Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям. 5 кл.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока врусского языка в 5 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_soch-opisanie_po_lich_vpech3.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

1. Автор проекта:  Котова Лариса Юрьевна , Московская обл., г.Химки,  преподаватель русского языка и литературы  МБОУ СОШ № 18

 2. Предмет: русский язык

3.Класс: 5
4. Тема урока:
 Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям 

5. Цель урока: 

повторение и обобщение теоретических знаний по конструированию текста-описания.

6. Задачи урока:  

Формировать умение строить речевое высказывание и составлять план текста описания; 
Организовать подготовку учащихся к сбору материала для сочинения-описания по личным впечатлениям
 
Продолжить обучение учащихся самостоятельно работать с материалом, планировать, корректировать и оценивать свою работу;
 
Создать условия для развития эмоционально-ценностного отношения учащихся к окружающему

7. Планируемые образовательные результаты: 

Учащиеся подберут материал для сочинения-описания, отберут языковые средства для создания собственного текста-описания;
составят план текста-описания по личным впечатлениям, примут участие в групповой работе, оценят и отредактируют планы;

напишут фрагменты сочинения-описания.


8. Содержание урока:


Этап урока


Содержание

Виды деятельности учащихся


1. Вводный (организационно-мотивационный) этап

  1. Вступительное слово учителя.

- Найдите ответ к загадке:

   Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

  Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

  Он на солнышке румяный, под луною голубой.

  Он за ворот и в карманы залетает сам собой.

- Как вы определили, что речь идет о снеге?

Слушание

Учащиеся отгадывают загадку.

(Снег)

  1. Вспомните загадку и догадайтесь, что нам сегодня предстоит описывать?

(Слайд 1)

- В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснёшься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки: «Мороз и солнце; день чудесный!»;

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит».

-Кто автор этих строк?

-Какая часть речи помогла вам отгадать загадку и помогла автору в описании?

      3.  Каковы цели нашего урока?

(Научиться передавать красоту окружающего мира, находить слова, достойные  того, чтобы выражать его неповторимость).

- Отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному царству зимы и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, внимательный взгляд натуралиста, зоркий взгляд художника; пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.

Тема урока: Сочинение-описание зимы, снега

Определили роль глаголов и имен прилагательных в тексте загадки: они называют действия и признаки предмета, о котором идет речь, и помогают  определить его.

Научиться передавать красоту окружающего мира, находить слова,  чтобы выразить его неповторимость.

2.  Учебная задача
 Подготовка к сочинению-описанию

1. Работа с текстом. Звучит  пьеса «Тройка» (Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель») (Слайд 2)

  Учитель читает отрывок из «Разговора о снеге» Б. Петрова:

Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.

  Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные

поля с тёмными лесными островами…

  Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию.

- Какие однокоренные слова к слову «снег» подбирает автор этого текста?

- Какие ощущения вызывают у него эти слова?

2. Беседа по личным наблюдениям.

- По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями.

- Каков же снег?

- Всегда ли он одинаков?

- Отчего зависит состояние, вид снега? (Слайд 3)

3. Литературный рассказ о первом снеге.

- Перевернем странички зимы назад и вспомним самое начало её. Определите, какие выразительные средства языка использовали авторы этих текстов. На фоне «Вальса» (музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель») (Слайд 4) звучат стихотворения о первом снеге, заранее подготовленные учащимися.

- Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?

- Почему он робок и тих?

- Какие ещё слова и выражения вам показались интересными, необычными?

- Какие выразительные средства языка использовали авторы этих текстов?

- Так было в начале зимы. Мы с вами живем в её середине. Чем отличается снег сейчас от первого? Что же вы увидели, проводя по моей просьбе наблюдения за снегом?

(Слайды 5,6)

4. Работа с текстом.

- А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов, чьи наблюдения из серии «Каким бывает снег?»  (Слайд 7)  вы уже слышали: «Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья…

  Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья…  Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна!

  Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц…  Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

  Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото…  (Слайд 8)

- Каким же увидел автор январский снег? Сравните с описаниями первого снега.

- Что ещё показалось вам интересным в этой зарисовке?

