начале зимы. Мы с вами живем в её середине. Что же вы увидели, проводя наблюдения за снегом? Каков январский снег?  (Учащиеся делятся своими наблюдениями).

        А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов, чьи наблюдения, из серии «Каким бывает снег?» мы сегодня уже слышали. «Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья…

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Но потом выйдешь и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых руковиц… Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото».

- Каким же увидел автор январский снег?

- Что показалось вам интересным в данной зарисовке?

(Ответы учащихся)

Учитель: А теперь посмотрим на снег глазами художника. На уроках изобразительного искусства вы знакомились с цветовой гаммой красок. Уже знаете о теплых и холодных тонах, оттенках цвета. В своем сочинении вы можете использовать подбор цветовой лексики, которую вы видите на доске. (Таблица)

        Прочитайте и ответьте на вопрос:

- Какой частью речи являются эти слова?

- Значение каких прилагательных вам не понятны? Справьтесь о значении слов в «Толковом словаре»

Опаловый – бледный – стекловидный

Лазурный – светло-синий

Бирюзовый – зеленовато-голубой

Сапфировый – синий или голубой

Лиловый – фиолетовый (цвет фиалки, сирени)

Багровый – темно-красный

        Давайте попробуем, используя эти прилагательные, описать снег на предложенных вам картинках известных художников: К. Коровина, Н. Ромадина, Л.Бродской.

- Вспомните, как пишутся сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета?

- Какое значение слову придает суффикс – оват, - еват?

    (Учащиеся приводят примеры)

Молочный

Жемчужный

Белый

Опаловый

Небесный

Голубой

Светло -

Лазурный

Темно -

Бирюзовый

Ярко -

Нежно -

Пепельный

Серый

Серебристый

Зеленый

сапфировый

Синий

Фиолетовый

Лиловый

Сиреневый

розовый

        

Учитель: Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужные слова, чтобы передать собственные впечатления, поделиться с читающим и слушающим своим настроением. Давайте поможем в этом поиске друг другу, обогатим нашу речь используя находки мастеров слова.

- Что делает нашу речь выразительной?

   (использование в речи сравнений, олицетворений, эпитетов)

- Какие сравнения, олицетворения, эпитеты встретились вам в стихотворениях и рассказах о снеге?

- Что еще обогащает и разнообразит нашу речь?                    (синонимы)

- Подберите синонимы к слову блестеть (блистать, искриться, сверкать, переливаться всеми цветами радуги, светиться, сиять и  т.д.)

- Чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли мы обращаемся к плану. Вы можете использовать план, предложенный вашему вниманию на доске, можете создать свой.

                Снег да снег…

                Как зима беспредельна.

                                        Н. Матвеева

1. «Здравствуй, гостья-зима»!

2. «Снег да снег кругом…»

        а) Снежное покрывало

        б)  Снег на деревьях и домах

        в)  Снежные забавы

3. «Прошла её пора…»

Ребята пишут сочинение на черновиках.

Домашнее задание:  закончить работу на черновиках, отредактировать и переписать в тетради по развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению – описанию предмета или интерьера по личным впечатлениям в 6 классе

Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, уяснить жаноровые особенности сочинения-описания, учить отбирать материал к сочинению...

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

«ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»

Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ- ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ «СНЕГ ДА СНЕГ….. КАК ЗИМА БЕСПРЕДЕЛЬНА!»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ  ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ...

Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям. 5 кл.

Конспект урока врусского языка в 5 классе...

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 6 классе и направлена на развитие речи учащихся. Предусматривается написание сочинения дома, а на втором уроке проводитс...

Открытый урок по теме: "Подготовка к сочинению-описанию животного на основе личных впечатлений"

Тема:  Подготовка к сочинению-описанию  животного на основе личных впечатленийТип урока: Урок развития речи с применением технологии смыслового чтения.Цель урока: Цели урока:1. Познавательны...