- Какие выразительные средства языка использовал автор?

- А каким становится снег весной?

  (Слайд 9)

5. Словарная работа.

  Анализ таблицы «Снежные слова».

Цвет, краски

Снежный покров на взгляд и ощупь

Звуки

- Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться своим настроением. Чтобы и наша речь стала богатой, мы будем использовать находки мастеров слова. А чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Я предлагаю вам свой план, но вы можете создать свой. (Слайд 10)

 На партах у каждого лежат таблицы.    

  По ходу урока заполняют её словами и фразами для передачи цвета, красок снега; снежный покров на взгляд и на ощупь; звуки.

Слушают товарищей, заполняют таблицу.

Утром кот принес на лапках

Первый снег! Первый снег!

Он имеет вкус и запах,

Первый снег! Первый снег!

Он кружится, легкий, новый

У ребят над головой,

Он успел платок пуховый

Расстелить на мостовой… (Я. Аким)

Спит первый снег.

Открыт букварь зимы.

Его ещё не прочитали мы.

Но вот уже на первую страницу

Вспорхнула пестрой буковкой синица.

Она звенит, как маленький звонок.

Как будто первый начался урок…

(А. Горбунова)

   Первый снег. Он лежит словно для красоты – чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает… Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке…   (С. Иванов)

Ребята делятся своими наблюдениями, рассказывают, что они увидели в заснеженном лесу, слушают товарищей, заполняют таблицу.

Слушают текст, отбирают нужное. Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы.

  Зачитывают подобранные отрывки художественных текстов. Заполняют таблицу.

  Нетронутая белизна снега, сиреневый, золотисто-розовый, голубой, густо-синий в тени, опаловый в лунную ночь, переливающийся звёздами, ослепительно блестящий на солнце…

 

Воздушно-лёгкие снега, воздушная пышность, глубокий, хрупкий, ноздреватый, рыхлый, пушистый, зернистый…

 

 Сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки, звенел, хрустел…

 

3. Результат работы

1. Составление плана сочинения.

- Я предлагаю вам разделиться на группы по 4 человека. В группах обсудите, с чего можно начать сочинение, что будет в основной части, как закончить работу.  

- На листах составьте примерный план сочинения.

- На черновиках составьте, запишите несколько предложений по теме.

- Подумайте, в какой части сочинения будет расположен ваш фрагмент.

 

  Работа в группах, разработка плана сочинения.

 

 Пишут индивидуальные творческие работы, зарисовки по теме.

 

4. Обсуждение планов сочинения

1.Обсуждение групповой работы по составлению планов.

  Каждая группа зачитывает составленный план, другие учащиеся обсуждают, корректируют, вносят предложения.

  Слушаем мини-сочинения. Обсуждаем. Советуем, как улучшить.

  Слушают работы товарищей, корректируют составленные планы.

5. Заключительный (оценочно-рефлексивный)

  Д. З.

- Напишите дома черновик сочинения.

- Что мы делали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?

- Что показалось трудным на уроке?

- Достаточно ли  вам материала для написания сочинения? (Слайд 11)

  Научились: отбирать материал к сочинению, заполнять таблицу, составлять план сочинения, самостоятельно работать с художественной литературой, работать в группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению – описанию предмета или интерьера по личным впечатлениям в 6 классе

Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, уяснить жаноровые особенности сочинения-описания, учить отбирать материал к сочинению...

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ

Содержит материалы, с помощью которых ребята учатся передавать красоту окружающего мира, расширять словарный запас...

«ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»

Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ- ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ «СНЕГ ДА СНЕГ….. КАК ЗИМА БЕСПРЕДЕЛЬНА!»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ  ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ...

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 6 классе и направлена на развитие речи учащихся. Предусматривается написание сочинения дома, а на втором уроке проводитс...

Открытый урок по теме: "Подготовка к сочинению-описанию животного на основе личных впечатлений"

Тема:  Подготовка к сочинению-описанию  животного на основе личных впечатленийТип урока: Урок развития речи с применением технологии смыслового чтения.Цель урока: Цели урока:1. Познавательны...